Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы и предложения. Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью любой экономической системы






Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью любой экономической системы. Малые предприятия заполняют те сферы, где большой бизнес неэффективен, а малое производство - целесообразно с экономической точки зрения.

Становление малого бизнеса является жизненно условием реформирования украинской экономики. Малое предпринимательство способно обеспечить структурную перестройку экономики, создать новые рабочие места, способствовать процессам приватизации и демократизации. Развитие МП является гарантом неотвратимости отечественных рыночных преобразований.

Сегодня положение отечественного малого бизнеса является крайне сложным и требует немедленного решения. Малые предприятия вынуждены действовать в реалиях кризисной экономики: они страдают от чрезмерного налогообложения, недостатка кредитных источников, административных притеснений, и других негативных явлений, сопровождающих процессы реформирования в стране. Малое предпринимательство, как уязвимый сектор экономики, не получает надлежащей защиты и поддержки государства. Результатом этих трудностей является массовый уход МП в теневой сектор, усиление уголовных тенденций в бизнесе и т.д.

Сектор малого бизнеса в Украине еще недостаточно развит. Наблюдается повышенная концентрация МП в торговле, материально-техническом снабжении и общественном питании, то есть отраслях с быстрой окупаемостью капитала. Существует тенденция к уменьшению количества МП в промышленности. По официальной статистике больше МП находится в коллективной собственности (65%), частными являются 31% и государственными - 0, 9%. В региональном разрезе МП расположены чрезвычайно неравномерно.

Немедленных изменений требует налоговая ситуация. Необходимо реформировать налоговую систему для всех предприятий: уменьшить налоговое давление путем снижения налогов на заработную плату, НДС, таможенных пошлин на импортируемую продукцию, уменьшить количество налогов и различных платежей; превратить налоговую систему в стимулирующий фактор развития малого бизнеса. Действие Указа Президента относительно льготного налогообложения микропредприятий нужно распространить на все малые предприятия. Право на единый льготный налог должны иметь не только микропредприятия, но и другие субъекты малого бизнеса. Однако, это право целесообразно оставить для микропредприятий на неограниченное время, а для малых предприятий лимитировать его действие первых двух-трех лет деятельности.

МП находятся в сложной финансовой ситуации. Проблема получения финансирования для бизнеса является существенным фактором, сдерживающим появление новых хозяйственных единиц и расширения уже существующего бизнеса.

Однако в условиях хронического недостатка государственных средств и экономической нестабильности говорить о финансовой поддержке малого бизнеса еще рано. Такие меры государственной поддержки малого предпринимательства, как создание фондов финансирования, выделения льготных государственных кредитов, гарантирования займов для МП, без успеха в современной экономической ситуации. В Украине еще не сложились оптимальные предпосылки для эффективного использования льготных кредитов. Эти меры финансовой помощи могут " заработать" только в экономике, достигшего определенной стабильности.

Малая приватизация не дала значительный толчок развитию малого предпринимательства в Украине. Эффективность приватизационного процесса была значительно подорвана его медленными темпами, многими ограничениями по выкупу и последующей эксплуатации объектов. В результате многие объекты стали собственностью тех, кто не способен ими управлять.

При дальнейшем проведении малой приватизации необходимо больше применять конкурентные методы продажи объектов, ликвидировать необоснованные ограничения и использовать только те, которые являются экономически целесообразными и т.д.

На сегодня эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства в Украине не существует. Существенным недостатком всех неудачных попыток становления действенной системы государственной поддержки МП является медленное осуществление радикальных экономических преобразований. Первоочередной целью поддержки должно быть не решение конкретных проблем МП, а обеспечение благоприятных общих условий для развития предпринимательства. Именно такая политика может быть эффективным стимулятором становления малого бизнеса в Украине.

Несмотря на значительные различия в численности населения и размерам территории современные проблемы экономического характера для Украины и Иордании оказались очень похожими. Существенную роль в их решении должны сыграть развитие малого предпринимательства и создания для этого соответствующих организационно-экономических условий. Для всестороннего развития малого предпринимательства в Украине необходимы (так же как и в Иордании) создание соответствующей нормативно-правовой базы, которая бы обеспечивала свободное развитие этих сфер экономики и составляла законодательную основу создания организационно -экономических условий реализации конституционно закрепленной свободы предпринимательства.

Необходима разработка и реализация общегосударственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в приоритетных направлениях на основе конкретных инвестиционных проектов за счет государственных и местных источников финансирования; дальнейшее развитие и совершенствование рыночной инфраструктуры, которая бы обеспечивала поддержку и функционирования в первую очередь малого и среднего бизнеса; создание необходимых условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Необходимо четкое определение статуса и функций системы центральных и региональных органов государственного управления, которые проводят государственную политику поддержки и координации развития предпринимательства, и в первую очередь малого и среднего предпринимательства, обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, занимающихся формированием и реализацией государственной и региональной политики развития предпринимательства, использованием международной финансовой и технической помощи с учетом заинтересованности предпринимательских структур.

В общем виде инфраструктура малого бизнеса представляет собой совокупность предприятий, учреждений, организаций и учреждений, которые непосредственно обеспечивают условия жизнедеятельности, воспроизводства и существования малого бизнеса в целом. Комплексная поддержка малого бизнеса должна иметь в составе: информационное обеспечение, в том числе рекламу, подготовку кадров (общую и профессиональную) профориентацию; отбор и продвижение бизнес - проектов; консалтинг (экономическое, управленческое, техническое обеспечение); маркетинговое обеспечение (сбыт); лизинг; инжиниринг, поиск инвесторов, получение кредитов, страхование; гарантии и контроля для инвесторов, получение государственных контрактов и субподрядов; запуск системы малых подрядов.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться. Хотелось бы верить, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Итак, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом, что обеспечивает органическую смычку производственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение длительного перехода. Потому, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложении ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование рынка.

Список использованной литературы

1. Зиадат М. Структура бизнес-инкубатора как инновационная программа развития малого предпринимательства //Инвестиционное проектирование устойчивого регионального развития (Сб. науч. Трудов). - Донецк: ИЭП НАН Украины, 1998. - С. 256 - 259.

2. Зиадат М. Особенности становления сектора малого бизнеса в условиях переходной экономики Иордании //Приднепровский научный вестник. Экономика. - 1998. - № 94. - С. 98 - 104.

3. Зиадат М. Организационно-экономические условия становления предпринимательства в странах с переходной экономикой //Приднепровский научный вестник. Экономика. - 1998. - № 104. - С. 57-65.

4. Зиадат М. Выбор конкурентной стратегии

малого предприятия //Проблемы формирования Антикризисное политики и механизма банкротства предприятий. Сб. науч. тр. - М.: ИЭП НАН Украины, 1998. - С. 223 - 226.

5.В.И. Шипаева " Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства"

6. " Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы". Дак Ву Нам - председатель Ассоциации внешней торговли Республики Корея.

7. " Роль государства в сотворении" южнокорейского чуда " ". С.В. Жуков - к.э.н., ст. научный сотрудник Института Мировой экономики и международных отношений РАН.

8. " Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста". Ку Бон Хо

9. " Мексика", Л.Н. Максименко М.: Мысль, 1983

10. " Мировой рынок и развивающиеся страны", сборник научных трудов. М.: Финансы СССР, 1991

11. " Латинская Америка" N.3 - 1989; N.4 - 1991

12.Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. " Вопросы экономики", 1993

13.Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США. " Проблемы теории и практика управления", 1990,

14.Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. " Деньги и кредит", 1992, N 1

15. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал", 1993,

16. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. " Российский экономический журнал", 1993,

17.Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы М.: Профиздат, 1991

18.Певзнер А.Г. Новое о малых предприятиях.: АО " Факт", вып 2, 1990

19.Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. М.: Экономика, 1990

20. Кубай Н.Е. Виды и источники финансирования малого бизнеса в Украине //Финансы малого бизнеса /Под ред. С.К. Реверчук. - Анал.-информ. пособие. - М.: " Диалог", 1996. - С. 34-47.

21. Кубай Н.Е. Теория жизненного цикла фирмы: стиль и стратегия управления. //Анатомия малого бизнеса /Под ред. С.К. Реверчук. - Анал.-информ. пособие. - М.: " Диалог", 1996. - С. 46-53.

22. Кубай Н.Е. Государственная политика поддержки малого бизнеса стран Восточной Европы, постсоветских стран и применение опыта в Украине. //Малое предпринимательство и менеджмент в Украине: Сб. наук. пр. - Киев, 1997. - С. 90-97.

23.Кубай Н.Е. Современные тенденции развития малого бизнеса в мире //Экономика Украины: современные проблемы и перспективы развития: Сб. наук. статей. Львов: ЛГУ, 1997. - С. 18-23.

24.Кубай Н.Е. Направления государственной поддержки малого бизнеса в Украине //Экономика Украины: современные проблемы и перспективы развития: Сб. наук. статей. - М.: ЛГУ, 1997. - С. 70-76.

25.Кубай Н.Е. Финансовые проблемы деятельности малых предприятий в Украине //Тезисы докладов научно-практической конференции " Реформа финансово-кредитной системы переходной экономики Украины". - Луцк, 1998. - С. 178-180.

26.Кубай Н.Е. Финансовые аспекты государственной поддержки малого бизнеса в Украине //Финансы Украины. - 1998. - № 5. - С. 116-120.

27.Кубай Н.Е. Проблемы деятельности малых частных предприятий в экономике Украины //Вестник Львовской коммерческой академии. - М.: " Коопосвита", 1998. - Т.3. - С. 212-218.

28.Кубай Н.Е. Международная поддержка малого предпринимательства в Украине //Вестник Львовской коммерческой академии. - М.: " Коопосвита", 1998. - Т.3. - С. 145-148.

29. Реверчук С.К., Кубай Н.Е. Программы поддержки МП: существенный вклад в развитие //Дело. - 1995. - № 43. - С. 14.

30. Реверчук С.К., Кубай Н.Е., Крупко М.И. Малая приватизация. - Анал.-информ. пособие. - М.: " Диалог", 1996. - С. 32-93

31. Формирование особых условий для малого бизнеса в бизнес-инкубаторах //Предпринимательство: проблемы и решения. Сб. науч. тр. Донецк: Донецкий ин-т предпринимательства, 1999 - С. 25-32.

32. Формирование особых условий для создания малого бизнеса в бизнес-инкубаторах как мэра предотвращению банкротства //Проблемы формирования Антикризисное политики и механизма банкротства предприятий. Сб. науч. тр. 1998. - Донецк: ИЭПЫ НАНУ, 1998. - С. 223 - 226.

33. Становление конкурентной среды господоарювання в Украине //Торговля и рынок Украины. Темат. сбор. наук. трудов. 1995. - Донецк: ДДКИ, С. 59-60.

34. Толмачева А.Ф., Мамдух Тайе Аль-Зиадат. Создание организационно - экономических условий для развития малого предпринимательства в свободных экономических зонах //Специальные экономические зоны и их влияние на социально-экономическое развитие. Материалы междунар. науч.-практ. семинара 28 - 30 октября 1998. - Донецк: ИЭПЫ НАНУ, 1998. - С.107-111.

35. Сальников А., Зиадат М. Международные аспекты приватизации объектов гос собственности //Реформирование хозяйственных комплексов городов Украины (Сб. науч. Трудов). - Донецк: ИЭПЫ НАН Украины, 1997. - С. 232 - 225.

36. Сальников А.Н., Зиадат М. Малый бизнес как необходимое условие становления конкурентной среды //Торговля и рынок Украини.Тематич. сб. наук. трудов.-Донецк: ДДКИ, 1997. - С. 27-28.

37. Сальников А.Н., Зиадат М., Масолова А.Н. Некоторые вопросы перехода торговли к рынку //Торговля и рынок Украини.Тематич. сб. наук. трудов.-Донецк: ДДКИ, 1995. - С. 40-41.

38. Доклады НАН Украины «Финансовая стабилизация» //Экономика Украины 1997, № 12, с.20-25.

39.Статут Украинской национальной ассамблеи предпринимательства Проект //Деловая Украина 1993, № 22.

40. О причинах торможения развития предпринимательства в Украине //Экономика, финансы, право.1997 № 6 с.21-26.

41. Нормативная база предпринимательства: Документы, консультации //Галицкие контракты 1996. - № 1111 с.37-68.

42. Петров А. " Первичная помощь предпринимателям" //Украина и мир сегодня. 1999 с.11-16.

43. Теория и практика современной предпринимательской деятельности //Персонал 1996. № 1 с.86-98.

44.Билоус Г. Развитие малого предпринимательства в Украине //Экономика Украины. 2000 - № 2 - с. 34-46.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.