Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие малого предпринимательства в переходной экономике Украины.






Становление и развитие малого предпринимательства в переходной экономике Украины.

После провозглашения независимости Украина начала многоступенчатый и сложный процесс рыночной трансформации. Он предполагает становление валютно-денежной системы, собственных законодательных институтов, проведения приватизации, земельной реформы и т.д.

Процесс становления малого предпринимательства в молодом украинском государстве особенно актуален сегодня. В условиях гигантизма, крайне неотлаженых хозяйственных связей и кризисной экономики в целом малый бизнес выступает одним из средств решения многих социально-экономических задач. Он способствует ослаблению монополистических тенденций путем развития внутриотраслевой конкуренции в национальной экономике. [20 c.34]

Особая роль малых предприятий состоит в поддержке и развитии отраслей, в частности, торговли, услуг и общественного питания. Во времена командной экономики эти отрасли развивались очень слабо, поскольку государство акцентировала свое внимание на большом производстве. Деформацию отраслевой структуры национальной экономики можно в значительной степени исправить с помощью эффективного малого частного бизнеса.

Однако, несмотря на все положительные сдвиги, малое предпринимательство сталкивается с большим количеством препятствий. Его развитие происходит неравномерно, хаотично и противоречиво, ему не уделяют должного внимания государственных органов: программы поддержки являются декларативными, нет согласованности в действиях центральной и местной власти, слабая финансовая помощь и т.д..

Процесс становления малого частного бизнеса в экономике Украины требует дальнейшего обстоятельного исследования. Эта тема особенно актуальна сегодня, когда процессы, которые сопровождают становление предпринимательства, еще недостаточно изучены. Западная экономическая наука углубленно изучает малое предпринимательство уже не одно десятилетие. Отечественные экономисты только начали исследование этого явления в эпоху независимости Украины.

Однако даже современные исследования не дают исчерпывающей оценки тех глубинных преобразований, которые происходят в секторе малого частного бизнеса, поскольку он находится в постоянной динамике. Каждый раз ученые-исследователи феномена предпринимательства сталкиваются с качественно новыми его проявлениями. Дальнейшего исследования требуют проблемы определения оптимальных размеров малых предприятий, выработка эффективной системы государственного регулирования и поддержки отечественного предпринимательства, опыт стран Восточной и Центральной Европы в деле развития частного бизнеса с проекцией на специфику украинского рынка.

Исходным пунктом выступает категория собственности и одна из ее форм - частная собственность. Отношения собственности, господствующих в обществе, влияют на общественно-политический строй, экономическое развитие, формирование интересов различных социальных слоев. Они формируют экономическую систему страны и сеть институтов, которые поддерживают ее функционирования.

Понятие " бизнес" и " предпринимательство" является синонимами. Предпринимательство рассматривается как инновационная, рисковая деятельность индивидов по созданию благ, целью которой является получение прибыли. Согласно предпринимателем является волевой, энергичный, творческий, целеустремленный, амбициозный и настойчивый лидер, способный организовать собственное дело, привлечь к ее выполнению других людей, эффективно соединить разнообразные ресурсы и т.д.. Акцентируется внимание на определенной синонимичности таких терминов, как " фирма", " компания", " предприятие" и " малое предпринимательство" и " малый бизнес".

Из недавнего времени украинские малые предприятия оценивались по критериям, сформулированным в Законе Украины " О предприятиях". Как показала практика, эти показатели были значительно завышенными и экономически нецелесообразными и поэтому не получили широкого применения. Начиная с 1999 года, Украина пользуется критериями, которые сформулированы в Указе Президента Украины " О государственной поддержке малого предпринимательства". Применение двух показателей вышеупомянутого документа: количества работающих и объема годовой выручки является вполне достаточным для практических целей. По нашему мнению, не нужно дифференцировать показатели численности занятых по отраслям, поскольку очень трудно объективно оценить оптимальные размеры малых предприятий в различных сферах экономики. Единственный универсальный критерий значительно упрощает характеристику малых предприятий. [21 c.49]

Роль, которую малое предпринимательство играет в Украине, значительно зависит от экономической модели страны. Индивидуалистически-кооперативные ценности Украины отвечают многопартийной системе политического правления и рыночному хозяйству с ограниченным вмешательством государства. Украинская модель должна состоять эволюционно, на основе политических, экономических, природно-климатических, исторических, культурных особенностей развития страны, и ни в коем случае не быть копией другой модели.

Через некоторое время в результате этой тактики в Украине появится такая численность малых фирм, которая будет оптимальной для эффективного функционирования народного хозяйства.

Примерно до 70-х гг. МП " считались" неперспективными и им не уделялось должного внимания со стороны государства и исследователей, поскольку в западных экономиках преобладали крупные предприятия. Однако в течение 70-х гг. центр тяжести деловой активности постепенно начал смещаться в сектор малого бизнеса, что проявилось в существенном росте количества малых предприятий, усилении их влияния на создание национального дохода, обеспечения занятости и развития конкуренции. [22 c.93]

Ежегодно количество МП в стране растет. Всплеск появления малых компаний приходится на 1992-93 гг., когда темпы роста достигли 148, 5%. В 1994, 1995 и 1996 гг. наблюдалось некоторое замедление темпов, они составили 106, 4%, 114, 7% и 101, 6% соответственно. Одними из самых высоких за всю историю малого бизнеса в стране были темпы роста в 1997 году - 146%. На начало 1998 года в стране насчитывалось 136 238 МП. [23 c.19]

Одним из путей возникновения малых частных предприятий является малая приватизация. С 1992 г. к началу 1998 г. было приватизировано более 45 тыс. МП. Фактически, малая приватизация не стала существенным катализатором предпринимательской активности, как в других странах, так как проводилась часто неэффективно, без учета интересов новых собственников и не была подкреплена рядом необходимых экономических реформ.

Удельный вес МП почти во всех отраслях экономики уменьшается, за исключением торговли, общественного питания и материально-технического снабжения. В 1997 году в этих трех сферах действовало почти 52% всех МП. Малые компании концентрируются в отраслях, где быстро окупается капитал и не нужно больших материальных затрат и инвестиций для ведения бизнеса. Многие МП одновременно занимается несколькими видами деятельности. [25 c.79]

В Украине наблюдается очень неравномерное распределение малых предприятий по областям. Он обусловлен различными территориальными условиями: экономическим потенциалом, ресурсным обеспечением, специализацией регионов, уровнем инвестиционной активности, состоянием рыночной инфраструктуры, отношениями между государственными органами и предпринимательскими структурами. Эти региональные особенности следует учитывать в процессе разработки мер государственной поддержки.

Сравнивая данные развития отечественного малого предпринимательства с показателями других стран, замечаем, что Украина значительно отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Для сравнения: в Польше на тысячу жителей приходится 51, 3 МП, в Чехии - 12, 4, в Украине - только 2, 6. В странах рыночной экономики более половины ВВП создают малые предприятия. В Украине пока что малый бизнес не играет существенной роли в обеспечении экономического роста, его вклад в ВВП составляет лишь 9, 0-9, 5% [26, c.117]

В экономике Украины появлению малого бизнеса предшествовало создание кооперативов в период с 1986 по 1990 годы. Именно они и положили начало развитию малого предпринимательства. Но государственная политика, реально направлена на поддержку малого предпринимательства и формирование организационно-экономических условий для его развития начала формироваться с 1991 г.

В своей деятельности малое отечественное предпринимательство наталкивается на разнообразные препятствия макро и микроэкономические. К первой группе относятся:

1. Налоговая политика, отсутствие надлежащего законодательно-нормативного обеспечения. Сегодня налоговая система страны влияет на развитие бизнеса крайне негативно. По нашим подсчетам, более 80% дохода предприятия изымается в виде различных налогов и платежей. Современная налоговая система не позволяет предприятиям осуществлять инвестирование, а также создает благоприятные условия для их ухода в теневой сектор экономики. Предпринимательская деятельность не может полноценно развиваться из-за отсутствия или несовершенства законов, регулирующих ее.

2. Административные барьеры. Большое количество законов, нормативных актов, инструкций запутывает предпринимателей, они вынуждены тратить много времени на изучение изменений в законодательство и воплощение их в свою деятельность. Предприятия подвергаются частым и безосновательным проверкам со стороны различных государственных органов.

3. Ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем рынке. В результате массового роста безработицы, увеличение задолженности по зарплатам и пенсиям, недавних инфляционных скачков уменьшаются доходы. Малый бизнес теряет главных потребителей своей продукции.

4. Недостаточная государственная поддержка. На сегодня в Украине еще не сложилась эффективная система государственной поддержки и защиты малого предпринимательства. Действует слабый механизм финансирования и кредитования, имеет место неправильное информационное и консультационное обеспечение, несовершенная система подготовки и переподготовки кадров для предпринимательской деятельности.

5. Низкая инвестиционная активность. Нестабильность сдерживает предпринимателей от инвестирования. Большинство МП не имеют средств для осуществления капиталовложений, поскольку кредиты слишком дорогими и краткосрочными, а большая часть доходов направляется на уплату налогов.

6. Неразвитость инфраструктуры. Несмотря на большое количество объектов инфраструктуры, их роль в развитии малого бизнеса еще очень незначительна. Между различными организациями поддержки МП и собственно МП еще не налажено эффективного сотрудничества и обмена информацией.

7. Неразвитость рынка финансовых источников. Дороговизна кредитных ресурсов и ограниченность государственных финансовых фондов значительно лимитируют возможности МП. Фирмы вынуждены в основном полагаться на собственные средства и капитал частных лиц.

8. Теневая экономика. Малый бизнес каждый раз шире использует практику работы без оформления договоров,

9. а также пытается переводить свои операции в наличный оборот с целью минимизации налогообложения. Чаще МП являются вынужденными участниками теневой экономики, которых туда " загоняют" налоговое давление, государственная бюрократия, и тому подобное.

Неэффективная приватизация. Хотя малой приватизации уже почти завершено, она не дала значительный толчок развитию частного предпринимательства. Процесс малой приватизации был подчинен многим ограничениям. В результате, при нефункционирующем вторичном рыночные приватизационных объектов, много предприятий находятся в руках тех, кто не в состоянии ими управлять, но не может их продать.

Общий кризис экономики. Тенденции развития малого предпринимательства непосредственно влияет негативная динамика основных макроэкономических показателей. Постоянный спад ВВП приводит к уменьшению внутренних финансовых ресурсов государства, оборотных средств у субъектов предпринимательской деятельности, снижение покупательной способности населения Украины. Возможности малых предприятий на рынке значительно ограничивает высокий удельный вес бартера в обороте.

Неразвитость рынка недвижимости. Малым предприятиям катастрофически не хватает офисных помещений. Арендная плата очень высока, правила аренды запутанные, во многих случаях объект не позволяют приватизировать вместе с помещением.

Неразвитость лизинга и франчайзинга значительно сужает диапазон финансирования бизнеса. Вследствие дороговизны лизинговых платежей малый бизнес в Украине не имеет возможности принимать оборудования в лизинг. Поэтому нужно создать условия для зарождения и становления лизинговых компаний, а также поощрять банки и другие финансовые учреждения к участию в лизинговых отношениях.

Среди микроэкономических факторов, влияющие на развитие малого предпринимательства, можно выделить следующие: способ и время возникновения, форма собственности, финансовые возможности предприятия; ассортимент продукции, которую оно производит, ее качество и спрос на нее; выбранную стратегию деятельности предприятия, его организационную структуру; кадровую политику, возможность доступа к коммерческой информации; навыки руководителя профессионально управлять бизнесом, степень соблюдения клиентами условий контрактов и платежной дисциплины.

В условиях нестабильной экономической ситуации отечественный малый бизнес нуждается протектората государства. К сожалению, пока эффективный механизм поддержки и стимулирования развития предпринимательства в Украине еще не создан. Принятые программы, законы, постановления носят преимущественно декларативный характер. Финансовая помощь, которую предоставляют Украинский фонд поддержки предпринимательства, Государственный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и Государственный инновационный фонд, достаточно мизерной.

Одно из ключевых мест среди перспективных мер государственной поддержки должна занять финансовая помощь, которая предусматривает предоставление льготных кредитов, их гарантирования, создание государственных фондов и специализированных финансовых учреждений и т.д.. Однако эти направления поддержки возможны лишь в будущем, когда отечественная экономика достигнет определенной стабильности. Сегодня к таким мерам она еще не готова.

Несмотря на введение единого льготного налога для микропредприятий в январе 1999 года, налоговая система в Украине еще не является благоприятной для развития малого бизнеса. Нужно реформировать налоговую систему для всех предприятий: уменьшить налоговое давление путем снижения налогов на заработную плату, НДС, таможенных пошлин на импортируемую продукцию, расширение базы налогообложения и т.д.. [30 c.39]

Одним из направлений реформирования налогового законодательства должно стать превращение налоговой системы на стимулирующий фактор развития малого бизнеса. Действие Указа Президента " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" необходимо распространить на все малые предприятия. Право на единый льготный налог должны иметь не только микропредприятия, но и другие субъекты малого бизнеса. Однако, это право целесообразно оставить для микропредприятий на неограниченное время, а для малых предприятий лимитировать его действие первых двух-трех лет деятельности. Таким образом, государство не будет создавать малым предпринимателям иллюзии постоянной опеки и поддержки, в соответствии играть роль поощряя механизма к борьбе за выживание на рынке.

Другие направления помощи должны предусматривать: информационное, консультативное и кадровое обеспечение, создание баз данных о рынках, компании, фонды поддержки, поддержка инновационной деятельности, размещение государственных заказов среди малых предприятий, содействие сотрудничеству крупного и малого бизнеса, содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий, обеспечение развития программ производства специализированного оборудования для МП, разработка программ развития и поддержки малого бизнеса в крупных городах.

Значительный вклад в становление и развитие малого предпринимательства в Украине делает международная поддержка. Она значительно дополняет и компенсирует меры государственной поддержки, особенно финансовой. Преимущественно современные программы помощи состоят из следующих основных направлений: финансового - выделение кредитов, грантов, информационно-консультативного консультирования по различным вопросам ведения бизнеса и предоставления необходимой деловой информации; учебного - обучение предпринимателей основам рыночного хозяйства, методов международной бухгалтерии и т.д..

Сегодня в Украине действует несколько кредитных линий. Условия заимствования средств достаточно подобные: они одинаковы относительно требований залога и бизнес-планов и различаются по процентам и размерами кредитов. Однако, несмотря на условия международного финансирования, совсем немного отечественных МП может воспользоваться их кредитам. Фонды финансирования являются очень ограниченными, большинство МП не имеют возможности обеспечить ценный залог и выполнить другие требования кредиторов.

Инвестиции международных фондов в развитие украинского малого предпринимательства в 3-7 раз меньше, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Такая ситуация обусловлена высокой степенью инвестиционного риска в стране. По уровню свободы бизнеса Украина имеет один из самых низких рейтингов среди стран Европы.

Информационно-консультационная поддержка и учебное направление представлены бизнес - центрами и бизнес - инкубаторами, которые консультируют МП по вопросам налогообложения, маркетинга, помогают в поиске источников финансирования, партнеров за рубежом, подготовки бизнес-планов. Самые известные из них - Международная Финансовая Корпорация, проект Нью-бизнесс, Международный корпус экспертов-добровольцев, Агентство по развитию предпринимательства по программе TACIS и другие.

Международная поддержка малого предпринимательства в Украине является весомым фактором роста частного сектора в стране, утверждения принципов рыночного хозяйства и свободы предпринимательства. Конечно, при существующих объемов еще все малые предприятия могут ее получить. Однако важно то, что с каждым годом объемы международной помощи растут, что выражается в появлении новых бизнес - центров и расширении кредитных линий. В условиях, когда государство не способно полноценно поддержать свой сектор малого бизнеса, инициативу поддержки приняли зарубежные и отечественные структуры, которые уже сейчас имеют примеры успешного сотрудничества с малыми предпринимателями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.