Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская Федерация. Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка






Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышатьпредельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:

· микропредприятия - 60 млн. рублей;

· малые предприятия - 400 млн. рублей.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно - с 1990 г. На начало 2004 г. уже насчитывалось 890, 9 тыс. малых предприятий. Малые предприятия в Российской Федерации уже создают 10--11% ВВП, в них занято свыше 7, 2 млн человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей -- более 11 млн чел., что составляет 16, 9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а, следовательно, в Российской Федерации далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка для развития малого бизнеса.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых -агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В - третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах). Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Российская практика существования малого бизнеса

Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

Отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

Начало 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

Именно этот период (92-93 гг.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.

Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.

Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.

После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур.

Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.

1. Низкий процент венчурной специализации.

В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

2. Низкая легитимность малого бизнеса.

Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.

3. Постоянная нехватка финансирования.

Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность - взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.

4. Неустойчивость малого бизнеса.

Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Основные характеристики малого бизнеса в России:

· Гибкость малого бизнеса.

· Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.

· Экономичность малого бизнеса.

Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

· Узкая специализация малого бизнеса.

Именно узкая специализация малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

· Развитие регионального рынка.

Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

Проанализируем современное состояние развития малого бизнеса в РФ. Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.

При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Так, в четвертом квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам третьего квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться.(таблица №3)

На 1 сентября 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227, 6 тыс. единиц, что на 20, 7% меньше, чем по состоянию на 1 сентября 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160, 4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 сентября 2008 г. на 41, 7 ед.

Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей снизилось в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и Уральском федеральных округах.(таблица № 4)

В январе-сентябре 2009 г. по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327, 6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12, 0%, сократившись на 0, 3 п.п. по сравнению с показателем 2008 г.

Сокращение среднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах - на 17, 8% и 16, 8% соответственно. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17, 1%, в Уральском ФО - на 11, 5%, в Центральном ФО - на 7, 7%.(таблица №6)

В январе-сентябре 2009 г. объем оборота МП в целом по РФ сократился на 22, 4% относительно аналогичного периода предыдущего года.

Сокращение показателя в целом по стране сопровождалось сокращением показателя во всех федеральных округах. Наиболее значительное сокращение объема оборота МП произошло в Сибирском и Южном федеральных округах. Наименьшее сокращение показателя характерно для Уральского ФО.(Таблица №8)

В январе-сентябре 2009 г. объем инвестиций в основной капитал на МП в целом по РФ сократился на 24, 1% относительно аналогичного периода предыдущего года.

Сокращение объема инвестиций на МП произошло почти во всех федеральных округах. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Северо-Западном ФО (на 45, 8%). Увеличение показателя произошло в Южном и Уральском федеральных округах.

Сделаем выводы. По итогам третьего квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика. В январе-сентябре 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных малых предприятий в целом по России. Снижение количества зарегистрированных МП сопровождалось снижением среднесписочной численности занятых на МП. На фоне сокращения среднесписочной численности занятых по всему кругу предприятий доля МП в этом показателе также сократилась и составила 12, 0%.

По итогам января-сентября 2009 г. было зафиксировано сокращение объема оборота МП: за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. данный показатель в целом по стране сократился на 22, 4%. Кроме того, по итогам января-сентября 2009 г. на 24, 1% сократился объем инвестиций в основной капитал на МП.

Итоги деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2009 г. относительно января-сентября 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП - в 25; инвестиций в основной капитал на МП - также в 25.

Англия

Экономическое положение. Экономическое положение Англии в годы капиталистической стабилизации свидетельствовало о наличии глубокого кризиса английского империализма. Экономика страны фактически топталась на месте. К 1929 г. промышленность по объему выпускаемой продукции едва достигала уровня 1913 г. Внешняя торговля не поднялась до довоенного уровня. Объем экспорта в 1929 г. составил 87% по отношению к 1913 Доля Англии в промышленном производстве капиталистических стран составляла в 1926-1929 гг 9, 8%, в то время как в 1913 г. она равнялась 14, 8%. [ 19 c.5]

Экономические трудности Англии в значительной степени объяснялись крайней технической ее промышленности. В доминионах и колониях английский капитал наталкивался на растущую конкуренцию других империалистических государств, прежде всего США. В результате внешнеторговый баланс Англии из года в год сводился с большим дефицитом. Попытка английских правящих кругов вывести экономику страны из состояния упадка путем финансовой реформы, концентрации капитала и производства и рационализаций промышленности не дала существенных результатов.

Рассмотрим специфику развития малого предпринимательства в Великобритании. Подъем малого бизнеса в 80-е годы объясняется рядом обстоятельств. Среди них наиболее важные - структурно-технологическая перестройка производства и быстрое развитие " экономики базируясь на знаниях". Подъема малого предпринимательства способствовала политика консервативного управления, значительные финансовые льготы, создание разветвленной сети специализированных программ, консультативных служб, курсов по изучению техники бизнеса. Она была благоприятной и с 1982 года идет непрерывный рост экономики, объем ВНП за 1985-1990 г.г. вырос на 20%; прошло оздоровление финансов; инфляция снизилась до 5-7%

Сейчас особенно велика роль малого бизнеса в сфере организационных и технологических нововведений. Они дают быстрый движение новейшим техническим и коммерческим идеям, выпуска высокотехнологичной продукции, он выступает проводником научно-технического процесса.

Часть малого предпринимательства является особенным и, причем важным сегментом хозяйства страны. Малые предприятия действуют в промышленном производстве, в гостиничном хозяйстве и в общественном питании, в сфере бытовых услуг, профессиональных и деловых услуг, строительстве. Из общего числа частных компаний на долю малых приходится: в торговле - 65%, в строительстве - 38%, в обрабатывающей промышленности - 27%, в секторе бытовых услуг - 23%, в сфере здравоохранения - 18 %, в секторе деловых услуг - 13%, в транспорте и коммунальных услугах - 10%. [19 c.8]

Исследования выделяют три модели развития малого предпринимательства: консервация масштабов деятельности с сохранением статус-кво; медленное расширение деловой активности; быстрая экспансия малых фирм и обращения их в средние, а затем и в крупные компании.

Поддержка малого бизнеса была одной из основных целей экономической политики. В экономической политике направленной на создание благоприятной атмосферы для предпринимательской активности, ведущими могут считаться законодательные меры в области налогообложения. Наиболее важные среди них - сокращение налогов на малые предприятия, на капиталовложения в новые сферы бизнеса, особенно связанные с высоким уровнем риска, снижение налоговой ставки на инвестирование, расширение практики предоставления налоговых скидок предпринимателям. К этому следует добавить снижение всех ставок индивидуального подоходного налога, в том числе базисной налоговой ставки на 10% и высшей на 60%, а также увеличение " порога" заработной платы, подлежащей крупнейшем налогообложению.

Развитию малого предпринимательства способствовало также массовая распродажа муниципальных домов и квартир, что облегчило организацию малого бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности.

В стране сформировалась и успешно действует разветвленная система организаций, которые дают за невысокую плату или бесплатно консультативные услуги, научно-технической информации и рекомендации. Среди них " Служба малых фирм", " центры труда", помогают безработным в организации своего дела; коммунальные объединения и инициативные группы, которые помогают развитию местного предпринимательства. Финансовую помощь малым бизнесменам оказывают национальные и местные банки, государственно-предпринимательские структуры, разносторонние программы поддержки предпринимательства. Существует целый ряд специализированных программ поддержки малого предпринимательства, предназначенного для различных категорий населения, представителей различных профессиональных групп, включая специалистов и людей, которые не имеют специальной подготовки, или соответствующей квалификации. Важное место должно мероприятие проведено в 1983 году, который назывался " Схема поддержки предпринимательства", цель которого - привлечь безработных от 18 лет до пенсионного возраста, имея работы больше 13 недель и обладая капиталом не менее 1000 фунтов стерлингов для инвестирования в бизнес. Большое внимание уделяется созданию условий для молодежного предпринимательства. Действующая программа " Молодые предприниматели" оказывает финансовую помощь, юридическую, консультацию молодежным кооперативам и молодым людям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.