Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сензитивные периоды (от






лат. sensus – чувство, ощущение) – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, напр., в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. С. п. – это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики – процессов и свойств. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. С. п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития (см. Кризисы возрастные).

СЕНСОМОТОРИКА (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов, осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т. о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с другой – является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и в конечном счете формирования адекватного образа.

Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо (см. Функциональная система, Реафферентации принцип).

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Согласно взглядам Ж. Пиаже – стадия развития интеллекта, возникающая в период до интенсивного овладения


речью (от рождения до 2 лет) на основе координации восприятия и движения.

Ж. Пиаже наметил шесть стадий сенсо-моторного развития интеллекта: 1) упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес); 2) первые навыки и первичные круговые реакции (от

I до 4 – 6 мес); 3) координация зрения и
хватания и вторичные круговые реакции;
впервые намечается дифференцировка
цели (изменение во внешнем окружении) и
средств для ее достижения (собственное
действие): это начало возникновения соб
ственно интеллекта (от 4 – 6 до 8 – 9 мес);
4) стадия «практического» интеллекта –
цель заранее указана ребенку, а средства,
выступающие в качестве орудия для ее до
стижения, заимствуются из прошлого
опыта (так, ребенок может взять руку
взрослого и двигать ее в направлении ин
тересующего предмета или, схватив палку,
достать ею отдаленную игрушку) (от 8 до

I1 мес); 5) третичные круговые реакции и
поиск новых средств для достижения цели,
которые ребенок находит посредством
внешних материальных проб. Ребенка не
удовлетворяет простое воспроизведение
движений, которые привели его к интерес
ному результату; поэтому он их намеренно
изменяет, чтобы изучить результаты этих
изменений; так открываются новые сред
ства для достижения цели (от 11 – 12 до
18 мес); 6) новые средства решения задачи
ребенок может найти путем интериоризи-
рованных комбинаций схем действия, ко
торые ведут к внезапному озарению или
инсайту (от 18 до 24 мес).

Т. о., одним из критериев интеллекта, согласно Ж. Пиаже, является дифференцировка ребенком цели и средств для ее достижения. Ж. Пиаже считает поэтому, что инсайт, как существенный признак интеллекта (В. Кёлер, К. Бюлер), очень узок, а признак проб и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых условий действия (Э. Клапаред) слишком широк.

По своей структуре С. и. представляет собой систему последовательно связанных схем действия субъекта, которая приводит к определенной логике действия.

Благодаря С. и. у ребенка возникает представление о неизменном (постоянном) объекте, объективном пространстве, времени, причинности; ребенок начинает рассматривать себя в качестве объекта среди других в мире, который существует объек-



Для перехода от С. и. к мышлению в собственном смысле слова необходима ин-териоризация схем действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и соответствие между элементами операции и их результатом.

В основе С. и. лежит стремление ребенка к достижению практически преследуемой цели, а не к постижению и обоснованию истины. Ребенок преимущественно имеет дело с объектами, их перцептивными указателями и моторными сигналами, а не со знаками, символами и схемами, относящимися и объектам. Этот интеллект, как полагает Ж. Пиаже, – явление индивидуальное; здесь не происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.

Критический анализ концепции Ж. Пиаже, проведенный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, показывает несостоятельность подхода к детской психике, рассматривающего развитие согласно схеме взаимодействия «ребенок – предмет». Пиаже, по их мнению, не учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни – социальное существо, и поэтому развитие его интеллекта происходит по схеме не «ребенок – предмет», а «ребенок – взрослый – предмет» и зависит от общения с окружающими людьми; организация самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым.

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА – синоним понятия «анализатор» (см.). Термин «С. с.» наиболее часто употребляется в зарубежных физиологических и психологических работах. В настоящее время вошел в терминологию, применяемую в отечественной научной литературе.

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ -тер
мин, предложенный А. В. Запорожцем при
разработке им теории развития восприя
тия, формирования перцептивных дейст
вий. С. э. – выделенные человечеством в
процессе общественно-исторической

практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве образцов при обследовании объек-


тов и выделении их свойств. Примеры систем С. э. – система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др.

В усвоении и применении С. э. проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта.

СЕНСОРНЫЙ РЕГИСТР (в когнитивных моделях) – гипотетический блок хранения информации в том виде, в котором она была преобразована на уровне органов чувств, без последующего перекодирования (см. также Память тоническая и Память эхоическая).

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – ощущение, чувство) – учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания. В античном мире сторонниками С. были представители ряда философских школ (напр., эпикурейцы, в более умеренной форме – стоики).

Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которую опыт накладывает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах. В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками С., в эпоху Возрождения и Нового времени боровшимися с приверженцами рационализма и доказывавшими, что в познании имеется содержание, принципиально невыводимое из ощущений. В философском плане С. не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием С. развивалась ассоциативная психология (см.), в которой, соответственно указанным выше философским расхождениям, связь элементарных ощущений, порождающих сложные психические продукты, понималась либо как имманентное свойство сознания (Д. Беркли, Д. Юм, Дж. С. Милль), либо как производное системы материального взаимодейст-



вия между телесной «Машиной» и внешним миром (Д. Гартли, Ж. Ламетгри).

Идеи С. оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в эбласти психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента co-гтоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), из которых лроится вся сложная архитектоника душевной жизни.

Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные исты не могут рассматриваться как ассо-диации ощущений, что в интеллекте имеются содержания, несводимые к чувственным образам, что мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов С. не может объяснить.

СЕРВИЛИЗМ – см. Мазохизм.

СЕРВОМЕХАНИЗМ МОТОРИКИ – модель системы управления двигательным актом, использующая принцип следящих устройств автоматического регулирования. Одна из первых моделей С. м., гак и сам термин, была предложена Н. А. Бернштейном. Модель составляют шесть элементов: 1) эффектор, работа которого регулируется по тому или иному параметру; 2) задающий элемент, вносящий в систему требуемое значение регулируемого параметра (Sw); 3) рецептор, воспринимающий текущие значения параметра (W) н сигнализирующий о них; 4) прибор сличения, определяющий рассогласование (ошибку) фактического и требуемого значений по величине и знаку; 5) устройство, перешифровывающее данные прибора сличения в коррекционные импульсы, подаваемые по обратной связи на 6) регулятор, управляющий по данному параметру функционированием эффектора.

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829 – 1905) –русский физиолог, автор одной из программ построения пси-юлогии как самостоятельной науки, сформулированной им в 60 – 70-е гг. XIX в., юторая представляла собой последовательно материалистическое и детерминистское решение проблем природы психического, предмета и методологии психологии. В основе этой программы лежало зна-


менитое открытие С. в опытах с лягушками явления «центрального торможения», которое использовалось им для объяснения произвольного поведения человека. По С., предметом психологии должны быть различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые С. призывал изучать в их истории (развитии) и в системе связей друг с другом. При этом основным методом психологии должно быть объективное наблюдение развития психических процессов, которое происходит от внешних форм в виде развернутых рефлексов, напр, действий с предметами внешнего мира, до кажущихся исключительно внутренними, а на самом деле «свернутых» форм, деист-: вий, напр, мыслей о предметах. Не используя термина «интериоризация», С. по сути излагает одну из первых концепций инте-риоризации, идеи которой будут развиты в XX в. При этом идеи интериоризации Используются С. и для объяснения формирования моральных норм в поведении человека, которые изначально представляют собой внешние запреты и правила, а впоследствии становятся «внутренними» запретами и правилами поведения самого индивида.

Многие идеи С. (о возможности объективного экспериментального исследования мышления, о бессознательной психической жизни, идеи активности и целевой детерминации применительно к работе нервной системы, об обратной связи как факторе регуляции поведения и мн. др.), опередив свое время, оказали значительное влияние на развитие отечественной психологии и физиологии (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, дея-телыюстный подход в психологии и др.) и предвосхитили многие исследования в мировой науке XX в.

СИГНАЛЬНАЯ ПРОБА (в психофизическом эксперименте) – интервал наблюдения, где вслед за предупредительным сигналом испытуемому предъявляется раздражитель, на который нужно определенным образом реагировать. Противопоставляется пустой пробе (см.).

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ –

первая сигнальная система (I С. с.) и вторая сигнальная система (II С. с.) – термины, введенные И, П. Павловым для обозна-



чення двух качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности.

У животных сигналами приспособительных условнорефлекторных реакций являются непосредственные раздражители – зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов И. П. Павлов назвал I С. с.

Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И. П. Павлов отнес к специально человеческой II С. с. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, II С. с. обеспечивает более высокий уровень отражения, чем I С. с.

Несмотря на принципиальное различие первосигнальных и второсигнальных процессов, в норме всегда имеет место взаимодействие I и II С. с.

На основе относительного преобладания у человека I или II С. с. определяются выделенные И. П. Павловым специфически человеческие типы высшей нервной деятельности – художественный (преобладание I С. с.), мыслительный (преобладание II С. с.) и средний (относительно одинаковая роль I и II С. с.)_

II С. с. связана с функциями специфически человеческих речевых зон в коре больших полушарий. Это две передние речевые зоны в лобных отделах коры и задняя речевая зона, включающая верхнезаднюю часть височной и прилегающие к ней области теменной коры. Речевые зоны локализованы в левом полушарии (см. Межполу-шарная организация психических процессов). Только в случаях его обширных поражений в раннем детстве речевые зоны складьгааются в соответствующих отделах правого полушария.

СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХО-ЛОГИЧЕСКИЕ – закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т. д.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии (см. Нейропсихология) и осуществляется с по-


мощью специальных методов, разработанных^. Р. Лурия. С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех функций, нормальное протекание которых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н.

Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситалъной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.

Поражение конвекситальных отделов коры мозга ведет к появлению след. С. н.

Синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочво-те-менных отделов мозга, которые проявляются в виде различных нарушений зрительного восприятия – предметного, лицевого, цветового, пространственного и др. (см. Агнозия) – и иногда сочетаются с расстройствами праксиса (см.), вследствие дефектов пространственных координат двигательного акта (см. Апраксин); при поражении указанных областей коры левого полушария возможны расстройства восприятия букв, цифр, что ведет к нарушению чтения (см. Алексия).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.