Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОПРИО(РЕ)ЦЕПТОРЫ (от






лат. proprius – собственный, receptor – принимающий) – чувствительные аппараты (рецепторы) мышц, сухожилий, кожи, суставов, внутреннего уха. П. пере-



дают по нервам сигналы в спинной и головной мозг о собственных реакциях организма–о сокращениях мышц и изменениях положения тела в пространстве. Нарушение работы П., наступающее в результате поражения кожно-кинестезиче-ского анализатора, может приводить к де-афферентации движений и существенному нарушению их координации.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБ-

НОСТЬ (скорость переработки) – наибольшее количество информации, обрабатываемой в единицу времени. Измеряется в бит/с.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. П. п. –необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.). По содержанию П. п. подразделяются на представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т. п.). По способу создания П. п. различаются в зависимости от характера творческой активности человека, направленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее развитие П. п. является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих др. видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.

ПРОТОПАТИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (от греч. prdtos – первый, p& thos – болезнь) – вид кожной чувствительности. Наблюдается на стадии восстановления кожной чувствительно-


сти, когда прикосновение и давление на участок кожи, интернируемый восстанавливающейся частью нерва, либо вообще не вызывают ощущения (если прикосновение и давление не очень сильны), либо сразу вызывают максимальную боль. Какие-либо ощущения прикосновения и давления, различающиеся по степени, качеству и локализации, на этой стадии восстановления чувствительности полностью отсутствуют. П. ч. характеризуется недиффе-ренцированностью и близостью к аффективным состояниям.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ – метод психологической помощи людям в выборе и перевыборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами. П. к. является составной частью системы профессиональной ориентации, проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общей и специальной подготовки, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии и противопоказаний, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям. Психологическая П. к. проводится в виде беседы клиента с психологом.

Формы П. к.: 1) справочная (профин-формация) – сообщение сведений об имеющемся спросе на рабочую силу и возможностях профессионального обучения; условиях приема в профессиональные учебные заведения; особенностях отдельных профессий (содержание и условия труда, требования к работнику, области применения профессии, возможности дальнейшего повышения квалификации и продвижения, оплата и пр.); 2) советы взрослых, хорошо знающих ученика (напр., учителей, родителей), особенно когда он не может сделать самостоятельного выбора или делает его в явном противоречии с личными данными и экономической ситуацией; 3) определение профессиональной пригодности консультируемого на основе его психологического изучения. Эта форма



П. к. наиболее ответственна и может проводиться только специалистами.

П. к. основывается на следующих принципах: 1) добровольности участия клиента в консультации; 2) активности его в принятии решения; 3) конфиденциальности диагностической информации; 4) многовариантности выбора. Психологическая П. ж. проводится в несколько этапов и включает в себя: предварительную беседу, диагностику способностей и склонностей, коррекцию представлений клиента о себе и мкре профессий, выработку плана жизненного пути и определения профессионального выбора, «обратную связь» о результатах консультации.

Б Российской Федерации разработаны системы профориентационных тестов и опросников (Е. А. Климов), профориентационных игр. Во многих государствах система профессиональной ориентации молодежи включает в себя психологическую П. к.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. П. о. способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. П. о. включает в себя:

1) профессиональное просвещение – обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

2) профессиональное воспитание – формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

3) профессиональное консультированиешкольников и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной'карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную переподготовку.

Дня проведения П. о. нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития, районы распространения профессий, уровень доходов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого следует пользо-

10 Психологический словарь


ваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессио-граммой. Он включает в себя психограмму – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах ' психологически измеримых свойств. Психологическая профессио-грамма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков).

В Российской Федерации в системе министерства труда существует служба П. о. Работают и региональные центры П. о. молодежи.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ – совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков общественно приемлемой эффективности труда; в понятие «П. п.» входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

П. п. не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека.

В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность; складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутри-группового общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик человека.

Время, необходимое для формирования П. п., зависит при прочих равных условиях от природных данных человека, его профессиональной мотивации и соответствующей профессиональной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных уровнях мас-


терства каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине П. п. человека. Это означает, что формирование П. п. – всегда индивидуальный процесс, при организации которого можно создать условия для достижения лицами, вступающими на трудовой путь, более или менее разного уровня профессиональной подготовки и положительной профессиональной мотивации. Этого нельзя сказать относительно природных данных человека. Учитывая то, что на протяжении многих тысячелетий человек как биологическое существо остается практически неизменным, хотя мир профессий постоянно меняется, можно полагать, что природные предпосылки его трудовой деятельности достаточно универсальны, профессионально нейтральны и пластичны, что позволяет ему овладевать весьма широким кругом профессий. Однако эти возможности небезграничны, поэтому процесс овладения профессией и сама трудовая деятельность сохраняют в большей или меньшей степени черты индивидуальности. К тому же, как показывает практика, не каждый •человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных.

При изучении П. п. необходимо исходить из психологических, психофизиологических, собственно медицинских, антропологических и др. критериев. Для установления достигнутого в каждый данный момент уровня сформированное™ П. п. используется разнообразный арсенал методических средств: тесты, диагностирующие степень овладения профессиональными знаниями и навыками (тесты достижений), тесты, диагностирующие уровень развития профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентации и пр. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального мастерства может быть результатом сочетания неодинаковых по своей функциональной природе и по психологической модальности индивидуальных особенностей.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. В П. о. выделяются четыре стороны, или компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Т. о., по своей сути и критериям оценка эффективности П. о. является социально-экономическим мероприятием, а по методам – медико-биологическим и психолого-педагогическим.

Сущностью психологического компонента П. о., равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «П. о.» и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отбор целесообразно рассматривать как процесс и как систему. Основными этапами процесса психологического отбора являются: извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации; формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемых; верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц. Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих и наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологического



порядка, характеризующей ценностные ориентации личности, мотивационную стабильность выбора профессии, личностные черты и особенности жизненного опыта, существенно расширяет возможности личиостно-структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым позволяет повысить степень вероятности и надежности прогнозов.

Минимальным условием, определяющим практическую целесообразность психологического отбора, является наличие доказанной его социально-экономической необходимости; обоснованной и апроби-рованной системы отбора; подготовленных и имеющих опыт проведения отбора специалистов определенного профиля.

ПСЕВДОЛОГИЯ (от греч. pse-udoi – ложь и I6gos – слово, речь) – патологическая лживость, которая проявляется в склонности к сочинению фантастических, неправдоподобных историй при сохранной памяти. П. обычно обусловлена стремлением человека обратить на себя внимание окружающих его людей путем преувеличения значимости своей личности.

ПСЕВДОПАМЯТЬ – уверенное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого, ранее воспринимавшегося. Такая ложная идентификация основана на более прочном и быстром запоминании часто встречающихся признаков по сравнению с замедленным и менее прочным запоминанием отношений между ними, характерных для данного объекта.

ПСЕВДОПАРАЛИТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – см. Синдромы психопатологические.

ПСЕВДОПОНЯТИЕ – вид допо-нятийного обобщения, образующегося вне специального обучения при усвоении детьми значений слов. По содержанию П. является комплексом, т. е. обобщением, построенным на образных, а не логических основах. Может выступать в качестве функционального заместителя соответствующего понятия. П., используемые в обыденной жизни, совпадают с житейскими понятиями.

ПСИХИАТРИЯ (от греч. psyc'he – душа и iatreia – лечение) – медицинская


дисциплина, изучающая причины и сущность психических болезней, их проявления, течение, способы лечения и предупреждения, систему организации помощи больным. Основной метод П. – клиническое исследование. Кроме того, современная П. использует нейрофизиологические, биохимические, иммунологические, генетические, психологические, эпидемиологические и др. методы.

Различают общую П. (общую психопатологию), исследующую основные общие закономерности расстройств психической деятельности, и частную П., предмет исследования которой – отдельные психические заболевания. В частной П. выделяют раздел, изучающий психопатии, неврозы, реактивные состояния («малая», или пограничная, П.).

Самостоятельными разделами являются детская П. и П. старческого возраста (геронтопсихиатрия), судебная П., предмет рассмотрения которой – проблема вменяемости, трудовая экспертиза психических больных и др.

ПСИХИКА (от греч. psychikos – душевный) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия восокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Я. А. Берн-штейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др.

П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции животных П. развивалась по биологическим законам – от простейших до сложных форм, которые свойственны, напр., обезьянам.

Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.

Задача построения движения в уникальной реальной ситуации является чрезвычайной по своей сложности. Чтобы решить ее, индивид вынужден каким-то пу-



тем постичь сложнейшую физику реального пространства и согласовать ее с собственной телесной биомеханикой. >

Хотя движение осуществляется во внешнем геометрическом пространстве, оно вместе в тем имеет и собственное пространство. Н. А. Бернштейн на основании изучения свойств моторики в ее взаимоотношениях с внешним пространством ввел понятие «моторное поле». Моторное поле строится посредством поисковых, пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое (элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе этого движения строится обобщенный образ ситуации в целом, отображающий связь объективных характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь, становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и другие характеристики двигательного акта.

Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности.

Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как ощущение (см.), восприятие (см.), память (см.), чувства (см.), мышление (см.). Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям. Как показали работы А. Н. Леонтьева, речь в качестве важнейшего элемента П. человека создает представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи» языка иде-


альная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых общественной практикой.

В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь. На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) ребенок в помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. Следующий этап развития П. ребенка (период от 1 года до 3 лет) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов. При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). На следующем этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6 – 7 лет формируются способность к воображению и способность к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности.

На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Л. С. Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка...»

П. во всех формах является, по выражению А. А. Ухтомского, своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого функционального органа –нервная система и мозг.



Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни го способу происхождения суть рефлексы» И. М. Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной деятельности (см.), в разработку проблемы которой значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского и других отечественных психологов.

По И. П. Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы. В работах А. А. Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет физиологическая доминанта (см.). П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы, ввел представление о механизме, обеспечивающем целесообразное поведение организмов на основе опережающего отображения.

П. исследуют с помощью объективных методов (см. Диагностика психического развития). В конкретных исследованиях П. чаще всего одновременно применяют совокупность нескольких различных психологических методов (см.).

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ – одна из функций психического отражения. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если последние так или иначе отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения в конкретно-научном плане была четко сформулирована еще И. М. Сеченовым, который отмечал, что ощущения и восприятия являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Последующие исследования подтвердили и развили эту идею, раскрыв физиологический, нейрофизиологический и психологический аспекты П. р. д.

Выделяют различные уровни П. р. д в соответствии с основами формирования психического отражения. В реальной дея-


тельности человека разные уровни П. р. д. выступают в неразрывном единстве. В зависимости от условий, орудий и предмета деятельности может наблюдаться лишь относительное доминирование одного из них. В процессе формирования навыков соотношение между уровнями П. р. д. меняется. Эти изменения лежат в основе автоматизации движений (см. также Движения произвольные и непроизвольные, Координация движений).

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Примером П. с. могут быть бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория (см.), отчуждение, утрата чувства реальности, переживание «уже видел», скука и т. п. Введение понятия о П. с. в качестве психологической категории связано с именем Н. Д. Левитова. П. с. так или иначе характеризуют психику человека, определяют своеобразие психических процессов. Восприятие, напр., художественной картины сопровождается определенным эстетическим П. с., которое может перейти в новое состояние под впечатлением от этой картины уже после ее восприятия. П. с. тесно связаны с индивидуальными особенностями личности. Изучение П. с. необходимо при постановке проблем всех основных разделов психологии – общей, педагогической, детской, инженерной, военной, творчества и т. д Особое место занимает исследование психологии малых групп, объединенных общим трудом и целью (команды экипажей, рабочие бригады, спортивные группы и т. п.), а также изучение П. с. у людей, действующих в ответственных ситуациях, – предстартовые П. с. в спорте, П, с. у участников конкурсных исполнений, у студентов перед экзаменами, у летчиков, у операторов, несущих дежурства, требующие особой бдительности. Проведен ряд исследований П. с., возникающих в экстремальных условиях (напр., стресса (см.), фрустрации (см.). Изучение П. с. проводится путем наблюдения, опросов, анкет и методами тестирования. Наибольшее значение имеет экспериментальное исследование П. с., основанное на принципе вос-



произведения ситуации или моделирования (см.). Так, в практике врачебно-летной экспертизы применяется метод проб-нагрузок для учета реакций человека на действие того или иного фактора полета (перегрузки в полете и на центрифуге; угловые ускорения при укачивании в полете и при вестибулометрии и пр.). Экспериментальные исследования при моделировании ситуаций требуют: 1) выделения этих ситуаций и установления соответствующего порядка проведения эксперимента; 2) непрерывной или поэтапной оценки результатов; 3) оценки динамических показателей, регистрируемых полиэффекторным методом; 4) наблюдения опытным экспериментатором.

ПСИХИЧЕСКОЕ ПРЕСЫЩЕНИЕ – психическое состояние, возникающее в процессе однообразной деятельности и/или при длительном выполнении субъективно малосодержательной работы. Проявляется в неосознанном варьировании способов исполнения и операциональной структуры действий, выраженных симптомах потери интереса к работе, вплоть до полного отказа от нее, чувства отвращения, желания переменить обстановку, сопровождаемых аффективными срывами. Генез и формы проявления состояния П. п. впервые экспериментально исследовались в школе К. Левина. В клинической практике П. п. рассматривается как один из симптомов ряда психических заболеваний и неврозов (В. Н. Мясищев). В производственных условиях П. п. может возникать как следствие монотонной работы (см.), что в значительной мере обусловлено индивидуальными особенностями работающего. Развитие выраженных форм П. п. провоцирует увеличение текучести кадров, серьезные нарушения трудовой дисциплины, прогулы, ухудшение социально-психологического климата в группе. Профилактика П. п. в прикладных условиях ведется с помощью обогащения содержания труда, рационального чередования рабочих нагрузок, учета индивидуальных особенностей при подборе и расстановке кадров.

ПСИХОАНАЛИЗ – направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.


П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни – сновидений, ошибочных действий, остроумия – были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии. П. рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики).

Впервые в едином теоретическом контексте были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, ее структурной организации и психодинамики.

Свое философское завершение П. 3. Фрейда получил в спекулятивной концепции развития общества, происхождения морали, искусства, религии.

Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана схема психики, включающая представление о трех ее сферах – сознательном, подсознательном, близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от первых двух особой психической инстанцией – цензурой. Цензура выполняет две функции:

1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания;

2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание.

Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного – замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. По Фрейду, творчество человека – результат преобразования его энергии либидо.



ПСИХОГЕНЕТИКА – область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психологии. (В западной литературе чаще используется термин behavior genetics – генетика поведения, включающий и поведение животных.)

Свое начало П. берет с двух работ Ф. Гальтона: книги «Наследственность таланта» (1869; сокр. рус. пер., 1875) и небольшой статьи «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» (1875). Первая положила начало генеалогическому методу, впервые показав более высокую, чем среднепопу-ляционная, частоту одаренных людей в некоторых семьях. Вторая – близнецовому, хотя строго научным этот метод стал только после того, как в 1924 г. немецкий ученый X. Сименс предложил исследовать не только монозиготных, но и дизиготных близнецов и нашел надежные способы диагностики зиготности.

Дальнейшая история П. тесно связана с успехами генетики количественных признаков, психологической диагностики, вариационной статистики. В последние годы психогенетические исследования все больше опираются на данные современной молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития. В России П. интенсивно развивалась в 20 – 30-е гг.: в Петрограде (Бюро по евгенике, занимавшееся г. о. семейными исследованиями) и в Москве (Медико-генетический институт, использовавший в основном метод близнецов). Эти исследования возглавляли крупнейшие российские генетики (Ю. Н. Фи-липченко, Н. К. Кольцов) и психологи (А. Р. Лурия). Однако вскоре из-за разгрома генетики и евгеники эти работы были прерваны на несколько десятилетий.

Предметом исследований в П. является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека – когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций и т. д.

Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям и изменчивости интеллекта, отдельных познавательных функций и способностей, динамических характеристик психики, в частности относящихся к сфере темперамента; значительно меньше работ касается двигательных особенностей человек*.


В последние годы интенсивно формируются две новые отрасли П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Первая исследует наследственные и средовые детерминанты г. о. биоэлектрической активности мозга. Вторая – возрастную динамику генотип-сре-довых соотношений в изменчивости психических функций: роль наследственности и среды в обеспечении возрастной преемственности и стабильности, в индивидуальных траекториях развития и ряд др. проблем.

Основные методы П.: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Лучшая разрешающая способность – у двух последних. Метод приемных детей предполагает сопоставление сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями: с первыми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды; со вторыми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители не родственники ребенка). Поэтому большое сходство ребенка с одними или другими родителями позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака. Метод близнецов основан на том, что монозиготные близнецы (неправильно называемые однояйцевыми) имеют идентичный набор генов, а дизиготные (разнояйцевые), как все родные братья и сестры (т. е. сиблинги – дети одних и тех же родителей), имеют в среднем только 50% одинаковых генов. Поэтому по признакам, вариативность которых существенно определяется наследственностью, внутри-парное сходство должно быть больше у монозиготных, чем у дизиготных, близнецов. При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий. Один из вариантов этого метода – изучение разлученных монозиготных близнецов –является своеобразным «критическим экспериментом»: исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах. Однако наиболее надежные сведения о соотношении генетических и средовых компонент в вариативности психологических признаков дает объединение результатов, полученных разными психогенетическими методами.



Различными психогенетическими, психометрическими и статистическими методами установлено наличие генетической дисперсии в вариативности интеллекта (диагностируемого тестами IQ) и «личностных» особенностей (г. о. динамических характеристик – активности, эмоциональности и т. д.), отдельных форм психопатологии и отклоняющихся вариантов развития, а также отдельных когнитивных способностей (напр., пространственных).

Имеющийся в П. эмпирический материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью, т. е. существует некоторая первичная, кодированная в генетическом аппарате человеческая индивидуальность. Однако крайне важно верно понять, что этот вывод реально означает. Во-первых, все данные П. говорят о причинах различий между людьми, и эти знания не могут быть перенесены на отдельного человека; они не отвечают на вопрос о том, почему конкретный человек в данное время имеет, напр., столько-то баллов интеллекта. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимущественного влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака не фиксированная величина. Оно меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних стимулов и т. д. Наконец, когда речь идет о психических признаках (не дискретных, а «количественных»), «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии высока, могут меняться и меняться – как в ходе естественного развития, так и в результанте специальных воздействий. Однако чем выше генетический контроль, тем более индивидуализирована (первично, исходно) данная функция. В педагогической практике это означает, что столь же индивидуализированной должна быть и среда, т. к. только в этом случае обеспечивается максимальная реализация генетически заданных возможностей.


Принято выделять общесемейную и индивидуальную среды. Общесемейная среда различна в различных семьях, но повышает сходство членов одной семьи (напр., стиль семейной социализации: авторитарный, демократический и т. д.). Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К первой относятся, напр., пол ребенка, очередность его рождения, отношения с другими членами семьи, внесемейные связи и т. д.; ко второй – болезни, случайные события и т. д. С возрастом соотношение генетических и двух средовых доминант, по-видимому, закономерно изменяется. Согласно некоторым данным, в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в одинаковых долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой, но начиная примерно с препу-бертатного возраста роль общесемейной среды резко падает, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистическая оценка доли средовых дисперсий возможны только в рамках психогенетического исследования, и в этом их особая ценность.

ПСИХОГИГИЕНА – часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. П. тесно связана с психопрофилактикой, направленной на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Важная задача психопрофилактики – ранняя диагностика и лечение начальных форм психических заболеваний. Своевременно проведенные мероприятия могут предупредить возникновение не только психических, но и некоторых соматических заболеваний (гипертония, инфаркт и др.).

Основные задачи П.: 1) изучение влияния различных условий среды – производственных, бытовых, социальных – на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нор-



мольного развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психогигиенических знаний.

Выделяют возрастную П., П. труда, быта, семьи и половой жизни, военную П., включающую мероприятия, направленные на укрепление нервно-психического здоровья личного состава армии и повышение ее боеспособности, спортивную, космическую, изучающую условия труда космонавтов и их состояние в космическом пространстве.

Для педагогов и уч-ся особый интерес представляет П. педагогического процесса и умственного труда, направленная на обеспечение условий гармонического развитая уч-ся и максимальной эффективности обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.