Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЕТЕРОХРОМОФИЛИЯ – см.






Фетишизм.

ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt – форма, структура) – основное понятие гештальтпсихологии, использовавшееся также Австрийской и Лейгщигской школами, которое обозначает целостные (т. е. несводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Примеры Г.: кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, несводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии, и др. Г. рассматривались в гештальт-психологии как единицы сознания и психики на всех ступенях психического развития, в Лейпцигской школе Г. считались единицами анализа сознания на более поздних этапах его развития, тогда как на ранних этими единицами являются т. н. комплекс-качества. Г. образуются в психологическом поле на основе законов «расчленения психологического поля».

Возникнув первоначально в психологии, термин «Г.» впоследствии стал использоваться для обозначения некоторых целостных физических, физиологических и социальных феноменов. я


ГЕШТАЛЬТ-КАЧЕСТВО (нем. Gestalt-quahtat) – термин, введенный в психологическую науку X. Эренфеяьсом (см.) для обозначения целостных «геш-тальтных» свойств некоторых образований сознания. Впоследствии часто использовался как синоним термина «гештальт», хотя этот последний обозначает собственно целостные образования, тогда как Г. – свойство их целостности (структурность). По аналогии с Г. Лейгщигской школой было введено понятие «комплекс-качество».

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ –

психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. Основные представители Г. (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали г. о. в Берлинском университете, поэтому Г. иногда называют Берлинской школой. В Г. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении ко-юрой Г. вышла за пределы элементарист-i кой методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и со-|дала целостный подход к изучению психики и сознания.

Философской основой Г. является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Маха, Э. Гуссерля и И Мюллера. Согласно Г., для человека существуют два отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г. называли в разных контекстах то объективным, то субъективным. Г. рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиоло-i ическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) I «сальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические зако-нi.i сводились в Г. к законам физиологии мозга Вместе с тем Г. не отказывается и от i пучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. ('амо сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми ссыльными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа ного поля выступает гештальт как цело-


стная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.

Различные формы гештальтов изучались в Г. на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры – фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные геш-тальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, напр., трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля – закон прегнантиости, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С точки зрения Г. данные законы представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.). В этом решении психофизической проблемы проявилась обоснованная в Г. К. Гольдштейном точка зрения «антилокализационизма» (см. Локализация высших психических функций), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.

При разработке проблем мышления Г. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментального исследования мышления – метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г. неправо-



мерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших геш-тальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

В 20-е гг. XX в. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г., введя в нее «личностное измерение» (см. Топологическая и векторная психология).

После прихода к власти гитлеровцев Г. как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи Г. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе в тем критики Г. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпиигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигене-тизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.

С конца 70-х гг. XX в. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г., что нашло свое отражение в образовании международного «Общества гештальттеории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала.

ГИНЕКОФИЛИЯ – см. Гомосексуализм.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ. Синонимы: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Г. у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью. Г. Вейс (1991) считает наиболее характерными следующие нарушения при Г. д.: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интел-


лектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые появления Г. д. наблюдаются в возрасте до 7 лет. Распространенность Г. д. среди школьников составляет 3 – 5%, причем среди мальчиков она встречается в 4 – 9 раз чаще, чем среди девочек.

Современная концепция Г. д. была сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях. Термин «минимальные мозговые дисфункции» стал широко применяться в 60-х гг. XX в. по отношению к детям без выраженных интеллектуальных нарушений, но с различными легкими расстройствами поведения и обучения вследствие биологически обусловленной недостаточности функций Ц. н. с., чаще резидуально-органиче-ской природы. Однако в дальнейшем стало очевидным, что эти дисфункции нельзя рассматривать в качестве единой диагностической формы в связи с широким многообразием их проявлений и причинных факторов. Поэтому в 80-е гг. как одну из самостоятельных их форм выделили Г. д. Большое влияние на развитие представлений о Г. д. оказали работы В. Дугласа, в которых было показано, что основной дефект у этих больных связан с недостаточностью механизмов регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Причины Г. д. остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения Ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы) удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии Г. д. принадлежит генетическим факторам. По-видимому, как различные неблагоприятные внешние воздействия на развивающийся мозг, так и генетические механизмы могут обусловливать дисфункции нейромедиаторных систем мозга.

В ходе диагностической и коррекцион-ной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что Г. д. может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на психотрав-мирующие ситуации, неврозами, астено-невротическим синдромом при заболева-


 



ниях внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержками психического развития, аутизмом, шизофренией и др. Г. д необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому возрасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребенка.

ГИПЕРПАТИЯ (от греч. hyper – над, сверх и pdthos – страдание) – болезненное повышение чувствительности, когда обычные безвредные раздражители вызывают боль и др. неприятные ощущения (зуд тяжесть и т. п.). Частным случаем Г. является гипералгезия – появление болезненных ощущений в ответ на нормальные раздражения.

ГИПЕРЭСТЕЗИЯ (от греч. hyper – над, сверх и disthesis – чувство, ощущение) – повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов, являющихся для них адекватными. От Г. нужно отличать гиперпагтоо (см.).

ГИПНОПЕДИЯ (от греч. hypnos– сон \\paidiia – обучение) – способ обучения, введение и закрепление в памяти человека информации во время естественного сна.

Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в нашей стране впервые было предпринято в 30-х гг. (А. М. Свядощ, позже Л. А. Близнеченко); в 60-х гг. интерес к Г. возобновился. Однако природа Г. до сих пор не раскрыта. Большинство ученых полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Однако данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном. Кроме того, отмечено значительное утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна. Большинство зарубежных гипнологов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др. ученые (В. Райков, Д. Кэртис) отождествляют Г. с обучением в состоянии гипноза, ссылаясь при этом на сходство энцефалограмм.

А М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со сторожевым пунктом. Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического сеанса, не может


быть обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта (специфического речевого динамического контакта). В. Н. Бирман в 1925 г. обратил внимание на то, что сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К. И. Платонов также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний функционально и ло-кализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от других корковых участков, а раппорт может быть связан с любым из них, на его специфику влияют особенности личности экспериментатора. Эти и др. соображения побуждают к признанию Г. специфическим психофизиологическим состоянием, отличным как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна. Это самостоятельный – гипнопедический вид сна (А. Т. Губко).

Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса, она может быть эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке.

ГИПОКИНЕЗИЯ – естественное или искусственное снижение двигательной активности (см. Изоляция).

ГИПОТЕЗА (от греч. hyp6thesis – основание, предположение) – в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа («идеи») решения.

Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верифи-



кация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.

Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г. рассматриваются с точки зрения их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с точки зрения результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Г. исследуется как механизм этого процесса, как само движение мысли.

Центральная психологическая проблема, поставленная в первых исследованиях Г. и не утратившая актуальности, – как совершается процесс «генерирования», возникновения тех или иных Г. Не менее существенным является вопрос о «силе» Г. – субъективной вероятности ее истинности, не совпадающей, как правило, с объективной вероятностью (вытекающей из объективной информации, на основе которой строится Г.).

Современные исследования процесса формирования Г. показывают, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него в начале решения неопределенной. Поэтому он строит максимально широкие, общие Г. в отношении той области, в которой следует искать решение, чтобы установить для себя направление поиска. Функции таких Г. не обязательно выполняют категориальные понятия, «общие суждения». «Представителем» общей Г. может быть конкретная, частная Г., но если она непригодна, субъект резко меняет направление поиска и не выдвигает однородных Г. В случае подтверждения Г. относительно области поиска на смену общим Г. человек выдвигает более частные, не выходящие за пределы этой области, а затем конкретные. Однако этот процесс не носит характера последовательного суждения об объеме Г.: в решении задачи наблюдается непрерывное чередование более общих и более частных Г., и чем сложнее задача, тем сложнее их иерархия.

Процессы оперирования Г. зависят от опыта и знаний человека, связанных с задачей, субъективных установок личности, качества саморегуляции мышления, в частности его гибкости или инертности.

В оперировании Г. взаимодействуют интуитивные и дискурсивные процессы мышления; процесс выдвижения Г. может


совершаться интуитивно, без осознания ее логических оснований (см. Интуиция), а ее верификация происходит в форме логического дискурсивного анализа. Возможно и обратное: сама гипотеза является рациональным компонентом решения, а ее верификация опирается на интуитивное заключение. На начальных стадиях решения сложной задачи обычно выдвигаются интуитивные Г., позволяющие очертить область поиска, а при дальнейшем сужении области поиска, на заключительных стадиях решения, повышается роль логически обоснованных и контролируемых Г. Т. о., в решении задачи осуществляется переход от правдоподобных рассуждений к доказательным; без доказательства задача не может считаться окончательно решенной.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ряд направлений в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов, побуждений, мотивов, стремлений в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности. Г. п. включает гормическую психологию (см.), психоанализ (см.), неофрейдизм (см.), аналитическую психологию (см.) и индивидуальную психологию (см.).

ГЛУБИННОЕ ЗРЕНИЕ – важный элемент зрительного восприятия пространства. В Г. з. различают восприятие глубинной разницы в положении видимых предметов (т. е. их относительную удаленность) и восприятие удаленности предметов от наблюдателя (т. е. их абсолютную удаленность). Точность Г. з. определяется факторами бинокулярными (стереопсис), в значительной мере зависящими от врожденной организации зрительного аппарата (см. Бинокулярное зрение), и факторами монокулярными, в основе своей зависящими от прошлого опыта (монокулярный параллакс – движение изображений поперек сетчатки, линейная и воздушная перспектива, частичное «наложение» близлежащих предметов на более отдаленные и др.).

ГЛУБОКИЕ СТРУКТУРЫ МОЗГА – специфические (анализаторные) и неспецифические мозговые структуры,



расположенные в подкорковых отделах больших полушарий и стволе мозга. Участвуют в процессах психического отражения, обеспечивая различные уровни переработки сенсорной информации и уровни организации моторных актов. Поражение анализаторных систем мозга (напр., зрительной, слуховой, кожно-кинестезиче-ской) приводит к соответствуюш.им сенсорным нарушениям (напр., остроты и полей зрения), характер которых зависит от места поражения. Поражение моторных Г. с. м. (пирамидной и экстрапирамидной систем) приводит к соответствующим двигательным расстройствам (парезам, параличам, нарушению тонуса, гиперкинезам и т. п.), зависящим от локализации и стороны поражения в подкорковых моторных системах.

Патологический очаг в неспецифических Г. с. м. приводит к возникновению особых нейропсихологических синдромов (см.), в которых центральное место занимают нарушения активационных процессов, расстройство цикла «сон – бодрствование», модально-неспецифические нарушения памяти (см.) и внимания (см.), расстройства эмоциональной сферы, измененные состояния сознания. При лечебных хирургических стереотаксических воздействиях на неспецифические Г. с. м. (неспецифические ядра зрительного бугра, лимби-ческую кору и др.) возникают особые нарушения высших психических функций – речи, движений, памяти (дисфазии, дис-праксии, дисмнезии), отличные от соответствующих нарушений, связанных с поражением коры больших полушарий (афа-шй, апраксий, амнезий), которые характеризуются динамическими расстройствами, (амедленностью протекания гностических и интеллектуальных процессов. Указанные нарушения зависят от места (левой или правой стороны) хирургического вмешательства и имеют тенденцию к спонтанному исчезновению после проведения операции.

ГОББС ТОМАС (1588 – 1679) –английский философ-материалист. Еще до возникновения ассоциативной психологии как направления создал систему механистической психологии, где элементы со-шания (ощущения и представления как их следы) взаимодействуют на основе механистических по своей сути связей (смежно-


сти ощущений в пространстве и во времени), которые впоследствии назовут «ассоциациями». Вместе с тем Г. считал все психические процессы лишь феноменальным отражением мозговых процессов, т. е. решал психофизическую проблему в духе параллелизма. В этом плане критиковал учение Р. Декарта о существовании двух взаимодействующих между собой субстанций, рассматривая человека как «тело среди множества других тел» и психику как проявление материи. В учении о человеческих способностях придерживался представления об изначальном, природном равенстве людей, проявления которого могут быть разными в зависимости от условий воспитания и активности субъекта. Несмотря на ограничения механицизма, учение Г. оказало значительное влияние на последующее развитие материалистической детерминистской психологии.

ГОМЕОСТАЗ (от греч. Mmoios – подобный и stasis – неподвижность) – состояние, относительное динамическое постоянство внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах (напр., обеспечение постоянства температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови и т. д.), которое поддерживается благодаря сложным координационным и регуляторным взаимоотношениям, осуществляемым как на уровне целостного организма (поведение), так и на органном, клеточном и молекулярном уровнях. В механизме Г. отчетливо проявляется свойство адаптации организма к изменениям условий внешней среды, в которой он существует. Можно говорить о нервно-психическом Г., обеспечивающем сохранение и поддержание оптимальных условий для функционирования мозга, нервной системы в целом в процессе реализации разнообразных форм деятельности. Термин введен американским физиологом У. Кенноном (1929); однако само представление о постоянстве внутренней среды организма было сформулировано в 1878 г. французским ученым К. Бернаром (см. Адаптационный синдром. Адаптация).

ГОМЕОСТАТ (от «гомеостаз») – техническое устройство, имитирующее адаптационные свойства живых организмов, их приспособляемость к изменяющейся среде. Г. моделирует поведение организмов, выражающееся в явлении го-



меостаза. Первая модель Г. создана английским биологом Р. Эшби. В кибернетике Широко изучаются различные гомеоста-тические системы, которые называют самоорганизующимися или ультраустойчивыми системами.

ГОМОСЕКСУАЛИЗМ (от греч. homois – одинаковый и лат. sexus – пол) – сексуальное влечение к лицам своего пола, а также сексуальные связи между ними. Синонимы: гомоэротизм, гомофи-лия, сексуальная инверсия, экви-, амбисексу-апьность. гермафродшм', кроме того, в каждой стране есть жаргонные названия (напр., у нас мужчин-гомосексуалистов называют «голубыми»). Термин «Г.» ввел в конце XIX в. венгерский врач Карой Мария Бенкерт (псевдоним: Картеби).

Различают мужской и женский Г. К первому относят эфебофилию – влечение к юношам, подросткам и андрофилию (ан-дроманию) – к взрослым мужчинам. Термин «педерастия» (мужеяожество) в широком смысле синонимичен мужскому Г., а в узком и более употребительном обозначает анальный коитус между взрослым мужчиной и мальчиком. Женский Г. называют лесбианством (лесбийской любовью) или сапфизмом (по имени древнегреч. поэтессы Сапфо, жившей в VI в. до н. э. на острове Лесбос и воспевавшей эту форму любви). По объекту влечения женский Г. подразделяется на корофилию – влечение к девочке, партенофилию – к девушке, ги-некофилию – к взрослой женщине и грао-филию –к старухе.

Г. известен чуть ли не со времен позднего палеолита: найдены подтверждающие наскальные изображения. Сейчас Г. зафиксирован практически во всех странах, причем в некоторых (Нидерланды) официально разрешен гомосексуальный брак. Полученные разными авторами данные не совсем совпадают, но можно говорить, что исключительно гомосексуально ориентированы 1 – 6% мужчин и 1 – 4% женщин; эпизодические или временные гомосексуальные связи имеют по крайней мере треть мужчин.

Споры о природе Г. начались давно и обнаружили принципиальное различие подходов. Напр., в конце XIX в. французский специалист по судебной медицине Опост Тардье расценивал Г. как моральное и физическое уродство, проявляющееся даже в анатомо-морфологии половых


органов и требующее карательных мер, вплоть до кастрации. Другие были не столь решительны. В те же времена немецкий юрист Карл Ульрихс выдвинул идею, что гомосексуалисты (по его терминологии, уринги – в честь греческой богини Урании, вроде бы покровительствовавшей им) – жертвы неправильного эмбрионального развития, при котором гениталии развиваются по мужскому, а мозговые отделы – по женскому типу, вследствие чего уринги представляют собой женские души, заключенные в мужские тела. Рихард фон Крафт-Эбинг и Генри Хевлок Эллис считали Г. не патологией, а особой аномалией (подобно дальтонизму). 3. Фрейд объяснял Г. особенностями индивидуального развития. По мнению И. С. Кона, сейчас наиболее разработанными и поддерживаемыми являются две попытки объяснить Г. Согласно медико-биологическому подходу (теория инверсии), Г. – половое извращение, возникающее вследствие неправильной половой идентификации в раннем возрасте под влиянием родителей. Теория сексуальной ориентации квалифицирует Г. как нормальный процесс психосексуального развития, при котором в предподростковом и подростковом возрасте под влиянием сверстников у индивида складываются гомосексуальные эротические предпочтения.

Вопрос о том, что представляет собой Г. – заболевание, половое извращение, порок, врожденную аномалию, свойство личности или что-то еще, далеко не решен: ни одна из теорий не объясняет всех известных фактов и механизма возникновения гомосексуального влечения. Положение осложняется нередким чередованием и сосуществованием гомо- и гетеросексуальных форм поведения. В середине XX в. Альфред Киизи продемонстрировал, что гомо- и гетеросексуальность представляют собой не изолированные явления, а крайние полюсы шкалы, центр которой занимают бисексуалы. Существует также псевдогомосексуализм –ложный, или ситуативный, Г. (термин предложен Крафт-Эбингом; Фрейд пользовался понятием случайной инвертированности). Он означает сексуальные контакты с лицами своего пола, обусловленные не направленностью либидо, а вынужденными обстоятельствами (принуждением, совращением,



корыстью и пр.). Гомосексуальные связи, обычно возникающие в изолированных однополых группах (армия, места заключения), носят суррогатный характер и прекращаются при нахождении гетеросексуальных партнеров, т. е. могут считаться ложным Г. Умственно отсталые подростки и алкоголики, совращенные взрослыми гомосексуалистами, также являются псевдо-гомосексуалами.

Прямых и четких различий между гомо- и гетеросексуалами среди мужчин не смогли обнаружить ни генетики, ни эндокринологи. В психическом отношении го-мосексуалы, как правило, совершенно нормальные люди, отличающиеся лишь направленностью либидо. С женским Г. дело обстоит сложнее: пассивные лесбианки сохраняют типично женские внешность, одежду, занятия и хобби, в то время как активные отличаются мужеподобным телосложением, огрубленными чертами лица, низким голосом, склонностью к типично мужской работе и одежде. Высказывается мнение, что у первых инверсия приобретенная, а у вторых – следствие врожденного органического изменения мозга.

Там, где Г. не преследуется законом и обществом, часты устойчивые партнерские пары, связанные такими же эмоциональными, сексуальными и межличностными взаимоотношениями, как и гетеросексуальные. Преследование и осуждение Г. приводит к необходимости скрывать гомосексуальные наклонности и, как следствие, к неустойчивому характеру пар, частой смене анонимных партнеров. Постоянный страх перед разоблачением приводит к изменениям характера и поведения, неврозам, депрессиям. Показано, что нет связи между запрещением/разрешением Г. и его распространенностью: нетерпимость общества приводит лишь к усложнению условий жизни и социальной адаптации i омосексуалов. Негативное отношение общества родило особый язык костюма, кодирующий не только гомосексуальную ориентацию, но и предпочитаемую ее форму.

Неприязнь к гомосексуалистам, порою доходящая до гомофобии (иррациональная ненависть к гомосексуалистам, часто выражающая страх перед собственными сексуальными фантазиями и импульсами), обычно обосновывается тем, что Г.: а) аморален, греховен по сущности;


б) снижает рождаемость; в) приводит к деградации личности; г) совращает молодежь; д) способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Многие из этих обвинений расцениваются специалистами как мифы. Так, напр., тезису о деградации личности можно противопоставить достаточно длинный список го-мосексуалов, оставивших заметный след в культуре. С конца XIX в. началось движение за легализацию Г. В 1973 г. американская психиатрическая ассоциация исключила Г. из списка заболеваний.

Лечение Г. базируется на. психотерапии (иногда в сочетании с гормонотерапией). Лучшие результаты достигаются, если пациент моложе 3S лет и имеет гетеросексуальный опыт, В любом случае необходимым условием является желание самрго пациента изменить свою сексуальную ориентацию. Профилактика Г. должна строиться на правильном половом воспитании; на своевременном выявлении и лечении ряда заболеваний, которые могут приводить к невозможности или дискомфортное™ гетеросексуальных половых отношений; на предотвращении растления и совращения несовершеннолетних.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.