Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вергентные движения (от






лат. vergo – склоняюсь) – один из двух типов макродвижений глаз. В. д. в отличие от версионных движений (см.) приводят к изменению угла между зрительными осями левого и правого глаз. Наиболее известными видами В. д. являются конвергенция и дивергенция; однако В. д, могут осуществляться не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. К их ч ислу также относят циклофузионные движения, представляющие собой торсионные 1> ь11.жения (см.), меняющие относительную ориентацию сетчаток левого и правого глаз.

В. д., связанные с бинокулярным зрением, являются более поздним филогенетическим приобретением, чем версионные движения, и имеют свою собственную систему регуляции. Среди стимулов, вызывающих В д., следует выделить величшгу и знак > [ оцентрнческой диспарантности, а также м-епень «размытости» проекции подлежащего фиксации объекта, если он не находится в аккомодационном фокусе одного in глаз.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР (по имени немецкого невропатолога и психиатра Карпа Вирнике) – участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе nL-рхней височной извилины левого попу* ширни (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной 1> счи. При поражении В. ц. возникает так и.пываемая афазия Вернике, или сенсорная афазия (см. Аплазия), – нарушение понимания устной речи из-за дефектов фонема гического или речевого слуха. Сенсор-мыс функции речи помимо височной коры " Оеспечнвают и другие ее области: темен-иие, височно-теменно-эатылочные, затылочные.


ВЕРСИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ (от

лат. verto –- двигаю, вращаю) – один из двух типов макродвижений глаз. В. д. в отличие от вергентных движений не приводят к изменению угла между зрительными осями левого н правого глаз. К числу В- д. относят быстрые саккадичсские и медленные следящие движения. С помощью первого вида В. д. осуществляется коррекция положения, а с помощью второго – скорости движения глаз относительно целей, не меняющих своего расстояния до наблюдателя. Особую разновидность В. д. образуют компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения. Они обеспечивают сохранение направления зрительных осей в пространстве при изменениях положения и скорости движения головы. Комбинация периодически повторяющихся саккадических и следящих движений называется нистагмом

По сравнению с вергентными движениями, появившимися лишь с возникновением бинокулярного зрения, В д. представляют собой филогенетически более древний и относительно примитивный тип движении глаз. Они имеют свою собственную систему нейрофизиологической регуляции.

ВЕРТГЕЙМЕР МАКС (1880 – 1943) – немецкий психолог, основатель гештаяьтпсихояогии. В своем знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (1912), считающемся «началом» гештальт-психологии как направления, В. подверг экспериментальной и теоретической критике существовавшие теории восприятия, базировавшиеся на принципе элементарнзма (см. Австрийская школа). В этот период своего творчества для объяснения феномена кажущегося движения и других явлений целостности восприятия В. использует принцип физиологического и психического изоморфизма (так, кажущееся движение считается результатом физиологического процесса «короткого замыкания» в мозге).

С 20-х гг. В. занимается проблемами творческого мышления, анализируя не столько результаты такового в виде целостных гештальтов (см. Инсайт), сколько процессуальную сторону мышления, его стадии, пользуясь при этом (как и его младший коллега К. Дункер) методом не феноменологического самонаблюдения,



применяемого ранее в работах по восприятию, а «рассуждения вслух» в диалоге с экспериментатором, что означало выход исследования за рамки не только геш-тальтпсихологни (mhoi ие введенные здесь 8 понятия аналогичны таковым в деятель-постном подходе к анализу мышления в школе А. Н Леонтьева, напр «переносу», операциональному значению и др), но и классического понимания объективного исследования в психологии При этом из его работ исчезают физиологические аналогии для объяснения собственно психологических закономерностей Хотя исследования В в этой области, опубликованные по большей части после его смерги, и получили определенную разрабогку в различных вариантах проблемного обучения, в педагои] ческой психологии, они еще не в полной мере оценены. В известен также своими работами в области музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», разработками психологического «детектора лжи» (см Ассоцишпивный эксперимент) и др

ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА – одна из важнейших систем восприятия и анализа пространственной информации Развилось, дополнившись аппаратом полукружных каналов, из системы распознавания направления силы гравитации, имеющейся у большинства беспозвоночных, в систему, информирующую о положении головы и гела и направлении движения тела у позвоночных и человека

ВИБРАЦИОННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – чувствительность к действующим на кожу механическим, прежде всего звуковым, колебаниям Вибрационные ощущения отличаются от ощущений давления и прикосновения к коже Специфических рецепторов В ч не обнаружено Есть несколько гипотез о природе В ч Согласно одной из них, В ч –переходная форма от тактильной чувствительности к слуховой; вторая гипотеза трактует ее как субмодальность проприоцептив-ной чувствительности, третья –как чувствительность, свойственную всем тканям организма. Диапазон В ч весьма широк or 1 до 10 000 Гц: наиболее высока чувствительность к частотам 200 – 250 Гц Человек различает частоту вибрации с точностью до 8 – 10%. а амплитуду – до 3 – 5 мкм В ч неодинакова в различных уча-


стках тела, наибольшей обладают дис-тальные части конечностей; наименее чувствительна кожа шеи, плечевого пояса и бедра

При помощи В ч человек, пользуясь специальными кодами, может выполнять сложные виды деятельности, напр слежение В ч играет большую роль при обучении глухих произношению звуков речи

ВИДЫ РЕЧИ – принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их составляющих компонентов Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности В зависимости от выявленно-сти речевой деятельности вовне различают внешнюю речь и внутреннюю (см) Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила название устной речи (см) Ей противопоставляется речь письменная (см), исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов

Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную (см.) и рецептивную, пассивную, импрессивную (см) Продуктивная речь – это говорение (рече-проилнесение), описание, рецептивная речь – слушание, чтение Деление речи на продуктивную и рецептивную довольно условно Восприятие речи (слушание, чтение), ее понимание – активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени грудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого

Выделяют виды речи в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте (речь слышимая, произносимая и видимая) Аналогично с этим может быть обозначена и осязательная речь, т е речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по шрифту Брайля или ощупывании руки другого человека, говорящего с помощью дактильной речи (см Дактилология) К видимой речи кроме обычной письменной следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодоа, в т ч. общение посредст-



вом сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи речи – это милшко-жестовая речь глухих (см), дактильная речь и чтение с губ (см)

Речь, выполняя функции какого-либо специального общения, приобретает определенную специфическую внутреннюю структуру, соответственно этому могут быть выделены многие виды речи; поэтическая, магическая и др (А. А. Леонтьев).

ВИЗИОНИЗМ – см Половые извращения

ВИКАРНЫЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (от лат vicarius – заменяющий, замещающий) – внутренние перцептивные действия зрительной системы, направленные на считывание информации не из внешнего мира (как внешние перцептивные действия), а со следа, накопленного сетчаткой, или с визуализированного образа В п. д представляют собой избирательное изменение чувствительности отдельных участков сетчатки, управляемое малоамплитудными движениями глаз Эти движения совершаются в зоне 2 – 4° и осуществляются в виде дрейфа или быстрых скачков. Психологически это выражается в возможности перемещения внимания (взора) по лолю стабилизированного образа.

Внешние перцептивные действия трансформировались в викарные для снятия информации с визуализированных образов представлений, напр с эталонов опознания, воображения, с послеобразов Эти действия были выявлены при исследовании опознания и формирования образа в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки По сути, был обнаружен некоторый механизм, компенсирующий стабилизацию по отношению к анатомической фовеа (т е. к зоне наиболее ясного видения сетчатки) Этот механизм был назван механизмом функциональной фо-веа До регистрации малоамплитудных движений глаз в условиях стабилизации возможность перемещения взора по стабилизированному относительно сетчатки изображению производила впечатление идеального внимания В п д указывают па то. что субъект способен наблюдать те или иные изменения в воспринимаемом образе или в феноменальном поле при отсутствии изменений воздействующей сти-


муляции Иными словами, между множеством сетчаточных проекций объекта (оптическим полем) и множеством субъективно воспринимаемых образов (феноменальным полем) отсутствует однозначное соответствие Каждому элементу оптического поля соответствует некоторое множество элементов феноменального поля. Задача наблюдателя, попадающего в такую ситуацию, состоит в выборе из зтого подмножества элементов наиболее соответствующих, с ОДНОЙ стороны, воспринимаемому объекту, а с другой – задачам его деятельности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.