Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бернштейн николай






АЛЕКСАНДРОВИЧ (1896 – 1966) – отечественный психофизиолог Концепция физиологии активности, созданная Б на основе глубокого теоретического и эмпирического анализа естественных движении человека в норме и патологии (спортивных, трудовых, после ранений и травм


органов движения и др) с использованием разработанных Б новых методов их регистрации послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения (см Двигательная задача), механизмов формирования двигательных навыков, уровней построчная движений (см) в норме и их коррекции при патологии В работах Б получило свое обоснование решение психофизиологи че ской проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики Идеи Б нашли широкое практическое применение при восстановлении движений у раненых во время Великой Отечественной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др

БЕРТРАНИЗМ–см Садюм

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета Разработка представлений о Б в психологии была начата 3 Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б изучались как в прикладной клинической психологии, так и в экспериментальной психологии На сегодняшний день выделяются пять классов проявлений Б 1 Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не воспринимаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности (см Защита психологическая) Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья лич ности Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии, в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля 2 Неосознаваемые механизмы



(а частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации име ющихся у субъекта навыков и умений Лежащие в их основе операции первоначально осознаны, по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться А Механизмы и процессы подпорогового ношриятия объектов Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде об-paia и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности 4 Надсозна-1елькые явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.) 5 Структуры общественного бессознательного – неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные, нормы, олределяюпдае мировосприятие июлей, принадлежащих к данной куль-jype

Неосознаваемый характер функцио нирования существенной части психиче-iKoro аппарата человека является неизбежным следствием его устройства Нео-t ошаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет раз-i рузить его для выполнения других задач Имеете с тем возможность осознания (но пс постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б i ю толяет человеку подняться на более вы-юную ступень управления своим поведением

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИ-ЧАЙЛОВИЧ ( 1857 – 1927) – русский тнропатолог, психиатр, физиолог, психо-юг Создатель первой в России лаборато pun экспериментальной психологии при к пшике Казанского университета (1885), i ч нователь Психоневрологического ин i пнута в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного (всестороннего) исследования человека

Психологическое творчество Б можно \ i ловио разделить на два этапа В первый период (до 10-хгг ХХв)Б говорил о равноправном существовании двух психоло-


гии субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной (см) Б называл себя представителем объективной психологии, однако, в отличие о г И М Сеченова, который пола-гал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Б считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т е поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной систе мы На втором этапе творчества (с 10-х гг XX в) Б создает учение, названное им рефлексологией (см) По сути рефлексология стала преемницей объективной психологии Б Несмотря на то что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Б, идеи Б о комплексном (всестороннем) изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии

БЕЦОЛЬДА – БРЮККЕ ФЕНОМЕН – эффект изменения воспринимаемого цветового тона при значительном увеличении интенсивности, названный по имени обнаруживших его немецких ученых Этот эффект имеет место для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм 575 нм) и одного смешанного – пурпурно-малиново! о У Эбней обнаружил аналогичное изменение цветовых топов при понижении интенсивности с теми же самыми исключениями

БИНАУРАЛЬНЫЙ СЛУХ (от лат

him – два и anncula – ухо) – восприятие звуков с помощью обоих ушей и симметричных (правой и левой) частей слуховой системы Б с позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет детекции различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши При этом наиболее точная дифференциальная локализация звуков наблюдается, когда интенсивность сигналов равна 70 – 100 дБ над порогом слышимости Если сигналы поступают с разной интенсивностью или временным интервалом, то звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука (напр, при интервале 600 мс звуковой образ смещается на 90°) Минимальный интервал, вызывающий смеще


ние звукового образа, равен 40 мс. При интервале более 2 – 3 мс звуки воспринимаются как 2 последовательных раздражения. Зависимость локализации звука от фазы тональных сигналов при Б. с. наблюдается при действии только низкочастотных тонов (до 1500 – 2000 Гц). Звук имеет тенденцию к локализации в сторону того уха, к которому движется ведущая по фазе звуковая волна. Степень смещения звукового образа возрастает при увеличении би-науральной фазовой разности до локализации звукового образа в одном ухе. Порог бинауральной фазовой разности при тоне 100 Гц составляет 3 {разность по времени – 100 мс). Тоны выше 1500 – 2000 Гц при Б. с. локализуются из-за отличий интенсивности звука на разных ушах (голова и ушные раковины ослабляют высокочастотные тоны эффективнее, чем низкочастотные). При действии еще более сложных звуков (напр., звуки речи) для локализации используется и их тембр, поэтому они локализуются легче, чем простые. Абсолютный н дифференциальные пороги при Б. с. понижаются по сравнению с мо-ноуральыым слухом (слушание одним ухом); наблюдается суммирование громкости, которое тем больше, чем больше интенсивность звука. Механизмы Б. с. недостаточно выяснены. Наиболее рас* пространенная гипотеза объясняет способность локализовать источник звука при Б. с. разной картиной возбуждения, возникающей либо в результате неодновременности прихода звука на разные уши, либо при одновременном действии звуков разной интенсивности.

ВИНЕ АЛЬФРЕД (1857 – 1911) – французский психолог, создатель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии (1889). Б. является автором работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания, проблемам умственного утомления, индивидуальных различий процессов памяти, внушения, графологии и др. Однако наибольшую известность получили разработки Б. в области создания тестов интеллекта, сделавшие Б. одним из основателей тес-тологии.

В начале XX в. Б. вместе с Т. Симоном проводит ряд экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, которые после применения статистических


процедур стали использоваться как тесты уровня умственного развития. По Б., этот уровень определяется генетическими факторами и не зависит от обучения. Б. ввел в тестологию понятие умственного возраста (см.), в отличие от хронологического (паспортного) возраста. В 1911 г. В. Штерн предложил измерять уровень умственного развития с помощью подсчета коэффициента интеляектуаяыюснш (IQ), который был использован при конструировании видоизмененной шкалы Бине–Симона, получившей название шкалы Станфорд– Бине (по названию Станфордского университета, где впервые она была разработана), или шкалы Бине–Термена (Л. Тер-мен был руководителем группы разработчиков нового варианта шкалы в этом университете). В течение двух последующих десятилетий тесты Б. широко использовались во Франции, были адаптированы в ряде других стран, в т. ч. в России. Термин «коэффициент интеллектуальности» до сих пор широко используется в ряде тестов интеллекта.,

БИНЕ – СИМОНА ТЕСТ – тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905 г. французскими психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 пет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятив-ных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались т. о., чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует, по мнению авторов, умственный возраст ребенка.

Б. – С. т. неоднократно пересматривался и дополнялся в последующие годы. Наиболее известная модификация была создана американским психологом Л. Тер-меном из Станфордского университета (тест Станфорд – Бине). Однако во всех редакциях Б. – С. т. направлен в основном не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Коренной недостаток этого теста состоит в том, что авторы его недооценивали факт зависимости успешности вы-



полнения заданий от обучения и социально-психологического опыта личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.