Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение традиционной организации и организации, проводящей реинжиниринговые мероприятия






Параметр Традиционная организация Организация, осуществляющая реинжиниринговые мероприятия
1. Характер изменений    
2. Тип изменений    
3. Стиль управления    
4.Организационная структура    
5. Основное внимание и полномочия менеджера    
6. Ориентация предприятия    
7. Роль ИТ    
8. Цены на продукцию предприятия    
9. Учет запросов потребителей    
10. Мотивация персонала    
11. Полномочия персонала    
12.Издержки    
13. Важнейшая функция управления    
14.Особенности технологического процесса    

 

Вариант 3.

1. Тектология Богданова А.А. – теоретическая основа реинжиниринга.

2. Бенчмаркинг

3. Кейс

Реинжиниринг информационной системы в компании Л'Этуаль.

На сегодняшний день сеть магазинов парфюмерии и косметики Л'Этуаль занимает прочное лидирующее положение на российском рынке и продолжает осваивать новые территории. Первый магазин Л'Этуаль открылся в Москве в сентябре 1997 года. В декабре 1998 года был открыт первый региональный магазин в Воронеже.

Сегодня в Москве насчитывается более 115 магазинов, а на территории России число магазинов превышает 600. открытых более чем в 120 городах и в них продается около 35-40 тыс. товарных позиций. Среди магазинов - и самый крупный в сети, он находится в Красноярске и имеет площадь 750 квадратных метров.

Открывающиеся магазины имеют разный форма], обусловленный месторасположением,.то объединенные в единый корпоративный стиль. Это узнаваемый логотип с сине-бело-желтой волной, высокий профессионализм продавцов-консультантов, и гибкая система скидок, единые для всей сети. Огромный ассортимент продукции, более десятка тысяч наименований и более 150 марок-производителей, среди которых такие известнейшие, как Christian Dior. Guerlain, Chanel, Givenchy, Sisley, Kenzo, Estee Lauder, Clarins и многие другие. Кроме парфюмерно-косметических магазинов в сеть «Л'Этуаль» входят 6 салонов красоты.

Решение о введении системы новой информационной системы управления предприятием в эксплуатацию созрело в " Л'Этуаль" в 2003 году: на тот момент торговая сеть уже насчитывала 150 розничных магазинов.

Использовавшаяся ранее система «1С» ведения учета на предприятии уже не справлялась с объемами вводимой информации: старые данные приходилось сокращать и дефрагментировать. Система «1С» не обладала достаточной гибкостью и исполняла роль базы данных, а пользователи вынуждены были работать во внешних приложениях на базе MS Excel и MS Access. В результате -страдала оперативность получения информации и ее точность. Кроме того, на фоне роста сети существующая информационная система вплотную приблизилась к пределу своей производительности. На фоне роста компании перед бизнесом вставали новые задачи, которые логичнее было бы решать с помощью информационных технологий.

После тщательного изучения предложений на рынке компания приняла решение о внедрении Microsoft Dynamics AX (тогда Axapta 2.5). «Л'Этуаль» достаточно быстро определилась с поставщиком, так как на момент проведения тендера в Москве единственным золотым партнером Microsoft Business Solutions был Columbus IT, а его конкуренты обладали меньшим опытом.

Columbus IT - международная консалтинговая компания с представительствами в 29 странах мира, которая специализируется на предоставлении консультационных услуг по выбору, внедрению и сопровождению корпоративных информационных систем, управленческом консалтинге. В арсенале компании - более 7000 проектов для предприятий различных отраслей по всему миру. Российское подразделение - одно из самых крупных и успешных в группе Columbus IT. За время работы Columbus IT в России, клиентами компании стали более 250 российских предприятий, среди которых: «ЮИИМИЛК». «ССМ-Тяжмаш». 1Д «Перекресток». «ДИКСИ» «Л'Этуаль», «Браас». «Инком-Авто» и многие другие.

С момента принятия решения о переходе на новую информационную систему до внедрения " Л'Этуаль" предстояло пройти множество этапов. Так, интеграторы, соревновавшиеся за право внедрить систему должны были предпроектное обследование компании и ответить на вопрос о необходимости и возможности применения нового подхода к бизнес-процессам.

Решение, предложенное Columbus IT. покрывало 80% потребностей бизнеса розничной торговой сети. Директор по информационным технологиям компании " Л'Этуаль" Николай Зайцев так отзывается о ключевом моменте в истории компании: " Автоматизация 80% задач - это крайне существенный скачок для начала интеграции. Остальные 20% - это плацдарм для работ в будущем".

Переход длиной в 4 месяца, по словам Николая Зайцева, мог быть существенно короче,: " Мы управились бы и за два месяца, но период с декабря 2003-го по апрель 2004-го ознаменовался в том числе пиковым сезоном продаж, традиционно приходящимся на март. Нововведения лучше внедрять, когда нет перегрузок и работа производится в стандартном темпе". Нестандартный подход " Л'Этуаль" к ведению бизнеса проявился и здесь: кроме типичных работ по установке и наладке решения, а также тренингов для сотрудников, в компании были проведены три деловые игры, призванные продемонстрировать готовность персонала к работе с системой и выявить вопросы, возникающие при ее использовании. Деловые игры проводились на копии актуальной системы с полным набором функций. Подход, позволяющий работникам компании полностью овладеть всеми возможностями системы Microsoft Dynamics AX. так понравился всем участникам процесса, что и сегодня копия системы с актуальными данными используется в качестве тестовой площадки для отработки модификаций и обучения новых сотрудников.

После двухнедельной параллельной работы сразу в двух системах автоматизации бизнес-процессов - текущей и новой - всем работникам предприятия, принимавшим участие в использовании Microsoft Dynamics AX. был задан один и тот же вопрос: какая из двух предложенных систем наиболее удобна и эффективна? Все сотрудники единогласно заявили, что работать в Microsoft Dynamics AX гораздо удобнее и возвращаться к прежней системе нет смысла. Так завершился первичный этап внедрения системы контроля бизнес-процессов, а вместе с ним начался следующий: разработка решений для нужд заказчика.

Решение в достаточной мере было переработано под специфику компании «Л'Этуаль». «У нашей компании есть ряд особенностей организации бизнеса, - отмечает Николай Зайцев. - Одно из наиболее ярких отличий - модель бизнеса «Л'Этуаль» постоянно меняется, поскольку он бурно развивается. Нел и во время проекта основной упор делался на логистику, то за последние полгода в «Л'Этуаль» были решены задачи расчета себестоимости товара и маржи».

Кроме того, в единую информационную систему «Л'Этуаль» была включена накопительная дисконтная система сети, аккумулирующая в себе сведения обо всех клиентах (сегодня в клиентскую базу входят более 200 тысяч покупателей) с возможностью отслеживания полной истории их покупок и включающая в себя элементы CRM.

«Обработка документов выполняется прозрачно для пользователей и не создает задержек в их работе, - комментирует результаты проекта Николай Зайцев. - Так, например, разработанная функциональность позволяет обрабатывать товарные отчеты магазинов менее чем за 5 сек. на магазин, а механизм планирования потребностей по 150 магазинам с активным ассортиментом около 40 тыс. наименований справляется с задачей менее чем за час».

Изменения, затронувшие компанию с момента внедрения, колоссальны: количество розничных точек продаж увеличилось со 150 до 600, ассортимент увеличился в три раза, а в день Microsoft Dynamics AX обрабатывает более 10 000 документов.

Сейчас розничная сеть " Л'Этуаль" работает под управлением Microsoft Dynamics AX версии 4.0. Эта версия более производительна по сравнению с предыдущей и. кроме того, превосходно интегрируется с SQL Server 2005, также установленным в организации. Покупка и установка наиболее эффективных версий продукта, таким образом, позволяет оптимизировать не только бизнес-процессы, но и время, затрачиваемое системой на выполнение различных операций. Проект длился 4 месяца. Это первый в России проект по переходу на Microsoft Dynamics AX 4.0 такого масштаба. Учитывая размер бизнеса Л'Этуаль, при запуске новой версии любая ошибка в системе или потоке данных, могла повлечь остановку системы.

Благодаря оперативной работе специалистов Columbus IT проект удалось завершить с экономией планового бюджета более, чем на 13%. В настоящее время сотрудничество двух компаний продолжается проектом «Финансы», в ходе которого автоматизируются контроль бюджета закупок и казначейство.

Удивительно, по столь стремительный рост компании не спровоцировал потерю контроля над бизнесом: " Microsoft Dynamics AX - крайне гибкая система по сравнению с конкурентами, поэтому ее масштабирование происходит планомерно и без потерь для бизнеса", - отзывается о работе приложения Николай Зайцев. Главное, чтобы имелся необходимый резерв времени и четкое понимание поставленной задачи.

Подавляющее большинство бизнес-процессов в " Л'Этуаль" происходит круглосуточно: магазины компании находятся в разных часовых поясах от Калининграда до Якутска, поэтому в любое время система должна быть доступна. По этой причине автообработка документов, па которую приходится существенная часть загрузки системы, производится в асинхронном режиме в темпе работы всей сети магазинов. Если днем на основе предоставляемых системой отчетов люди принимают бизнес-решения, ставят новые бизнес-задачи, то ночью Microsoft Dynamics AX используется для отражения в учете результатов деятельности, для подготовки новых отчетов и реализации принятых решений в виде потока документов товарооборота. Нетипичных задач, которые полностью или частично автоматизированы, в компании достаточно. К примеру, расчет себестоимости товара производится автоматически, снимая с персонала существенную часть работы. Что немаловажно, такой подход к расчету практически сводит на нет возможность человеческой ошибки. На основе Microsoft Dynamics АХ также реализован " регулятор-автомаг", обеспечивающий присутствие нужного количества товара в магазине. Система автоматически по результатам продаж дозаказывает индивидуально для каждого магазина нужные позиции в нужном количестве. На систему возложена не только функция учета и контроля, но также функция управления товарными запасами. Таким образом, снабжение магазинов регулярным товаром полностью автоматизировано с помощью установленного решения.

Обратная связь крайне важна для любых продаж, но в случае с розничной сетью такие данные должны поставляться крайне оперативно, чтобы успеть за тенденциями рынка. По результатам одно-, двухнедельных продаж Microsoft Dynamics AX составляет отчеты, используемые в дальнейших расчетах для каждого магазина.

Процесс внедрения новых модулей и функций всегда производится в несколько этапов: задача сначала обсуждается с топ-менеджерами, потом с пользователями (как справедливо замечает Николай Зайцев, даже самая безупречная система автоматизации без людей не принесет блага компании), далее оценивается по затратам на разработку - и только после этих шагов поступает в работу. " Как правило, заказчиками новых функций для Microsoft Dynamics AX являются начальники отделов, которым требуется детализация или автоматизация какой-либо области работы", - говорит IT-директор компании.

" IT - высокая сфера и во многом творческая профессия. На успех всего предприятия влияет атмосфера, создающаяся в процессе работы", - с гордостью говорит о выполняемой задаче Николай Зайцев. Гибкое и удобное управление компанией находится в числе главных причин, повлиявших на успешность крупнейшей розничной торговой сети на территории России. Роль Microsoft Dynamics AX в успехе организации заключается в информативном подходе к ведению бизнеса: все рабочие процессы прозрачны, а данные отсортированы так, чтобы сотрудникам было удобно с ними работать. Важное преимущество " Л'Этуаль", обеспеченное автоматизацией бизнеса, - стандартизация решений и масштабирование их на всю сеть. Первое в списке причин успеха - жесткий контроль над процессами, во многом возможный благодаря прозрачной отчетности и автоматизации. Николай Зайцев утверждает, что факторов успеха несколько: " Не стоит забывать, что при работе с ЕRP-системой мы имеем дело с инструментом, которым будут пользоваться сотрудники. Люди - главный фактор и ресурс бизнеса".

IT-директор " Л'Этуаль" уверен, что глубокое понимание дела, участие в бизнес-процессах, конструктивная критика позволяют успешно решать задачи, возникающие в процессе работы. В таком случае IT-служба не является лишь функциональным подразделением, а становится полноправным участником бизнеса. Этот нестандартный подход позволил " Л'Этуаль" добиться абсолютного порядка в делопроизводстве: любой IT- сотрудник, принимающий участие в разработке дополнений для Microsoft Dynamics AX, так или иначе задействован в бизнес-процессах. Так. инвентаризация склада производится под жестким контролем и с участием именно IT-службы. Снятие части задач с менеджеров и перепоручение многих работ с Microsoft Dynamics АХ людям, сведущим в IT, существенно увеличило производительность и оптимизировало работу компании в целом.

Современные системы бизнес-аналитики позволяют обрабатывать огромное количество информации буквально за полдня. Например, с вечера руководитель компании составляет запрос насчет финансовых отношений с потребителями, а к утру у него на рабочем столе уже лежат обработанные данные о востребованности той или иной продукции. И руководитель буквально задень может гибко принять решение о расширении или сворачивании определенного вида производственной деятельности.

О положительном опыте применения BI-решений в компании «Л'Этуаль» говорит Николай Зайцев: «Наша торговая сеть сейчас нагружена огромным объемом информации. У нас работают две тысячи кассиров, пробивается 200 тысяч чеков в день, в ассортименте насчитывается более 65 тысяч наименований товаров. Внедрение систем электронной обработки информации позволило не только оперативно анализировать, какой товар и где пользуется наибольшей популярностью, получать оперативные отчеты о финансовом состоянии компании, по и бороться с весьма ощутимым злом: мошенничеством». В основном недобросовестное поведение сотрудников «Л'Этуаль» было связано с неправомерным предоставлением скидки: покупатель, например, приобретал товар, но кассир, пользуясь своей дисконтной карточкой, оформлял покупку со скидкой, а разницу в цене клал себе в карман. Новая BI-система сейчас оперативно анализирует размер предоставления скидок на каждой кассе и у каждого кассира, и, если у кого-то вдруг подскакивают' продажи по дисконтным картам, служба безопасности тут же обращает на это внимание. По словам Николая Зайцева, мошенничество сотрудников наносило ущерб в несколько миллионов евро в год. и именно системы бизнес-аналитики позволили искоренить это явление.

ЗАДАНИЯ:

1. Обоснуйте необходимость введения новой информационной системы в компании Л'Этуаль.

2. Выделить этапы проведения реинжиниринга информационной системы в компании Л'Этуаль

3. Оцените современную информационную систему в компании Л'Этуаль

4. Какова роль ИТ-специалистов в компании Л'Этуаль?

5. Выявите особенности бизнес-процессов в компании Л'Этуаль

6. Какие бизнес-процессы в компании Л'Этуаль были автоматизированы?

7. Каковы причины сопротивлений изменениям со стороны персонала? Как решили эту проблему в Л'Этуаль? Оцените основные мероприятия по преодолению сопротивлений изменениям, заполнив таблицу 1.

Таблица 1

Сравнение основных мероприятий по преодолению сопротивлений изменениям со стороны персонала

Мероприятия для преодоления сопротивлений изменениям Достоинства мероприятия Недостатки мероприятия
1.обучение и предоставление информации    
2. привлечение к участию в проекте    
3. стимулирование    
4.кадровые перестановки и назначения    
5.скрытые и явные меры принуждения    

 

Вариант 4.

3. Система качества на основе TQM и ИСО –как основа и результат реинжиниринга.

4. Понятие и классификация технологий.

5. Кейс

Реинжиниринг в компании «Белл Атлантик».

Телекоммуникационная компания «Белл Атлантик Корп.» со штаб-квартирой в Филадельфии и годовым оборотом в 12 млрд долл., обслуживающая среднеатлантические штаты, в прошлом действовала в свободном от конкуренции мире монополии. Ввиду этого на запросы потребителей она отвечала тогда, когда у нее было на то время и не уделяла особого внимания качеству предоставляемых ею услуг. Но затем окружающая среда «Белл Атлантик» изменилась. Ныне и сама компания находится в процессе изменений, которые разворачиваются с захватывающей дух скоростью.

Одна из важнейших сфер бизнеса «Белл Атлантик», приносящая до 20% ее доходов и около половины общекор­поративных прибылей, — это оказание услуг по подключе­нию абонентов к компаниям междугородной телефонной связи (САS). САS —это просто связующее звено между корпоративными и частными кли­ентами «Белл Атлантик» и выбранными ими компаниями междугородной связи, такими как «АТТ» (АТ& Т), «Спринт» (Sрrint) и «МСИ» (МСI). Каждая из семи региональных компаний-операторов, входящих в «Белл Атлантик», имела свой порядок обработки заказов на подключение к компаниям междугородной связи. Однако обычно обработка заказа для корпоративных клиентов, которым требовалось подключение к каналам связи, обеспечивающим высокоско­ростную передачу данных и видеокоммуникации и исполнение заказа занимали в «Белл Аталантик» от 15 дней до 30 дней. Будучи монопольным поставщиком услуг, «Белл Атлантик» могла не заботиться о том, сколько времени занимал этот процесс.

Неожиданно «Белл Атлантик» обнаружила, что ей при­ходится конкурировать, к чему она была не готова. Компании-новички в данном бизнесе проложили оптоволо­конные кабели (этой технологией «Белл Атлантик» к тому времени не располагала) в зонах, где у региональных компаний «Белл Атлантик» были крупные корпоративные клиенты с большими запросами на голосовую связь, видеокоммуникации и высокоскоростную передачу данных. Новые компании могли не только обеспечить своих потребителей услугами подключения, которые были более надежными и дешевыми, чем услуги «Белл Атлантик», но и выполнять заказы на данные услуги за четверть того времени, которое ей требовалось. Очень скоро под давлением конкуренции самая большая и прибыльная в прошлом статья доходов «Белл Атлантик» начала резко сокращаться.

Реджйс Филц, назначенный в конце 1990 г. руководите­лем операций CAS в «Белл Атлантик», сразу осознал различия между экономическими результатами его компании и ее новых конкурентов и понял, что частичные изменения с целью сделать результаты «Белл Атлантик» чуть лучше, а скорость предоставления ею услуг чуть быстрее, недоста­точны, чтобы спасти бизнес компании. Весной 1991 г. Филц пришел к выводу, что только реинжиниринг сможет улучшить качество услуг CASнастолько, чтобы вернуть компании ее клиентов. Вот что он рассказывает об этом.

Мы нуждались в существенных и быстрых улучшениях. Сразу же после своего нового назначения, я лично встретился сруково­дителями трех крупнейших компаний междугородной телефон­ной связи, чтобы напрямую выяснить, что они хотят от нас, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Личный контакт был очень важен, поскольку он давал информацию, ко­торую я не смог бы получить из маркетинговых исследований. Например, я узнал, что в то время, как официальное требование к нам «АТТ» состояло в подключении абонента в течение семи дней, в действительности они хотели, чтобы услуга предостав­лялась сразу же но возникновении в ней потребности. При этом они хотели получать ее без каких-либо дефектов. «МСИ» проси­ла нас сократить временной цикл предоставления услуги до одного дня.

С помощью внешних консультантов мы сделали то, что я называю «глубоким анализом» наших рабочих процессов — приема и обработки заказа на услуги CAS, осуществления пробного подключения, проверки связи и окончательного под­ключения клиента. Среди прочего мы обнаружили, что в проме­жутке от начала данного процесса до его завершения ответст­венность за него передается по крайней мере 13 раз от одной рабочей группы к другой и в него вовлечены примерно 27 раз­личных информационных систем. Процесс был не только медлен­ным, но и ужасно дорогим. Дальнейшие исследования показали, что в то время, как интервал между датой получения заказа и датой предоставления услуги клиенту составлял 15 дней, рабочее время, в действительности затрачиваемое на исполнение заказа, занимало всего около 10 часов. Для 30-дневного интервала этот показатель составлял лишь около 15 часов.

Проведенный глубокий анализ показал нам огромные воз­можности не только значительного сокращения времени, затра­чиваемого на осуществление процесса, но также снижения на тот же порядок уровня наших расходов.

Мы не могли тратить время понапрасну, но действовать вопреки требованиям потребителей мы тоже не могли. Поэтому, проводя изменения, мы должны были делать их правильно. Данные изменения не были чем-то, что мы могли себе позволить повторить не раз — чтобы исправлять допущенные ошибки. Учитывая это мы организовали реинжиниринговые команды двух типов: одна должна была предлагать идеи, другая — проверять и совершенствовать их в реальных условиях.

Первую команду мы назвали «корневой». На должность ее руководителя мы отобрали менеджера-женщину, которая имела все необходимые качества, ее уважали сотрудники, она была очень контактным человеком, наставником и образцом для подражания. Она не только должна была вдохновлять других, но и могла это делать.

Первой задачей лидера корневой команды было собрать команды специалистов по всем видам работ, составляющих фрагментированный процесс CAS, предварительно удостоверив­шись в их компетентности в своей области, авторитетности среди сотрудников и высокой контактности. Предназначением корневой команды был мозговой штурм направлений перепро­ектирования процесса и определение вчерне его нового варианта. Мы поставили цель: найти способ, с помощью которого «Белл Атлаптик» могла бы практически мгновенно (с нулевым вре­менным циклом) предоставлять клиентам услуги подключения. Мы поставили перед ними столь амбициозную цель по трем причинам. Во-первых, это было тем, что, по словам наших клиентов, они хотели бы именно этого, в долгосрочной перспективе. Во-вторых, удовлетворение данного запроса подтолкнуло бы к глубоким изменениям в существующем процессе, а не ограни­чилось обеспечением его отладки. В-третьих, мы решили, что нулевой временной цикл и данный уровень результатов, которые наши конкуренты никогда не смогут достичь.

Откровенно говоря, члены корневой команды были встрево­жены. Поначалу они думали, что поставленная задача не выполнима, и нам потребовалось затратить неординарные усилия, чтобы заставить их взяться за дело, что в итоге и произошло. Они начали работу в середине июля 1991 г. и за месяц спроектировали новый процесс, который предполагал физическое объединение под единым руководством в одном месте всех функций старого процесса, ранее географически разобщен­ных, обособленно управлявшихся и разбросанных по различным отделам компании.

Как только процесс был спроектирован, мы привлекли к работе команду, которую назвали «лабораторной». В ее задачу входила проверка разработанного вчерне корневой командой проекта процесса — его использование при обработке реальных заказов по CAS. Эта команда должна была опробовать новый процесс, внести в него необходимые, по ее мнению, изменения, а затем сообщить корневой команде результаты апробации. Таким образом, наш процесс реинжиниринга был возобновляющимся. В результате лабораторная команда превра­тилась в прототип ситуационной команды, концепция которой была разработана корневой командой.

Лабораторная команда была наделена правом вносить столько изменений в рабочие методы и процедуры, сколько было необхо­димо, чтобы сократить время, затрачиваемое на весь процесс, снизить затраты и создавать бездефектные услуги. Члены коман­ды должны были полностью отказаться от использовавшихся показателей деятельности отделов и функциональных служб, а также от управленческих целей, к которым привыкли, работая в своих обособленных подразделениях. Их единственной задачей стало определение того, как они могут одновременно сократить временной цикл процесса, снизить расходы и повысить качество услуг.

К лабораторной команде перешла ответственность за осу­ществление операций по обслуживанию клиентов в некоторых районах центральной части штата Пенсильвания. Через несколь­ко месяцев временной цикл оказания командой услуг измерялся уже днями, а не неделями. В некоторых случаях ей удалось снизить этот показатель до нескольких часов. Резко повысилось также качество обслуживания. До того, как лабораторная команда стала обслуживать указанную группу клиентов, у нас было 4 человека, в чьи обязанности входило только отслеживание движения заказов по САS, которые не были успешно выполнены. Мы сократили эту группу и сэкономили в данном регионе более 1 млн. долл. в год — устранив переделки, -требовавшиеся в таких случаях.

В настоящее время мы распространяем концепцию ситуаци­онной команды на все операционные филиалы компании «Белл Атлантик». Создаваемые нами команды используют тот же самый процесс и ту же систему управления им, что и в пилотном проекте лабораторной команды. Кроме того, мы определили соответствующие этому процессу изменения, которые должны произойти в корпоративной культуре, рабочих навыках, и об­новили информационные системы.

Изменения претерпевают и управленческие системы компа­нии «Белл Атлаптик». Мы были и остаемся иерархически организованной компанией, которая строго контролирует отдельных работников и оценивает результаты их работы на основе внутрифирменных критериев. Мы движемся в направлении создания самоуправляемых и межфункциональных рабочих команд, которые имеют внутреннюю мотивацию к удовлетво­рению требований клиентов, к постоянному сокращению про­должительности временного цикла процесса, снижению затрат и повышению качества оказываемых услуг.

Изменяются также культура и система ценностей корпорации. В условиях старой иерархической организации для достижения результатов мы полагались па послушание работников. После реинжиниринга процессов мы должны полагаться на обязатель­ность работников: различие состоит в том, что в рамках «модели послушания» я делаю то, что должен только потому, что мой начальник сказал, что я должен это делать. В рамках «модели обязательности» я понимаю, чего корпорация пытается достичь и как мы собираемся действовать, и потому я делаю все от меня зависящее, чтобы добиться этого, прибегая, если необхо­димо, к изменению методов своей работы.

Раньше наши работники выполняли отдельные функции, не имея абсолютно никакого представления о системе в целом, а также о том, каким образом результаты их работы преобразуются на последующих стадиях производственного процесса. Мы движемся к другому организационному порядку, при котором трудовые задачи скомбинированы, мы формируем системные знания работников таким образом, чтобы каждый из нас понимал производственный процесс в целом, роль своего участка работы и то, как мы можем более эффективно взаимодействовать друг с другом.

Хотя мы внедрили концепцию ситуационной команды, кор­невая команда уже работает над следующей стадией реинжиниринга, на которой мы заменим ситуационные команды одним ситуационным работником и некоторой новой технологией. По сути один человек сможет делать то, что сейчас делает группа людей, владеющих различными профессиями. Вместо использо­вания группы работников для передачи вручную элементов заказа клиента каждой из наших различных систем, мы приме­няем технологию, позволяющую одному человеку принять заказ и использовать свой компьютерный терминал для электронного осуществления всех подключений, требующихся для оказания заказанной услуги. Когда мы достигнем этой стадии, мы по сути изменим порядок выполнения заказов клиентов. Сначала мы будем оказывать услугу, а затем тратить время на оформ­ление счета за нее и ведение учета необходимых нам данных.

Но это не должно стать завершением реинжиниринга. Последняя его стадия, как она видится нам сейчас, есть стадия самообслуживания, когда клиенты будут напрямую взаимодей­ствовать с нашей системой. Клиенту будет казаться, что система функционирует так же просто, как осуществляется обычная телефонная связь. С нашей стороны оказание услуги не потре­бует никаких ручных операций, и временной цикл станет (в соответствии с нашей целью) фактически нулевым.

Как только мы сократим до нуля время, затрачиваемое на данный процесс, наши расходы на заработную плату упадут на порядок: от примерно 88 млн долл. до 6 млн долл. Наиболее важно при этом, что мы сохраним имеющихся клиентов и привлечем новых.

Интересно при этом, что мы уже сейчас гарантируем уста­новку в течение трех дней высокомощных систем цифровой свя­зи, на что раньше уходило 15 и более дней. В настоящее время 3-дневная установка — лучший показатель в нашей отрасли, однако не менее чем через год мы рассчитываем оказывать в некоторых местностях эту услугу в течение нескольких минут.

Спустя немногим более года с начала реинжиниринга цель, сперва столь фантастичная, оказалась достижимой, и это про­изошло намного быстрее, чем предполагал любой из нас.

ЗАДАНИЯ:

1.Выделите этапы проведения реинжиниринга в компании «Белл Атлантик».

2. Выделите инструменты осуществления реинжиниринга на каждом этапе.

3. Укажите основные факторы внутренней среды компании «Белл Атлантик», которые были изменены в результате проведения реинжиниринга. Что изменилось в системе управления компании «Белл Атлантик»?

 

Вариант 5.

1. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях.

2. Инновационный процесс – основа реинжиниринга предприятия.

3. Кейс

Создание автомобиля Lexus– совместить несовместимое.

Юкиясу Того был преуспевающим исполнительным руководителем Тоуоtа Motor Sales в Южной Калифорнии, США. Среди его друзей и коллег было также немало преуспевающих руководителей. Но мало кто из них покупал автомобили Тоуоtа, предпочитая им Меrсеdеs и BMW как более соответству­ющие их стилю жизни. Мысль об этом не давала Того покоя. Он не желал мириться с чем, что продукция его компании считается второсортной. Все знали, что Тоуоtа выпускает качественные и экономичные автомобили, но Того считал, что компания способна выпускать и дорогие автомобили для состоятельных людей и может превзойти своих конкурентов и в этом. «Нам пора создать дорогую машину, которая изменит наш имидж, машину высочайшего качества, не хуже Меrсеdеs -Веnz».Таким образом, идея создать новый автомобиль родилась в компании, когда ее финансовое положение было исключительно благоприятным, так как долгосрочная перспек­тива не позволяла останавливаться на достигнутом.

Того понимал, что для этого Тоуоtа понадобятся новые каналы сбыта и новое имя. Он вышел со своей идеей на руководство компании. Сначала эта идея не встретила одобрения. Для Тоуоtа это было обычным делом. Основой успеха компании было постепенное совершенствование, и кон­сервативный образ мышления был здесь в порядке вещей. Создание доро­гой машины означало, что придется ломать стереотипы и вместо создания прочных и надежных машин для массового потребителя вступить в борьбу с европейскими магнатами автомобилестроения. К тому же разработка дорогого автомобиля означала создание не только новой машины, но и нового бренда, а значит, внутри Тоуоtа должна была вырасти новая авто­мобильная компания. Однако после непродолжительной полемики Тоуоtа решила принять этот вызов, понимая, что это необходимо, чтобы идти в ногу с рынком. Так родилась идея Lexus.

Такую работу нельзя доверить кому попало. Создание новой машины поручили одному из лучших и самых авторитетных главных инженеров в истории компании — Итнро Судзуки. Он был не менее знаменит, чем Майкл Джордан в мире спорта, и считался «легендой» на Тоуоtа.

Создание концепции нового автомобиля и поставленные при этом цели определяют успех или провал проекта. Прежде чем приступить к созданию Lexus опытные и знающие инженеры размышляли о стоящих перед этим автомобилем задачах. Чтобы определить эти задачи, Судзуки занялся сравнительным анализом потен­циальных конкурентов.

Судзуки начал с того, что побеседовал с постояльцами Маrriot Ноtel на Лонг-Айленд, где проживала весьма состоятельная публика. Опрос не отличался размахом: Судзуки опросил всего две группы, чуть больше десяти человек в каждой. Среди опрошенных были владельцы машин разных марок. Судзуки задавал владельцам машин одни и те же вопросы: почему они выбрали именно эту марку, почему они реши­ли, что им не подходят модели других производителей того же класса, и что они думают о разных машинах. Результаты он свел в несколько таблиц (см. таблицы 1).

Таблица 1

Критерии выбора одной из конкурирующих моделей автомобиля класса «люкс» (1980-е годы)

Модель Основание для покупки Что не устраивало в других моделях
Mercedes-Benz Качество, удачное вложение денег, солидность Слишком маленькие, не столь привлекательные внешне
BMW Стиль, удобство в управлении, функциональность Слишком примелькались
Audi Стиль, просторный салон, приемлемая цена Низкое качество, плохое обслуживание
Volvo Безопасность, надежность, качество, прочность Угловатый дизайн
Jaguar Привлекательный дизайн Низкое качество, тесный салон

Из таблицы 1 видно, на каком основании одну модель предпочитали другим. С помощью этой таблицы Судзуки удалось на одном листке собрать самые важные точки зрения, отталкиваясь от которых можно было принимать решение.

Таблица 2 сводит воедино весь спектр представлений о европейских, американских и японских машинах соответс­твующего класса. Потребители обращают внимание в первую очередь на престиж машины и ее имидж.

Таблица 2

Представления потребителей о дорогих машинах (1980-е годы)

Страна производитель Особенности автомашин
Европейские Качество, удачное вложение денег, солидность
Американские (Cadillac) Ненужные штучки-дрючки, низкое качество, громоздкие, слишком дорогие, дребезжит и грохочет спустя 6 месяцев после покупки
Японские (Nissan, Maxima)   Слишком маленькие, не престижные, запоминающийся имидж отсутствует

Самой престижной машиной, образ которой в сознании потребителя связан с успехом, является Меrсеdеs-Benz; японские машины не вызывают таких ассоциаций, так как они надежны и эко­номичны, но среди них нет машин класса «люкс». Перед Судзуки стояла задача сломать этот стереотип. Значимые для владельцев Меrсеdеs-Benz харак­теристики автомобиля были представлены следующим образом (от более важных к менее важным):

1. Престижность.

2. Высокое качество.

3. Стоимость при перепродаже.

4. Эксплуатационные характеристики (удобство, ход, мощность).

5. Безопасность.

Судзуки был поражен тем, что для владельцев Меrсеdеs-Benz на первом месте стояли социальный статус и престиж, а рабочие характеристики ока­зались лишь на четвертом месте. Сам он всегда считал, что машина — не красивая игрушка, а средство передвижения. Возможно, именно предубеж­дения, свойственные инженеру, мешали Судзуки примириться с тем, что для владельцев Меrсеdеs-Benz престиж важнее рабочих качеств машины.

Судзуки спрашивал себя, что значит добиться высокого качества авто­мобиля? Что значит изготовить качественную дорогую машину? Какой должна быть машина, чтобы ее владелец чувствовал себя состоятельным человеком с большими возможностями? Что нужно вложить в машину, чтобы с годами вы любили ее все больше и больше? Основных составля­ющих было две: исключительные рабочие качества и элегантный, непов­торимый облик. Второе никогда не было сильной стороной автомобилей Toyota. «По части дизайна Mercedes-Benz был довольно холодной машиной. Хотя с годами он изменился, я всегда считал, что автомобиль должен об­ладать теплотой, красотой, элегантностью и изяществом, свойственными человеку». Судзуки чувствовал, если будущая машина значительно пре­взойдет Mercedes-Benz по рабочим качествам и при этом будет иметь со­ответствующий дизайн, Toyota обретет новый имидж и выйдет на новый уровень конкурентоспособности. Судзуки хотел добиться слияния этих характеристик, которые должны были стать частью единого целого. Это требовало очень высокого уровня технологии и проектирования. Для начала он решил выразить поставленные цели в количественных показателях.

Судзуки составил список техничес­ких характеристик, которые являлись взаимоисключающими и которыми должна была обладать будущая машина. Так, например, ему хотелось, чтобы машина была управляемой и устойчивой на высокой скорости и при этом комфортной. Так были определены две основные задачи при создании Lexus:

1. Добиться плавного хода за счет устранения источника шума и виб­рации.

2. Разработать концепцию, которая позволит эффективно сочетать взаимоисключающие требования, и добиться их оптимального соотношения без ущерба для дизайна.

Оказалось, что решить первую задачу можно за счет высокой точности изготовления деталей.

Успех Lexus во многом зависел от двигателя, который должен был отвечать качественно новым требованиям. Изготовление такого двигателя зависело и первую очередь от технологии производства. Судзуки показал перечень своих требований к двигателю технологам, но те заявили, что дело безна­дежное. Точность изготовления деталей не может превышать допуска точ­ного оборудования, которое используется для их изготовления. И то время оборудование Тоуоtа для обработки деталей двигателя было самым точным в мире (речь идет о прецизионных станках для механической обработки отливок коленчатого вала, поршней и т.д.). Судзуки сказал: «Что ж, я вас понимаю». Он знал, что, если откажется от заданных параметров, на мечте о новой машине придется поставить крест. Он обратился за помощью к своим начальникам, и ему удалось добиться создания комиссии, которую назвали комиссия качества «Флагман».

В комиссию вошли главы трех подразделений Тоуоtа: конструкторского отдела, технического отдела и завода-изготовителя. Главным инженером по оборудованию тогда был Акира Такахаси. Он сказал Судзуки: «Послушай, Тоуоtа и так производит продукцию исключительно высокого качества, и обзаводиться еще более сложным оборудованием, чтобы добиться нужной тебе точности, смешно и нелепо. Ты слишком многого хочешь». Не желая сдаваться, Судзуки сказал: «Давай сделаем так. Попытайся сделать хотя бы один двигатель или трансмиссию с таким уровнем точности, и, если ниче­го не получится, мы больше не будем возвращаться к этому разговору».

Поскольку речь шла о единичном изделии, а не о массовом произ­водстве, Такахаси согласился выполнить его просьбу. Он собрал команду из лучших инженеров, специалистов по двигателям, и они разработали двигатель, который по точности изготовления соответствовал техничес­ким требованиям Судзуки. Двигатель был изготовлен вручную, и, когда его испытали, установив в машину, уровень вибрации был невероятно низким, а показатели экономии топлива — чрезвычайно высокими. Это воодушевило создателей двигателя во главе с Такахаси, и они стали го­рячо обсуждать, как наладить массовое производство таких двигателей.

Другим достижением было снижение аэродинамического шума. Инже­неры устанавливали на окно глиняной модели множество крохотных мик­рофонов и работали над снижением уровня шума. Перед ними стояла сложная задача: добиться отличных аэродинамических характеристик при внешней элегантности. Обычно изящный дизайн приходится приносить в жертву требованиям аэродинамики, и наоборот. Дизайнеры изготовили множество глиняных моделей, стараясь создать автомобиль с запоминаю­щимся, благородным обликом, о котором мечтал Судзуки, и могли поправу соответствовала жестким требованиям к аэродинамике.

Как и в случае с двигателем, Судзуки собрал самых талантливых инже­неров, объяснил им, в чем проблема, и попросил их действовать, а не анализировать и теоретизировать. Он нашел лучшего специалиста но аэ­родинамике, выбрал одну из глиняных моделей, созданных дизайнерами, и поставил перед ним задачу изменить ее таким образом, чтобы она удовлетворяла требованиям аэродинамики. Инженер по аэродинамике решил работать с моделью сам, без помощи мо­дельщика, чтобы не тратить время на объяснения и обсуждения, и Судзуки одобрил такое решение. Инженер постепенно менял форму модели, и когда он закончил работу, она отвечала заданным параметрам. Теперь ее вид был ужасен. От того, что задумали дизайнеры, не осталось и следа. Но инженер, который менял форму модели своими руками, теперь знал, как добиться нужного результата.

Судзуки поставил задачу добиться взаимоисключающих на первый взгляд показателей, и создателям Lexus удалось достичь того, что он хотел, — пер­воклассного дизайна и чрезвычайно плавного хода. Всего за год одной модели Lexus было продано в 2, 7 раза больше, чем трех знаменитых моделей Меrсеdеs-Benz в совокуп­ности. В 2002 году Lexus пользовался в США самым высоким спросом среди дорогих машин.

Создание Lexus привело к тому, что мечта Того осуществилась и Тоуоtа стала одним из лидеров по производству дорогих машин. В компании по­явилось подразделение, которое специализировалось на таких машинах. Кроме того, Lexus дал толчок развитию новых технологий.

После того как Итнро Судзуки ушел на пенсию, Тоyota пригласила его обратно — на должность инженера-консультанта руководства. В его обязанности входило главным образом обучение молодого поколения инженеров.

ЗАДАНИЯ:

1. Выявите основные этапы создания новой продукции в компании Toyota.

2. Найдите в тексте реализацию 14 основных принципов деятельности компании Toyota, которые проведены ниже.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 14 ПРИНЦИПОВ ТОYОТА.

Раздел I: Философия долгосрочной перспективы

Принцип 1. Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.

· Используй системный и стратегический подходы при постанови целей, причем все оперативные решения должны быть подчинены такому подходу. Осознай свое место в истории компании и старайся вывести ее на более высокий уровень. Работай над организацией, совершенствуй и перестраивай ее, двигаясь к главной цели, которая важнее, чем получение прибыли. Концептуальное понимание своего предназначения — фундамент всех остальных принципов.

· Твоя основная задача — создавать ценность для потребителя, общества и экономики. Оценивая любой вид деятельности в компании учитывай, решает ли она эту задачу.

· Будь ответственным. Стремись управлять своей судьбой. Верь в свои силы и способности. Отвечай за то, что делаешь, поддерживай исовершенствуй навыки, которые позволяют тебе производить до­бавленную ценность.

Раздел II. Правильный процесс дает правильные результаты

Принцип 2. Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.

· Перестрой технологический процесс так, чтобы создать непрерывный поток, эффективно обеспечивающий добавление ценности. Сократи до минимума время, которое незавершенная работа находится без движения.

· Создавай поток движения изделий или информации и налаживай связи между процессами и людьми, чтобы любая проблема выяв­лялась немедленно.

· Этот поток должен стать частью организационной культуры, понят­ной для всех. Это ключ к непрерывному совершенствованию и развитию людей.

Принцип 3. Используй систему вытягивания, чтобы избежать перепроиз­водства.

· Сделай так, чтобы внутренний потребитель, который принимает твою работу, получил то, что ему требуется, в нужное время и в нужном количестве. Основной принцип: при системе «точно вовремя» запас изделий должен пополниться только по мере их потребления.

· Сведи к минимуму незавершенное производство и складирование запасов. Держи в запасе небольшое число изделий и пополняй эти запасы по мере того, как их забирает потребитель.

· Будь восприимчив к ежедневным колебаниям потребительского спроса, которые дают больше информации, чем компьютерные системы и графики. Это поможет избежать потерь при скоплении лишних запасов.

Принцип 4. Распределяй объем работ равномерно (хейдзунка): работай как черепаха, а не как заяц.

· Устранение потерь — лишь одно из трех условий успеха бережли­вого производства. Устранение перегрузки людей и оборудования и сглаживание неравномерности графика производства не менее важны. Этого часто не понимают в компаниях, которые пытаются применять принципы бережливого производства.

· Работай над равномерным распределением нагрузки во всех про­цессах, связанных с производством и обслуживанием. Такова аль­тернатива чередованию авралов и простоев, характерных для мас­сового производства.

Принцип 5. Сделай остановку производства с целью решения проблем частью производственной культуры, если того требует качество.

· Качество для потребителя определяет твое ценностное предложение.

· Используй все доступные современные методы обеспечения каче­ства.

· Создавай оборудование, которое способно самостоятельно распоз­навать проблемы и останавливаться при их выявлении. Разработай визуальную систему извещения лидера команды и ее членов о том, что машина или процесс требуют их внимания. Дзидока (машины с элементами человеческого интеллекта) — фундамент для «встра­ивания» качества.

· Позаботься о том, чтобы в организации существовала система поддержки, готовая к оперативному решению проблем и принятию корректирующих действий.

· Принцип остановки или замедления процесса должен обеспечивать получение необходимого качества «с первого раза» и стать неотъ­емлемой частью производственной культуры компании. Это повы­сит производительность процессов в перспективе.

Принцип 6. Стандартные задачи — основа непрерывного совершенство­вания и делегирования полномочий сотрудникам.

· Используй стабильные, воспроизводимые методы работы, это поз­волит сделать результат более предсказуемым, повысит слаженность работы, а выход продукции будет более равномерным. Это основа потока и вытягивания.

· Фиксируй накопленные знания о процессе, стандартизируя лучшие на данный момент методы. Не препятствуй творческому самовы­ражению, направленному на повышение стандарта; закрепляй до­стигнутое новым стандартом. Тогда опыт, накопленный одним сотрудником, можно передать тому, кто придет ему на смену.

Принцип 7. Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.

· Используй простые визуальные средства, чтобы помочь сотрудни­кам быстро определить, где они соблюдают стандарт, а где откло­нились от него.

· Не стоит использовать компьютерный монитор, если он отвлекает рабочего от рабочей зоны.

· Создавай простые системы визуального контроля на рабочих местах, способствующие поддержанию потока и вытягивания.

· По возможности сократи объем отчетов до одного листа, даже если речь идет о важнейших финансовых решениях.

Принцип 8. Используй только надежную, испытанную технологию.

· Технологии призваны помогать людям, а не заменять их. Часто стоит сначала выполнять процесс вручную, прежде чем вводить дополнительное оборудование.

· Новые технологии часто ненадежны и с трудом поддаются стандар­тизации, а это ставит под угрозу поток. Вместо непроверенной тех­нологии лучше использовать известный, отработанный процесс.

· Прежде чем вводить новую технологию и оборудование, следует провести испытания в реальных условиях.

· Отклони или измени технологию, которая идет вразрез с твоей культурой, может нарушить стабильность, надежность или предсказуемость.

· И все же поощряй своих людей не забывать о новых технологиях, если речь идет о поисках новых путей. Оперативно внедряй зарекомендовавшие себя технологии, которые прошли испытания и делают поток более совершенным.

Раздел III. Добавляй ценность организации, развивая своих сотрудников и партнеров.

Принцип 9. Воспитывай лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.

· Лучше воспитывать своих лидеров, чем покупать их за пределами компании.

· Лидер должен не только выполнять поставленные перед ним задачи и иметь навыки общения с людьми. Он должен исповедовать фило­софию компании и подавать личный пример отношения к делу.

· Хороший лидер должен знать повседневную работу как свои пять пальцев, лишь тогда он сможет стать настоящим учителем фило­софии компании.

Принцип 10. Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие философию компании.

· Создавай сильную, стабильную производственную культуру с долговечными ценностными ориентациями и убеждениями, которые разделяют и принимают все.

· Обучай незаурядных людей и рабочие команды действовать в соответствии с корпоративной философией, которая позволяет достичь исключительных результатов. Трудись не покладая рук над укреплением производственной культуры.

· Формируй межфункциональные группы, чтобы повысить качество и производительность и усовершенствовать поток за счет решения сложных технических проблем. Вооружи людей инструментами, которые позволяют совершенствовать компанию.

· Неустанно обучай людей работать в команде на общую цель. Осво­ить работу в команде должен каждый.

Принцип 11. Уважай своих партнеров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться.

· Уважай своих партнеров и поставщиков, относись к ним, как к равноправным участникам общего дела.

· Создавай для партнеров условия, стимулирующие их рост и развитие. Тогда они поймут, что их ценят. Ставь перед ними сложные задачи и помогай решать их.

Раздел IV. Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение

Принцип 12. Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами (генти генбуцу).

· Решая проблемы и совершенствуя процессы, ты должен увидеть происходящее своими глазами и лично проверить данные, а не теоретизировать, слушая других людей или глядя на монитор ком­пьютера.

· В основе твоих размышлений и рассуждений должны лежать данные, которые проверил ты сам.

· Даже представители высшего руководства компании и руководите­ли подразделений должны увидеть проблему своими глазами, лишь тогда понимание ситуации будет подлинным, а не поверхност­ным.

Принцип 13. Принимай решение не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты; внедряя его, не медли (немаваси).

· Не принимай однозначного решения о способе действий, пока не взвесишь все альтернативы. Когда ты решил, куда идти, следуй избранным путем без промедления, но соблюдай осторожность.

· Немаваси это процесс совместного обсуждения проблем и потен­циальных решений, в котором участвуют все. Его задача — собрать все идеи и выработать единое мнение, куда двигаться дальше. Хотя такой процесс и занимает довольно много времени, он помогает осуществить более масштабный поиск решений и подготовить ус­ловия для оперативной реализации принятого решения.

Принцип 14. Станьте обучающейся структурой за счет неустанного само­анализа (хансей) и непрерывного совершенствования (кайдзен).

· Как только процесс стабилизировался, используй инструменты непрерывного совершенствования, чтобы выявить первопричины неэффективной работы, и принимай действенные меры.

· Создай такой процесс, который почти не требует запасов. Это поз­волит выявить потери времени и ресурсов. Когда потери очевидны для всех, их можно устранить в ходе непрерывного совершенство­вания (кайдзен).

· Оберегай базу знаний об организации своей компании, не допускай текучести кадров, следи за постепенным продвижением сотрудников по службе и сохранением накопленного опыта.

· При завершении основных этапов и окончании всей работы про­изведи анализ (хансей) ее недостатков и открыто говори о них. Разработай меры, которые предупредят повторение ошибок.

· Вместо того чтобы изобретать колесо, когда начинаешь новую работу или когда появляется новый менеджер, научись стандартизировать лучшие приемы и методы.

Вариант 6.

1. Реинжиниринг технологической подсистемы предприятия. Опыт компании Toyota.

2. Аутсорсинг.

3. Кейс

Опыт внедрения концепции бережливого производства в Сбербанке.

Придя в Сбербанк в ноябре 2007 года, Греф начал программу реформ. Изменения назрели давно — вряд ли кто в этом сомневался. Единственный аргумент против состоял в том, что начав реформировать огромную инерционную машину, запущенную еще во времена царя Гороха, все можно только испортить. Грефа этот довод не убедил. Он заявил, что будет учить слона танцевать. " Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? " — так называлась книга Луиса Герстнера, легендарного шефа IBM, вдохнувшего в компанию новую жизнь в начале 1990-х.

Одной из центральных тем обучения крупнейшего российского банка " танцам" стало внедрение в Сбербанке lean-менеджмента (бережливого производства). Программу внедрения lean, которая началась в июне 2008 года с эксперимента в двух отделениях банка, сейчас курирует Денис Бугров. Герман Греф пригласил его из McKinsey на пост старшего вице-президента Сбербанка. Lean banking — одно из направлений, на которых специализируется McKinsey. Грянувший уже после начала программы финансовый кризис планов внедрения не изменил, тем более что lean не требует масштабных инвестиций.

Одно из экспериментальных отделений Сбербанка находится в Москве, другое — в Нижнем Новгороде. Доп.офисы ничем не отличается от почти девяти тысяч своих городских собратьев по всей России, они и выбраны были, скорее всего, именно за свою типичность. Официально эти офисы теперь зовутся " lean ВСП" (ВСП — внутреннее структурное подразделение), неофициально — lean-лаборатории.

Для эксперимента была создана рабочая группа. Кроме консультантов из McKinsey в ней работали пять человек: из Царицынского и Донского отделений московского Сбербанка, представители Алтайского и Уральского отделений Сбербанка и Юлия Комлева. Галина Болтасева, начальник отдела обслуживания физ.лиц Царицынского Сбербанка, говорит: " Сначала наши головы " поменяли". Забыть все запреты после стольких лет работы было очень непросто".

Сбербанк представляет собой непаханое поле для применения таких технологий, как lean. Медлительные сотрудники, множество старых инструкций, которые велят неукоснительно соблюдать не всегда понятные манипуляции, куча бумажной работы, за которой забывают о клиенте, устаревшие ИТ-технологии. Словом, lean-экспериментаторам есть где развернуться. Галина Болтасева признает, что репутация у Сбербанка была далеко не лучшая: " Люди — и клиенты, и даже сотрудники — привыкли уже о банке рассуждать как о самом грубом, с самыми длинными очередями, а о его клиенте как о самом плохом и неопытном, который приходит в отделение специально, чтобы выпустить пар".

Для рядовых сотрудников отделения в Бирюлево сам эксперимент начался в мае. Именно тогда рабочая группа проводила хронометраж основных процессов, на которые тратят время операционистки: замена сберкнижек, блиц-переводы, коммунальные платежи, кассовые операции, оформление пластиковых карт, выплата компенсаций, открытие и закрытие операционного дня, оформление потребительских кредитов. В итоге для оптимизации были выбраны несколько направлений — замена сберкнижек, выплата компенсаций, обмен валюты. Это не всегда массовые операции — например, оплата услуг ЖКХ пока осталась в стороне. " Коммуналка" не рассматривалась, ведь менять эти процессы без глубокого изменения ИТ-составляющей невозможно, а первый этап эксперимента как раз предполагал изменения с минимумом расходов.

По словам Юлии Комлевой, первые шаги не вызвали энтузиазма у сотрудников — они начали роптать. Ну что может ожидать от реформ российский офисный служащий? " Больше работы за те же деньги" — именно так чаще всего формулируется недовольство.

Но, как говорит Галина Болтасева, удобство новой организации труда входит в число добродетелей lean-менеджмента. Много времени было потрачено на создание оперзала: как поставить столы, принтеры, мониторы, как разложить " канцелярку". Опирались при этом на мнение самих клерков. Как считает Юлия Комлева, так удалось серьезно снизить напряженность: и операционистке приятно, когда ее мнением интересуются.

Рабочий день экспериментаторов начинается и заканчивается проведением пятиминутки. На утренней сотрудники обсуждают задачи грядущего дня, вечером подводят итоги. Как говорит Галина Болтасева, никаких специальных терминов, которыми так полон lean, никаких " муда", " гемба" и " кайдзен" руководители не употребляют: обходятся разъяснениями на русском рабочем. Вечером результаты работы оперативно вывешиваются на специальную доску — можно увидеть, кто, сколько и каких операций провел. Очень стимулирует, считает Галина Болтасева.

Сотрудницы втянулись в процесс: активно, по словам Юлии, участвуют в обсуждениях, хотя в первые дни их мнение приходилось вытягивать клещами: " Ну, скажите хоть что-нибудь, пусть идея будет казаться абсурдной — может, она не такая уж безумная". Любое предложение не может остаться без ответа — для рабочей группы это правило. Сейчас уже появился кураж, идеи так и сыплются. Одна из последних — открытие в отделении игровой зоны для детей. В Сбербанке и в самом деле началась революция.

Клиеты ощутили изменения в конце июня. Исчез обеденный перерыв, в углу появился экран, где крутится реклама Сбербанка и эпизоды советских кинохитов, в дни выдачи пенсий очереди стали разделяться зелеными лентами (как в аэропортах, хотя многие клиенты там уже давно не бывали), операционистки извиняются за необходимость ожидания. В клиентском зале теперь есть администратор, который распределяет посетителей по окошкам, дает растерявшимся советы (например, как снять деньги в банкомате) и общается с конфликтными клиентами. Офис находится вдали от крупных трасс и чужие здесь почти не ходят, основной контингент — несколько тысяч пенсионеров.

Самые внимательные клиенты заметили в доп.офисе статуэтку, которая всегда стоит на столе одной из операционисток. Она вручается по результатам недели самой приветливой из них. Официально статуэтка зовется Оскар, в обиходе — Оскарыч, по отчеству Германа Грефа.

С начала эксперимента и по сей день из двух пилотных офисов поступило более 200 инициатив по оптимизации процессов. Например, процесс замены сберкнижки сократился с 20 обязательных операций, на которые тратилось 3, 5 мин, до 40 сек, куда умещается пять действий. Замена книжки — не такая уж и редкая процедура. У пенсионеров она заканчивается быстро, а среди клиентов их больше всего.

В Москве сейчас хотят обходиться при замене одним ударом дырокола, остальные четыре шага считают лишними. При выплате компенсаций (остатка вкладов в Сбербанке СССР на 1991 год) процедура из малопонятной клиенту беготни — за реестром вкладчиков, за старшим по смене — и заполнению бланка, где половина граф непонятна, свелась к ответам на вопросы операциониста, который заполняет бланк сам, никуда не отлучаясь. Подсчет и проверка правильности купюр вместо трех разных операций на трех разных аппаратах свелась к одной. На универсальном аппарате. Таких примеров экспериментаторы могут насчитать еще не один десяток.

Но самое важное, чем гордятся участники рабочей группы, — это то, что их инициативы уже через месяц легко становились правилом для 20 тыс. офисов Сбербанка по всей России. Абсолютное табу только одно — законодательный запрет или невозможность соблюсти требования Центробанка. Юлия Комлева говорит, что никаких поблажек для офиса не было. Преимуществом стала фантастическая для Сбербанка скорость внедрения предложений на уровне центрального офиса. " По сбербанковским меркам месяц — это мгновение", — говорит Галина Болтасева.

Самое громкое нововведение — отмена обеденных перерывов — в крупных городах стало правилом на прошлой неделе, с 15 октября. Оно тоже обкатывалось в пилотном режиме. Перепробовав разные варианты, остановились на плавающем графике ухода на обед — с 15-минутными пересечениями. Каждый сотрудник будет располагать 45 минутами (а экспериментировали с часом и 30 минутами), чтобы пообедать. Правда, клиенты за четыре месяца так окончательно и не привыкли к новому графику — пики посещений все равно приходятся на периоды с 13 до 14 и с 15 до 17 часов.

Участники рабочей группы, впрочем, и не ставили задачу полностью победить очереди, ведь изменить дату получения пенсий и график выплаты коммунальных платежей они не в состоянии. Есть цель превратить 40 минут ожидания в 20 и сделать так, чтобы 20 минут показались вполовину короче. Именно этим занимается администратор клиентского зала, управляющий офисом, для этого извиняются за ожидание операционистки и отвлекает очередь телевизор.

Никаких планов " в цифре" во время эксперимента перед отделениями не стояло. Хотя, по словам Юлии Комлевой, комиссионные доходы все же выросли. Но главный результат пока другой. Клиенты пишут благодарности и говорят операционисткам приятные слова.

" Попробовали — понравилось", — коротко резюмирует Денис Бугров. Задача ближайших 18 месяцев, по его словам, — развернуть программу на максимально большое количество отделений (не менее 5 тыс., то есть в максимальном числе офисов, расположенных в городах). В каждом территориальном банке будет открыто два-три экспериментальных офиса, где будет организовано обучение сотрудников. " Мы ожидаем серьезного повышения производительности труда — от 30% и более. Я думаю, речь может идти о 50-процентном приросте — не сразу, но на видимом горизонте", — обещает Денис Бугров.

Высвобождаемое время операционисты, рассчитывают в центральном офисе Сбербанка, направят на пр






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.