Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии и круг ее основных проблем






Содержание предмета философии формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах существования философии оно включало в себя всю совокупность знаний о природе, космосе и человеке. Не случайно философы античности были учеными-универсалами, учеными-энциклопедистами. Первую попытку выделить философию в особую область теоретического знания сделал древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Философия, по его мнению, — это знание, лишенное чувственной конкретности, знание «о причинах и начале», «о сущности», «о сущем как таковом вообще».

Радикальные изменения в определении предмета философии обозначились в конце XVI — в начале XVII столетия, когда возникло экспериментальное естествознание и начался процесс отпочкования от философии конкретных наук — сначала механики земных и небесных тел, астрономии и математики, затем физики, химии, биологии и т. д. В этих условиях философия оказалась в положении шекспировского короля Лира, который в старости раздал дочерям свое царство, а они выгнали его на улицу, как нищего. Но размежевание между философией и специальными науками в свою очередь способствовало формированию специфического предмета философии. Эту специфику можно определить путем сравнения философии с предметами конкретных наук. Они подобны и вместе с тем имеют отличия. Выделим ряд аргументов:

1. философия, равно как и наука, является знанием общего; и философия, и наука отображают мир в понятиях и категориях. Другие науки, ограниченные своими предметами, способны к обобщению лишь в их границах. Для философии же характерно наличие категорий, которые имеют предельно широкий уровень обобщения, таких, как «закон», «бытие», «дух», «сознание», «причинность» и т. п. (схема 1.4).

2. Научное знание является точным, однозначным и поэтому общепринятым для всех людей. Философское же знание является полифоничным, плюралистичным. Это означает, что на одни и те же вопросы в различных философских школах даются разные (неодинаковые) ответы, которые, что существенно важно, имеют равноценное значение. Иначе говоря, в философии не существует однозначных и общепринятых положений. Именно поэтому философия является особым видом знания — это «софийное» знание, понимаемое как мудрость.

3. Сближает науку с философией и то обстоятельство, что философия, как и наука, стремится логически обосновать свои положения, доказать их, выразить в теоретической форме. Но научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеческим целям и ценностям. Физические и химические формулы не подлежат моральной оценке. Философский же взгляд на мир всегда субъективен, «небезразличен»: истины философии преломлены сквозь призму жизненных интересов и целей людей. Другими словами, философское мышление связано с целенaпpавленностью и формированием ценностей, а научное мышление реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопрос: «почему», а философия — на вопрос: «для чего, с какой целью».

Схема 1.4. Понятия и категории

4. Специфической формой знания являются законы науки как отражение объективных связей, отношений, имеющие постоянный характер при определенных обстоятельствах. Знание законов химии, физики, биологии дает возможность человеку эффективно строить свою практическую деятельность и даже прогнозировать ее последствия. Так, без знания законов физики и механики были бы невозможны современные космические исследования, а без знания законов физиологии человека — современная практическая медицина. В отличие от науки, в особенности естествознания, у философии нет эмпирических законов. Нет у философии и методов познания, экспериментальных или же математических. Не владеет она и специфическими, конкретными средствами проверки вырабатываемых ею утверждений: философские проблемы, как правило, не имеют единых критериев решения (в особенности в рамках жизни отдельного человека).

5. Если наука является формой познания объективных, независимых от деятельности человека, инвариантных к ней структур материального мира, т. е. направлена на познание внешнего относительно человека мира, то философия является формой рефлексии человека и направлена на изучение внутреннего опыта развития его духовности. Рефлексия — специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает с познанием. Предмет рефлексии —- отношение внутреннего мира к внешнему. Философия, таким образом, — это систематизированная, рациональная рефлексия человека на отражение общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности. Философия является особым измерением человеческой духовности, для которого не свойственно оперирование законами. Ведь нет «законов» действия совести человека, овладения им мировой культурой и искусством.

Взвесив приведенные выше факты и аргументы о соотношении философии и науки, можно сделать вывод, что философия — это своеобразная, особая форма человеческого миропонимания, форма, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Ее предметом является мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъектно-объектного отношения, иначе говоря, отношения «человек — мир». Таким образом, философия исследует:

1) природу и сущность мира;

2) природу, сущность и назначение человека;

3) систему «человек — мир» в целом и состояние, в котором она находится (схема 1.5). Рассмотрим вкратце эти направления:

1. Философское исследование природы и сущности мира. Философов интересуют не детали (подробности), а общие принципы существования и развития мира. Решение этой проблемы возможно двоякое. Мир может восприниматься человеком как существующий вне и независимо от него, никем не созданный, существующий вечно. В таком случае речь идет о материальном принципе. Если же человек идет к пониманию мира через свою практическую целенаправленную деятельность, мир может восприниматься им в другом свете. Любая вещь в таком случае появляется благодаря деятельности человека. Человек ставит перед собой цель, которая в процессе деятельности реализуется, вследствие чего возникает определенный результат. То есть до появления какого-либо результата должна появиться его идеальная модель (человек – цель - деятельность - результат). Чтобы выстроить, например, дом, сначала возникает идея дома; прежде чем построить дорогу, появляется идея дороги и т. п. Рассматривая мир в целом, человек приходит к выводу, что и мир в своем конечном бытии возник как результат какой-то идеи. На основании названных подходов к миру был сформулирован основной вопрос философии: вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи. То есть вопрос о том, что же является первичным - мышление или бытие, природа или дух, кто кого порождает и определяет. В зависимости от решения этого вопроса в истории философии выделяют два основных направления — материализм и идеализм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.