Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. Неклесса А. Конец эпохи Большого Модерна // Знамя.2000, № 1, С.187.






 

 

[1]

 

Неклесса А. Конец эпохи Большого Модерна // Знамя.2000, № 1, С.187.

 

 

[2]

 

Нет, нет, сказка дивная, и Чебурашка очень симпатичен. Но вот песенка из мультфильма уж больно непорядочная…

 

 

[3]

 

См.: Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

 

 

[4]

 

Грядущее Второе пришествие Христа во славе, строго говоря, не завершает земную историю человечества, не вытекает из нее, а открывает иной эон Бытия.

 

 

[5]

 

Хотяинцев И. Рецензия на книгу «Размышления православного прагматика о том, надо ли строить Храм Христа Спасителя» // Христианство в России. М., 1995. № 3. С.58. Мое знакомство с этой рецензией совпало по времени с публикацией некоторых строк из блоковского дневника (см.: Вечерняя Москва. М., 1995.28 октября. Прил.). Оказывается, 7 марта 1915 г. Александр Блок в сердцах написал: «Тоска, хоть вешайся. Опять либеральный сыск… Жиды, жиды, жиды!» Насчет «либерального сыска» – ой как не устарело…

 

 

[6]

 

Клизовский А. И. Правда о масонстве. Ответ на книгу В. Ф. Иванова «Православный мир и масонство». Рига, 1990.

 

 

[7]

 

Розанов В. В. Уединенное. М., 1990. С.398.

 

 

[8]

 

В Священном Писании много взаимных отражений и узнаваний. Три с половиной года проповеди Того, Кто был «Светом миру», – три часа тьмы после Его казни – три с половиной года владычества антихриста на пределе земной истории («А внешний двор храма… дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» [Откр.11, 2]).

 

 

[9]

 

В оригинале буквально «к мифам» – muqouj.

 

 

[10]

 

Власть над человеком, осуществляемая через гипнотическое внушение.

 

 

[11]

 

Весьма интересный очерк, поясняющий, чем именно оккультизм может привлекать современные элиты, содержится в книге двух русских протестантов В. Алексеева и А. Григорьева «Религия антихриста». (Новосибирск, 1994. С.193 – 212.)

 

 

[12]

 

Цит. по: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.156.

 

 

[13]

 

Преподобный Феодор Студит. Наставления монахам // Добротолюбие: в 5 т. Jordanville, 1965. Т.4. С.432.

 

 

[14]

 

Ильин И. А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. С.23.

 

 

[15]

 

О человеческих жертвоприношениях в самой «светлой» языческой религии – в религии греко-римской (о ее «светлости», естественности и человечности сейчас модно рассуждать) – см.: Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. С.251 – 252, а также комментарии на с.337, 343, 345.

 

 

[16]

 

«Коммунизм несовместим с аскетизмом. Коммунизм утверждает на земле высшую справедливость, основывая ее на прочном и непрерывном экономическом процветании» (Научный коммунизм: Учебное пособие / Под ред. акад. П. Н. Федосеева. М., 1981. С.237).

 

 

[17]

 

Тургенев И. С. Истина и правда // Собрание сочинений: В 12 т. М., 1956. Т.8. С.522

 

 

[18]

 

Скандинавская мифология описывает весьма мрачный конец света Эддическая песнь «Прорицание провидицы» предлагает картину «Рагнарока» – «Гибели богов». Конец начинается с того, что из под ясеня Иггдрасиль вырывается волк, появляются чудовища, корабль из ногтей мертвых. Затем являются сыны огненного мира Муспелль во главе с Черным великаном Огня; рушатся горы, небо и преисподняя раскалывается; гибнут великаны, люди, и в сражении с чудовищами – боги… Здесь люди могут утешиться тем, что они не виноваты в столь жутком конце: они пали просто жертвой сверхчеловеческих стихий.

 

 

[19]

 

Преподобный Ефрем Сирин. На Пришествие Господне.2 // Творения: В 6 ч.4-е изд. Сергиев Посад, 1897 Ч.3. С.141.

 

 

[20]

 

Розанов В. В. «Обескровленные» журналисты // Розанов В. В. Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови. СПб., 1914. С.123.

 

 

[21]

 

Померанц Г. У тапира нет табу // Литературная газета. М., 1995.19 апреля.

 

 

[22]

 

Митрополит Антоний Сурожский. Беседы о вере и Церкви. М., 1991. С.79.

 

 

[23]

 

Об этом см. соответствующую статью в моем сборнике «Как делают антисемитом» (М., 1998).

 

 

[24]

 

Митрополит Антоний Сурожский. О некоторых категориях нашего тварного бытия // Человек. М., 1993. №4. С.96.

 

 

[25]

 

Вообще-то у меня больше поводов для несогласия с ним, но когда он прав, то можно лишь радостно с ним согласиться. Напрасно журналистка Ксения Мяло («православная», рериховка и при этом коммунистка) в книжке, посвященной мне, возмущается: «Посмотрите, как бережно обращается Кураев с Г. Померанцем – тоже „восточником“ и экуменистом. Его диакон почтительно величает „сам Померанц“ и если вступает в полемику с „самим“, то делает это в самой почтительной и осторожной манере – почему? Не потому ли, что Померанц –диссидент, поклонник империи Габсбургов, т. е. в определенном смысле также и западник?» (Мяло К. Звезда волхвов или Христос в Гималаях. М., 1998. С.104). Дело не в политике и не в партийности. Просто есть действительно достойные оппоненты, а есть так себе – «журналюги»…

Сама Мяло, кстати, так и не вступила в нормальную полемику со мной. Ни один из моих философских и историко-религиозных аргументов по поводу несовместимости теософии и христианства не был ею ни рассмотрен, ни даже упомянут. Все свелось к политическим обвинениям: не хорошо, мол, ругать советскую власть. О серьезности же ее богословских познаний (и даже просто о владении русским языком) свидетельствует такой ее аргумент. Я поясняю, что «князем мира», «Владыкой Космоса» в церковной традиции называется сатана. К. Мяло опровергает: «Очень не нравится Кураеву и понятие „Царь Мира“. Но ведь о „царе мира“ говорит сам апостол Павел, называя таковым Мелхиседека: „царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира“ (Евр.7, 3)» (Мяло К. Указ. соч. С.83). Вот когда пожалеешь о проведенной большевиками реформе русского правописания и упразднении буквы i. В церковнославянском переводе и в дореволюционных русских изданиях Библии стояло – «царь мира», и любому ребенку было понятно, что «мир» – это «покой», а мiр – это «космос». И в греческом оригинале апостола Павла – basileЪs?? rhnhs, а совсем не «князь космоса». И латинском переводе Писания – rex pacis (но совсем не mundi). Да и само слово Иерусалим означает «город мира» в смысле «мирный город», а не «всемирная столица». Так что Мелхиседек совсем не владыка вселенной, а просто праведник, стяжавший дух мирен. Уж профессиональная-то воительница за русскую культуру и Советскую Россию могла бы знать родной язык. А заодно уж и Писание цитировать поточнее: приведенный ею стих не(Евр.7, 3), а (Евр.7, 2)

 

 

[26]

 

Померанц Г. Указ. соч.

 

 

[27]

 

Шейфер Ф. Современная философия и теология // Диспут. М., 1992. № 1–3С.72.

 

 

[28]

 

Федотов Г. П. Древо на камне // Живое предание. Православие в современности. М., 1997. С.131.

 

 

[29]

 

Обращение Невского земского собора к главам монархических государств // Русский вестник. М., 1998. № 43. Спец. вып.

 

 

[30]

 

См. в Приложении статью «Охотничий азарт вместо богословия».

 

 

[31]

 

См.: Успенский Ф. И. История Византийской империи, VI – IX вв. М., 1996. С.97 – 101. Подробнее см.: Казаков М. М. Епископ и империя. Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995. С.132 – 149.

 

 

[32]

 

Кстати, этот «Собор» описывает и Е. Рерих: «Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова; она должна будет собрать Великий Вселенский Собор просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов. И только тогда будет заложена Новая религия, Религия Святого Духа» (Письма Елены Рерих, 1932 – 1955. Новосибирск, 1992. С.67).

 

 

[33]

 

Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Сочинения: В 2 т.2-е изд. М., 1990. Т.2. С.752 – 753.

 

 

[34]

 

Иеромонах. Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима Роуза. М., 1995, С.265.

 

 

[35]

 

Там же. С.789 – 790.

 

 

[36]

 

«Все мертвое плывет по течению, против течения может плыть только живое»(Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991. С.255).

 

 

[37]

 

Подробнее об этом см. в моей статье «Искушение модернизмом» (Благодатный огонь: Приложение к журналу «Москва». М., 1998. № 1).

 

 

[38]

 

Кротов Я. Рецензия на статью А. Колпакова «Реванш» (Московский комсомолец. М., 1994.19 сентября) // Христианство в России. М., 1994. №2. С.61.

 

 

[39]

 

Цит. по: Либералы признают свое поражение, но не сдаются // Православная Москва. М., 1997. №33 (129).

 

 

[40]

 

Я, в свою очередь, рад, что удостоился ушатика помоев от этого игумена, причем в газете, самой, конечно, «подходящей» для богословских дискуссий – в «МК»: «В православных храмах и монастырях вы не встретите книг Сергея Булгакова, Павла Флоренского, Александра Меня. Здесь скорее будут продавать черносотенную литературу, чем книги Соловьева или Бердяева… Очень прославился на этой ниве митрополит Иоанн (Снычев), чьи книги, как и работы небезызвестного неофита, бывшего „научного атеиста“, дьякона Андрея Кураева, не теряют своей популярности среди малообразованного населения. Настоящие ученые их не критикуют, не хотят „связываться“, а… просто зажимают нос – уж больно смердит» (Игумен Вениамин (Новик). Крестом по лбу // Московский комсомолец. М., 1998.26 ноября). Странно, что игумен Вениамин вдруг вспомнил Соловьева, Флоренского, Булгакова и Бердяева. Ведь незадолго до этого на страницах баптистского журнала он утверждал, что философии в России вообще никогда не было: «Чтобы отличить главное от второстепенного в христианстве, необходима работа разума – для этого необходима философия, над этим надо думать. А это – соответственно – требует определенной культуры. К сожалению, в России не было традиции философской культуры» (Игумен Вениамин (Новик). Не будем решать за Бога, что есть истина // Духовное возрождение: Информационно-аналитический журнал ассоциации «Духовное возрождение». М., 1998. № 1(14). С.10). А будь философская культура у самого игумена Вениамина, то есть, говоря его же словами, умение отличать главное от второстепенного в христианстве – он бы не променял возможность совершать литургию на сомнительное удовольствие диссидирования с помощью «Московского комсомольца». Вот отношение нормального священника к Литургии: «Потомок изгнанных из рая Смотрю на синь сквозь облака. Иду по жизни, дни считая До литургийного глотка» (Свящ. Виктор Теплицкий. Осенняя свирель. Красноярск, 2000, с.58). А до чего считает свои дни священник, отказавшийся от Литургии?

 

 

[41]

 

Лорентен Р. Предисловие. Мудрый взгляд на будущее //Лобье П. де. Время конца времен: Эссе на тему христианской эсхатологии. Минск, 1995. С.6.

 

 

[42]

 

Лобье П. де. Указ. соч. С.45 – 46.

 

 

[43]

 

Там же. С.49.

 

 

[44]

 

Там же. С.112.

 

 

[45]

 

Там же. С.103.

 

 

[46]

 

Там же. С.105 – 106.

 

 

[47]

 

Там же. С.112 – 113.

 

 

[48]

 

Святитель Григорий Богослов. К себе самому //Творения: В 2 т. СПб., [1912]. Т.2. С.407

 

 

[49]

 

Цит. по: Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Указ. соч. М., 1995. С.372.

 

 

[50]

 

Лобье П. де.. Указ. соч. С.122.

 

 

[51]

 

Странно, кстати, что, когда я выразил свое несогласие с этой концепцией Лобье во время его публичных лекций в Москве, в газете «Православная Москва» появилась заметка с занятной критикой в мой адрес. Именно о моей позиции было сказано, что «эта эсхатология есть рецидив традиционно-израильского противления Святому Духу» (Игумен Варсонофий ([Хайбулин). Грядет ли благословенное время мира? // Православная Москва. М., 1996. № 32–33 [92–93]).

 

 

[52]

 

Так, авторитетнейший для иудеев рабби Акива поддержал восстание Бар-Кохбы против Рима в 132 г. и даже провозгласил, что Бар-Кохба и есть Мессия. Рамбам (Маймонид) пояснил: «Бар-Кохба действительно мог стать Мошиахом, если бы не совершил ошибки. Таким образом, можно считать, что рабби Акива не был не прав, Бар-Кохба просто не сумел реализовать имевшиеся у него возможности». (Полонский Пинхас, Китросская Мирьям. День плача, траура и поста // Лехаим. М., 1998. № 7 (75). С.17). Из этого эпизода по крайней мере понятно, каким критериям должен соответствовать Мессия в иудаизме. Это не спаситель душ, но тот, кто дает власть еврейскому народу. Так это на его встречу предлагает Лобье выйти вместе с иудеями из Иерусалима?

 

 

[53]

 

Лобье П. де. Указ. соч. С.109 – 110.

 

 

[54]

 

Подробнее см. об этом главу «Православие и католичество в опыте молитвы» в моей книге «Вызов экуменизма» (М., 1997).

 

 

[55]

 

Неклесса А. И. Конец цивилизации, или Зигзаг истории // Знамя. М., 1998. №1. С.168.

 

 

[56]

 

" " А может ли еврей стать президентом России? «– „Я не думаю, что умный еврей захочет быть президентом. Не еврейское это дело. Наше дело – бизнес, медицина, производство, искусство, средства массовой информации“» (Мирилашвили М. Только сумасшедший еврей захочет быть президентом России // Версия. М., 1998. № 23). М. Мирилашвили – заместитель председателя Российского еврейского конгресса и при этом президент компании, носящей название… «Русское видео».

 

 

[57]

 

Неклесса А. И. Указ. соч. С.166 –167.

 

 

[58]

 

Введение в криптографию. Под общей редакцией заместителя заведующего лабораторией МГУ по математическим проблемам криптографии В. В. Ященко. М., 1999, с.62.

 

 

[59]

 

" Задача неотслеживаемости информации была поставлена в работах Шаума (Chaum) в начале 80-х годов. В то время эта концепция осталась практически незамеченной. Хотя, быть может, ситуация на самом деле обратная: идея была замечена и понята слишком хорошо, и определенные силы, по причинам, которые станут понятны ниже, сделали все, чтобы не дать ей дальнейшего развития. Если мы используем электронные платежи, то разработчик системы электронных платежей, будь это государство или банк, не должен иметь возможности отследить, кто кому какие деньги пересылает. То есть электронные платежи не должны быть дополнительным способом контроля за движением денег данного клиента… Правительство США хотело заставить криптографическое сообщество признать систему «Клиппер» – это, грубо говоря, криптосистема с встроенным в нее ключом, который лежит у прокурора. Вообще, криптосистема – это такой инструмент, что часто возникает желание использовать его не только для решения задач клиента, заказчика, но и для попутного решения каких-нибудь фискальных задач, еще для чего-нибудь… " (Ященко В. Криптография, которая раньше была засекречена… // Компьютерра.1998. № 20 https://www.computerra.ru/offline/1998/248/1356/).

 

 

[60]

 

Воловник А., Пиорунский Д. Цифровая аура человека: второй круг несвободы // Компьютерра.1998. № 20 https://www.computerra.ru/offline/1998/248/1341/

 

 

[61]

 

Нью-Йоркский корреспондент «Московских новостей» А. Генис делает такие выводы из событий 11 сентября 2001 года: " В одночасье кончилась эпоха мультикультурализма с его поиском и смакованием различий. И началась пора синтеза. То, что еще недавно с демонстративным недоверием называли западной цивилизацией, оказалось универсальной системой норм, придерживаться которых выгодно не только пресловутому золотому миллиарду, а всем жителям этой планеты. Не этот ли феномен мы, собственно, и называем планетарной цивилизацией? Генис А. Мир делят не веры, а нетерпимость // Время МН.11.9.2002). В общем он прав: теракт в США был использован правящей мировой элитой как повод к закручиванию гаек.

 

 

[62]

 

«Во Франции каждый десятый взрослый гражданин в той или иной степени задействован в службах обспечения общественного порядка» (Лежандр К. Мушкетеры президента // Итоги 23.7.2002. с.16). «В США планируется набрать миллионы осведомителей, охватив четыре процента сограждан, в первую очередь среди работников транспорта и сферы обслуживания. Их сообщения о подозртельных лицах будут заноситься в специальную базу данных. Гражданам, попавшим в разряд неблагонадежных, не будут сообщать о том, что на них собирается досье» (Сычева В. Донос – оружие антитеррора // Итоги 23.7.2002. с.9).

 

 

[63]

 

Мода-2010: электронная одежда и компьютеры под кожей // Восточный экспресс. Казань, 2002, № 7 (066) 22-28 февраля.

 

 

[64]

 

См.: Николаева О. Современная культура и Православие. М..1999. С.16 – 17.

 

 

[65]

 

«Наталья Толстая, Татьяна Толстая „Двое: разное“» М. Подкова, 2001. В Интернете: https://lib.ru/PROZA/TOLSTAYA/p_politcorr. txt

 

 

[66]

 

Санхедрин.9, 2 //Талмуд. Мишна и Тосефта: В 6 т. СПб., 1901. Т.4. Кн.7 и 8. С.287. Ср. также: «Если язычник убил язычника или убил еврея, он отвечает, а если еврей убил язычника, он не отвечает» (Тосефта Авода Зара.8, 6 // Там же. С.476).

 

 

[67]

 

Как сильно давление «политкорректных условностей» видно из того, что президент США Буш-младший во время своего визита в Японию понудил себя совершить акт поклонения в синтоистском храме. Когда президент Буш вошел в богато украшенный прекрасный храм синтоизма, возведенный как обитель духов последнего императора Японии – Мейжи, он хлопнул один раз и глубоко поклонился, следуя общей в таких святынях этике поклонения. В это время премьер-министр Японии оставался сидеть в машине, так как ему запрещено входить в святыню согласно послевоенной конституции, написанной США. «Премьер-министру Японии запрещено их конституцией даже принимать участие в ритуалах синтоизма, так как это культ императора, который привел ко Второй Мировой Войне», – сказал Д-р Роберт Морей, основатель Института Апологетики в Калифорнии и автор более 40 книг о ложных религиях, культах и философии. «В то время как премьер-министр оставался в лимузине, Буш со своей женой вошли в храм и начали хлопать, чтобы пробудить демона и затем поклониться в почтении и подписать книгу поклонения», – рассказывает д-р Морей о визите Буша в храм 18 февраля 2002 г., как часть тура по Азии. Император Мейжи правил Японией с 1850 по 1914 год, во времена ее перехода от феодализма к современному строю. Он направил Японию на путь Второй Мировой Войны, содействуя восстановлению синтоизма. «Это был акт идолопоклонства, и даже хуже, это являлось официальным и публичным поклонением идолу. Он склонился пред святыней, где император Мейжи провозглашен богом», – сказала Киямаса Акаши, служитель из служения Logos Ministries (Служение Слова), в Токио. Усугубляется все тем, что многие христиане в Японии и Корее жестоко преследуемы только из-за того, что отказались принимать участие в ритуалах синтоизма, которые включают поклонение и почитание императора и других ложных богов. «Христиане в Японии шокированы, ведь их убивали лишь потому, что они не склонились перед изображением императора», – сказал Морей. «В Корее, которая являлась колонией Японии в 1910-1045 гг., христианам изрубали руки за то, что они не склонялись и не почитали императора», – добавил он. Американские христиане, которые восхищаются президентом Бушем, в большинстве, надеются и верят, что он сделал это не специально, а из-за почтения местных обычаев и традиций. Однако христианские лидеры Японии не принимают это так легкомысленно. «В соответствие с ритуалами синтоизма, хлопки и поклонение – часть образа поклонения в синтоизме. В Японии все средства массовой информации сообщили, что Буш ‘сайнпайд’ в святыне Мейжи. На японском языке слово ‘санпай’ означает следующее: „сан“ – посещение или идти, и „пай“ – поклонение». Если вы подписали книгу, это означает, что вы фактически совершили поклонение богу, а не просто посетили это место" (https://www.kuraev.ru: 8101/gb/view. php3? subj=11963).

 

 

[68]

 

В одной пропагандистской книжке, изданной в начале 80-х годов в Белоруссии и называвшейся, если не ошибаюсь, «Сто ответов верующим», несколько раз повторялся один и то же трюк. Вопрос: «Может ли в СССР верующий человек быть учителем?» Ответ: «У нас Конституция гарантирует свободу совести и равенство всех граждан. В СССР нет запрета на профессии. Но видите ли, учитель должен воспитывать детей в духе преданности идеалам коммунизма, а религиозный человек этого сделать не сможет. Значит, верующий учитель не сможет выполнять требования образовательных программ, а потому учителем он все-таки быть не может». Вопрос: «Может ли верующий человек быть офицером Советской Армии?» Ответ: «У нас Конституция гарантирует свободу совести и равенство всех граждан. В СССР нет запрета на профессии. Но видите ли, офицер должен воспитывать солдат в духе преданности идеалам коммунизма, а религиозный человек этого сделать не сможет. Значит, верующий офицер не сможет выполнять требований Уставов, а потому офицером он все-таки быть не может». Аналогичным был ответ и на вопрос: «Может ли верующий человек быть руководителем предприятия?»

 

 

[69]

 

Сиснёв В. «Эти… русские» // Труд 14.10.1999.

 

 

[70]

 

Насколько независимо от мнения покупателей газет могут вести себя «демократические» журналисты, видно из освещения московскими демгазетами церковной тематики. По опросу, проведенному Институтом системных исследований и социологии, большинство москвичей (59, 5%) согласны с тем, что государство должно поддерживать Церковь (см.: Московские новости. М., 1996.4 февраля). В то же время почти все демократические издания в Москве постоянно выступают с самой резкой критикой любых жестов, символизирующих поддержку госвластями Православной Церкви. Следовательно, люди, ведущие религиозную тематику в московских средствах массовой информации, стремятся не к отражению мнения большинства, а к тому, чтобы свою (по большей части резко антицерковную) настроенность навязать большинству москвичей.

 

 

[71]

 

Честертон Г. К. Преданный предатель // Избранные произведения: В 4 т. М., 1994. Т.4. С.379.

 

 

[72]

 

Зубов М. Тайные кадры решают все? // Труд-7.21 сент.2000.

 

 

[73]

 

Премьер-министр Бельгии и очередной на то время Президент Совета Европейского Союза Ги Ферхофштадт так заклеймил антиглобалистов: «Мне казалось, что такая ностальгия по закрытым обществам наших предков была доселе уделом консерваторов с их культом прошлого, крайних правых, убежденных в превосходстве своей расы и религиозных фанатиков, которые живут и умирают по Библии или Корану» (Ги Ферхофштадт. Парадокс глобализацii. // Евробюлетень. Iнформацiйний бюллетень Представництва Европейськоi Комисii в Украiнi.2001, окт. С.4). Итак, «жить по Библии» в Европе уже «не принято» – можно попасть в число «религиозных фанатиков», котрых все более отождествляют с «террористами». И еще одна новость из новой европы: 12 марта 2002 г. Европарламент одобрил радикальную феминистскую резолюцию, содержащую нападки на католицизм, православие и движение «про-лайф» (в защиту жизни). Проект резолюции, озаглавленный «Женщины и фундаментализм», был вынесен на рассмотрение европейских парламентариев еще в октябре 2001 года по инициативе депутата от Испании Марии Искьердо Рохо.

С критикой текста выступила парламентарий от Ирландии Дана Розмари Скаллон, отметившая, что статья 4 резолюции может быть истолкована как призыв к Католической Церкви рукополагать женщин. Эта статья, в частности, гласит, что Европарламент «осуждает административные органы религиозных организаций и лидеров экстремистских политических движений, способствующих расовой дискриминации, ксенофобии, фанатизму, а также недопущению женщин на руководящие посты в политической и религиозной иерархии». Помимо этого, статья 23 резолюции призывает не принимать в состав Евросоюза страны, в которых человеческая жизнь охраняется законодательно с момента зачатия. А статья 31 буквально гласит: «Европарламент призывает верующих любых исповеданий выступать за равные права для женщин, в том числе за их право контролировать свои собственные тела и решать, когда им заводить семьи…». Статья 33 заходит еще дальше, призывая Папу Римского и Патриарха Румынского изменить свое отношение к гомосексуализму. Европарламент, говорится в этом пункте резолюции, «выражает поддержку лесбиянкам, оказавшимся в тяжелой ситуации и страдающим от фундаментализма, и призывает религиозных лидеров, включая Румынского Патриарха и Папу, изменить отношение к этим женщинам». Комментируя новую резолюцию по радио Ватикана, кардинал Роберто Туччи назвал ее «плодом фундаменталистского секуляризма». «Эта мания навязывать Церкви определенные правила поведения, исключая ее из общественной жизни, свидетельствует об образе мысли, совершенно противоположном светскому духу», – сказал кардинал. Он выразил обеспокоенность тем, что данная резолюция сможет оказать негативное воздействие на составление Европейской конституции.

 

 

[74]

 

Jones P. The Gnostic Empire strikes back. Phillipsburg, 1992. Р.86.

 

 

[75]

 

Сообщени е католического информационного агентства Благовест-инфо.

 

 

[76]

 

Честертон Г. К. Исключительная изобретательность Еноха Оутса // Указ. соч. Т.3. С.56.

 

 

[77]

 

Ломакина И. Голова Джа-ламы. Улан-Удэ; СПб., 1993. С.208 – 209. Подробнее о человеческих жертвоприношениях в ламаизме см. главу «Жертва человеческая и жертва Божеская» в моей книге «Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир?» (3-е изд., испр. и доп. М.: Подворье Троице-Срегиевой Лавры, 2001)

 

 

[78]

 

Черняк И. У «охотников за головами» // Огонек. М., 1995. №20. С.68 – 71.

 

 

[79]

 

«Конечная цель гуманитарных наук состоит не в том, чтобы конституировать человека, но в том, чтобы растворить его, то есть вернуть его психологически в объятия „равнодушной природы“» (Lеvi-Strauss C. La pensеe sauvage. Paris, 1964. Р.326).

 

 

[80]

 

«Религиозные заблуждения являются одной из 13 категорий шизоидных идей в Современном Реестре Обследования Психического Состояния (в США)» (Jeffrey L. Salver, John Rabin. The neural substrates of religious experience. M. D. The Journal of Neuropsyhiatry and Clinical Neurosciences, 1997, volume 9, number 3, special issue: the neuropsychiatry of limbic and subcortical disorders). " > Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.: //astrata. narod.ru/Slib/translated/neural_substrates.htm https://astrata. narod.ru/Slib/translated/neural_substrates.htm)

 

 

[81]

 

Честертон Г. К. Шар и крест // Приключения’ 90. М., 1990. С.369.

 

 

[82]

 

Письма Елены Рерих, 1929 – 1938: В 2 т. Минск, 1992. Т.2. С.291. А преемница Е. Рерих, вице-президент Международного центра Рерихов Е. Шапошникова столь «терпима», что даже сами рериховцы с недоумением замечают: «Не секрет, что одно из самых любимых выражений Шапошниковой по отношению к инакомыслящим: „По стене размажу! “». (Выявление ликов необходимо, это есть очищение пространства: Интервью с председателем Восточного рериховского общества «Урусвати» М. С. Луневым // Урусвати. Журнал Восточного Рериховского общества «Урусвати». Сходня, 1998. №1. С.64.

 

 

[83]

 

Блаженный Августин. О Граде Божием: В 4 т. Репринт. М., 1994. Т.4. С.151.

 

 

[84]

 

Стенограмма заседания Религиозно-философского общества // Вестник теософии. СПб., 1910. № 11. С.81 – 83.

 

 

[85]

 

Указ. соч. С.86 – 103.

 

 

[86]

 

Там же. С.101.

 

 

[87]

 

Свою «трилогию» он начинал писать с теософских позиций, полагая, что индуизм и христианство сущностно едины. В предисловии к третьему изданию своей книги Лодыженский написал: «Тогда, работая над первым трудом нашим, мы относились совершенно одинаково как к христианским воззрениям, так и к воззрениям „Раджа Йоги“ и теософского оккультизма, который ее проповедует. Мы ставили их на одну доску в наших исканиях. Но теперь мы уже не можем так же относиться к индусской теософии… В результате всех наших исследований мы и пришли к тому заключению, что исследователю, беспристрастно ищущему религиозную истину, нельзя не отвергнуть идей того самоутверждающегося обожествления человека, которые лежат в основании „Раджа Йоги“» (Лодыженский М. В. Мистическая трилогия: В 3 т. Пг., 1915. Т.1: Сверхсознание. С. II и 372).

 

 

[88]

 

О причинах гонений на христиан в Римской империи см. главу «За что преследовали христиан в языческом мире» в моей книге «Сатанизм для интеллигенции. (о Рерихах и Православии.)» В 2 т. М., 1997. Т.1: Религия без Бога).

 

 

[89]

 

Дьяков И. А. Аматерасу. Правда о пережитом в Трехречье за веру и отчизну // Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае, 1900 – 1997 гг.. М., 1998. С.170.

 

 

[90]

 

Там же. С.180.

 

 

[91]

 

Там же.

 

 

[92]

 

Дьяков И. А. Указ. соч. С.187, 188, 189.

 

 

[93]

 

Там же. С.193.

 

 

[94]

 

Там же. С.209.

 

 

[95]

 

Там же. С.226.

 

 

[96]

 

Ситуация становится просто смешной, если знать, что само слово «калмык» есть слово татарское, и означает оно именно «отсталый», «обреченный остаться» (см. Батмаев М. М. Калмыки в XVII-XVIII веках. Элиста, 1993, с.16)… Да и вообще непонятно: по мнению той ученой калмычки ее народ никогда что ли не был «отсталым»? Даже в ту пору, о которой я говорил – то есть в пору до принятия им буддизма? Неужели он не был отсталым по сравнению не с Европой или Россией, нет – по сравнению с Индией и Китаем? И должен ли я считать «передовой» технику монголов, которых калмыки считают своими родственниками и предками, если о ней известно со слов побывавшего в Монголии итальянского путешественника XIII века Джиованни дель Плано Карпини, что «если монголы не могут овладеть укреплением, то бросают на него греческий огонь; мало того, они обычно берут жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома, и везде, где огонь попадает на этот жир, он горит неугасимо» (Цит. по: Басхаев А. Н. Монголы, ойраты, калмыки. Очерки истории военного дела XIII-XVIII веков. Элиста, 2000, с.30). Кроме того, мне неизвестны великие калмыцкие ученые и философы, религиозные проповедники из столетий, предшествовавших 18-му (а именно тогда буддизм становится народной религией калмыков). Кстати: «Индийские буддисты обогащали культуру стран, уступающих по развитию Индии» (Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с.347). Ну что – подадут за это калмыки в суд на известного росиийского буддолога?

 

 

[97]

 

Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов уже пророчил: «Я вам открываю некоторые секреты: в третьем тысячелетии будет единое мировое правительство, а миром поочередно будут править представители разных знаков Зодиака – 12 лет тельцы, 12 лет овны, и так далее». " Надо сказать, – комментируют это заявление «Известия», – что в Калмыкии активно готовятся к наступлению нового времени: госсекретарь республики по идеологии А. Нусхаев разработал даже концепцию этнопланетарного мышления, ставшую официальной идеологией республики. Приведем некоторые отрывки из этого произведения: «К общепланетарному дому Калмыкия будет идти своим путем, создав вначале Калмыцкий этнопланетарный дом посредством формирования калмыцкого этнопланетарного правительства» (Ротарь И. Астральные опыты калмыцкого президента. // Известия.11.11.1995). Странно, что «Известия» привели далеко не самые яркие тезисы калмыцкого госсекретаря, в весьма резких выражениям охаивающего православие.

 

 

[98]

 

5 июля 2001 г. городской суд Южно-Сахалинска потребовал от епархии допустить к причастию некую Татьяну Малахович. Отлученная от Причастия решением архиерея и приходского собрания кафедрального собора, Малахович подала в суд, а суд решил руководствоваться именно той статьей Закона о свободе совести, которая воспрещает чинить препятствия в отправлении культа Суд решил, что «акт отлучения от церкви ничем не предусмотрен, противоречит Конституции РФ, закону „О свободе совести и религиозных объединениях“, уставу религиозной организации и нарушают права Татьяны Малахович, действия которой не попадают под понятия ересь и раскольничество». (см. Dny.ru (https://www.dni.ru/more.php? id=20931)…

 

 

[99]

 

Положительный герой современной российской православно-антисектантской публицистики, автор французского закона против сект Ален Вивьен, министр, председатель Межминистерской миссии по борьбе против сект при премьер-министре Франции – «как и большинство членов нынешней администрации является масоном» (Гусейнов Э. Демократия против сектантов. Во Франции обсуждается законопроект, запрещающий тоталитарные секты // Известия.19.6.2000).

 

 

[100]

 

Назаретян А. Похороны богов. Либо они состоятся, либо цивилизация погибнет // Огонек. М., 1995. №27.

 

 

[101]

 

Цит. по: Диспут. М., 1992. № 1 – 3. С.86 – 87.

 

 

[102]

 

Льюис К. С. Хроники Нарнии. М., 1993. С.408.

 

 

[103]

 

Льюис К. С. Письма Баламута. Баламут предлагает тост. М., 1991. С.115 – 116.

 

 

[104]

 

Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. С.153.

 

 

[105]

 

Короленко В. Г. История моего современника. М., 1965. С.593. Более раннее свидетельство о том же цензурном казусе: " Голубинский защищал книгу Секки, иезуита, от русского переводчика в Вятке. Переводчик выкинул из книги Секки все места, где говорилось о Боге; где Секк и находил в природе свидетельство о Боге, там у переводчика явилось свидетельство силы материи и пр. " (Переписка проф МДА П. С. Казанского с А. Н. Бахметовой. Письмо от 2 1.6.18 7 6 // У Троицы в Академии.1814– 1915. М., 1914, с.588).

 

 

[106]

 

Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11 1913 г. // Полное собрание сочинений. М., 1975. Т.48. С.226 – 227.

 

 

[107]

 

Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб., 1904. С.170.

 

 

[108]

 

Учение 12 Апостолов. М., 1996. С.74.

 

 

[109]

 

Преп. Ефрем говорит, что антихрист поначалу будет строго православным и будет выступать против ересей и сект, и тем и прельстит «Он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, но с презрением отвергает ложные культы, чтобы можно было пленить церковь. Он покажет, что есть Бог истинный посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит их думать, что любит их… Он так искусно будет притворяться, что пленит народ и будет управлять церковью под личиной истины» (преп. Ефрем Сирин. Толкование на Второе послание Фессалоникийцам. // Творения. ч.7. ТСЛ, 1900, с.246).

 

 

[110]

 

Внешняя «печать», несомненно, есть проявление, запечатление внутреннего отчуждения от Христа. Московский священник Николай Карасев рассказывает о таком совмещении внутреннего и внешнего: «Однажды я крестил двух девиц. И у одной из них я увидел на правой руке штамп, на котором было написано „оплачено“. Это был пропуск в один из музыкальных рок-клубов. При дальнейшем выяснении оказалось, что девицы интересуются учением буддизма, так как в клубе его пропагандируют. Когда же я поставил условие: или крещение, или клуб с его песнями и учением, одна из них, у которой был штамп на руке, отказалась креститься и ушла от купели крещения» (Священник Николай Карасев. Аспирантский отчет на тему «Теософия и практический оккультизм». Рукопись М., 1995. С.9).

 

 

[111]

 

Например, Эли Визель, президент «Гуманитарного фонда Эли Визеля», бывший узник нацистского концлагеря, затем известнейший еврейский писатель, лауреат Нобелевской премии мира (1986 год, вместе с А. Д. Сахаровым), чрезвычайно влиятельный, хотя и теневой, политический лидер Америки, работает по такому адресу: «666. Fifth Avenue, 10th floor, New-York». Он мог бы выбрать любой другой офис Нью-Йорка. Но он сделал жест – и поселился в «трех шестерках», которые стоят на всех его письмах. А одна популярная московская «целительница», впрочем, честно называющая себя колдуньей, резервирует такой адрес для писем в свою газету «Магический вестник Аллы Дан»: «117449, Москва, а/я 666».

 

 

[112]

 

св. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, 2 // Творения. т.2. кн.1. Спб., 1896, с.35.

 

 

[113]

 

Иногда сторонники решительного неприятия налоговых номеров говорят, что документы и предметы с символикой 666 брать нельзя – в отличие от предметов с другой антихристианской символикой – например, советской или масонской. По их мнению, советские документы можно было брать, несмотря на звезды, по той причине, что сами по себе звезды не являются сатанинским знаком и что сам этот символ древнее возникновения масонских антихристианских движений. «Другое дело с 666 – оно всегда было символом сатанистов и никогда не было нейтральным символом. Об этом числе совершенно ясно сказано в Писании как о числе зверя. В этом смысле его нельзя ставить в один ряд с другими нехристианскими символами» (поскольку этот текст не опубликован, а представляет собой внутриздательскую рецензию – имя его автора не называю). Или: «666 – символ не существующий вне христианского контекста» (Боголюбов И. Д. Не спешите каяться за всех. " > Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.: //www.pravoslavie.ru/shengen/kuraev_inn.htm https://www.pravoslavie.ru/shengen/kuraev_inn.htm). Однако это слишком предвзятое мнение. Число 666 появляется на страницах Библии раньше, нежели в ней появляется тема антихриста. Сначала, в Книге Царств это был именно добрый или по меньшей мере религиозно-нейтральный символ. Так что не всегда и не в восприятии всех это есть знак безусловно сатанинский. Этот символ все-таки двузначен: в ветхозаветной части Библии, то есть в той, что авторитетна для иудаизма, это символ удачи, а не символ квинтэссенции мирового зла.

 

 

[114]

 

Авдеев В. Б. Преодоление христианства. М., 1994. С.99.

 

 

[115]

 

Там же. С.110.

 

 

[116]

 

Там же. С.71.

 

 

[117]

 

Там же. С.168 – 170. Слова о «пощаде», которой не будет, станут особенно значимы, если вспомнить, что активнейшие рассадники оккультных идей в России и во всем мире – это кружки «восточных единоборств». Журналист спрашивает Михаила Крысина, президента Российской ассоциации боевых искусств, вице-президента Всемирной федерации Косики-каратэ: «Однако, Михаил! Будучи приверженцем буддизма, вы только что произнесли Христову заповедь: „Ученик никогда не может возвыситься над учителем“. При том, что отношение к Православию у вас, скажем, прохладное». – «Православие есть помимо меня. Я есть помимо него. Нельзя заставлять человека молиться какому-то Богу, тем более Такому, Который пришел и сказал: „Вот – я“. Ну – Ты. Внешне – никто. Речь – косноязычная. Характер – отвратительный. Чудес никто не видел. Да человек – это уже Бог. В чем-то, в чем достиг высочайшего мастерства» (Совершенно секретно. М., 1995. №3). Православное казачество было разгромлено и вырезано в ходе Первой русской оккультной революции. Сегодня оккультисты создают свои многотысячные отряды боевиков.

 

 

[118]

 

Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11 1913. //Указ. соч. С.228.

 

 

[119]

 

Недалеко от Флоренции есть православный монастырь Сербской патриархии. Его настоятель – игумен Силуан – рассказывал мне, что и недели не проходит, чтобы кто-то из итальянцев не стучался в ворота и не просил принять его в Православие и в монастырь. Однако при разговоре выясняется, что Православие этому просителю известно только по книге «Откровенные рассказы странника». И в монастырь он хочет только для того, чтобы обучиться технике Иисусовой молитвы и увидеть нетварный свет – и все это не позже чем к концу недели. О Покаянии же, Исповеди, причастии обычно этот «искатель» высших духовных переживаний и понятия не имеет. Но, не научившись и азбуке, желает быть поэтом…

 

 

[120]

 

Лоренц Урсула. Гармония Души и Вселенной // Европа. М., 1994. №1. С.28.

 

 

[121]

 

Йоги Махаджан. Восхождение. – Тольяттти.1989, сс.85-86.

 

 

[122]

 

" Четверо подростков в Алма-Ате 4 апреля 1996 г. убили девочку. Организатор убийства – Эдик Богайчук – учился в Школе права, желая стать прокурором. «Но года два назад он признался друзьям еще в одной мечте – тайной: ему хотелось убить кого-нибудь, чтобы „проверить себя“. Как говорит мама, он всегда был! „большим фантазером“. Рассказывал об инопланетянах, которые ломали бабушкину швейную машинку и улетали в форточку, об Ангелах, являвшихся ему в виде дисков. Эдик молился, бывал в церкви, упросил маму крестить его и носил крестик. Он уверял следователей, что Бог, мол, приходил к нему в следственный изолятор. Когда прабабушка умерла, Эдик часто вместо уроков шел на кладбище и „через Ангела говорил с бабушкой“. Уже после случившегося следователи в столе у мальчика нашли странный дневник: „В 1979 г. от Рождества Христова 5 декабря под вечер родился страстный пожиратель человеческих душ и энергий. И дано было имя этому ребенку – Эдуард-Эдик. Мать, не знавшая, что ее сын – 666 (Омен), винила во всем улицу, но у Эда с рождения был заложен инстинкт правителя Тьмы“. Судебно-медицинская экспертиза признала мальчиков в медицинском смысле здоровыми» (Евгения Доцук. Дикие забавы // Труд. М., 1997.30 января).

 

 

[123]

 

«Иисус Христос был спущен нам из космоса так называемой летающей тарелкой. Ее внутреннее устройство дано пророком Иезекилем – колесница Иезекииля…. С помощью колесницы пророка Иезекииля мне удалось создать вокруг себя энергетический аппарат и развить в себе часть парапсихологических способностей. Я научился лечить людей по телефону. Видеть и снимать порчу» – Христос пришел из Космоса. Так считает парапсихолог, автор книги «Философский камень» и «Аналоговые системы» академик традиционной народной медицины Михаил Перепелицын. // Российская газета 1994, 8 апреля.

 

 

[124]

 

Об этом глава «Язычество и религия космоса» в моей книге «Сатанизм для интеллигенции (Т.1: Религия без Бога)…»

 

 

[125]

 

Аввакум Петров. Житие // Памятники литературы Древней Руси: В 12 вып. М., 1989. Вып.11: XVII век:: Кн.2. С.359.

 

 

[126]

 

Льюис К. С. Хроники Нарнии. С.452.

 

 

[127]

 

Lubac Н. de. Paradoxes. Paris, 1959. P.48.

 

 

[128]

 

См.: Протоиерей С. Булгаков. Апокалипсис Иоанна. М., 1991. с.109.

 

 

[129]

 

Блаватская Е. П. Скрижали кармы. М., 1995. с.489 – 490.

 

 

[130]

 

Там же. с.83 – 84.

 

 

[131]

 

Как замечательно умеют наши оппоненты использовать даже враждебные по отношению к ним жесты и чувства, показывает история с эволюцией рекламы табачных изделий в России. После нескольких лет засилия рекламы американских табачных компаний, на улицах Москвы вдруг появились щиты, рекламирующие продукцию российских табачных фирм («Ява»). При этом слоган этой кампании звучал – «Ответный удар». Тут были и ушанки, и медведь, и советский космолет «Буран»… Неужели пробуждается патриотическое чувство в народе, и пробуждается столь явно, что даже рекламщики стали его учитывать? Увы – это «Американские фирмы, купившие российские табачные фабрики, удачно сыграли на антиамериканизме и росте патриотических настроений. И вот пачки „Явы“ летят над территорией США, на нее с восторгом взирает Мэрилин Монро, американский космонавт красит свою ракету в цвета российского флага, медведь взбирается на небоскреб…» (Левинсон А. Тетя Ася везет цивилизацию // Известия.29.6.2000).

 

 

[132]

 

Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Спб., 1891. с.512.

 

 

[133]

 

Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться вместе о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне против работорговцев, Линкольн ответил, что «гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога».

 

 

[134]

 

Цит. по: Фаррар Ф. Первые дни христианства. СПб., 1892. с.714.

 

 

[135]

 

См.: Блаженный Августин. Указ. соч. Т.4. С.196.

 

 

[136]

 

«Для царствования святых со Христом будет большее число лет, чем для заключения во узы и лишения свободы диавола: они будут царствовать с Царем своим, Сыном Божиим, и в те три с половиною года, когда диавол не будет уже связан… окончится тысячелетие не царствования святых, а заключения в узы и лишения свободы диавола: так что каждая сторона имеет для окончания тысячелетия, то есть всех своих лет, различные и особые сроки: царствование святых – более отдаленный, заключение диавола – более близкий» (Блаженный Августин. Указ. соч. Т.4. С.196.).

 

 

[137]

 

Блаженный Августин. Указ. соч. Т.4. С.182–183.

 

 

[138]

 

Там же. С.184–185.

 

 

[139]

 

Владимир Соловьев перед смертью молился о еврейском народе. А перед этим говорил об угрозе Китая и панисламизма (см.: Трубецкой С. Н.. Смерть В. С. Соловьева // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1907. т.1. с.346 – 347). Эту молитву нельзя понимать в контексте современной либеральной публицистики. Эта молитва не была молитвой христианина, кающегося перед евреями за холокост. Это был эсхатологически мотивированный поступок: по ощущению Соловьева, иудеи сыграют некую роль в той мрачной эсхатологии, которая виделась ему в последние месяцы его жизни. И в связи с эсхатологией он призывает молиться о евреях. В «Повести об антихристе» роль иудеев вполне неблаговидна – так не является ли его предсмертная молитва молитвой об умилостивлении злых сердец? Это молитва о том, чтобы Израиль отказался от утверждения власти лжемессии, чтобы он распознал-таки антихриста и не служил ему…

 

 

[140]

 

См.: преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие // Творения: В 8 ч.2-е изд. Сергиев Посад, 1914. ч.8. с.271.

 

 

[141]

 

Древний патерик. М., 1899. с.341.

 

 

[142]

 

Даже меньше чем на три с половиной года. По предположению многих отцов, во времена антихриста «время сократится». «И если бы» Бог не сократил дней тех, «не спаслась бы никакая плоть» (Мф.24, 22). «Не число дней с их часами уменьшается, – пишет преподобный Ефрем, – но самое время становится кратким ради избранных, так что бедствия их не умножаются, но сокращаются» (Преподобный Ефрем Сирин. с.272).

 

 

[143]

 

Цит. по: Мережковский Д. С. Иисус Неизвестный. М., 1996, с.288.

 

 

[144]

 

Преп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. // Творения. Ч.8. Троице-Сергиева Лавра, 1914, С.272.

 

 

[145]

 

Св. Григорий Двоеслов. Избранные творения. М., 1999, с.12.

 

 

[146]

 

митрополит Филарет. Слово в день обретения мощей св. Алексия, говоренное в Чудовом монастыре 20.5.1822 // Слова и речи Филарета, митрополита Московского. Ч.1. М., 1848, с.254.

 

 

[147]

 

преподобный Ефрем Сирин. с.272.

 

 

[148]

 

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. с.176 – 177.

 

 

[149]

 

«Единая религия будет тогда, когда будет Второе пришествие Христово, Сын Божий и даст нам эту новую религию» (Андреева А. ХХI век – время Даниила Андреева // Мы и мир: Психологическая газета. М., 1998. № 10(21)).

 

 

[150]

 

Смешон аргумент, что мол, «идентификационный код – это номер физического лица, а физическое лицо – это тело без души!» (из листовки с материалами газеты «Жизнь вечная»). Если уж переводить это словосочетание с юридического языка на богословский, то как раз никакого кощунства тут не окажется: «физическое» – это от греческое слова фюсис, природа, естество, а лицо – это по гречески просопон или ипостась. Так что буквально словочетание «физическое лицо» это означает лицо, являющее некое естество или носящее некую природу. Отец, Сын и Дух являются лицами Божеского естества, а люди – лицами человеческого природы…

 

 

[151]

 

Свящ. Геннадий Емельянов. Не играйте своим спасением. Пастырское слово. Спб., 2001, (без указания издательства и без иерархического благословения) с.10. То же самое: «Понимаю, кодирование об­легчает финансовые операции – недаром же на него перешли многие страны. Но какие финансовые операции могут быть у наших вконец обнищавших стариков и детей?» (Жоголев А. Знамение времени // Благовест. Самара, 1999, №9).

 

 

[152]

 

В этом – отличие современного положения монашества от того, каким оно было в царской России. Согласно законодательству Российской империи «производство пенсий духовным лицам, получившим оную за службу по военному или гражданскому велдомтсву, с пострижением их в монашество прекращается… Лицам светского звания, поступившим в монашество, прекращается производство получаемых ими по орденам пенсий поелику и самые знаки ордена ими уже слагаются» (Проволович А. Сборник законов о монашествующем духовенстве. Троице-Сергиева Лавра, 1902, сс.50).

 

 

[153]

 

«Священный синод Святой горы Афон постановил, что налоговый идентификационный код и электронная карточка-паспорт – это начертание, печать антихриста 666» (Печать антихриста. Из обращения Святой горы Афон // ИНН и печать антихриста М., 2000, с.7. Текст «афонского послания» придуман издателями брошюры.)

 

 

[154]

 

Тем более уместным было остужающее слово Патриарха Алексия на московских епархиальных собраниях: «У многих вызывает недоумение, что в некоторых храмах за церковным ящиком продаются книги о Григории Распутине, изображающие его как святого человека» (Обращение Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго к клиру и приходским советам храмов Москвы на епархиальном собрании 15 декабря 2000 года. М., 2001, с.73). «Необходимо сказать еще об одном темном пятне нашей дейст­вительности. В последнее время появилось довольно много цвет­ных, прекрасно изданных, с позволения сказать, „икон“ царя Ива­на Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тро­пари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, „с черного хода“ канонизировать тиранов и авантюристов, при­учить маловерующих людей к их почитанию. Не известно, дейст­вуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмыслен­но, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются ском­прометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, при. Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Гроз­ным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это бе­зумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых? Если же эти люди действуют не вполне осознанно, а под­чиняясь своим эмоциям, своей жажде сильной власти, олицетво­ряемой Иваном Грозным, своему стремлению увидеть в России, наконец, порядок вместо того морального и криминального бес­порядка, в котором мы все еще находимся, то им бы следовало по­нять одну элементарную истину, много раз доказанную всей чело­веческой историей. Несправедливость и зло невозможно побе­дить, искоренить внешним насилием и другим злом. Жестокостью и насилием, которые сами по себе есть зло, но которые иногда ис­пользуются для достижения якобы добрых целей, можно на какое-то время ограничить проявления зла; страхом можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножать­ся, будучи недоступшым внешнему давлению. Корень зла не вовне, а внутри человеческой души, в отсутствии или искажении мораль­ных ценностей, в греховной воле, в потемнении сознания. Побе­дить зло, исправить жизнь можно только осознанным глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Бoгy» (Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 15 декабря 2001 года. М., 2002, сс.33-34).

и 15 дек.2001 г.: «Группа псевдоревнителей православия пытается с черного хода провести канонизацию тиранов и авантюристов, Ивана Грозного и Григория Распутина…Печально известный Григорий Распутин – темная историческая личность… Нельзя почитать одновременно мучеников и их убийц, развратников и святых…». Это нисколько не помешало «Русскому вестнику» уже в следующем номере (№ 50-51) поместить «иконы» Григория Распутина и Ивана Грозного.

 

 

[155]

 

«Все, что было сказано [диаконом Андреем Кураевым] в обоснование принятия ИНН, повергло всех верующих в глубочайшее смущение и внутреннее возмущение, в такой степени все сказанное находилось в противоречии со Священным Писанием и существом проблемы» (В чем проблема ИНН // Русский вестник.2001, № 7). Как замечательно мои анонимные критики присвоили себе право говорить от лица «всех верующих»!.. Накануне заседания Богословской Комиссии они призывали ее осудить мое отношение к ИНН. «Если комиссия, которая будет заседать 19-20 февраля по богословской оценке принятия ИНН, не даст также богословской оценки этим (т. е. моим) выступлениям, то это будет означать начало попытки полного изменения духовных оснований в Русской Православной Церкви». Определения, вынесенные Комиссией, совершенно совпали с теми тезисами, которые я отстаивал в прежних дискуссиях вокруг «номеров». Так что – изменились «духовные основания в Русской Православной Церкви»? Теперь она уже не Православная? Или «Русский вестник» теперь ее считает не Русской?

 

 

[156]

 

«Добралась ли до вас проблема ИНН? – Система учета и нам преподнесла неожиданные „сюрпризы“. Мы решили пронумеровать священнические облачения для лучшего их учета. И вот одному иремонаху достались по случайному стечению обстоятельств три шестерки – две на поручах и одна на епитрахили. Он в этом усмотрел нечто зловещее и с „шестерками“ служить отказывался, „Как, – говорил он, – я буду служить с этим числом? “. Пришлось ему объяснить, что само по себе это число не страшно, это всего-навсего порядковый номер. Ведь не вырываем же мы из Библии 666-ю страницу!.. Я все-таки убедил его служить… – А я, отче, понимаю этого священника и сочувствую ему» («На Соловки люди будут идти всегда». Беседа А. Жоголева с наместником Соловецкого монастыря архим. Иосифом (Братищевым) // Благовест. Самара, 2001, № 9).

 

 

[157]

 

Вот как об этом говорит псково-печерский старец Иоанн (Крестьянкин): «Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божьего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви… Число убрали, заявление о присвоении номеров исключили, а смута и раскол в Церкви продолжают углубляться. И разговоры о печати антихриста, о безблагодатности нашей Церкви, о близком конце мира будоражат умы. И сектантские, и противоцерковные настроения и речи звучат уже и с амвонов церковных… И уже сейчас поток горьких, слезных и недоуменных писем захлестнул духовников: „Церковь наша уже имеет свой налоговый номер и в нее уже ходить нельзя“. И старушка, всю жизнь свою и в самое тяжкое время сохранившая верность Богу и Церкви, теперь б






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.