Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три подхода к проблемам психики






Все ярко выраженные особенности тибетского буддизма сходят­ся в его психиатрической традиции. Теория психиатрии, диагно­стика и лечение неразрывно связаны с тремя уровнями тибетс­кой медицины: дхармическим, тантрическим и соматическим. Различные аспекты этих трех подходов к лечению по-разному используются в случаях психических расстройств. Ритуальные заклинания, мантры и другие религиозные практики; измене­ние диеты и среды (обитания); иглоукалывание и, главным об­разом, травяные препараты составляют курс лечения.

Психиатрическая традиция, которую мы собираемся подробно рассмотреть, не включает в себя психические расстройства детей и стариков. Это отдельные части данной медицинской традиции. Глава 73, третьей тантры «Чжуд-ши» перечисляет пятнадцать ду­хов, которые, как считается, овладевают детьми и вызывают у них нервные расстройства. Считается, что дети крайне подверже­ны вторжению негативных сил, и нам советуют защищать их от этого, насколько это в наших силах. Никогда не следует, например, неожиданно пугать подростка, ибо как Раз в такие моменты затор­моженного сознания, как в состоянии транса, вызванного испу­гом, и может произойти вторжение; то же может случиться, когда ребенок спит.

Лечение старческих болезней - один из восьми основных разде­лов тибетской медицины1. В нем рассмотрены вопросы омоложения и применения специальных препаратов для замедления про­цесса старения и оздоровления ума и тела. Много внимания уделя­ется жэнь-шеню.

Прежде чем мы приступим к рассмотрению тибетской психи­атрии взрослых, полезно сделать обзор трех разных подходов к сумасшествию, выработавшихся в истории психиатрии, в том виде, в каком они относятся к тибетской системе, которая созна­тельно сплетает их необычным образом.

Подход магически-религиозный. Со времен древнейших че­ловеческих культур, патологические состояния души и рассудка подвергались религиозному истолкованию. Одержимость злыми духами запечатлена почти всеми примитивными, племенными и шаманскими культурами. Этой точки зрения придерживают­ся также и мировые религии. Она, похоже, является древним поверьем, естественным толкованием неких загадочных патоло­гических расстройств личности и поведения, которые характе­ризуют умственное заболевание.

Одержимость злыми духами - старейшая «допрагматическая» медицинская теория. В индуизме ведического периода, за тыся­чи лет до того, как развилась аюрведическая медицина, термин бхута-видья использовался для обозначения всех (а не только умственных) заболеваний, вызванных невидимыми силами. Поз­же бхута-видья стала названием четвертой ветви классической Аюрведы психиатрии и невропатологии, которая охватывала болезни, вызванные духами, включая эпилепсию, проказу и ум­ственные заболевания.

В традиции тибетской психиатрии одержимость злыми ду­хами - главная причина безумия. В этом религиозно-магичес­ком подходе к болезни лечение включает тантрические и Ло­гические практики («магия»), а также практику и применение Дхармы («религия»). Что касается «магии», то она нигде не дос­тигала такого высокого уровня развития, как в Тибете. Эта стра­на всегда была известна как земля магии и магов, таинственное место, где монахи обладали гигантскими психическими и ду­ховными силами. Тибет даже стал символом всего оккультного. В течение многих столетий под «магией» Тибета ошибочно по­нималась гнусная языческая некромантия, колдовство и про­чая дьявольщина, недостойная называться религией, и уж тем более медициной.

К счастью, столь неверное понимание тибетского буддизма боль­ше не является доминирующим. При изучении даже самых изощ­ренных обрядов заклинания злых сил обнаруживается, что основа­нием этих магических практик служит Дхарма - в форме сострада­ния и желания счастья всем существам.

Религиозный подход к врачеванию душевных заболеваний подразумевает применение различных дхармических практик. Здесь следует заметить, что когда речь идет о дхармической меди­цине, имеется в виду не просто традиционная форма и практика ортодоксального буддизма (хотя, конечно, может означать и это), а героическое усилие по духовному продвижению от бессозна­тельного к полному осознаванию. Одно из значений санскритс­кого слово дхарма— «то, что удерживает на пути», пути истины и глубокого понимания. Тибетский аналог этого слова - чос - проис­ходит от глагола 'чос, который означает «лечить, врачевать». Это позволяет провести медицинскую аналогию: практика Дхармы является средством излечения душевных и эмоциональных по­мрачений, наносящих вред и препятствующих просветлению.

Органический подход. Органический подход к психопатоло­гии основан на теории трех доша, трех жизненных сил, - «рацио­нальном», научном уровне тибетской медицины. Три жизненные силы в теле человека формируют психологические типы, у кото­рых по различным причинам может возникать дисбаланс преоб­ладающей у них от природы жизненной силы и проявляться в виде психопатологических расстройств. Более того, расстройства слизи, желчи и ветра на психическом уровне часто сопровожда­ются соответствующими физическими расстройствами.

Конечно же, Дхарма лежит в основе и этого подхода, ибо не следует забывать, что появление трех жизненных сил на физичес­ком уровне вызвано прежде всего неведением, порождающим скверны отвращения и желания.

Отношения между тремя жизненными силами и тремя пер­вичными умственными омрачениями и составляют основопо­лагающую психосоматическую теорию тибетской медицины и психиатрии. Различные методы лечения и лекарственные сред­ства применяются с целью влияния на сознание через тело.

Подразумевается, что тибетская медицина исходит из того, что эмоции обладают физиологическими функциями и имеют, ве­роятно, биохимические аналоги, открываемые ныне современной

медициной (медиаторы нервных клеток). Более того, лекарства ти­бетской медицины включают такие вещества, нехваткой которых вызвано расстройство. И хотя тибетская медицина делает это, опираясь на свою систему понятий (5 элементов, вкусы, силы и т.д.) это перекликается с последними находками европейских ис­следователей: психоактивные препараты подражают собственной хи­мии клеток тела.

Психологический подход. Три загрязнения ума, которые по­рождают жизненные силы. - это также три типа психических энергий. Чрезмерные смятение, ненависть или желание ведут к нарушениям психики. В целом психологический подход к пси­хопатологии основан на Дхарме, ибо причина появления всего обусловленного существования есть функционирование зацик­ленного на себе «я», вследствие чего существует омраченность сознания.

На более непосредственном уровне психические нарушения понимаются как возникающие по причине эмоционального и умственного напряжения, стресса, проблем в любовных и семей­ных отношениях, при утрате имущества, положения и люби­мых, изоляции, угнетении, тревоге, чрезмерной усталости. Все это классифицируется в тибетской психиатрии как факторы, вы­зывающие «потерю сознания» в том или ином виде.

Дхарма - не только основа теории природы ума, это также ле­карство, предотвращающее умственные заболевания. Она- стро­итель крепкого рассудка, который не так легко поддается воздей­ствию эмоциональных нагрузок, интеллектуального напряжения и даже влияния злых духов. Вот что сказал один тибетский док­тор, чтобы проиллюстрировать это: «Когда, например, люди теря­ют свою страну [как это случилось с тибетцами], полные печали и горя, они порой начинают терять и свой разум. Но, практикуя Дхарму, они помнят, что не единственные, кто испытывает стра­дания. Равным образом люди страдают повсюду»2. Это довольно горький пример того, как дхармическая медицина может обра­тить страдание в сострадание и мудрость вместо жалости к себе и безумия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.