Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тантрическое ритуальное лечение и лекарства






Техники Ваджраяны приводят к постижению Будда-сути путем отождествления себя с божеством. В медицине эти техники име­ют особое применение и форму. Одна из них - тантрические ри­туалы, которые лама или практикующий выполняет для того, что­бы лечить других. Вторая - процесс самоизлечения, исцеление себя тантрическими методами.

Духовные, или дхармические лекарства для лечения больных (тибет. чос-ман) производятся в тантрических обрядах. Они как-раз и представляют тот способ религиозной медицины, который может излечивать заболевания, являющиеся кармическими по своей причине, и на которые, следовательно, нельзя повлиять обычными лекарствами из трав. Главы «Чжуд-ши» по психиатрии обращаются к этому виду медицины как раз потому, что психиатрические заболевания часто вызваны духовными причинами, которые находятся за пределами «рациональной», или соматической медицины.

Духовная медицина тантрического ритуала является основной составляющей всей системы тибетской медицины.

Эта духовное лекарство называется нектаром, ду-ци (тибет. бдуд-ртси). Оно также известно как «лекарство осуществления», или мендруб (сман-друб). Оно производится ламами, или тант­рическими мастерами путем активизации тонкой жизненной энергии, тигле, как бодхи-ума. Его можно передавать другим для исцеления различными путями. В любом случае все они явля­ются формами благословения, или «Сияющих волн соединения» (тиб. бьюин-гьюис-лабс).

Это лекарство может быть пилюлей, или оно может быть кап­лями воды, которыми лама окропляет людей; или оно может пе­редаваться прикосновением ламы, звучанием его голоса, или даже просто видением его в состоянии преображения, в момент отож­дествления с созерцаемым божеством (йидамом).

В тантрической медицине существует множество форм йидамов, но суть и могущество всех этих методов заключается в том, что лама полностью преобразует себя в Будда-аспект и может, сле­довательно, служить проводником исцеляющей энергии Будды.

Любое тантрическое божество может быть вызвано для целей излечения, гневное или мирное — в зависимости от того, чего требует ситуация и собственная тантрическая практика. Например, изгнание «злого духа», вызывающего заболевание, требует гневно­го божества, но суть всех тантрических методов одна и та же.

После принятия прибежища и зарождения бодхичитты для блага всех существ, лама начинает с визуализации мантрическго семенного слога, появляющегося из открытого пространства пус­тоты. Этот семенной слог представляет собой проявление сути созерцательного божества.

Созерцаемое божество проецируется в пространстве перед собой пли на макушке головы (иногда прдставляютсамого себя в форме божества). Свет из трех источников божества- головного, горлового и сердечного центров - поглощается теми же центра­ми у себя. Свет, устремляющийся в центр лба, очищает тело, кар­мические действия и тонкие каналы; в центр горла - очищает речь, эмоциональные загрязнения и лунг, в центр сердца - очи­щает разум, умственные омрачения и эссенцию тигле. В четвер­том центре - пупочном, или опять-таки в сердце, свет очищает врожденные привычки и скрытые склонности, пробуждая аб­солютные качества Будды.

Посредством очищения чакр, яды, отождествляемые с каждой чакрой, вытягиваются; лраны, содержащиеся в основании цент­рального канала, где сходятся три главных сосуда, приводят в дей­ствие красную каплю эссенции бодхи (тибет. бдуд-ртси бьянг-симсдмар-по), находящуюся там, и она порождает огонь, который сжигает яды. Очищенные энергии чакр превращаются в божества мандал. Жар от материнского тигле достигает верхней чакры, где белая сияющая жемчужная капля эссенции бодхи (тибет. бдуд-ртси-бьянг-симсдкар-по), расплавляясь, опускается от головы вниз по центральному каналу и наполняет все существо практикующе­го. Это именно тот момент, когда лама окончательно наполняется силой, чтобы произвести исцеляющее благословение.

Какую бы форму ни принимало лекарство Дхармы, принимаю­щий его человек становится причастен к соединяющим волнам благословения и, следовательно, связан обетом, или обещанием. Формально, обет-это обещания при прохождении обряда, нона практике это скорее связь, порождаемая в открытом пространстве осознавания между ламой-божеством и исцеляемым. Нарушения этого типа связи считаются главной причиной заболевания среди тибетцев. Значение обета вьгходит за пределы формальной обрядо­вой связи. В действительности имеются в виду все обещания и духовные истины, признанные нами в моменты повышенного осоз­навания, в пиковые моменты, так сказать, а особенно те, которые относятся к ламе. Пойти против них и вызвать любые препят­ствия между собой и ламой - означает быть крайне саморазруши­тельным в самом полном смысле этого слова, вследствие чего и на­ступают заболевания.

В обряде тантрического исцеления, так хорошо описанном Ви­льямом Стаблайном в его работе'', обычно создают три вида ле­карств, и они соотносятся с внешним, внутренним и тайным уров­нем заболевания. Пилюля для внешнего уровня приготавливает­ся из восьми аюрведических составляющих, заряженных благо­словением божества. Пилюля для внутреннего уровня — это торма (гтор-ма), ритуальное подношение из теста. Торма изготавливают

в форме ушей, носа и т.п., и они символизируют тело, очищенное восемью субстанциями, способствующими росту тела. Тайное ле­карство представлено восемью сексуальными аспектами тонкого тела, четырьмя из мужского и четырьмя из женского.

Иногда лекарства Дхармы, приготовленные великими лама­ми, принимаются в процессе умирания, для того чтобы воздей­ствовать на сознание в самый решающий момент - момент смер­ти, когда сиюминутное состояние сознания может драматически повлиять на все путешествие через стадии бардо, предшествую­щие следующему перерождению, а также на уровень перерожде­ния в целом.

Визуализация медицинской мандалы для исцеления других - это промежуточный, или «внутренний» путь. Это означает, что следует визуализировать себя как Будду Медицины, а внешний мир как медицинскую мандалу. Это практика приводит к очище­нию восприятия мира и себя самого, и трансформации их в при­роду Будды. В этом случае всегда визуализируются исцеляющие лучи Будды Медицины, его активные качества - сострадание и мудрость в их исцеляющем виде. При осознании Будда-приро­ды внешнего мира он весь становиться лекарством.

Путь Ваджраяны, или Тантраяны, называется также Мантраяной, поскольку использует в качестве средства просветления коренные тайные слоги, называемые мантрами. Таким образом существует тантрический метод исцеления мантрами.

Тонкое тело - это тело энергии, а энергия проявляется как вибрация. В нечистом, неосознанном и больном теле звуки виб­раций рассогласованы и нечетки.

Элиаде назвал тантрический обряд, или садхану, «системой познания и внутреннего служения»46. Внутреннее служение - это звуки мантр, выражение вибраций Будда-природы.

Произнося мантры, можно перенастроить гармонию вибраций тонкого тела и осознать его как тело Будды. Но выучивание мантры из книги и применение ее без должной силы обычно не работает. Большинство мантр должно быть получено при посвящении от на­ставника или ламы, либо в результате непосредственного опыта, или же еще более тайными средствами. Более того, мантры не обладают силой, если повторять их бездумно, как попугай.

Для того чтобы сонастроиться с врожденной Будда-сутью, в зависимости от недуга назначаются различные мантры. Существует мантра Будды Медицины, которая может быть использо­вана во всех случаях. Мантры используются и при лечении душевных расстройств, поскольку способны перенастраивать виб­рации сознания.

Существуют особые формы исцеления мантрами, которые опираются на связь между мистическими слогами и тонкими каналами тела. В одной из лечебных процедур традиции Ваджра-яны произносят определенные слоги мантры с тем, чтобы отмс­тить те места, где пересекаются сложнейшие системы тонких каналов. Если в этих местах слоги не отчетливы, вибрация в ка­налах блокируется, плоть в них может затвердевать и волн икает заболевание. Говорят, что звуки мантр существуют внутри психических сосудов в смешении с ветрами (и ум, как мы уже отме­чали, переносится ими). Созерцание слогов мантр в точках пере­сечения или узлах каналов, очищает слог и излечивает болезнь. Это очень искусная и тонкая форма лечения. Использовать для самоисцеления ее могут только те, кто обладает очень мощными энергиями созерцания47.

Другим примером практики исцеления мантрой являются визуализация особой лечебной мантры в форме мандалы на одной из рук. Метод работает при том условии, что рука передает] прикосновением целительную силу. Используется также визуализация мандалы из мантр в сердце исцеляемого.

Звуки мантр - это звуки жизни и сознания в тонком теле. Кроме звука, еще одним первичным проявлением является свет. Мысленное представление света является центральным моментом тантрического сосредоточения и лечения. Представляется божество, от которого исходят лучи света, которые входят в ме­дитирующего и других, полностью очищая душевные и физи­ческие омрачения и болезни. Затем божество, растворившись в свете, вливается в сердечный центр. Этот свет выводит за пределы двойственности и приводит к состоянию сияющей пустоты. При слиянии, во время созерцания пустоты, медитирующий полностью отождествляется с божеством и может посылать лучи исце­ляющего света больному. Можно также сосредоточиться на исцелении себя, представляя свет.

Все это указывает на тот факт, что тибетская медицина придает огромное значение состоянию ума целителя как основной части процесса лечения.

Г точки зрения тибетцев состояние ума целителя это не просто вопрос нравственности, не имеющий влияния на больного. Он считается имеющим жизненно важное влияние на его состояние. Способность исцелять зависит от сознания целителя - его созерцательных способностей и чистоты его намерения. Таким образом, какой бы вид лекарства ни применялся, тибетский цели­тель также будет применять внутренние различные мистичес­кие лечебные упражнения, визуализации, мантры и т.д.

Драгоценные камни также используются при лечении. Их применяют для настройки внутреннего света тонкого тела. Лече­ние драгоценными камнями было известно во времена Вед, когда они использовались как лекарства в виде порошков. Полагали, что драгоценные камни являются хранилищами излучений, со­держащими силу одного из семи видов света - космическую энер­гию, проявляющуюся из алмазоподобной пустоты в виде радуж­ного света. Семеричный спектр света в радуге представляет собой основные энергии, силы и качества проявленного мира. Поэтому драгоценные камни действуют на тонкое тело, которое на уровне постижения называют уже Радужным телом.

В центре медицинской мандалы, в хрустальном дворце Будды Медицины, имеется три вида драгоценностей: драгоценные кам­ни божеств, бодхисаттв и людей. Говорится, что первые облада­ют силой давать перерождение в небесных мирах; вторые - силу «поднимать умерших в нирвану» и помогать людям понимать Дхарму; третьи - силу противостоять ядам, злым духам, опухолям и лихорадкам.

Драгоценные камни соединяют мандалу духовной медицины с материальным проявлением болезни. В «Чжуд-ши» говорится, что драгоценные камни разрешают проблемы трех жизненных сил, вызывающих 404 болезни и способны защитить от 1080 злых Духов. На языке буддийского учения говорится, что Три Сокро­вища - Будда, Дхарма и Сангха выполняют все желания живых существ и являются, таким образом, «драгоценностями, испол­няющими желания».

Тибетские целители носят драгоценные камни для защиты от различных негативных сил, особенно исходящих от больного. Этот класс тонких лекарств и профилактических мер включает в себя раз­ные виды амулетов, обычно изготавливаемых самими ламами и наделенных тантрическим благословением. Сюда входят защитные шнурки, пакетики с мантрами особой силы и другие благословлен­ные предметы. Иногда даже лекарственные пилюли носятся в не­большом запечатанном футляре на шее. Останки самого Будды и других высоко реализованных существ также относятся к этому классу. Особенно ценной реликвией считается жемчугоподобное вещество, находимое в пепле великих лам после кремации.

Существуют также физические методы лечения, воздейству­ющие на тонкое тело. Иглоукалывание - один из таких методов. Другим является массаж. Посредством массажа целитель заряжа­ет тонкое тело жизненной силой, которой он овладел в себе самом. Он сочетает это с визуализацией. Кроме того, он лучше восприни­мает разного рода блокировки энергии в других людях, потому что контролирует свой собственный ум и, следовательно, может настраиваться на других тонко, умственно и физически. Считает­ся, что движения по кругу заряжают зону энергией, а движения вдоль выводят яды и разрушают закупорки.

Особый вид массажа, называемый кунье, буквально «масля­ный массаж», используется для ослабления напряжения в тон­ком теле и разбивания «узлов», где энергии отвердели в след­ствие закупорки каналов.

При массаже применяются ароматические лечебные веще­ства, растворенные в растительном или сливочном масле. Тибет­цы угверждают, что на сознание можно воздействовать через кожу, где путь ветров (а значит ума) соприкасается с внешней средой.

И, наконец, дыхательные упражнения служат для усиления жизненного ветра и прочищают каналы в тонком теле, укрепляя таким образом здоровье физического тела. Посредством особой дыхательной практики и умственных представлений, внешние ветры используют таким образом, чтобы задействовать более тон­кие внутренние элементы. Это приводит к появлению различ­ных психических сил, включая силу исцеления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.