Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия, используемые при банкротстве






ГЛАВА 22

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

Общие положения

Для успешного функционирования рыночной экономики огром­ное значение имеет становление процесса реструктуризации и банк­ротства предприятий.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по мере становления рыночной экономики России.

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономи­кой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от ком­мерческой деятельности на основе платежеспособного спроса и пред­ложения потребителей.

Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников явля­ется положительной мерой. Она выводит неэффективное предприятие из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имуще­ственные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц — его работников, партнеров, кредиторов и др., порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Законодатель­ство предусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспо­собности должника, направленных на предотвращение массовых бан­кротств. В свою очередь угроза банкротства побуждает не только предприятия, но и органы государственного управления принимать активные меры к восстановлению активного баланса и улучшению де­ятельности коммерческих организаций.

В то же время процедура банкротства часто является положитель­ной мерой и для должника. Она позволяет ему погасить свои обяза­тельства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело.

В советский период в России процедура банкротства как способ прекращения предпринимательской деятельности практически не при­менялась. Первый Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал нор-


мы, регулирующие отношения, возникающие при несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц.

На практике указанные положения не получили широкого рас­пространения. В законодательстве не был установлен четкий порядок осуществления этих правил. В начале 60-х гг. нормы о банкротстве были исключены из соответствующего законодательства.

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а затем в ст. 61 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В 1993 г. при Госкомимуществе России создано Федеральное уп­равление по делам о несостоятельности (с 1999 г. — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству). Этот государст­венный орган образован в целях создания организационных, экономи­ческих и иных условий, необходимых для реализации актов о несосто­ятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий).

Следующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкрот­стве)» № 6-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 1998 г., был принят 8 ян­варя 1998 г. Он в большей степени соответствует современным услови­ям экономического развития страны и более четко регулирует различные отношения при банкротстве.

26 декабря 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. В этом документе были уточнены основные понятия, применяемые при процедуре банк­ротства, впервые даны правовые нормы процедуры банкротства финан­совых организаций (банков, страховых компаний, организаций, за­нимающихся торговлей ценными бумагами). В статьях этого закона получили отражение понятия банкротства граждан, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, условия упрощенной процедуры банкротства. Новая редакция Закона утверж­дена Государственной Думой 31 декабря 2004 г.

На основе Закона о несостоятельности (банкротстве) в России в настоящее время функционирует система правового регулирования несостоятельности, которая при условии развития займет достойное место в мировой науке и практике.

Перечислим основные признаки банкротства.

Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязан­ность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обяза­тельства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обяза­тельств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.


Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требо­вания кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

ГК РФ (ст. 65) предусмотрено, что предприятие (кроме казенно­го) может быть объявлено банкротом по решению суда или по своему собственному совместно с кредиторами решению. В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно.

Кроме реального, банкротство может быть преднамеренным или фиктивным. Фиктивное банкротство представляет собой тот случай, когда у должника при подаче заявления в арбитражный суд имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это делается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидок с долгов. Должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причи­ненный подачей такого заявления. Преднамеренное банкротство возникает по вине учредителей (участников) должника, когда руково­дитель или собственник в личных или в чьих-нибудь интересах умыш­ленно делает предприятие неплатежеспособным. В этом случае на соб­ственников или иных лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязатель­ствам.

Наряду с самим фактом разработки и действия данного законода­тельства о банкротстве, что является положительным явлением, следует отметить и ряд недостатков.

Во-первых, закон трактует несостоятельность и банкротство как одно и то же. Однако несостоятельность возникает вместе с неплатеже­способностью, а банкротство является результатом этого, но не обяза­тельным.

Во-вторых, законом установлен слишком жесткий подход, связан­ный с неспособностью должника в полном объеме удовлетворять требо­вания кредиторов, но без учета наличия у него дебиторской задолженно­сти, в том числе и государственной. Неплатежи в течение трех месяцев при значительной дебиторской задолженности не всегда означают не­способность удовлетворять требования кредиторов. Они могут озна­чать и независящие от предприятия обстоятельства.

В-третьих, минимальная сумма для обращения в арбитражный суд в 500 минимальных размеров оплаты труда слишком мала для средних и крупных предприятий.

В Законе о несостоятельности (банкротстве) уделено внимание вопросам предупреждения банкротства. Закон предусматривает меры


по финансовому оздоровлению должника, проводимые собственника­ми имущества унитарного предприятия, а также органами федераль­ной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга­нами местного самоуправления по отношению к неплатежеспособным организациям.

Эти меры следует применять указанными лицами к неплатеже­способному должнику до момента подачи в арбитражный суд заявле­ния о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо от иного лица по соглаше­нию с должником. Однако финансовая и другая помощь может иметь место лишь с согласия должника. При этом важно до определенного момента не разглашать информацию о финансовом положении должни­ка, что может усугубить его положение, снизить эффективность мер по его оздоровлению и приблизит либо сделает необратимым его банкротство.

К мерам по предотвращению банкротства следует отнести в пер­вую очередь оказание финансовой помощи должнику (на возмездной и безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (за­лог, поручительство) указанных выше лиц. Могут быть использованы и организационные меры по укреплению руководства неплатежеспо­собных должников и т.д. Среди мер по оздоровлению должника закон выделяет досудебную социально-финансовую помощь должнику (до­судебная санация) в необходимом размере, достаточном для выхода из неплатежеспособного положения и погашения задолженности по денеж­ным обязательствам, в том числе по оплате обязательных платежей.

Финансовая помощь может быть оказана собственниками имуще­ства должника, учредителями, а также иными лицами.

Проведение досудебной санации предприятий за счет средств фе­дерального бюджета и государственных внебюджетных фондов может иметь место согласно соответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.

Восстановление платежеспособности предприятий в ряде случа­ев требует структурной перестройки производства и приобретения но­вого оборудования.

Понятия, используемые при банкротстве

Для того чтобы разобраться в процедуре банкротства, необходи­мо владеть терминологией, используемой в Законе о несостоятельнос­ти (банкротстве).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязатель­ствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.


Должник-гражданин, в том числе индивидуальный предпринима­тель или юридическое лицо, — лицо, неспособное удовлетворять требова­ния кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, уста­новленного законом.

Денежное обязательство — обязанность должника уплатить кре­дитору определенную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответ­ствие с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответствен­ность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участ­ников) должника — юридического лица по обязательствам, вытека­ющим из такого участия.

Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособ­ности должника, принимаемые собственником имущества должника -унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника -юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании долж­ника банкротом, до момента, определяемого в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Внешнее управление {судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособ­ности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовле­творения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий (временный управляющий) — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкрот-


ства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о не­состоятельности (банкротстве); временный управляющий — лицо, на­значаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом.

Внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полно­мочий, установленных законом; конкурсный управляющий — лицо, на­значаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производ­ства и осуществления иных полномочий, установленных законом.

Мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей; представитель работ­ников должника — лицо, уполномоченное работниками должника пред­ставлять их интересы при проведении процедур банкротства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.