Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ударный способ стимуляции нервно-мышечного напряжения






Ударный способ представляет собой специфический режим стиму­ляции нервно-мышечного напряжения, в основе которого лежит резкое механическое растягивание напряженных мышц, предшествующее их ак­тивному рабочему сокращению. В качестве фактора, стимулирующего активность мышц, здесь используется не отягощение, а кинетическая энергия падения тела спортсмена или снаряда с определенной высоты (Ю.В. Верхошанский, 1967, 1970).

Наиболее простой вариант использования ударного метода - оттал­кивание двумя ногами после прыжка в глубину. В момент упругого приземления и амортизационного подседания кинетическая энергия, приобретенная телом спортсмена, частично поглощается мышцами разги­бателями, трансформируясь в упругий потенциал их напряжения. Этот упругий потенциал способствует быстрому переключению мышц к преодо­левающей работе в фазе активного отталкивания и выступает в качест­ве существенной силовой добавки, повышающей мощность и быстроту сокращения мышц в фазе преодолевающей работы.

Такой режим работы содержит в себе тренирующее воздействие направленное на физиологические механизмы, ответственные за быстро­ту и мощность включения мышц в работу и мобилизацию их сократитель­ных свойств. Дозировка силы тренирующего воздействия регулируется величиной кинетической энергии тела, то есть высотой его падения и глубиной амортизационного торможения. С увеличением высоты па­дения и уменьшением амортизационного пути увеличивается мощность работы мышц.

Специальные исследования показали, что ударный метод обеспе­чивает значительно большие, чем любой другой способ стимуляции активности мышц, показатели мощности работы и быстроты их сокращения в фазе отталкивания. В связи с этим надо подчеркнуть два обстоя­тельства.

Во-первых, кинетическая энергия падения тела, обеспечивая ин­тенсивную стимуляцию активности мышц в фазе амортизации не только не замедляет скорость их сокращения в фазе отталкивания (как это имеет место при использовании отягощения), а, наоборот, создает предпосылки для ее увеличения.

Во-вторых, мобилизация рабочей активности мышц при ударном режиме носит в известной мере принудительный характер. Если в уп­ражнениях с отягощением степень реализации моторного потенциала мышц зависит, главным образом, от волевого усилия, то при ударном режиме это определяется преимущественно внешними причинами. Мотор­ный аппарат спортсмена вынужден реагировать на сложные условия, создающиеся в фазе амортизации удара столь быстрой мобилизацией большого количества двигательных единиц и столь высокими значениями активности мышц, какие просто недоступны только за счет произволь­ного волевого усилия.

Ударный метод обладает чрезвычайно сильно выраженным тренирую­щим воздействием, преимущественно направленным на развитие максимальной и взрывной силы, а также реактивной способности мышц, т.е. быстроты переключения их от уступающей работы к преодолевающей в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической на­грузки на опорный аппарат. Это обстоятельство обусловливает высокую эффективность ударного способа стимуляции нервно-мышечного аппара­та тяжелоатлета с целью совершенствования его движений в подрыве при выполнении рывка и подъема штанги на грудь для толчка, а также при толчке штанги от груди. Но дело не только в этом.

Ударный способ стимуляции нервно-мышечного напряжения позво­ляет получить высокий эффект развития максимальной и взрывной силы при меньшем объеме упражнений с отягощением, а главное, при мень­шем количестве упражнений, выполняемых с большими весами (тяги и приседания). Это позволяет уменьшить нагрузку на позвоночный столб и поясничную область, что имеет важное значение для тяжелоатлетов.

Вместе с тем ударный способ стимуляции нервно-мышечного на­пряжения с использованием отталкиваний после прыжка в глубину не нарушает технических навыков тяжелоатлетов и шесте с тем задает большую нагрузку на двигательный аппарат, которая обычно обес­печивается с помощью различных вариантов выполнения рывковой и толчковой тяги.

Исследования биодинамической структуры в рывковых и толчковых тягах на предельных в рывке и толчке весах показали, что техника выполнения этих тяг не соответствует технике классических упражне­ний. Они не обеспечивают развития мощности.движений атлета в рывке и толчке и могут применяться главным образом для развития максимальной силы (В.С.Аванесов, 1970).

Позднее сравнительный анализ координационной структуры рывка и рывковой тяги, выполняемых с 90% весом от максимального результа­та в рывке, не выявил достоверных различий в параметрах техника этих упражнений. Однако анализ техники выполнения рывковой тяги с весом 100 и 110% указывает на статистически значимые различия их координационной структуры и структуры рывка.

Так, большая величина отягощения в рывковой тяге не позволяет атлету развивать те же, что и в рывке усилия на опору, особенно в 1 и 2 фазах. В отличие от рывка возбуждение мышечных групп атлета при выполнении рывковой тяги со 100 и особенно со 110% весом носит не импульсивный, а длительный характер, охватывающий все мышцы. Режим работы нервно-мышечного аппарата скорее ближе к изометричес­кому, чем к динамическому. Переход от уступающей работы к преодо­левающей в подрыве происходит не мгновенно, а с большой задержкой (0, 08-0, 12 с). Существенные различия имеются также и в величинах суставных углов в граничные моменты между отдельными фазами, верти­кальной составляющей опорной реакции и в ритмовой структуре движе­ний.

Несоответствие между координационной и биодинамической струк­турой тяговых и классических упражнений или, иными словами, интер­ференция (несовместимость) двигательных навыков, давно находится в поле зрения специалистов и порождает поиск к ее преодолению. В этом направлении использовались два различных подхода.

В одном из них в целях предупреждения отрицательного переноса рекомендованной постепенно вводить в тренировку интерферентные упражнения и только лишь по мере возрастающей способности занимающихся противостоять их интерферентным влияниям (по Л.М.Шварцу, 194I). Тем самым интерферентность этих упражнений для занимающихся будет постепенно снижаться. Иными словами, при таком построении тренировки можно заранее предупредить отрицательный перенос и ис­пользовать упражнения с большей вероятностью, дающие положительный перенос (В.С.Аванесов, 1970). Однако такое решение проблемы мало­эффективно.

Второй подход предполагает строгую дозировку рывковых и толчковых тяг с большим весом, особенно в соревновательном периоде, и использования вспомогательных (нетрадиционных) упражнений, обес­печивающих одновременно развитие требуемых двигательных способно­стей и совершенствование техники классических упражнений. Исходя из соответствия режима работы мышц в подрыве и при толчке штанги от груди, в качестве такого упражнения рекомендовались отталкивания после прыжка в длину (А.А.Лукашев, 1972; В.И.Фролов, 1976;

В.Н.Денискин, 1976, 1981; К.Эррера, 1981).

Гипотеза использования отталкиваний после прыжка в глубину (ударный метод развития взрывной силы) в тренировке тяжелоатлетов полностью подтвердилась в серии специально организованных экспери­ментов.

Так, в эксперименте с участием спортсменов высокой квалификации было показано (В.Н.Денискин, 1977, 1981), что использование в те­чение 3-х недель прыжков в глубину на этапе предсоревновательной подготовки обеспечивает существенный прирост результатов в рывке и толчке штанги (в среднем на 6, 76% и 6, 74% соответственно). 7 от­дельных спортсменов отмечен прирост результата в рывке на 10 кг (9, 5%), в толчке 12, 5-15, 0 кг (10, 4-11, 5%) и в сумме двоеборья 22, 5-25, 0 кг (10, 1-10, 6%). В то же время спортсмены, использующие традиционную методику подготовки к соревнованиям, повысили в сред­нем результаты в рывке на 0, 85%, в толчке на 1, 67% и в сумме двое­борья на 1, 30%.

Было установлено, что прыжки в глубину обеспечивают более существенный прирост в уровне скоростно-силовой подготовленности атлетов. Так, в контрольном движении (отталкивающее разгибание ноги в положении сидя) значения максимальной силы увеличились на 19, 3%, взрывной силы на 55, 1%, стартовой силы на 40, 7%, мощности усилия на 37, 3%, скорости движения на 28, 1%. Атлеты, тренирующиеся по традиционной методике имели прирост соответственно 7, 5%, 8, 6%,

3, 0%, 12, 4%, 8, 1%.

Величины прироста указанных характеристик контрольного движе­ния в каждой неделе представлены на илл. 6, а общая тенденция в изменении кривой (ft) в группе, применявшей прыжки в глубину, - на илл. 7. Очевидно, что изменение характера кривой (ft) выра­жается главным образом в сокращении времени, затрачиваемого на до­стижение значения усилия, равного весу перемещаемого груза (Р), увеличении максимума усилия и времени его достижения.

Интересна еще одна группа характеристик контрольного движения - мощности работы и скорости движения, относящихся к трем отдельным участкам полной рабочей амплитуды (илл. 8). Обращает на себя вни­мание, что в группе, применявшей прыжки в глубину, наибольшие сдвиги в мощности и скорости движения произошли на первом участке ампли­туды. В группе, тренировавшейся па традиционной методике, эти сдвиги существенно меньше и приурочены к третьему участку рабочей амплитуды.

Эти данные свидетельствуют, во-первых, о сильном тренирующем воздействии ударного метода на нервно-мышечный аппарат атлетов и, во-вторых, на его специфическую преимущественную направленность на | центрально-нервные механизмы регуляции мышечных напряжений. Послед­ние имеют особенно важное значение, учитывая баллистический и ре­активно-баллистический режим работы мышц в рывке и толчке. Можно полагать, что именно это обстоятельство сыграло основную роль в столь значительном приросте спортивных результаты у атлетов экспериментальной группы.

В ходе экспериментальной тренировки выяснилось, что использо­вание прыжков в глубину наряду с повышением эффективности подготовки

на предсоревновательном этапе, обеспечивает возможность сокращения объема нагрузки в упражнениях со штангой. Б частности, атлеты, при­менявшие прыжки в глубину, выполнили подъемов штанги на 18, 2% и общую работу в тоннах на 26, 7% меньше, чем атлеты, тренировавшиеся по традиционной методике.

Следует подчеркнуть эффективность использования ударного мето­да атлетами высокой квалификации. Это подтверждается опытом неоднократного рекордсмена мира, заслуженного мастера спорта Ю.Козина. Прыжки в глубину применялись им в конце спортивной карьеры. К тому времени показатели его специальной скоростно-силовой подготовленно­сти были очень высоки, но стабилизировались на достигнутом уровне. Тем не менее за счет применения нетрадиционного и сильнодействую­щего метода развития взрывной силы мышц, удалось повысить этот уровень. Объективное свидетельство тому можно видеть в том, что за счет прыжков в глубину у него повысились значения максимальной силы на 12, 6%, максимума взрывного усилия в контрольном движении на 19, 5%, показателя взрывной силы мышц на 24, 2%, средней мощности усилия на 50, 9%. В течение экспериментальной тренировки Ю.Козин трижды превышал свой личный рекорд в рывке, дважды в сумме двоеборья и был близок к превышению личного рекорда в толчке.

Как уже подчеркивалось, ударный способ стимуляции нервно-мы­шечного напряжения обладает чрезвычайно сильным тренирующим воздей­ствием. Поэтому использование его должно быть ограниченным и только после большого объема упражнений со штангой.

Ни в коем случае нельзя переоценивать возможности ударного способа. Это лишь одно из средств специальной скоростно-силовой подготовки тяжелоатлета, которое должно занимать определенное место в системе годичной тренировки и приурочиваться к ее определенному этапу. Ударный способ должен завершать подготовку к соревнованиям и способствовать введению атлета в спортивную форму. Опыт показывает, что прыжки в глубину целесообразно использовать 2-3 раза в год и включать в тренировку за четыре недели до соревнований.

Выполнять их следует в течение первых трех недель, три раза в неделю

в объеме 4x10 в одном занятии. Оптимальный объем прыжков в глубину

- 310.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.