Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полифонические жанры.






Фуга

Главные признаки фуги – структура, определенные типы полифонической техники, обработки темы. Однако, фугу считают самостоятельным жанром. Фугу (как и ее разновидности) отличает индивидуальный, особый тип звучания, индивидуальный тип тематизма.

 

Двойные фуги – фуги на две темы. 2 типа.

Двойные фуги с совместной экспозицией тем, звучащих одновременно. Обычно четырехголосные.

Они похожи на фуги с удержанным противосложением, но, в отличие от последних, двойные фуги начинаются с двухголосия обеих тем (противосложение в обычных фугах звучит только с ответом). Темы обычно контрастны, структурно замкнуты, тематически значимы. Прим. «Kyrieeleison» из «Реквиема» Моцарта.

Дойные фуги с раздельной экспозицией тем. Средняя часть и заключительная, как правило, общие. Иногда раздельно экспозиция и средняя часть на каждую тему при общей заключительной части.

 

Фугетта – маленькая фуга. Либо фуга менее серьезного содержания.

Фугато – экспозиция фуги. Иногда экспозиция и средняя часть. Часто встречается в разработках сонат, симфоний, в разделах циклов (кантатах, ораториях), в полифонических (на bassoostinato) вариациях.

Инвенция – (изобретение, выдумка) у Баха пьесы педагогического репертуара. Полифоническое имитационное произведение. Часто полноценные фуги, иногда двойные, иногда «октавные» (т.е. ответ в октаву). Часто в двухчастной форме.

Ричеркар – старинное название фуги, искусно разработанная фуга.

Канцона полифоническая – певучая фуга.

Хоральные обработки – традиция органных контрапунктических обработок напевов григорианского хорала или напевов протестантского хорала

Григорианский хорал (VI – VII вв.) - свод христианских песнопений на латинском языке, отобранный римской церковью при участии папы Григория – 1, - т.н. антифонарий.

Протестантский хорал возник в XVI в. в период реформации и Крестьянской войны в Германии. В основе его немецкие национальные песни, напевы прихожан, напевы других национальностей. На немецком языке. Напевы протестантского хорала - основа хоральных обработок Баха.

 

Хоральный напев в обработках называют cantusfirmus (лат.- неизменный). Отметим, что хоральные обработки у Баха не только полифонического склада, но и гомофонного с активной мелодической фигурацией.

Прелюдия XV –XVIII вв. Подобно хоральным обработкам, по складу могут быть полифоническими, могут быть гомофонными бесцезурного типа с полифоническим развитым голосоведением или даже просто с гармонической фигурацией.

Вариации на bassoostinato. Эти старинные вариации иногда называют полифоническими. Вариации в циклах могут быть имитационными, каноническими и даже фугированными (см. с.72).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.