Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






T – D – T T – S - T






 

Наиболее устойчивый оборот. Неустойчивый оборот, ослабление Т,

Абсолютное закрепление Т как центра разобщение, оспаривание у Т функции

системы. устоя. Аккорд «конфликта» (Риман).

 

D – аккорд «действия». S – аккорд «контрдействия» (Григорьев).

 

Наиболее легко интонируемый В нат. обертон.звукоряде отсутствует.

3-й обертон нат. обертон.звукоряда. Объясняется гипотетическим унтертоно-

вым звукорядом.

В системе «умственных эффек-

тов» Гловер, Кервена V-я ступень – VI-я ступень – «унылый, внушающий

«величественный, яркий». страх».

 

«Первичный D признак» (Гри- Первичный признак SVI ступень

горьев) – VII ст. с восходящим ввод- с нисходящим тяготением к V-й ступени;

нотоновым тяготением к I-й ступени; интонация смирения; покой, грусть,

«мужская» интонация, утверждение, затемнение, минорность.

обобщение, просветление, мажорность.

 

Объединение автентического и плагального оборота дает основной функциональный оборот:

 

T

- «концентрированное выражение диалектической

логики ладовой организации» (Григорьев).

 

D S

       
   


или T - S - D - T

 

действие, разрешение

конфликтная конфликта

ситуация

 

Нарушение функционального оборота, а именно, оборот D – S, не редкость и связано с определенными задачами:

- драматургическими («крутой поворот в сферу неустойчивости»; ход к T окружным путем; расширение каданса; повторное кадансирование Чайковский, Вр.года №4, 10 (перед репризой), 11 и др.);

- изобразительными, жанровыми (грезы, мечты (Скрябин. пр.№5 оп.11); сказка, фантастика, - Мендельсон, увертюра «Сон в летнюю ночь», вступ.);

- стилистическими (черты русской народно-песенной гармонии, - Чайковский, хор «Соловушка»).

 

 

Трезвучия II, III, VI, VIII – побочные. Их ладовые функции определяются звуковой общностью с D и S. Расположение всех трезвучий по терциям иллюстрирует это:

 

 
 

 


13 пропусков

 

 

По ладово-функциональным качествам и колориту побочные 5/3 индивидуальны и незаменимы в гармонической палитре. Они противоположны по ладовому наклонению тонике и этим могут вносить эффект ладового колорирования, красочности, игру света-тени. Наиболее «нежные, прозрачные краски медиант» (Григорьев); - «чистые краски», «отраженный свет».

 

Полный функциональный оборот будет выглядеть следующим образом:

T

DVII TSVI

           
   
     
 
 
 


TDIII

D S

SII

 

Эта схема взаимосвязей аккордов весьма условна. В музыкальных произведениях можно встретить самые неожиданные соотношения аккордов. Тяготения в ладу не статичны; они изменчивы. Лад – явление динамическое (см. об этом с.7-8). В гармонической ткани в зависимости от метроритмических и иных условий тоника может терять свои ладо-функциональные качества, частично или полностью передавать функцию устоя другому аккорду. Это явление в гармонии называют ладово-функциональной переменностью.

Способствует ЛФ переменности

- редкое появление тоники,

- приглушение T-D связей и интенсивность терцовых и секундовых соотношений аккордов,

- натуральные лады, диатонические секвенции,

- распространение условий закрепления устоя (см. выше) на другие аккорды

- и тп..

примеры: Чайковский. Вр. года, № 5, начало; хор «Ночевала тучка»,

Римский-Корсаков. Былина о Вольге и Микуле.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.