Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О музыкальном языке И. С. Баха






(20-25 МОТИВОВ-СИМВОЛОВ)

 

Альберт Швейцер (1875 – 1965), протестантский теолог, мыслитель (сформулировал свой исходный принцип мировоззрения – «благоговение перед жизнью», считая его основой нравственного обновления человечества); врач и миссионер (в 1913 организовал госпиталь в Ламбарене (экваториальная Африка), где более полувека лечил местных туземцев от заразных и трудноизлечимых болезней: тропической лихорадки, проказы и др..); органист и музыковед, автор одного из фундаментальных трудов в баховедении «И.С.Бах» (руск. издание М., 1965); общественный деятель (Ноб. пр. мира, 1952).

 

Анализируя все произведения кантатноораториальных жанров наследия И.С.Баха, сопоставляя родственные ситуации музыкального прочтения поэтического текста, варианты воплощения определенных душевных состояний, А.Швейцер пришел к следующему выводу. «Почти все характерные выражения, бросающиеся в глаза благодаря их постоянному повторению в кантатах и «Страстях», сводятся приблизительно к двадцати – двадцати пяти основным темам, обусловленным преимущественно зрительными представлениями [курсив ВНЛ]. В качестве примера, - продолжает Швейцер, - четко отграниченных групп приведем следующее: уже упомянутые мотивы шага для выражения уверенности, нерешительности, колебания; синкопированные мотивы утомления; тема, изображающая тревогу; волнообразные линии, образно передающие мирный покой; змеевидные линии, дико вздымающиеся при слове «сатана»; чарующе-оживленные мотивы, появляющиеся, когда речь идет об ангелах; мотивы просветленной, наивной, оживленной радости; мотивы мучительной и благородной скорби.» (с.356).

«И для интерпретации инструментальных сочинений, - пишет Швейцер, - ценно знание баховского звукового языка. Многие пьесы из «ХТК», из скрипичных сонат или из Бранденбургских концертов «заговорят», если понять значение отдельных мотивов, подобные которым в кантатах снабжены текстом» (с.357). «Слушатель же увидит тогда, что баховские органные произведения не запутанно сложны, а величаво просты» (с.222).

 

Перечислим некоторые мотивы.

 
 


Мотивы шага.

«твердая убежденность»: 141-1

 

 


«упрямое топтание 148-1

на месте»:

 

Мотивы радости: с.399

 

154 -1

 

 

ритм «мирной радости»: с.393

 

 

«просветленная радость»: 237 -1

 

 

Ритм «торжественности»: с.388

 

217 -1

 

 

Ритмы блаженства, с.366

Ритмы блаженного покоя:

150-1

 

 

«радостное успокоение

и блаженство»: 225-1

 

 

с мотивом радости: 227-1

 

 

Мотивы воскресения: 136-1

 

180-1 182

 

 

162 -1 163

 

 

«Грехопадение»: 134-1

 

 

Смерть и погребение: 130-2

 

 

Мотив утомления: 211-1

 

 

Мотивы скорби: 246-1

 

 

(Cruzifixus): 247-1

 

248-2

 

 

Ритм скорби: с.389

 

221-1

 

Мотив тревоги: 210-1

 

 

Мотив испуга: 241-2

 

 

Изобразительные мотивы.

 

Мотив волн: 165-1

 

 

Мотивы-символы Швейцера, обусловленные зрительными представлениями (как он считал), в большинстве имеют и интонационно–речевую природу. Они (как и методы исследования Швейцера музыкального языка Баха) сохраняют свое значение для анализа музыки композиторов всех эпох.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.