Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Красочные свойства ступени, фонизм(от греч.- фон, звук), тембр.






Фонизм ступени во многом зависит от ее ЛФ, от звуковысотного положения ее к тонике. Определить различие в тембре, например, звука ми и фа в До-мажоре и словами охарактеризовать казалось бы сложно, но реально. Прекрасный пример этого - «Умственные эффекты» Сары Гловер и Джона Кервена (Англ. XIX в.) в системе релятивной сольмизации

Релятивная (относительная) сольмизация (сольфеджирование) – одна из систем музыкального воспитания слуха, точнее, один из методов преподавания сольфеджио. В отличие от метода абсолютной сольмизации, где буквенная нотация и слоговая едины в обозначении абсолютной высоты звука, в относительном (релятивном) сольфеджировании абсолютную высоту звука обозначает буквенная нотация, а слоговая (до, ре, ми), (как изначально и предложил ее в XI в. Гвидо Ареттинский,) обозначает ступень лада: в F-dur звук f (I ступень) поется до; в Es-dur звук es поется тоже до и т.д.. Этот метод дает хорошие результаты в воспитании ладового слуха детей и поэтому на ранних этапах обучения используется во многих странах (в России в том числе).

С. Гловер и Д. Кервен внесли существенный вклад в релятивную сольмизацию. Они предложили систему освоения ступеней лада путем многоуровневой индивидуализации их характеристик, персонификации каждой ступени в сознании ученика: обозначая ступень определенным жестом (предполагая мышечно-двигательное и пространственное ее ощущение); характеризуя каждую ступень словом (в соответствии с фоническими ее качествами). И все это в совокупности со слуховыми и зрительными представлениями должно составлять, по определению Гловер и Кервена, «умственные эффекты» ладовой ступени. (П.Вейс. Абсолютная и относительная сольмизация. В кн. Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967)

 

Предлагаемые ниже характеристики ступеней авторы не считают единственно возможными:

 

V Соль – величественный, яркий; --------- вертикальная ладонь;

«Квинта – самый полетный звук в аккорде, небесный, прозрачный, устремленный в чистоту» (В.В.Медушевский. Муз.акад.№4, 2005, с.18)

III Ми – ровный, спокойный; -------------- горизонтальная ладонь;

 

I До – прочный, решительный; ---------- кулак;

 

VII Си – пронзительный, чувствительный; -- указательный палец вверх;

 

VI Ля – грустный, жалобный; ------------ ладонь опущенная вниз;

 

IV Фа – унылый, внушающий страх; ---- указательный палец вниз;

 

II Ре – побуждающий, полный

надежд; ------ладонь по диагонали запястьем

вниз, пальцами вверх;

 

Бессмысленно «примерять» данные характеристики к каждому звуку мелодии. Возможно это лишь к наиболее весомому, часто повторяемому, опорному тону муз. фразы. Особенно наглядно иллюстрирует свои выразительно-красочные свойства ступень лада в кадансе. Совершенный каданс с тоникой в мелодическом положении примы (I ступень в сопрано, в мелодии), «прочный, решительный», - это безусловная точка, завершение мысли. Его функция коммуникативная, формообразующая. Иное дело несовершенные кадансы, кадансы c III ступенью в мелодии («ровный, спокойный звук, аналогия многоточию в устной речи) или V ступенью («яркой, величественной», некоторое подобие восклицательному знаку). Чаще эти кадансы вводятся как дополнительные, и играют роль эмоциональной дорисовки, роль последнего звука поющей души.

Светлое, восторженное звучание хоровой миниатюры Ц.Кюи «Уснуло все» в большой степени обусловлено заключительным разделом, где многократно повторенные дополнительные кадансы с тоникой в мелодическом положении терции звучат тихо и торжественно. Завершающий и доминирующий звук заключительного раздела - V ступень в сопрано, – последний «яркий» штрих в этой многокрасочной исполненной «величественности», радости и упоения картине.

 

В релятивной сольмизации I-я ступень минора – это VI-я мажора и далее как в параллельных тональностях. Согласиться с этим нельзя. Становление мажора и минора в классической музыке происходило на основе одноименности: Dur–moll, как уже говорилось (см.выше, с.6-7), лады-антиподы, выражение диалектического двуединства. Все характеристики ступеней мажора справедливы и для одноименного минора с одной поправкой: минор есть смягченный вариант мажора.

 

Это обстоятельство подтверждают и методы анализа Д.Кука, соотечественника С.Гловер и Д.Кервена. Выразительные характеристики ступеней (для нас интересны сами по себе) он дает в сравнении с их положением в одноименном мажоре и миноре (см. источник с. 39).

Мажорная III, являясь близким призвуком основного тона, читаем Д.Кука, не вступает с ним в какие-либо диссонантные отношения. Это способствует ощущению особой ясности, полноты, как определяет Д.Кук – «наслаждению».

Минорная III в выразительном отношении противоположна мажорной; ее нет в нижней части обертонового ряда, поэтому она обладает «ослабленным» звучанием. В контексте тонического трезвучия эти ступени обладают постоянным выразительным качеством: мажорная III- «продолжительное наслаждение», минорная III выражает «продолжительную печаль», «крайне сурова», «откровенно трагична».

VI ступень. Употребление минорной VI, не переходящей в V, ассоциируется с ощущением «острой неудовлетворенности»; разрешаясь, она рисует «вспышку боли».

Мажорная VI действует иначе. Не разрешаясь, она производит впечатление «продолжительного приятного ожидания», разрешаясь, выражает эффект вспышки «сладостного желания»,

VII в натуральном миноре, являясь мягким диссонансом, служит воплощению не сильного, а тихого скорбного чувства.

МажорнаяVII, контрастируя меланхолической минорной VII, «оптимистически» устремляется вверх к тонике(см. стр.39-40).

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.