Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ступени лада






Мажор и минор - молодые лады. Они утвердились к XVII веку, и пришли на смену многочисленным ладам средневековой музыки, ладам монодийным, одноголосным. Мажор и минор – это два основных лада классической музыки, лады гомофонно-гармонического стиля, лады гармонического многоголосия с тоническим трезвучием (аккордом) в качестве устоя.

 

Звукоряд мажора имеет акустическое обоснование, являясь по существу натуральным звукорядом обертонового ряда (отсутствует лишь IV ступень). Обоснования минору и минорному трезвучию в обертоновом звукоряде нет. Минор утвердился как красочно-выразительный антипод мажора. В классической музыке эти два лада – одно из многочисленных проявлений двуединства (борьбы и единства противоположностей – философского закона диалектики).

 

В классической гомофонно-гармонической музыке используется гармонический минор, минор с заимствованным из мажора автентическим кадансом (D7- t), обостренным вводнотоновым тяготением повышенной VII ступени ( VII) к тонике. Та же природа утверждения гарм. мажора: VI есть следствие обостренного плагального каданса с вводнотоновым тяготением VI – V, заимствованного из одноименного минора. Гармонические лады, звукорядами отличаясь лишь одним звуком, - III ступенью, концентрируют в ней весь контраст.

 

 

МАЖОР МИНОР

maggiore (ит.) minore (ит.)

major (лат. больший) minor (лат. меньший)

Dur, от лат. durus – твердый. Moll., от лат. mollis – мягкий.

 

Общий колорит, характер звучания можно определить как

светлый, яркий мягкий, матовый, теневой

Это следствие качественного состава интервалов на I ступени звукоряда:

Все интервалы на I ступени Все интервалы на I ступени

в мажоре, кроме чистых, в миноре, кроме чистых, малые:

большие: б2, б3, б6, б7 м3, м6, м7, (исключение-б2)

 

О натуральных ладах.

Применение «чистой» мажорной Натуральный минор в классической

диатоники, читаем у Ю.Холопова (ис- музыке выглядит как бы «дезальтериро-

точник см. на с.10), может быть связано ванным» гармоническим.

и с образами простоты и наивности Колорит натурального минора -

детского мироощущения, и с образами средство создания большого круга

возвышенности и чистоты, спокойно- образов: от суровых архаических до

-эпической величавости. мягких печальных, ласковых душевных.

 

Деррик Кук в кн. «Язык музыки» (см.с.39)предлагает более принципиальное разделение выразительных характеристик мажора и минора. Мажорную систему он сводит к выражению радости, а минорную - печали. Позитивные эмоции (радость, уверенность, любовь, покой, восторг и др.) воплощаются в мажорной музыке, а негативные (печаль, страх, ненависть, тревога, отчаяние) – в минорной.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.