Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь музыкальных форм






СЕМАНТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТАКСИС

СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ

 

Учебное пособие.

Конспективный дополнительный материал к курсу теории музыки

в МУ.

 

 

Семантика (греч. - значение единиц языка) – смысловой, образно-выразительный или изобразительный знак в музыке. Семантика музыкальной речи, средства выразительности в музыке, образно-эмоциональный строй, анализ музыкального произведения – понятия неотделимые, и находятся в ряду важнейших проблем музыкального образования всех уровней

 

Тверь 2006

Вариант текста исправленный и дополненный в 2011 году для Интернет-сайта.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СЕМАНТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ

 

Предисловие………………………………………………………………..….…3

Интонационно-выразительное и изобразительное начало

в музыке…………………………………………………………………...........5

Мажор, минор; ступени лада……………………………………….…6

Красочные свойства ступеней лада……………………………..….…8

Диатонические лады………………………………………………….10

Интервалы…………………...…………………………………...……12

Аккорды……………………………………………………………......15

Хроматизм и альтерация……………………………………………...17

Выразительность тональностей. Тональность, трезвучие,

тон – семантическое (ладо-фоническое) единство разноуровневых

единиц классической гармонии……………………………..………………19

Ритм, метр, темп………………………………………………………32

Ритмо-мотив «Хвала Богу» в музыкальном языке Бетховена…......35

Выводы Альберта Швейцера о музыкальном языке И.С.Баха

(20-25 мотивов-символов)……………………………………..……….........36

16 основных мелодических оборотов музыкального словаря

Дерика Кука……………………………………………………………….….39

Музыка ритмов сердца………………………………………………......41

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТАКСИС……………………………………........49

Фактура, музыкальный склад, фактурное преобразование

гармонии, неаккордовые звуки……………………………………………...52

Типы народно-песенного многоголосия……………………............53

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ (классификация; примеры

жанрового анализа: Бетховен. Сон 21, Iч., тема ГП, ПП;

Бородин. «Для берегов отчизны …»)…………………………………….…55

.

Введение в гармонию……………………………………………........61

О полифонии (словарь терминов)………………………………........64

 

СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХФОРМ………………………………….…..68

 


 

 

Предисловие

 

Каждый элемент музыкального языка в произведении может играть разные роли (наука о функционировании языка в искусстве называется семиотика). Основные две из них: семантическая функция (роль) – это то, что традиционно называют выразительным значением (семантика – греч. значение единиц языка); и коммуникативная, формообразующая роль, конструктивная функция музыкального языка, - все то, от чего зависит «материальное» существование произведения.

Например, восходящее движение в мелодии может быть преддверием кульминации (местной или общей), выполняя коммуникативную функцию, и требовать от исполнителя энергичного активного звукоизвлечения. Но мерное восходящее движение – знаковый (т.е. семантический) мотив пробуждения жизни, воскрешения, и потребует иных исполнительских задач: одухотворенного благостного звучания.

Семантика - сущностная сторона музыкальной речи; проблема всех уровней музыкального образования, от ДМШ до ВУЗа. Мухаринская Лидия Сауловна (светлая ей память!) кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств БССР, доцент Белорусской Государственной консерватории на занятиях истории музыки считала важнейшей характеристику семантики музыкального языка и жанровых основ тематизма изучаемых произведений. Тематический материал оперной, симфонической, камерной музыки Мясковского, Прокофьева, Шостаковича в ее объяснении обретал удивительную красоту и глубину содержания. И в классе Маргариты Сергеевны Миненковой на методике и практике преподавания теоретических дисциплин определение образно-выразительного значения элементов музыкальной речи, т.е. семантики было принципиальным требованием к подготовке каждого урока теории музыки. То же в курсе гармонии будь то при объяснении аккорда (главного трезвучия, побочного, аккорда мажора-минора) или гармонического оборота требовались не только его ладово-функциональные характеристики, динамические (формообразующие) свойства, но и фонические его качества, и, если это возможно, их семантика.

Первые навыки анализа музыкального произведения, не только структурного, но, что очень важно, образно-эмоционального, жанрового, анализа интонационного строя произведения, студенты должны получать в музыкальном училище. Эта задача может быть решена лишь на основе знания выразительного значения элементов музыкальной речи, т.е. семантики. К сожалению, сведений об этом в учебниках теории музыки почти нет. Предлагаемый ниже материал есть попытка восполнить этот недостаток.

Далеко не все в пособии может быть усвоено на первом курсе. Это и не предполагается. Практическое освоение семантики требует времени. Семантика - проблема и теоретических дисциплин, и специальных.

По тексту предлагаемая работа намеренно компилятивная. Материал пособия – собранные сведения из музыковедческой литературы отечественных и зарубежных авторов: Б.Асафьева, В.Медушевского, Е.Назайкинского, Ю.Холопова, Альберта Швейцера, Дерика Кука и др. Среди цитируемых источников почетное место занимает «Методика теории музыки и сольфеджио» А.Островского, - первое учебное пособие в нашей стране, где представлен материал о выразительности музыкального языка, в частности, о ладах, интервалах, тональностях.

Кроме семантики в материал пособия заодно включены несколько тем информационного характера, - то, что необходимо знать (в самом общем виде) учащимся с первого курса: краткие сведения вводного характера о жанрах, о гармонии, о полифонии, словарь музыкальных форм, и др.

 

Изучение музыкальной семантики - один из путей в решении проблемы музыкального образования XXI в., в частности, проблемы воспитания «интонационного слуха», обозначенной Д.К.Кирнарской в книге «Музыкальное восприятие. Монография» (М., 1997).

Читаем заключительный раздел.

«В результате исследования, - пишет Д.К.Кирнарская, - были выделены механизмы адекватности в системе музыкального восприятия: интонационный слух, являющийся выразительным, интонационно-содержательным компонентом музыкального интеллекта, и аналитический слух, представляющий собой композиционно-логический компонент музыкального интеллекта [курсив здесь и далее ВНЛ]. В сфере музыкального восприятия и мышления правополушарную стратегию осуществляет интонационный слух, левополушарную стратегию осуществляет аналитический слух» (с.143).

«Для слушателей интонационного типа (читаем с.145) опорой их музыкальных впечатлений является интонационно-содержательная сторона звучания. […] Для слушателей аналитического типа ведущим параметром звучания выступает вся совокупность высотно-ритмических звукосоотношений в их иерархической соподчиненности – аналитическая форма произведения. Третий тип восприятия, названный в работе адекватным, включает в себя обе названные стратегии в органическом единстве.».

Ведущая роль в музыкальном восприятии принадлежит интонационному слуху, и развитие его должно быть приоритетом музыкального образования. Однако «господствующая сегодня система обучения [в музыкальных школах], замечает автор, рассчитанная на хороший аналитический слух, по сути, не соответствует действительному положению: в результате многие дети не выдерживают непосильных требований и бросают музыкальные занятия. От этого проигрывают все: и профессиональное сообщество музыкантов, и музыкальная культура в целом» (с.145).

«Музыкально-педагогические методы, применяемые к профессионалам, так же, возможно, чрезмерно аналитичны. Аналитическая методика «от частного к общему», когда целое складывается как сумма отработанных элементов, не соответствует правополушарной стратегии музыкального интеллекта, являющейся в психологическом отношении господствующей. (…) Быть может, методика «от общего к частному», опирающаяся на постепенное прояснение деталей в целостном, обобщенном образе разучиваемого произведения была бы более психологически адекватной» (с.145).

«Если в подготовке музыковедов [акцент на аналитический слух] представляется естественным, то в образовании исполнителей можно было бы представить предмет под условным названием «интонационное сольфеджио», где в центре внимания находилось бы не различение музыкально-грамматических элементов аналитической формы, а различение музыкально-выразительных нюансов исполнения» (с.144).

Изучение семантики музыкальной речи в решении этих задач, на наш взгляд, имело бы базовое значение.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.