Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами






Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами и материалами

В настоящее время, по оценкам специалистов, на междуна­родном рынке находится 70—80 тыс. химических веществ. Менее 1% из них имеют изученные токсикологические характеристики. В большинстве случаев не проведена оценка их воздействия на окружающую среду. Каждый год в торговлю поступает примерно 1—2 тыс. новых наименований химикатов1.

На российском рынке находится 20—25 тыс. разнообразных химических и иных веществ. Причем их ассортимент постоянно увеличивается. Такие вещества используются в промышленнос­ти, сельском хозяйстве, энергетике, в других сферах. К ним отно­сятся, к примеру, агрохимические средства (минеральные удоб­рения и ядохимикаты), озоноразрушающие вещества, радиоак­тивные вещества и материалы, химические и иные вещества, ис­пользуемые в военной и иных сферах. На разных стадиях обращения с такими веществами — при производстве, транспор­тировании, хранении, использовании — может оказываться вред­ное воздействие на природу. Такое воздействие может оказывать­ся также материалами, содержащими такие вещества.

Под потенциально опасными веществами и материалами по­нимаются химические и иные вещества, а также материалы, со­держащие такие вещества, при обращении с которыми на стади­ях их транспортирования, хранения и использования может оказываться отрицательное воздействие на состояние природы.

К экологическому праву имеют отношение также такие раз­новидности веществ и материалов, как медикаменты, космети­ческие средства, предметы бытовой химии и др. Пришедшие в негодность, они подлежат удалению (обезвреживанию). Именно

Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. М., 1989. С. 206; Медоуз Донелл X., Медоуз Деннис Л., Рандерс, Йорген. За пределами роста / Пер. с англ. М., 1994. С. 111.

524 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

на этой стадии может происходить вредное воздействие на при­роду.

Общие положения, касающиеся регулирования отношений по обращению с химическими и иными веществами и материалами, установлены Законами об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения. Практика регулирования обращения с химическими и иными веществами и материалами, могущими оказывать вредное воздействие на окру­жающую среду, развивается применительно к отдельным их кате­гориям — агрохимикатам, радиоактивным веществам и материа­лам и др. Этим целям служат Федеральные законы от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимиката-ми», от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» (с изм. и доп.), от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности» (с изм. и доп.) и др.

1.1. Правовые требования и меры по обращению

с потенциально опасными химическими и биологическими

веществами и материалами

Согласно ст. 47 Закона об охране окружающей среды произ­водство и обращение с потенциально опасными химическими ве­ществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, допускаются на территории РФ после прове­дения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологи­ческих исследований этих веществ, установления порядка обра­щения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ. Обезвреживание потенциально опасных химических и биоло­гических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документа­ции в соответствии с законодательством.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния предусмотрел в качестве одной из основных мер обеспечения безопасного обращения с потенциально опасными для человека химическими, биологическими веществами и отдельными вида­ми продукции государственную регистрацию (ст. 14). Потенци­ально опасные для человека химические, биологические вещест­ва и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации.

В соответствии со ст. 43 государственной регистрации подле­жат впервые внедряемые в производство и ранее не использовав-

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 525

шиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека; от­дельные виды продукции, представляющие потенциальную опас­ность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пи­щевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации (перечень таких видов устанавливается Правительст­вом РФ).

Государственная регистрация веществ и отдельных видов про­дукции проводится на основании:

оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания;

• установления гигиенических и иных нормативов содержа­ния веществ, отдельных компонентов продукции в среде оби­тания;

• разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по пред­отвращению их вредного воздействия на человека и среду оби­тания.

Государственная регистрация продукции, представляющей по­тенциальную опасность для человека, проводится на стадии, пред­шествующей ее производству на территории Российской Федера­ции, а продукции, впервые ввозимой на территорию РФ и ранее не реализовывавшейся на ней, — до ее ввоза на территорию РФ.

Проведение государственной регистрации возложено на Ми­нистерство здравоохранения РФ, а также уполномоченные им уч­реждения государственной санитарно-эпидемиологической служ­бы РФ. Эта работа проводится в порядке, установленном Положением о государственной регистрации и ведении государст­венного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Феде­рации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 ап­реля 2001 г. № 262.

Продукция, ввозимая на территорию РФ, которая может ока­зывать вредное воздействие на человека и среду обитания, допус­кается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпиде­миологического заключения о ее соответствии санитарным правилам. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к ввозимой продукции, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продук­ции являются существенным условием договоров (контрактов) ее поставок.

526 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

---------------------------------.------------------------------------------------------------------------

Ряд специальных требований и мер природоохранного назна­чения предусмотрен Федеральным законом «О безопасном обра­щении с пестицидами и агрохимикатами». Применение пестици­дов и агрохимикатов связано прежде всего с экономическими интересами" получения высоких урожаев. Одновременно исполь­зование этих веществ сопровождается загрязнением окружающей среды.

Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат:

• регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов;

• экспертиза результатов регистрационных испытаний пести­цидов и агрохимикатов;

• государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов;

• лицензирование деятельности в области безопасного обраще­ния с пестицидами и агрохимикатами;

• стандартизация и сертификация пестицидов и агрохими­катов;

• государственный надзор и контроль за безопасным обраще­нием с пестицидами и агрохимикатами.

Необходимость регистрационных испытаний пестицидов и аг­рохимикатов — новое и важнейшее правовое требование в рас­сматриваемой сфере. В содержание регистрационных испыта­ний входит:

• оценка опасности негативного воздействия пестицидов и аг­рохимикатов на здоровье людей и разработка гигиенических нор­мативов, санитарных норм и правил1;

• определение эффективности применения пестицидов и агро­химикатов и разработка регламентов их применения;

• экологическая оценка регламентов применения пестицидов и агрохимикатов;

• экспертиза результатов регистрационных испытаний пести­цидов и агрохимикатов.

Очевидно, что при проведении регистрационных испытаний следует оце­нивать опасность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов не только на здоровье людей, но и на растительный и животный мир, которые неизбежно страдают при использовании тех и других средств. Это особенно важно в связи с тем, что при регистрационных испытаниях разрабатываются регламенты их при­менения. Экологические факторы должны учитываться на стадии разработки рег­ламентов, а не оцениваться применительно к уже разработанным регламентам, как это предусмотрено в названном Законе. Хотя в Законе обоснованно устанавли­вается, что регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей природной среды.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 527

Регистрационные испытания проводят юридические лица, ко­торые имеют необходимое для этого научное и материально-тех­ническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации. Такие юридические лица должны быть допуще­ны специально уполномоченным федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим организацию регистрацион­ных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и аг­рохимикатов, к проведению испытаний.

Экспертиза результатов регистрационных испытаний пести­цидов и агрохимикатов включает:

• государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов. Проводится специально уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти в области экологичес­кой экспертизы;

• токсиколого-гигиеническую экспертизу. Проводится специ­ально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области Госсанэпиднадзора;

• экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохи­микатов. Организуется Министерством здравоохранения РФ, а также уполномоченными им учреждениями государственной са­нитарно-эпидемиологической службы РФ.

На основании экспертизы результатов регистрационных ис­пытаний пестицидов и агрохимикатов и с учетом ее заключений проводится государственная регистрация пестицидов и агрохи­микатов специально уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти. Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет. В случае не­обходимости проведения дополнительных исследований по оцен­ке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимика­тов на здоровье людей и окружающую природную среду требуется новая государственная регистрация через два года.

Зарегистрированный пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разре­шенных к применению на территории Российской Федерации. Ведется каталог специально уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим организацию ре­гистрационных испытаний и государственную регистрацию пес­тицидов и агрохимикатов.

Деятельность в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании специальных разрешений (лицензий), кото­рые выдаются специально уполномоченными федеральными ор-

 

 

528 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

ганами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Пестициды и агрохимикаты подлежат сертификации на соот­ветствие требованиям к безопасному обращению с ними. Серти­фикация проводится в порядке, установленном специально упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Специально уполномоченные федеральные органы исполни­тельной власти осуществляют государственный надзор и кон­троль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимика­тами.

В законодательстве установлен ряд важных общих требова­ний к безопасному обращению с пестицидами и агрохимиката­ми. Они касаются разработки новых пестицидов и агрохимика­тов; информации о безопасном обращении с пестицидами и агро­химикатами; производства, хранения, транспортировки пестици­дов и агрохимикатов; их ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации.

Так, разработчик новых пестицидов и агрохимикатов обязан провести исследования полученных пестицидов или агрохимика­тов по выявлению их токсикологических свойств, влияния на ок­ружающую природную среду для обеспечения мер по безопасному обращению с ними.

В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами граждане или юри­дические лица, подавшие заявки на государственную регистра­цию пестицидов и (или) агрохимикатов, обеспечивают при госу­дарственной регистрации представление рекомендаций о транс­портировке, применении и хранении пестицидов и агрохимика­тов, тарной этикетки с предупредительной маркировкой. При реализации пестицидов и агрохимикатов продавец (поставщик) обязан обеспечить каждую единицу емкости с пестицидом или аг-рохимикатом рекомендациями о их применении, транспортиров­ке и хранении и тарной этикеткой.

Пестициды и агрохимикаты должны производиться в соответ­ствии со стандартами и иными нормативными документами, со­гласованными со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обраще­ния с пестицидами и агрохимикатами. Запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную ре­гистрацию.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 529

Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специа­лизированных хранилищах, предназначенных только для их хра­нения. А их транспортировка допускается только в специально оборудованных транспортных средствах.

Применяются пестициды и агрохимикаты: на основе разреше­ний; с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической об­становки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв); с соблюдением установленных регла­ментов и правил, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду; только при ис­пользовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования допускается на основа­нии специальных разрешений специально уполномоченного фе­дерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку.

1.2. Правовые требования и меры по обращению

с озоноразрушающими веществами и содержащей

их продукцией

Потребности в правовом регулировании обращения с этой раз­новидностью веществ и продукции связаны с необходимостью ре­шения актуальной глобальной проблемы охраны озонового слоя атмосферы Земли от разрушения. Разрушение этого слоя, по мне­нию специалистов, происходит вследствие выбросов в атмосферу веществ, приводящих к расщеплению озона.

Согласно ст. 54 Закона об охране окружающей среды охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и ис­пользования веществ. Регулируется обращение с этими вещества­ми на национальном уровне преимущественно во исполнение международных обязательств РФ, вытекающих из Венской кон­венции об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальского прото­кола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г.

Правовые требования и меры по обращению с озоноразрушаю­щими веществами и содержащей их продукцией предусмотрены рядом подзаконных актов. Основные из них — постановления Пра­вительства РФ: от 5 мая 1999 г. № 490 «Об усилении мер государст­венного регулирования производства и потребления озоноразруша-ющих веществ в Российской Федерации» (с изм.); от 8 мая 1996 г. № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержа-

530 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

щей их продукции» (с изм.); от 9 декабря 1999 г. № 1368 «Об уси­лении мер государственного регулирования ввоза в Российскую Фе­дерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих ве­ществ и содержащей их продукции»1 и др.

Основные меры по регулированию обращения с озоноразруша-ющими веществами и содержащей их продукцией касаются дея­тельности, осуществляемой внутри страны, и импортно-экспорт­ных операций с ними. Меры, касающиеся деятельности, осуществляемой внутри страны, в частности, включают:

• разработку уполномоченными органами (природоохранными, экономического развития, финансов и др.) комплекса неотложных мер по поэтапному сокращению производства и потребления озоно­разрушающих веществ в Российской Федерации, предусмотрев, в том числе, организацию системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ, производство и потребле­ние которых регулируется в соответствии с Монреальским протоко­лом, а также создание их резервных запасов для обеспечения нахо­дящегося в эксплуатации оборудования;

• установление квот на производство на территории РФ кон­кретных озоноразрушающих веществ исходя из расчетных ста­вок, сроков и других требований Монреальского протокола по ве­ществам, разрушающим озоновый слой. Такие квоты были определены бывшим Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды совместно с Министерством экономики РФ. При этом производство озоноразрушающих веществ с определен­ного периода (с 1 августа 1999 г.) осуществляется только в тех случаях, когда эти вещества используются исключительно как сырье для производства других химических веществ, и в особых случаях, предусмотренных Монреальским протоколом;

• регулирование сроков (с 20 декабря 2000 г.) ограниченного производства озоноразрушающих веществ;

• запрет (с 1 июля 2000 г.) на создание на территории РФ новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ;

• разработку и утверждение уполномоченными органами по­рядка использования средств Глобального экологического фонда и других средств, направляемых на реализацию мероприятий, и в первую очередь на ликвидацию и перепрофилирование мощнос­тей по выпуску озоноразрушающих веществ, а также обеспечение контроля за целевым использованием этих средств.

СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6238.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 531

Меры по регулированию обращения с озоноразрушающими ве­ществами и содержащей их продукцией, касающиеся импортно-экспортных операций с ними, установленные в целях обеспече­ния выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, включают:

• лицензирование ввоза в РФ и вывоза из РФ конкретных озо­норазрушающих веществ и содержащей их продукции, за исклю­чением их транзитных перевозок через РФ. Лицензии выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ на осно­вании решения Министерства природных ресурсов РФ (ранее -Госкомэкологии РФ) о возможности осуществления ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их про­дукции, принимаемого на основании заключения государствен­ной экологической экспертизы.

При этом определен перечень озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, запре­щенных к ввозу в РФ и вывозу из РФ;

• допустимость ввоза в РФ и вывоза из РФ (с 1 марта 2000 г.) конкретных озоноразрушающих веществ только в случаях: ис­пользования этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ; в особых случаях их применения, предусмотренных Монреальским протоколом; транзитных перевозок их через Российскую Федера­цию из государств и в государства, являющиеся Сторонами Мон­реальского протокола;

• разработку перечня продукции с использованием озонораз­рушающих веществ, ввозимой (вывозимой) в РФ;

• контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ лицензируемых озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Кон­троль осуществляет Государственный таможенный комитет РФ и иные специально уполномоченные государственные органы РФ.

1.3. Правовые требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами

Широкое использование ядерных веществ в энергетике и дру­гих сферах и риск загрязнения окружающей среды предопреде­ляют потребность в правовом регулировании обращения с радио­активными веществами и материалами. Масштабы риска вреда для природы и человека можно, в частности, оценить по аварии на Чернобыльской АЭС.

532 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

В законодательстве и научной литературе употребляются раз­ные понятия, обозначающие вещества, обладающие радиоактив­ным эффектом, — ядерные вещества, радиоактивные вещества, ядерные материалы, радиоизотопная продукция, расщепляю­щиеся вещества.

Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным мате­риалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Ядер­ные материалы -- материалы, содержащие или способные вос­произвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Общие требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами предусмотрены Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 48 Закона юридические и фи­зические лица обязаны соблюдать правила производства, хра­нения, транспортировки, применения, захоронения радиоак­тивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения. Закон запре­тил ввоз в Российскую Федерацию ядерных материалов из ино­странных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправку в целях захоронения в космичес­кое пространство ядерных материалов, кроме случаев, установ­ленных самим Законом.

Конкретные требования по поводу радиоактивных веществ и материалов установлены Законом об использовании атомной энергии. В частности, этот Закон распространяется на такие виды деятельности по обращению с радиоактивными веществами и ядерными материалами, как:

• учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных ве­ществ;

• экспорт и импорт ядерных материалов и радиоактивных ве­ществ;

• подготовка специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядер­ных материалов и радиоактивных веществ;

• физическая защита ядерных установок, радиационных ис­точников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактив­ных веществ.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 533

В законодательстве предусмотрены также требования к объек­там использования, хранения и иных видов обращения с рассмат­риваемыми веществами и материалами. На современном этапе такие объекты разнообразны. Это — ядерные установки (сооруже­ния и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; со­оружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами и др.); радиационные источники (не относящиеся к ядерным установкам комплексы, ус­тановки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излуче­ние); пункты хранения (пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов — не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хране­ния ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов); облученные тепловыделяю­щие сборки ядерного реактора (облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отра­ботавшее ядерное топливо) и др.

Применительно к этим объектам в законодательстве установ­лены требования по их размещению, сооружению, приемке к экс­плуатации и вводу в эксплуатацию и эксплуатации.

Для обеспечения безопасного обращения с радиоактивными веществами и материалами в соответствии с российским законо­дательством все ядерные материалы находятся в федеральной собственности. При этом допускается их передача юридическим лицам при условии наличия у них разрешения (лицензии). Раз­решительные документы выдаются органами государственного регулирования безопасности на право ведения работ в области ис­пользования атомной энергии и на основании договоров, заклю­чаемых специально уполномоченным на то государственным ор­ганом.

Радиоактивные вещества и радиационные источники, не имеющие оборонного назначения и применяемые в медицине, на­учных исследованиях и промышленности, могут находиться в собственности юридических лиц.

На собственников ядерных установок, радиационных источ­ников, пунктов хранения, ядерных материалов, радиоактивных веществ возложена обязанность осуществлять контроль за их со­хранностью и надлежащим использованием.

534 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

Государственная политика в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами основана на ком­плексном решении проблем нормирования их получения, образо­вания, использования, физической защиты, сбора, регистрации и учета, транспбртирования и хранения.

Различные виды деятельности по обращению с ядерными ма­териалами и радиоактивными веществами допускаются лишь на основании разрешений (лицензий). К таким видам относятся:

• размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплу­атации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

• обращение с ядерными материалами и радиоактивными ве­ществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;

• использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• проектирование и конструирование ядерных установок, ра­диационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

• конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядер­ных материалов и радиоактивных веществ.

К важнейшим природоохранным мерам относятся государст­венный учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ. Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях в системе го­сударственного учета и контроля ядерных материалов, а радиоак­тивные вещества — на федеральном, региональном и ведомствен­ном уровнях в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвра­щения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управ­ления использованием атомной энергии и органам государствен­ного регулирования безопасности информации о наличии и пере­мещении ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также об их экспорте и импорте.

В законодательстве установлены специальные требования к транспортированию, хранению и переработке ядерных материа­лов и радиоактивных веществ. Так, транспортирование должно

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 535

осуществляться в соответствии со специальными правилами, пра­вилами транспортирования особо опасных грузов. Перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь раз­решение (лицензию). При транспортировании ядерных материа­лов, радиоактивных веществ транспортные организации с участи­ем отправителей и получателей указанной продукции, эксплуати­рующих организаций обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению транспортных происшествий и аварий и по лик­видации их последствий, а также мероприятия по охране окру­жающей среды.

При хранении и переработке ядерных материалов и радиоак­тивных веществ должна обеспечиваться надежная защита населе­ния и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нор­мами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения.

Важное значение для охраны окружающей среды имеет обес­печение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоак­тивных веществ. В соответствии с законодательством физическая защита этих" объектов предусматривает единую систему планиро­вания, координации, контроля и реализации комплекса техни­ческих и организационных мер, направленных на:

• предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, предотвращение несанкционированного до­ступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, пред­отвращение их хищения или порчи;

• своевременное обнаружение и пресечение любых посяга­тельств на целостность и сохранность ядерных материалов и ра­диоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопас­ности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

• обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Обеспечение физической защиты ядерных установок, радиа­ционных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется на всех этапах проекти­рования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации указанных объектов использования атомной энергии, а также при обращении с ядерными материалами и радиоактивными ве­ществами, в том числе при их транспортировании.

 

I

536 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

Физическая защита ядерных установок, радиационных источ­ников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ обеспечивается эксплуатирующими организациями и специально уполномоченными на то государственными органами в области использования атомной энергии, а на действующих судах и плавсредствах с ядерными установками и радиационны­ми источниками, космических и летательных аппаратах с ядер­ными установками — их экипажами.

Для обеспечения охраны окружающей среды важное значение имеет профессиональный уровень лиц, допущенных к соответст­вующим работам. К работе на ядерной установке, на радиацион­ном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лица, удовлетворяю­щие соответствующим квалификационным требованиям. Не до­пускаются к работе лица с предусмотренными перечнем медицин­ских противопоказаний ограничениями.

В меру экологической опасности ядерных материалов и радио­активных веществ важное значение имеет правовое регулирова­ние экспортно-импортных операций с ними. Регулирование отно­шений в этой сфере осуществляется рядом подзаконных норма­тивных правовых актов, в том числе Положением о порядке вы­воза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. (с изм.); Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, обору­дования, специальных неядерных материалов и соответствую­щих технологий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г.

Положение о порядке вывоза из РФ и ввоза в РФ радиоактив­ных веществ и изделий на их основе определяет конкретные виды радиоактивных веществ и изделий на их основе, экспорт и им­порт которых регулируется. Важнейшими инструментами регу­лирования в этой сфере являются лицензирование и контроль.

Вывоз и ввоз радиоизотопной продукции и других радиоак­тивных веществ, регулируемые Положением, осуществляются только по лицензиям. Лицензии выдаются Министерством эконо­мического развития и торговли РФ на основании заявлений. За­явления должны предварительно согласовываться на радиоизо­топную продукцию и другие радиоактивные вещества (кроме ввозимых для медицинских целей) с Министерством РФ по атом­ной энергии; на ввоз радиоизотопной продукции медицинского назначения — с Министерством здравоохранения РФ.

1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 537

В соответствии с Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий экспорт ядерных товаров и техно­логий в страны, не обладающие ядерным оружием, осуществля­ется только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что полученные пред­меты экспорта, а также произведенные на их основе или в резуль­тате их использования ядерные и специальные неядерные мате­риалы, установки и оборудование:

• не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;

• будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;

• будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрис-f дикции страны-получателя в любую другую страну только на ука-j занных условиях.

Экспорт в страны, обладающие ядерным оружием, установок и технологий для химической переработки облученного топлива, I. изотопного обогащения урана, производства тяжелой воды, их ос-Г новных компонентов, урана с обогащением 20% и выше, плуто­ния и тяжелой воды может осуществляться только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что получаемые предметы экспорта и предметы, произведенные на их основе:

• не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;

• будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;

• будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрис­дикции страны-получателя в любую другую страну только при наличии предварительного письменного разрешения Министер­ства РФ по атомной энергии.

Любые радиоактивные вещества и изделия на их основе при вывозе их из РФ или ввозе в РФ подлежат таможенному контро­лю и оформлению.

Нарушение требований по обращению с радиоактивными ве­ществами и ядерными материалами влечет применение дисцип­линарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

538 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

2. Правовое регулирование обращения с генетически модифицированными организмами

Под генетически модифицированным организмом (или генно-инженерно-модифицированным организмом) понимается орга­низм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточ­ное или многоклеточное образование, способные к воспроизвод­ству или передаче наследственного генетического материала, от­личные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный ма­териал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов. Генная инженерия — совокупность методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот, по выделению генов из орга­низма, осуществлению манипуляций с генами и введению их в другие организмы.

Внедрение результатов генно-инженерной деятельности со­пряжено с потенциальными отрицательными последствиями для природы. В связи с этим возникает потребность в правовом регу­лировании экологических отношений, возникающих при осу­ществлении генно-инженерной деятельности. Этим целям слу­жит Федеральный закон «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности».

К рассматриваемому вопросу прямое отношение имеет ст. 50 Закона об охране окружающей среды, устанавливающая запрет на производство, разведение и использование растений, живот­ных и других организмов, не свойственных естественным эколо­гическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтроли­руемого размножения, положительного заключения государст­венной экологической экспертизы, разрешения федеральных ор­ганов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных феде­ральных органов исполнительной власти.

Государственное регулирование в области генно-инженерной деятельности осуществляется в направлениях:

улучшения условий жизни человека и охраны его здоровья;

• охраны и восстановления окружающей среды, сохранения биологического разнообразия;

• повышения эффективности сельского хозяйства;

• повышения эффективности добывающей и перерабатываю­щей промышленности.

2. Правовое регул, обращения с генетически модифицированными организмами 539

Генно-инженерная деятельность основывается на принципах:

безопасности физических лиц и окружающей среды;

• безопасности клинических испытаний методов генодиагнос­тики и генной терапии (генотерапии) на уровне соматических клеток;

• доступности сведений о безопасности генно-инженерной де­ятельности.

Основными элементами правового механизма обращения с ге­нетически модифицированными организмами являются лицензи­рование, сертификация, государственная регистрация генно-ин-женерно-модифицированных организмов, контроль, юридичес­кая ответственность.

Лишь на основе разрешений (лицензий) допускается осущест­вление работ в области генно-инженерной деятельности, соответ­ствующих III или IV уровню риска1. Лицензированию подлежат, в частности, следующие виды генно-инженерной деятельности:

• генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях с участием рекомбинантных рибонуклеиновых и дезок­сирибонуклеиновых кислот для создания генно-инженерно-моди-

В зависимости от степени потенциальной опасности, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, для замкнутых систем устанав­ливается четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инже­нерной деятельности на здоровье человека:

I уровень риска соответствует работам, которые не представляют опаснос­ти для здоровья человека, и сопоставим с риском при работе с непатогенными микроорганизмами (непатогенные микроорганизмы — микроорганизмы, не вы­зывающие у человека, растений и животных болезней);

II уровень риска соответствует работам, которые представляют незначи­тельную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с условно-патогенными микроорганизмами;

III уровень риска соответствует работам, которые представляют умеренную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с микро­организмами, потенциально способными к передаче инфекции;

IV уровень риска соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций.

Работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масшта­бе, превышающем лабораторные исследования, относятся к III или IV уровню риска.

Генно-инженерная деятельность в условиях открытых систем приравнива­ется к III или IV уровню риска.

Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, проводят оценку риска при планировании, под­готовке и проведении генно-инженерной деятельности.

Работы, соответствующие I и II уровням риска, регистрируются в органи­зации, осуществляющей генно-инженерную деятельность.

540 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

фицированных организмов (вирусов, микроорганизмов, транс­генных растений и трансгенных животных1, а также их клеток);

• все виды испытаний генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе лабораторные, клинические, полевые, опытно-промышленные;

• выпуск генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду;

• хранение, захоронение, уничтожение генно-инженерно-мо-дифицированных организмов и (или) их продуктов; утилизация отходов генно-инженерной деятельности;

• покупка, продажа, обмен, другие сделки и иная деятель­ность, связанная с генно-инженерными технологиями, генно-ин-женерно-модифицированными организмами и (или) их продукта­ми, которые не имеют сертификата качества или знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом, в том числе в сфере международной деятельности.

Разрешения (лицензии) на работы, соответствующие III и IV уровням риска, выдаются в порядке, устанавливаемом Прави­тельством РФ, Минздравом РФ.

Важным экологически значимым является положение законо­дательства о допуске к занятию генно-инженерной деятельностью граждан, профессиональная подготовка и состояние здоровья ко­торых соответствуют требованиям правил безопасности генно-ин­женерной деятельности.

Продукция и услуги, соответственно полученные и предостав­ленные с применением генно-инженерно-модифицированных ор­ганизмов, подлежащие в соответствии с федеральными законами обязательной сертификации, должны иметь сертификат качества и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.

Генетически модифицированные организмы, предназначен­ные для первого на территории РФ выпуска в окружающую среду, промышленного использования или импорта, подлежат обязательной государственной регистрации. Регулируется эта процедура Положением о государственной регистрации генно-ин-женерно-модифицированных организмов, утвержденным поста­новлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 120. Госу­дарственная регистрация осуществляется Министерством про-

1 Трансгенные организмы — животные, растения, микроорганизмы, виру­сы, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии.

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

мышленности, науки и технологий РФ. Одним из существенных условий регистрации является анализ представленных сведений о биобезопасности предлагаемого для государственной регистра­ции модифицированного организма. Биобезопасность означает отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательного воздействия модифицированного организма (в сравнении с исход­ным немодифицированным организмом) на окружающую среду. Для определения биобезопасности проводится экспертиза. Для этих целей в Министерстве создан постоянно действующий экс­пертный совет по вопросам биобезопасности. Зарегистрирован­ный модифицированный организм вносится в сводный государст­венный реестр зарегистрированных генно-инженерно-модифи-цированных организмов.

Нарушение правил обращения с генетически модифицирован­ными организмами влечет применение дисциплинарной, админи­стративной, уголовной и/или гражданско-правовой ответствен­ности.

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

Обращение с отходами - - одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем. Она проявляется, с одной сто­роны, в причинении экологического вреда, с другой — для удале­ния твердых отходов требуется выделение земельных террито­рий.

В контексте экологического права выделяются отходы произ­водства и потребления; отходы газообразные, жидкие и твердые; опасные отходы, радиоактивные отходы. Наиболее общим, родо­вым понятием являются отходы производства и потребления. В нем определяются две основные сферы образования отходов -сфера производства и сфера потребления. Под отходами произ­водства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образо­вались в процессе производства или потребления, а также това­ры (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Включение в сферу правового регулирования пришедшей в негод­ность продукции, к примеру медикаментов, продовольствия, вполне обоснованно, так как в ней содержатся экологически опас­ные химические или биологические компоненты, что обосновыва­ет необходимость их корректного удаления.

Начиная с 90-х гг., в условиях развития рыночной экономики, актуальной стала проблема обращения с ломом цветных и черных

542 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

металлов1. Необходимость упорядочения такого обращения и за­щиты при этом общественных и государственных интересов по­требовали внесения дополнений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»2. Содержание понятия отходов производства и потребления было расширено за счет включения в него понятия «лом и отходы цветных и (или) черных металлов». Лом и отходы цветных и (или) черных ме­таллов — пришедшие в негодность или утратившие свои потре­бительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Основное внимание в экологическом законодательстве и праве уделяется опасным отходам, некорректное обращение с которы­ми имеет (или может иметь) наибольшие отрицательные послед­ствия для природы. Опасные отходы — отходы, которые содер­жат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей ин­фекционных болезней, либо которые могут представлять непо­средственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Обращение с такими отходами регулируется многими законо­дательными и иными нормативными правовыми актами, вклю­чая Федеральные законы «Об охране окружающей среды»,

1 Активное внедрение рыночных отношений способствовало превращению в «отходы металлолома» вполне годной высоколиквидной продукции — линий связи, деталей машин и механизмов, памятников, декоративных изделий из чер­ных и цветных и т.д. со сдачей их в разветвленные приемные пункты и последую­щим вывозом за границу. При этом собственно металлические и неметаллические отходы как таковые, ежегодное образование которых в стране исчисляется милли­ардами тонн, остаются во многом невостребованными и продолжают захламлять (загрязнять) окружающую среду.

Огромные размеры принял за последние годы вывоз из России отходов и лома черных и цветных металлов.

Важно учитывать, что при выплавке стали из лома черных металлов из­держки в среднем в 20 раз ниже, чем при ее получении из руды и чугуна. Близкое соотношение и по цветным металлам (см.: Кулагина Г Д., Думное АД. Природо­пользование современной России в зеркале статистики (опыт ретроспективного анализа) // Россия в окружающем мире: 2000. Аналитический ежегодник. М., 2000. С. 125—126.

Далее — Закон об отходах производства и потребления.

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

«Об охране атмосферного воздуха», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Фе­дерации», «Об отходах производства и потребления», «О конти­нентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», многие законы субъектов Российской Фе­дерации и иные нормативные правовые акты. Законы об отходах приняты, в частности, в Краснодарском крае, Калининградской и Московской областях, Республике Башкортостан.

Положения, касающиеся обращения с газообразными и жид­кими отходами, рассмотрены в учебнике применительно к харак­теристике особенностей правового режима охраны и использова­ния вод и атмосферного воздуха и в других главах. Здесь будут рассмотрены вопросы правового регулирования обращения с твердыми и радиоактивными отходами с учетом их специфики.

Правовое регулирование обращения с отходами в Российской Федерации применительно к радиоактивным отходам и иным от­ходам традиционно осуществляется раздельно. В учебнике мы тоже последуем этой традиции.

3.1. Правовое регулирования обращения с отходами производства и потребления

В законодательстве предусмотрен всесторонний подход к регу­лированию обращения с отходами, включая деятельность, в про­цессе которой образуются отходы в сферах производства и потреб­ления, а также деятельность по сбору, использованию, обезвре­живанию, транспортированию, размещению отходов.

Государственная политика в области обращения с отходами в Российской Федерации основывается на принципах:

охраны здоровья человека, поддержания или восстановле­ния благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия;

• научно обоснованного сочетания экологических и экономи­ческих интересов общества в целях обеспечения устойчивого раз­вития общества;

• использования новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

• комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

• использования методов экономического регулирования дея­тельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

_

544 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

• доступа в соответствии с законодательством РФ к информа­ции в области обращения с отходами;

• участия в международном сотрудничестве РФ в области об­ращения с отходами.

Регулируется обращение с твердыми отходами производства и потребления многими законодательными и иными актами. Наи­более общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установ­лены Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51 За­кона отходы производства и потребления, в том числе радиоак­тивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезврежива­нию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и спо­собы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Одновременно в целях исключения экологического вреда Закон запрещает захоронение отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается:

' захоронение отходов на территориях городских и других по­селений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объек­ты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на во­досборных площадях подземных водных объектов, которые ис­пользуются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для из­влечения ценных минеральных ресурсов;

• размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреа­ционных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерести­лищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

• захоронение отходов в местах залегания полезных ископае­мых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопаснос­ти ведения горных работ.

Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактив­ных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потреб-

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

ления, достигаются посредством установления в законодательст­ве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами.

Механизм обращения с ними предусмотрен Законом об отхо­дах производства и потребления. Положения этого Закона полу­чили развитие в ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утверж­денном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государ­ственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, где со­ответствующие законы приняты.

Важную роль в охране природы играют требования: к пред­приятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других посе­лений; к объектам размещения отходов; к профессиональной под­готовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов.

В частности, при проектировании, строительстве, реконструк­ции, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивиду­альные предприниматели и юридические лица обязаны соблю­дать экологические, санитарные и иные требования, установлен­ные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также иметь техничес­кую и технологическую документацию об использовании, обез­вреживании образующихся отходов. При проектировании жилых зданий, предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, должны предусматриваться места (площадки) для сбора таких отходов.

Закон устанавливает требование о необходимости регуляр­ной очистки на территориях городских и других поселений. Ор­ганизация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений возложена на орга­ны местного самоуправления в соответствии с законодательст­вом РФ. Органами же местного самоуправления определяется порядок сбора отходов на территориях городских и других по­селений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и др.).

546 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

При определении порядка сбора отходов должно обеспечивать­ся соответствие экологическим, санитарным и иным требовани­ям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Одним из наиболее распространенных способов удаления отхо­дов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляет­ся на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательст­вом РФ, и при наличии положительного заключения государст­венной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вно­сятся в государственный реестр указанных объектов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен прово­диться мониторинг состояния окружающей природной среды. Обязанность его проведения возложена на собственников объек­тов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в поль­зовании которых находятся указанные объекты. После оконча­ния эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окру­жающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель.

К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтверж­денную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определенных требований, включая:

• наличие паспорта опасных отходов;

• наличие специально оборудованных и снабженных специ­альными знаками транспортных средств;

• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

• наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирова­ния.

Особые требования российское законодательство предъявляет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на терри-

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

торию Российской Федерации в целях их использования осущест­вляется на основании разрешения, выданного в порядке, установ­ленном вышеупоминавшимся постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов».

Законом об отходах производства и потребления установлены особые требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению со стороны физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 131). Понятие «обращения с ломом и отходами» включает их прием, учет, хранение, транспортирование. Так, физические лица могут осуществлять отчуждение лома и отходов цветных ме­таллов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов. При этом порядок отчуждения такого лома и отходов цветных металлов устанавливается законо­дательством РФ. Перечень разрешенных для приема от физичес­ких лиц лома и отходов цветных металлов утверждается органа­ми государственной власти субъектов Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных ме­таллов и их отчуждение в случае, если имеются документы, под­тверждающие их право собственности на указанные лом и отхо­ды. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения установлены постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 370, Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения — постановлением Правитель­ства РФ от 11 мая 2001 г. № 369.

Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами (ст. 14). В зависимости от сте­пени вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен пас­порт на основании данных о составе и свойствах опасных отхо­дов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.

Закон допускает возможность ограничения или даже запреще­ния деятельности индивидуальных предпринимателей и юриди­ческих лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, при отсутствии технической или иной возможности обеспечить без-

548 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами

опасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.

Для обеспечения экологически корректного обращения с отхо­дами применяются такие организационно-правовые меры, как:

• лицензирование;

• нормирование;

• учет и отчетность;

• ведение государственного кадастра;

• контроль (государственный, производственный и обществен­ный);

• юридическая ответственность.

Применяются также меры экономического регулирования об­ращения с отходами.

В соответствии с законодательством только на основании ли­цензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся, в частности, любая дея­тельность по обращению с опасными отходами; создание объектов размещения отходов; обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов; и др.

Конкретные требования о лицензировании деятельности в данной сфере устанавливаются рядом подзаконных актов, основ­ным из которых является Положение о лицензировании деятель­ности по обращению с опасными отходами, утвержденное Прави­тельством РФ от 20 мая 1999 г.

Лицензия (разрешение) на осуществление деятельности по об­ращению с отходами выдается Министерством природных ресур­сов РФ и его территориальными органами в порядке, установлен­ном вышеуказанным Положением о лицензировании деятельнос­ти по обращению с опасными отходами.

Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением природоохранной деятельности в Россий­ской Федерации. Оно стало развиваться с принятием Закона об отходах производства и потребления. Закон предусматривает два вида нормативов — образования отходов и лимиты на их разме­щение.

Норматив образования отходов определяет установленное ко­личество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью

3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах

(объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно до­пустимое количество отходов конкретного вида, которые разре­шается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической об­становки данной территории.

Конкретные требования, касающиеся этих нормативов, опре­деляются Правилами разработки и утверждения нормативов об­разования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.

Правила устанавливают разные подходы к разработке проек­тов нормативов для планируемой и осуществляемой деятельности в области обращения с отходами. В обеих ситуациях проекты нор­мативов образования отходов и лимитов на размещение конкрет­ного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юри­дическими лицами. Эта работа ведется на основании методичес­ких указаний Министерства природных ресурсов РФ.

В отношении планируемой деятельности в области обращения с отходами проекты нормативов разрабатываются и представля­ются на утверждение до начала практического осуществления этой деятельности. Что касается осуществляемой деятельности по обращению с отходами, то разработка проектов нормативов и представление их на утверждение проводятся в сроки, определен­ные Министерством природных ресурсов РФ. Представленные проекты нормативов утверждаются соответствующим территори­альным органом Министерства природных ресурсов РФ. В месяч­ный срок эти органы принимают решение об утверждении лими­тов на размещение отходов или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.

Срок действия утвержденных лимитов на размещение раз­ный и зависит как от видов деятельности, при которой образуют­ся отходы, места ее осуществления, так и от видов отходов. По общему правилу лимиты на размещение отходов устанавливают­ся сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения инди­видуальными предпринимателями и юридическими лицами не­изменности производственного процесса и используемого сырья. Для пользователей недр лимиты на размещение отходов устанав­ливаются на срок действия лицензии на пользование недрами в соответствии с проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Лимиты






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.