Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И территориального моря 3 страница






3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 467

Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская ава­рия при разведке или разработке минеральных или живых ресур­сов либо транспортировании минеральных или живых ресурсов, добытых на континентальном шельфе, либо иная морская ава­рия, произошедшие в водах, покрывающих континентальный шельф, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство РФ в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактичес­кому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Россий­ской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыбо­ловство) от загрязнения или угрозы загрязнения.

Законом установлены особенности экономических отноше­ний при пользовании континентальным шельфом. Основными принципами экономических отношений при пользовании мине­ральными и живыми ресурсами являются платность пользова­ния, ответственность за нарушения условий хозяйственной дея­тельности и финансовое обеспечение изучения, воспроизводства и защиты минеральных и живых ресурсов.

Система платежей за пользование минеральными и живыми ресурсами, а также за захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе включает:

сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на пользование минеральными ресурсами;

• сбор за выдачу лицензий на пользование живыми ресур­сами;

• плату за геологическую информацию о минеральных ре­сурсах;

• платежи за пользование минеральными ресурсами;

• плату за пользование живыми ресурсами;

• штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование живыми ресурсами.

3. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны

Исключительная экономическая зона Российской Федера­ции — морской район, находящийся за пределами территориаль­ного моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режи­мом, установленным Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федера-

 

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...

ции»1, международными договорами РФ и нормами международ­ного права2.

Закон регулирует права Российской Федерации в исключи­тельной экономической зоне, соответствующие правам и юрис­дикции прибрежного государства в исключительной экономичес­кой зоне, установленным в ст. 56 Конвенции ООН по морскому праву. В исключительной экономической зоне Российская Феде­рация, в частности, осуществляет:

• суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономи­ческой зоны;

• суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящих­ся к «сидячим видам», производятся в соответствии с Законами о недрах, о континентальном шельфе РФ, другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;

• исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Зако­ном о континентальном шельфе РФ;

• исключительное право сооружать, а также разрешать и ре­гулировать создание, эксплуатацию и использование искусствен­ных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными острова­ми, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в от­ношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграци­онных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусст­венных островов, установок и сооружений в исключительной эко-

Далее — Закон об исключительной экономической зоне РФ.

В соответствии со ст. 57 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) ши­рина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина терри­ториального моря.

3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 469

номической зоне осуществляются в соответствии с Законом о кон­тинентальном шельфе РФ;

• юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубо­проводов РФ. Прокладка подводных кабелей и трубопро­водов РФ, а также прокладка подводных кабелей и трубо­проводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Зако­ном о континентальном шельфе РФ.

С учетом того, что исключительная экономическая зона не явля­ется составной частью территории российского государства, Закон об исключительной экономической зоне РФ определяет права и обя­занности других государств в этой зоне. В частности, в соответствии со ст. 5 Закона в исключительной экономической зоне все государ­ства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки под­водных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопрово­дов. Названные свободы осуществляются при условии соблюдения Федерального закона и международных договоров Российской Фе­дерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения морской среды, живых и неживых ресурсов исключительной эко­номической зоны.

Законом определяются виды и порядок использования живых ресурсов исключительной экономической зоны. Видами исполь­зования живых ресурсов являются:

• вылов (добыча) живых ресурсов в научно-исследователь­ских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова;

• вылов (добыча) живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

• вылов (добыча) живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;

• разведка и промысел живых ресурсов;

• товарное выращивание живых ресурсов;

• искусственное воспроизводство живых ресурсов;

• любительский и спортивный вылов (добыча) живых ре­сурсов.

 

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...

Пользование живыми ресурсами допускается на основании лицензий. Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды ис­пользования живых ресурсов производится специально уполно­моченным федеральным органом исполнительной власти по ры­боловству.

Законом установлены специфические требования об определе­нии районов промысла живых ресурсов и норм их использования (добычи).

Специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти по рыболовству совместно со специально уполно­моченным федеральным органом исполнительной власти по охра­не окружающей среды с учетом предложений органов исполни­тельной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывают правила промысла и дру­гих видов использования живых ресурсов. Правила и общие допустимые уловы живых ресурсов утверждаются Правитель­ством РФ.

Специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне определяет районы и сроки промысла в исключитель­ной экономической зоне для российских судов и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе.

Специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по обороне, по пограничной службе и по охране окружаю­щей среды определяет районы и сроки промысла в исключитель­ной экономической зоне для иностранных судов и уведомляет об этом специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти по таможенному делу.

Специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти по рыболовству с учетом предложений органов ис­полнительной власти субъектов Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, определяет в пределах общего допустимого улова живых ресурсов лимиты и квоты на вылов (добычу) живых ресурсов, которые утверждаются Правительст­вом РФ.

Специально уполномоченные федеральные органы исполни­тельной власти по пограничной службе и по рыболовству еже­квартально информируют специально уполномоченные федераль-

3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 471

ные органы исполнительной власти по таможенному делу и по налогообложению о результатах промысла живых ресурсов.

Право на использование живых ресурсов в исключительной экономической зоне Законом предоставляется:

• гражданам Российской Федерации и российским юридичес­ким лицам;

• иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международ­ным организациям.

Однако преимущественное право на использование живых ре­сурсов имеют:

• представители коренных малочисленных народов и этни­ческих общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;

• население Севера и Дальнего Востока РФ и население в мес­тах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика кото­рых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;

• российские заявители, осуществляющие морские научные исследования биологического характера и (или) мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов;

• российские заявители, ведущие промысел живых ресурсов в целях поставки продукции для федеральных и региональных нужд.

Особенностью является то, что иностранные заявители могут использовать живые ресурсы в научных, промысловых и других целях после удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии, что российские заявители не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресур­сов в конкретных промысловых районах, и только в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государ­ствами, гражданами которых являются эти иностранные заявите­ли или в которых они зарегистрированы.

Закон детально регламентирует порядок и условия получения лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов.

Заявки на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов представляются российскими и иностранными заявителями в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству. Одновременно с заявкой заявители — юридические лица представляют копию свидетель­ства о регистрации юридического лица.

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...

 

 

Заявка должна содержать:

• информацию о заявителе, его материальных и финансовых возможностях, включая количество промысловых судов, юриди­ческий адрес и гарантии, а также о лице, ответственном за про­мысел живых ресурсов;

• информацию о наличии на судах заявителя технических средств связи, обеспечивающих автоматическую передачу инфор­мации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов;

• основание для выдачи лицензии (разрешения) (выделенные квоты — для российских заявителей; международный договор и выделенные квоты — для иностранных заявителей);

• конкретный вид промысла живых ресурсов и описание средств, включая информацию о названиях, тоннаже, типах, классах судов, о радиотехническом оборудовании и об орудиях лова (добычи), которые предполагается использовать при про­мысле живых ресурсов;

• районы и сроки промысла живых ресурсов, их виды и квоты на вылов (добычу) живых ресурсов каждым судном в тон­нах;

• другие данные, касающиеся промысла живых ресурсов. Закон дифференцирует содержание заявок в зависимости от

заявителя. Так, в заявке на получение лицензий (разрешений) представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, заня­тость и экономика которых традиционно основываются на про­мысле живых ресурсов, не указывают ту часть живых ресурсов, которая необходима этим народам и общностям для содержания семьи. Российские заявители указывают в заявке сведения об участии в промысле живых ресурсов иностранных граждан или иностранных юридических лиц, а иностранные заявители — об участии в промысле живых ресурсов граждан Российской Феде­рации или российских юридических лиц.

Специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти по рыболовству в месячный срок со дня получе­ния заявки информирует заявителя о месте, времени и порядке получения лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов или уведомления об отказе в ее выдаче.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии (разрешения) на промысел живых ре­сурсов. Ими являются:

• отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов;

3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 473

• несоответствие содержания заявки на получение лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов Закону об исключи­тельной экономической зоне РФ;

• представление заявителем неверных сведений;

• непредставление заявителем доказательств или гарантий того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансо­выми и техническими средствами для промысла живых ресурсов;

• нарушения названного выше Закона или международных договоров РФ, допущенные заявителем в предыдущий промысло­вый сезон;

• неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, штрафа и возмещения вреда, предъявленных ему или наложенных на него ранее;

• сведения соответствующего налогового органа о наличии задолженности по начисленным налогам, сборам и другим плате­жам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за про­шедший календарный год;

• отсутствие на судах заявителя технических средств связи, обеспечивающих передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов.

В целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации Правительством РФ могут вводиться ог­раничения на выдачу лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов.

Особенностью является то, что лицензии (разрешения) на про­мысел живых ресурсов в пределах выделенных лимитов и квот выдаются российским и иностранным природопользователям спе­циально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству с уведомлением специально уполномочен­ных федеральных органов исполнительной власти: по охране ок­ружающей среды, по пограничной службе, по таможенному делу и по обороне. Выданные лицензии (разрешения) подлежат реги­страции органом, выдавшим лицензию (разрешение).

Лицензии (разрешения) действительны в течение календарно­го года в пределах установленного срока в указанных в них рай­онах промысла живых ресурсов на указанные их виды. На каж­дом судне, производящем промысел живых ресурсов, должен находиться подлинник лицензии (разрешения).

Закон уточняет права и обязанности российских и иностран­ных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов. Россий­ские и иностранные заявители, получившие указанные лицензии (разрешения), имеют право на осуществление промысла живых

PI

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...

ресурсов в пределах только тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии (разрешении). При этом природопользователи обязаны:

соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия ли­цензии (разрешения);

• своевременно вносить установленные платежи;

• не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;

• не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима;

• обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц органов охраны;

• обеспечивать за свой счет оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны;.

• беспрепятственно и бесплатно представлять отчетные ма­териалы, в том числе их компьютерные распечатки, об объемах вылова (добычи), о сроках, видах и районах промысла живых ресурсов, включая сведения о количестве, качестве и видах вы­груженных на другие суда или погруженных с других судов живых ресурсов и продукции из них, а также о количестве, ка­честве и видах живых ресурсов, выгруженных или погружен­ных в иностранных портах, в специально уполномоченные фе­деральные органы исполнительной власти по пограничной службе, по рыболовству, по охране окружающей среды, по та­моженному делу, по валютному и экспортному контролю и по налогообложению;

• регулярно поддерживать связь с береговыми службами Рос­сийской Федерации и при наличии соответствующего оборудова­ния передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Феде­рации оперативные данные метеорологических и гидрологичес­ких наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а также экстренную информацию о визуально отмеченном нефтяном загрязнении морской среды;

• вести промысловый журнал в соответствии с формой, уста­новленной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству;

• иметь специальные опознавательные знаки;

• маркировать ставные орудия лова (добычи) с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна — страны-

3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 475

судовладельца), номера лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов и порядкового номера орудия лова (добычи).

Для иностранных судов, ведущих промысел в соответствии с лицензией (разрешением) на промысел живых ресурсов или за­ходящих в исключительную экономическую зону для приемки выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов, уста­новлены дополнительные обязанности. В частности, они также обязаны:

представлять в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по рыболовству и по пограничной службе по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каж­дом заходе в район для осуществления разрешенного промысла живых ресурсов или для приемки выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов и о выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и вы­ходе;

• ежедневно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе о местонахождении судна при промысле живых ресурсов или при приемке выловленных (добытых) живых ресурсов с дру­гих судов;

• осуществлять промысел живых ресурсов в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и под кон­тролем указанного лица;

• обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту промысла живых ресурсов и обратно и использо­вание средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержа­ние, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента их схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) со­ставом;

• представлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по факсу или теле­графу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла живых ресурсов.

Российским и иностранным судам в исключительной эконо­мической зоне и за ее пределами запрещается производить не предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку живых ресурсов в любом виде, выловленных (добытых) в исключительной экономи­ческой зоне. Погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресур-

476 XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...

сов, предусмотренные в лицензии (разрешении), должны осу­ществляться в присутствии должностного лица специально упол­номоченного федерального органа исполнительной власти по по­граничной службе.

Закон предусматривает основания для прекращения промысла живых ресурсов. Ими являются:

• добровольный отказ лицензиата от промысла живых ре­сурсов;

• выбор лицензиатом выделенной квоты;

• истечение срока действия лицензии (разрешения) на про­мысел живых ресурсов;

• нарушение правил промысла живых ресурсов повторно в течение календарного года или превышение выделенных лимитов на вылов (добычу) живых ресурсов;

• нарушение Закона об исключительной экономической зоне РФ или международных договоров Российской Федерации;

• отсутствие на судах лицензиата технических средств связи, обеспечивающих передачу информации о местонахождении судна при промысле живых ресурсов;

• нарушение иностранными судами, участвующими в про­мысле живых ресурсов, порядка прохождения точек контроля, указанных в п. 3 ст. 12 Закона об исключительной экономичес­кой зоне РФ;

• невнесение в установленный срок платы за пользование жи­выми ресурсами, штрафов и сумм в возмещение вреда;

• неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответст­вующего налогового органа;

• непредставление отчетных материалов по видам живых ре­сурсов, объемам вылова (добычи) и районам промысла живых ре­сурсов;

• снижение продуктивности и ухудшение качественного со­става видов живых ресурсов, систематическое загрязнение вод ис­ключительной экономической зоны по вине пользователя.

Добровольный отказ от промысла живых ресурсов должен быть заявлен пользователем:

• до начала промысла живых ресурсов - - уведомлением в письменной форме специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству не позднее чем за один месяц;

•~ во время промысла живых ресурсов — немедленно, с пре­кращением промысла.

3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 477

Закон предусматривает некоторые особенности рационально­го использования и сохранения трансзональных1 и трансгранич­ных2 видов рыб. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансзональных видов рыб встречается (встречаются) в исключительной экономической зоне РФ и в исключительных экономических зонах других прибрежных государств, Россий­ская Федерация сотрудничает с указанными государствами прямо или через компетентные международные организации в целях сохранения и увеличения такого (таких) запаса (запасов). Если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансграничных видов рыб встречается (встречаются) как в исключительной эко­номической зоне РФ, так и в районе, находящемся за ее предела­ми и прилегающем к ней, Российская Федерация прямо или через компетентные международные организации сотрудничает с госу­дарствами, ведущими промысел таких трансграничных видов рыб в районе, прилегающем к исключительной экономической зоне Российской Федерации, в целях сохранения такого (таких) запаса (запасов) в указанном районе, в том числе заключает с со­ответствующими государствами международные договоры по этим вопросам.

Особенные требования установлены также относительно прин­ципов рационального использования и сохранения анадромных3, ' катадромных4, далеко мигрирующих видов рыб и морских мле­копитающих. Российская Федерация, в первую очередь заинтере­сованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водоемах, несет первоочередную ответ­ственность за запасы указанных видов рыб во всем ареале их оби­тания и обеспечивает их сохранение путем регулирования про-

Трансзональные виды рыб — виды рыб, встречающихся в исключительной экономической зоне и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов.

2 Трансграничные виды рыб — виды рыб, моллюсков и ракообразных, за исключением живых организмов «сидячих видов», а также другие живые ресур­сы, встречающихся как в исключительной экономической зоне, так и в находя­щемся за ее пределами и прилегающем к ней районе, которые являются единым ареалом обитания этих видов живых ресурсов.

Анадромные виды рыб — виды рыб, образующихся в реках, озерах и дру­гих водоемах Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего образования.

Катадромные виды рыб — виды рыб» проводящих большую часть своего жизненного цикла в водах Российской Федерации, в том числе во внутренних водах и в территориальном море.

 

XIX. Особенности правового режима природных ресурсов...

мысла, осуществляемого только в водах в сторону берега от внеш­них границ исключительной экономической зоны РФ. Россий­ская Федерация несет ответственность за управление запасами катадромных видов рыб и обеспечивает мигрирующей рыбе до­ступ в исключительную экономическую зону и выход из нее. Про­мысел катадромных видов рыб ведется только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зо­ны в соответствии с Законом об исключительной экономической зоне РФ.

Вопросам разведки и разработки неживых ресурсов в назван­ном Законе уделяется намного меньшее внимание, нежели регу­лированию использования живых ресурсов. В соответствии с За­коном разведка и разработка неживых ресурсов производятся гражданами Российской Федерации и российскими юридически­ми лицами, иностранными гражданами и иностранными юриди­ческими лицами, иностранными государствами и компетентны­ми международными организациями на основании лицензии на разведку и разработку неживых ресурсов, выдаваемой специаль­но уполномоченным федеральным органом исполнительной влас­ти по вопросам геологии и использования недр.

Условия и порядок выдачи указанной лицензии, ее содержа­ние, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязан­ности пользователей лицензии, требования к безопасному веде­нию работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции рег­ламентируются Законами о континентальном шельфе РФ, о не­драх, о соглашениях о разделе продукции и международными до­говорами Российской Федерации.

Условия, предоставляемые иностранным гражданам и ино­странным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, не могут быть более благоприятными, чем условия, предоставляемые гражда­нам Российской Федерации и российским юридическим лицам.

К специфическим для российского экологического законода­тельства относятся требования Закона об исключительной эконо­мической зоне РФ о производстве энергии путем использования приливов, течений и ветра. Такое производство энергии осущест­вляется гражданами РФ и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими ли­цами, иностранными государствами и компетентными междуна­родными организациями на основании лицензии на производство энергии путем использования приливов, течений и ветра, выда-

3. Правовой режим использования природных ресурсов исключит, эконом, зоны 479

ваемой специально уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти по охране окружающей среды по согласова­нию с другими специально уполномоченными федеральными ор­ганами исполнительной власти по рыболовству, по вопросам геологии и использованию недр, по обороне и только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Важное место в Законе занимают положения о ресурсных и морских научных исследованиях.

Элементами правового механизма защиты и сохранения мор­ской среды в исключительной экономической зоне служат:

государственная экологическая экспертиза;

• государственный экологический контроль;

• государственный экологический мониторинг;

• требования о сбросе вредных веществ;

• экономические меры.

Что касается государственной экологической экспертизы, контроля и мониторинга хозяйственной и иной деятельности, особых специфических требований Закон здесь не предусматрива­ет. Уточняется, что государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием специально уполномоченного федерального ор­гана исполнительной власти по рыболовству в соответствии с за­конодательством РФ.

Особенностью регулирования Законом об исключительной экономической зоне РФ сброса вредных веществ является то, что нормы, правила и меры по предотвращению, сокращению и со­хранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппа­ратов, искусственных островов, установок и сооружений, дейст­вующие в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.