Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотор «союзного» класса


Мы продолжаем рассказ мом сцепления и т. д.) и пра- 'сборки необходимо прове-

о подготовке к соревнова- вильной регулировке. рить взаимное положение

ниям по картингу в классе При этом желательно диска 5 и фиксатора 7 (рис. 2).

«Союзный» 125-кубового внести изменения в конструк- Острые кромки выступов, по

двигателя дорожного мото- цию диска 8, дабы прибли- которым работает шарик

цикла «Минск». зить его к вилкам переключе- фиксатора, округляют радиу-

Технические требования ния 5 и 7 (рис. 1) и, таким сом 4—5 мм.
разрешают применение на образом, уменьшить зазор А, Кстати, с диска желатель-
картах класса «Союзный» ко- то есть обеспечить более но удалить пластину, вклю-
робок передач от спортивных полное зацепление диска с чающую сигнальное устрой-
модификаций минского мо- цилиндрическими выступами ство (см. рис. 1) нейтральной
тора — кроссовой и шоссей- на вилках переключения. передачи. А шлицевой конец
но-кольцевой. Но больший- Чтобы снять диск с оси, вала 9 (см. рис. 2) заранее
ство спортсменов используют надо срезать ее шляпку. Для доработать под установку
коробку серийного дорожно- этих целей подходит токар- имеющегося рычага пере-
го двигателя, о которой и ный станок, оборудованный ключения.
пойдет речь. патроном с прямыми кулач- Затем на КПП без валов,

Надежность серийной ко- ками диаметром не менее шестерен и вилок проверяют
робки передач (КПП) может 250 мм (при этом опорная работу механизма переклю-
быть обеспечена только при пластина диска умещается чения. Диск 5 (см. рис. 2) дол-
аккуратной эксплуатации (пе- между кулачками). жен поворачиваться на не-
реключениях с полным выжи- Сняв диск с оси, под него обходимый угол, соответст-

подкладывают шайбу толщи- вующий включаемой переда-

--------------------------------------------------- ной 0, 5—0, 7 мм, а под болт че, одной из собачек—11 или

Продолжение (начало крепления Мб — шайбу фи- 13. Надо убедиться, что при

см. № 5 за 1992 г., № 1 и гурную, чтобы он свободно вращении вала переключе-

3 за 1993 г.) вращался (см. рис. 1). После ния передач 9 (см. рис.2) со-


бачки подводят диск точно к необходимому положению. Иными словами, чтобы на каждой из передач диск зани­мал окончательное положе­ние именно под действием собачек, а не благодаря давлению на выступы шари­кового фиксатора 7. Это условие не распространяется на положение диска, соответ­ствующее нейтральным пере­дачам. При необходимости механизм переключения ре­гулируют доработкой упоров пластины диска 5 (см. рис. 2).

Далее в невращающихся центрах при помощи стре­лочного индикатора проверя­ют биение первичного 3 и промежуточного 27 валов (рис. 3). Оно не должно превышать 0, 05 мм.

В случае установки само­дельного сцепления (см. АМС, 1992, № 5) следует на отрезном" круге укоротить на необходимую величину резьбовой конец первичного вала.

Контролируют также и ра­бочие плоскости зацепления боковых кулачков. С осью вала они должны составлять угол 3—5° во избежание самопроизвольного выклю­чения передач (см. рис. 1). Если это необходимо, плоско­сти дорабатывают алмазным надфилем, шлифовальным кругом, а острые кромки скругляют.

Некоторого усовершенст­вования требует посадка ше­стерни первой передачи 30 на промежуточном валу 27 (см. рис. 3). На высокооборотном двигателе из-за большой раз­ницы угловых скоростей вра­щения вала и шестерни, а так­же недостаточной твердости рабочих поверхностей шес­терню 30 может заклинить на валу. Простейший выход из положения — уменьшить диаметр рабочей поверх­ности вала на 0, 05—0, 1 мм с помощью абразивного брус­ка в токарном станке. При этом посадочное место шес­терни делают бочкообраз­ным. Более основательное решение проблемы — уста­новка бронзовой втулки или игольчатого подшипника.

Регулировку зацепления боковых кулачков проводят на собранной КПП со снятой крышкой. Начинают с про-


верхи зацепления пары ше­стерен 29 и 30 (см. рис. 3). При включенной первой пе­редаче между вилкой 1 (см. рис. 2) и шестерней 29 (см. рис. 3) должен существовать зазор. В противном случае (если шестерни прижаты од­на к другой усилием вилки) под пластину крепления ди­ска 5, которая притянута к корпусу винтами 4 (см. рис. 2), устанавливают прокладки из фольги до образования зазора.

Чтобы проверить полноту зацепления при включении остальных передач, необхо­димо измерить боковые за­зоры между шестернями 4, 7, 8, 29, 28 (см. рис. 3). Для этого к ним по бокам прилепляют пластилиновые шарики диа­метром около 4 мм. Затем закрывают крышку КПП, установив под нее прокладку, которая будет использована в дальнейшем. С этой крыш­ки снимают корпус сальника 16 (см. рис. 3) и осаживают подшипники 9 и 25 так, чтобы осевой люфт валов КПП был в пределах 0, 2—0, 3 мм. Уста­новив необходимое для со­хранения этого зазора коли­чество регулировочных про­кладок 11, 12 и 23, 24 (см. рис. 3), закрывают крышку 16.

Затем, вращая валы ру­кой, последовательно вклю­чают все четыре передачи и вновь разбирают КПП. Ре­альные боковые зазоры меж­ду шестернями определяют, измеряя толщину сплющен­ных пластилиновых шариков.

Если зазор больше 1, 0 мм или, наоборот, практически отсутствует, необходима ре­гулировка.

В случае, когда зазор между шестернями 4 и 7 (см. рис. 3) слишком велик, на необходимую глубину сле­дует проторцевать шестерню 4 со стороны упорной шайбы 5. Торцуют шестерню по диаметру чуть большему на­ружного диаметра упорной шайбы 5, чтобы она могла углубиться в тело шестерни. С другой стороны, между шестерней ведущего вала 3 и шестерней 4 (см. рис. 3) устанавливают стальную ка­леную (!) шайбу. Ее толщина равна глубине торцевания, а наружный диаметр должен быть меньше диаметра впа­дин шестерни ведущего вала 3.

Если же зазор между шестернями 4 и 7 отсутствует, шестерню 4 торцуют со сто­роны шестерни ведущего ва­ла 3. А вместо упорной шайбы 5 (см. рис. 3) изго­товляют новую (разумеется, стальную каленую), утолщен-


ную на необходимую величи- колец 6 обязательно прове- 'После регулировка КПП

ну. ряют легкость вращения и следует убедиться в четкости

Аналогично регулируют осевого перемещения шесте- включения передач и легко­
боковой зазор зацепления рен 4 и 28 (см. рис. 3) на сти вращения шестерен и ва-
шестерен 28 и 29. валах. Даже незначительный лов. В случае каких-либо

Зачастую бывает слишком натяг может привести к само- заеданий необходимо обяза-

велик зазор между шестер- произвольной разборке узла. тельно найти причину и устра-

ней 7 и валом 8 (см. рис. 3). При снятии-установке пру- нить.

Для его уменьшения вал жинных колец 6 требуется По выполнении этих работ

8 торцуют по плоскости упо- особая аккуратность. Обычно коробка передач готова к

ра в шлицы вала 3. Причем эти операции проделывают установке в картер при сбор-

если в процессе регулировки двумя тонкими отвертками, ке двигателя.

КПП понадобилось обрабаты- закрепив вал в тисках. Кольца А. СИСЮКИН,

вать вал 8, то необходимо снимают и надевают с мини- мастер спорта

еще раз отрегулировать осе- Цельными деформациями,

вой люфт первичного вала. проверяя надежность их фик-

При сборке пружинных сации в канавках.. Продолжение следует

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Декларація незалежності | А. СИСЮКИН, мастер спорта




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.