Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции занятости в российском здравоохранении: эмпирическое исследование






Оценка ситуации, сложившейся на рынке труда в российском здравоохранении, проводилась на основе доступной информации, предоставляемой Росстатом, Минздравсоцразвития, а также на базе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья семьи (RLMS) за ряд прошедших лет.

Отраслевая статистика (Росстат)

Общей динамике занятости врачей. В России, где относительное число врачей традиционно было очень высоко еще с советских времен, этот показатель стал после 1990 года несколько снижаться. Однако уже с 1995 года он постоянно растет.

Углубление специализации. Что касается структуры занятости врачей по специальностям, в России видна примерно та же тенденция, что и в западных странах, - углубление специализации. В 2005 году численность терапевтов в расчете на 10000 человек населения была ровно такой же, как в 1990 году, тогда как общая численность врачей увеличилась.

Географическая неравномерность распределения врачебных кадров по территории за последние 10-15 лет не только не сократилась, но и продолжает углубляться. В 2006 году при средней численности 49, 4 врачей на 10000 населения регионы, наиболее обеспеченные врачебными кадрами, опережали средний уровень почти вдвое – это Санкт-Петербург, Чукотская автономная область и Москва.

И если по относительной численности врачей Россия стоит на одном из первых мест в мире, то пропорция «число медсестер / число врачей» в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. В США это соотношение составляет примерно 3, 7: 1, в Великобритании – 5, 3: 1, в Финляндии – 4, 5: 1, в Норвегии и Канаде – 4, 7: 1. В России названный показатель устойчиво держится с начала 90-х гг. на уровне 1, 5, что свидетельствует о неэффективной структуре занятости – очень часто врачу, по сути, приходится исполнять обязанности медицинской сестры «по совместительству» со своими основными функциями.

инвестиции в образование. Здесь характерна та же тенденция, что и во многих других профессиональных областях. Если спрос на среднее профессиональное образование и выпуск из медицинских колледжей, сократившись в начале 90-х гг., остаются примерно стабильными, то в высшем медицинском образовании наблюдается рост: численность студентов в медицинских вузах с 1990 по 2007 учебный год возросла со 193 до 204 тысяч человек. В результате, растет предложение и занятость врачей на рынке труда в здравоохранении, и углубляются диспропорции, связанные с нехваткой среднего медицинского персонала.

Как известно, спрос на те или иные виды профессионального образования выступает косвенным индикатором привлекательности данной профессии и будущей работы. В этой связи особый интерес представляет такая важная характеристика занятости в сфере здравоохранения, как заработнаяплата. В России распространено устойчивое мнение о низких зарплатах врачей, которые никак не компенсируют тяжелый труд, и выступают причиной плохого качества медицинской помощи, нехватки персонала, распространенных в этой сфере теневых платежей и т. п. Действительно, зарплата российских врачей существенно ниже, чем у специалистов во многих других областях, также получивших высшее профессиональное образование. Заработная плата в целом по отрасли здравоохранения колебалась в течение с 1995 по 2005 гг. от 60 до 70% от средней зарплаты по экономике. Однако, хотя зарплата в здравоохранении ощутимо ниже среднероссийской, и врачи по этому показателю отстают от специалистов того же уровня во многих других отраслях, в последние годы разрыв сокращается. И если в российской экономике региональный разрыв в зарплатах населения падает незначительно, то в здравоохранении он сокращается существенными темпами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.