Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От числа опрошенных






 

  № п/п Отношения Стаж работы
        до 5 лет от 5 до 10 лет более 10 лет
    Чаще всего они носят конфликтный характер 18, 5 21, 4 23, 1
    Учащиеся и учителя, как правило, безразличны 13, 9 12, 2 15, 3
    друг другу      
    Отношения ограничиваются учебными вопросами 22, 9 19, 8 16, 0
    Хорошие отношения у каждого школьника лишь с одним-двумя учителями 22, 3 20, 5 17, 3
    С большинством учителей отношения учащихся имеют теплый, неформальный характер 24, 4 26, 1 28, 3
           

 

Рассмотрение оценок, даваемых учителями своим отношениям с учащимися, показывает, что по мере вхождения в педагогическую профессию все больше учителей считают, что отношения с учащимися носят неформальный, теплый характер, и все меньше учителей считают, что их отношения ограничены лишь учебными вопросами. Однако можно заметить и другую тенденцию – все больше учителей отмечает конфликтный характер отношений с учащимися. Таким образом, можно заключить, что взаимоотношения с учащимися все больше поляризуются по шкале «теплые отношения – конфликтные отношения», что свидетельствует о их стереотипизации и однозначности, с меньшим количеством промежуточных вариантов.

Отметим также, что профессиональная деятельность педагогов не всегда опирается на поддержку родителей. Единодушие участников опроса указывает на устойчивость систем отношений (табл. 33).

 

Таблица 33

 

Распределение ответов учителей на вопрос «Как складываются ваши отношения с родителями учащихся?», % от числа ответов

 

  Стаж работы
п/п Отношения до 5 лет от 5 до более
      10 лет 10 лет
  Отношения только на родительских собраниях и если вызовут в школу 42, 7 39, 4 33, 4
  Отношения ограничиваются только учебными вопросами 31, 1 31, 7 29, 3
  Отношения носят доверительный характер 15, 6 15, 3 25, 6
  Хорошие отношения только с одним-двумя учителями 10, 1 13, 0 9, 3
  Сложились конфликтные отношения 0, 4 0, 6 2, 4
         

 

Во взаимоотношениях с родителями просматривается та же тенденция: с ростом стажа педагогической деятельности все меньше становится родителей, с которыми общение ограничивается лишь учебными вопросами или родительскими собраниями, а увеличивается число родителей, с которыми установились определенные отношения.

Основная причина этого положения кроется в статусе учителя. Вслед за рядом специалистов подчеркнем, что его профессиональная деятельность стала носить остро противоречивый характер, связанный с необходимостью выполнения им двух диалектически сопряженных друг с другом функций – государственного служащего и социального работника, воспитателя в широком смысле этого слова. Ориентация учителей на выполнение той или иной функции и определяет их отношение к процессам, происходящим в школьной жизни.

Как государственный служащий учитель призван обеспечить соответствие результатов обучения и воспитания школьников интересам государственной системы, которая, строго регламентируя его деятельность, обязывает учителя обеспечить подготовку школьников, одинаково соответствующую нормативным требованиям государственных программ обучения и воспитания, что, следовательно, подразумевает сосредоточение внимания учителей на воспитании в детях в первую очередь дисциплинированности, исполнительности, строгого послушания, основанных на уравнительных требованиях.

Как социальный работник учитель несет ответственность за полноту и всесторонность удовлетворения потребностей в общем образовании самых различных индивидов. В этом случае деятельность учителя осуществляется в условиях очевидной дифференциации их потребностей и общем образовании, которое, как было показано выше, эволюционирует в сторону «социально специализированного». Это, соответственно, предполагает формирование демократических отношений со своими учениками, учет их потребностей и интересов.

Другим направлением, где закладывалась база подхода к изучению педагогического взаимодействия, было изучение педагогического такта. Одним из ведущих ученых, занимавшихся этой проблемой, был И. В. Страхов. В качестве исходного признака педагогического такта И. В. Страхов, вслед за К. Д. Ушинским, указывал меру педагогического воздействия и аналогичное проявление личностного влияния педагога на ученика на вербально-семантическом и экспрессивном уровнях [199]. Можно отметить, что понятие меры трактовалось И. В. Страховым как соответствие педагогического воздействия решаемой учебно-воспитательной задаче, психологической ситуации урока, психическому состоянию соучастников деятельности и другим факторам, воплощающим психолого-педагогический подтекст урока.

Вторым существенным признаком педагогического такта является единство обращения и отношения, под которым подразумевалась психологическая адекватность информационно-семантической (содержательной) и эмоционально-выразительной характеристик системы общения учителя с учениками. Важно, чтобы смысловая сторона учительского обращения получала ситуативно оправданную эмоционально-экспрессивную поддержку.

В качестве еще одного значимого показателя такта учителя И. В. Страхов называет установление на уроке единства делового и психологического контактов. Речь идет о позитивном психолого-личностном насыщении деловых взаимоотношений в системе учитель–ученик–класс, что подразумевает ориентацию на индивидуально-возрастные качества учащихся, психические состояния, переживаемые отношения к деятельности и т. д.

И в данном исследовании была сохранена педагогическая направленность, не было акцентирования внимания на том, какова позиция ученика, по отношению к которому ведет себя тактично учитель. Ученик как один из субъектов педагогического общения не является простым «вместилищем» того, что дает ему педагог. Суть личности, подчеркивает Р. Р. Кондратов, не в пассивном усвоении готового опыта или в принятии обстоятельств, а в преобразовании их, в преобразовании своей деятельности и, в конечном счете, в самоизменении [92, С. 120].

Среди основных составляющих педагогического такта большую роль играет умение педагога контролировать себя в общении с учащимися.

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ (Марион Снайдер)

Инструкция. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».

 

1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.