Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИЗМЕНЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ СТРУКТУР СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГОВ




 

Проблема динамики различных образований личности в процессе становления педагога-профессионала традиционно рассматривалась в рамках приобретения опыта и так называемых ЗУНов. Вопросы изменения сознания и деформации его структур длительное время не изучались. В то же время появившиеся относительно недавно работы, посвященные проблеме профессионального сознания педагогов, направлены на решение весьма важных вопросов, среди которых можно отметить такие, как:

– характер отражения приоритетности различных направлений профессиональной подготовки студентов и деятельности учителей в сознании студентов и педагогов (Г. В. Акопов);

– методологические аспекты проблемы профессионального сознания педагогов (Н. Н. Нечаев);

– влияние расширения информационной основы деятельности, введения активных форм и приемов работы и стимулирования познавательной активности личности в рамках формирования профессионального самосознания учителя (М. Л. Васильковская);

– факторы и структуры профессионально-педагогической направленности личности студентов педвуза (Н. А. Гоголев);

– роль рефлексии в формировании профессионального сознания студентов в педвузе (А. Б. Некрасова);

– диагностика особенностей профессионального сознания студентов – будущих учителей и педагогов – методом анкетирования (Г. В. Акопов);

– адекватность самооценивания педагогических способностей преподавателями вузов (И. Н. Савицкая).

Поэтому в качестве самостоятельного направления исследования профессиональных изменений личности вполне можно считать деформацию сознания и мыслительных процессов. В данном исследовании их изменение рассматривалось через динамику процесса образования ассоциаций. Как указывает А. Анастази, названная вначале Ф. Гальтоном «Тестом на словесные ассоциации», методика была использована В. Вундтом и Дж. Кеттеллом для решения многочисленных психологических задач, связанных с исследованиями мыслительных процессов [16, С. 192]. Клиническое применение методики словесных ассоциаций связывают с психоаналитическим направлением, где наиболее ярким приверженцем данного теста был К. Юнг. Среди отобранных им 60 слов большая часть имела психосексуальную окрашенность, что, по мнению автора, позволяло, с одной стороны, выявить нарушения в мыслительных процессах, а с другой – рассмотреть области значимых внутренних конфликтов и скрытых влечений.

Сущность свободного ассоциативного эксперимента сводится к следующему: испытуемому предлагают как можно быстрее отвечать на слова-раздражители, предъявляемые экспериментатором, первым пришедшим на ум словом. По характеру ответов испытуемого можно судить о его установках, мотивах и эмоциональных состояниях. Эксперименты показали, что содержание ответов испытуемых обусловлено не только их индивидуально-психологическими особенностями, но также возрастом и профессией.



Чтобы нивелировать воздействие на результаты исследования предметной направленности педагога, в данной части эксперимента приняли участие лица с высшим образованием – педагоги, работающие в начальных классах и детских садах. В каждой возрастной группе было около 70 человек. Половой состав участников – женский. В качестве стимульного материала были подобраны слова, сгруппированные в следующие категории:

– просоциальные качества личности (принципиальность, отзывчивость, взаимопонимание, жизнерадостность);

– асоциальные качества личности (подозрительность, мстительность, грубость, капризность, несдержанность);

– профессионально значимые понятия (ребенок, журнал, знания, кукла, коллега, работа);

– бытовые понятия (дом, помощник, семья, природа, животные).

Анализ полученных результатов осуществлялся по двум критериям: логическому и грамматическому. В рамках логического критерия выделялись два типа реакций:

– центральные, в которых обнаруживается смысловая связь между стимулом и реакцией;

– периферические, в которых смысловая связь между стимулом и реакцией или полностью отсутствует, или опосредована.

Согласно полученным данным (табл. 6), вне зависимости от стажа работника наблюдается превосходство центральных реакций воспитателей над периферическими на все виды стимулов.

 

Таблица 6

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал