Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка личного состава караулов (дежурных смен)






Подготовка личного состава дежурных смен – это целенаправленная деятельность должностных лиц органа управления, подразделения ГПС по обучению личного состава ГПС в период дежурства, проведению в плановом порядке системы мероприятий в целях обеспечения постоянной готовности дежурных смен, успешного выполнения служебных, производственных задач и функциональных обязанностей.

Порядок организации и проведения занятий по подготовке личного состава дежурных смен ежегодно устанавливается приказом (распоряжением) начальника органа управления (подразделения) ГПС.

В приказе анализируются и утверждаются результаты обучения личного состава за истекший год, приказом утверждаются документы планирования подготовки личного состава дежурных смен, ответственные за организацию учебного процесса лица, на новый учебный год. Допускается приказ об организации подготовки личного состава дежурных смен объединять с приказом о порядке организации и проведения занятий в системе специальной подготовки по должности с соблюдением требований, предъявляемых к нему Программой [17].

Подготовка личного состава дежурных смен проводится в период дежурства. Начало учебного года - 15 января, окончание - 15 декабря.

Руководителям подразделений ГПС и их органов управления предоставляется право прерывать процесс обучения на срок не более 30 дней для усиления службы, подготовки и совершенствования учебной материально-технической базы, проведения спортивно-массовых мероприятий и бытового устройства личного состава.

Занятия не проводятся в дни государственных и национальных праздников.

Для организации и проведения занятий с личным составом в каждом подразделении оборудуется учебный класс, а также предусматриваются помещения, здания и сооружения в соответствии с Нормами проектирования объектов пожарной охраны.

Документы планирования подготовки личного состава караулов (дежурных смен):

План профессиональной подготовки личного состава дежурных смен подразделения на год (разрабатывается и утверждается как отдельный документ);

График совместных занятий личного состава дежурных смен, опорных пунктов пожаротушения, специализированной части по тушению крупных пожаров по обучению приемам работы со специальной пожарной и аварийно-спасательной техникой;

Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения;

Тематический план занятий на год (допускается разрабатывать и утверждать как отдельный документ);

Расписание занятий на месяц;

График проведения пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач;

График тренировок газодымозащитников подразделения;

Перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении;

Перечень объектов проведения пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач;

График проведения ночных занятий с личным составом дежурных смен руководством подразделения;

График отработки нормативов по пожарно-строевой подготовке и нормативов, подлежащих отработке и оценке выполнения при подготовке газодымозащитников;

График проведения занятий с личным составом подразделений ГПС по изучению новых технологий пожаротушения.

Перечисленные документы за исключением указанных в позициях 1, 4, 5 необходимо утверждать как обязательные приложения к приказу об организации подготовки личного состава караулов (дежурных смен).

Очередность изучения тем и количество часов на их отработку определяются и планируются, в зависимости от оперативно-тактической характеристики района выезда (охраняемого объекта) и выполняемых подразделением ГПС задач, равномерно в течение всего учебного года.

Учебная нагрузка должна составлять 2-4 учебных часа в течение одних дежурных суток и не менее 18 часов в месяц для каждой дежурной смены, продолжительность учебного часа - 45 минут.

Учет занятий ведут в журнале учета занятий по подготовке личного состава караула (дежурной смены). Он является основным документом учета работы и выполнения тематических планов, программ подготовки и расписаний занятий в дежурной смене. В журнал вписывают все виды занятий, выставляют оценки личному составу по результатам текущего контроля, а также отметки о зачетах и экзаменационные оценки.

Лица, проводящие занятия по подготовке личного состава дежурной смены должны заблаговременно разработать и иметь при проведении занятия методический план по изучаемой теме (см. Прил. 6).

Изучаемые в ходе занятий темы конспектируются личным составом в специальных тетрадях.

Сотрудникам (работникам), пропустившим занятия, руководителями занятий выдаются индивидуальные задания по пропущенным темам для самостоятельного изучения, после выполнения, которых сотрудники (работники) проходят собеседование с руководителем занятий. Учет выдачи и выполнения индивидуальных заданий ведется в разделе 3 Журнала учета занятий по подготовке дежурной смены, посещаемости и успеваемости личного состава. Контроль за выдачей индивидуальных заданий и прохождения собеседования осуществляется соответствующими начальниками дежурных смен.

В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не должны планироваться практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.

Изучение новых видов пожарной и аварийно-спасательной техники, нормативных правовых актов и иных документов, поступивших в подразделение, необходимо планировать по соответствующим дисциплинам за счет общего числа часов, и учитывать в журнале учета занятий по подготовке дежурной смены.

Практические занятия на местности, учебных полигонах и объектах проводятся в условиях, максимально приближенных к реальным, с соблюдением правил охраны труда и обеспечением безопасных условий выполнения упражнений и нормативов.

Личный состав подразделений ГПС, имеющий на вооружении СИЗОД, обязан проходить тренировки в непригодной для дыхания среде (теплодымокамере) под непосредственным руководством начальника подразделения (заместителя начальника подразделения) ГПС, на свежем воздухе под руководством начальника дежурной смены.

Занятия на огневой полосе психологической подготовки планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом по подготовке дежурных смен на год. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к воздействию факторов, моделируемых на снарядах огневой полосы психологической подготовки, определяется с учетом срока службы, но не должно быть менее двух в году (по одной в летний и зимний периоды).

Отработка нормативов по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке проводится согласно расписанию в часы плановых занятий и в зависимости от распорядка дня, но не реже одного раза в течение двух дежурных суток.

Итоги по отработке нормативов подводятся в дежурной смене и в подразделении ГПС ежеквартально и за год, по итогам определяют лучших по всем должностным категориям. Итоги за год объявляются приказом (распоряжением) начальника подразделения.

Перечень нормативов определяется начальником подразделения ГПС и включается самостоятельным разделом в годовой тематический план занятий. Номера нормативов, подлежащих отработке во время, предусмотренное распорядком дня, планируются отдельными позициями в расписании занятий по подготовке дежурных смен. Результаты отработки учитывают в журнале с указанием времени выполнения и выставлением оценок.

Водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также входящие в состав дежурных смен, техники по ремонту и обслуживанию транспортных средств, старшие мастера-диагносты, старшие мастера технического контроля, старшие механики по техническому оборудованию, старшие мотористы и мотористы подготовку дежурных смен проходят совместно со всем личным составом дежурной смены. В практических занятиях они участвуют, как правило, со своим расчетом и выполняют действия в соответствии с табелем обязанностей расчета.

Помощники начальников дежурных смен, командиры отделений, старшие инструктора газодымозащитной службы, старшие инструктора газодымозащитной службы и химической (радиационной) защиты (разведки), старшие мастера связи и специального оборудования, старшие мастера связи (входящие в состав дежурной смены), старшие респираторщики (респираторщики) подготовку личного состава дежурных смен проходят совместно со всем личным составом дежурной смены. На практических занятиях они выступают, как правило, в роли руководителя занятия со своим расчетом или выполняют действия в соответствии с табелем обязанностей расчета или должностной инструкцией.

Расчет учебного времени подразделения ГПС на учебный год приведен ниже, в таблице 4.3.1.

 

Таблица 4.3.1.

Содержание курса подготовки личного состава

караулов (дежурных смен) пожарной части на учебный год

 

№ п/п Наименование учебных предметов Всего часов на год
1. Общественно – государственная подготовка  
2. Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.  
3. Пожарно-профилактическая подготовка  
4. Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование  
5. Пожарно-строевая подготовка  
6. Физическая подготовка  
7. Противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка  
8. Охрана труда  
В С Е Г О:  

 

В таблице 4.3.2. приведен примерный тематический план подготовки личного состава караулов на учебный год.

 

 

Таблица 4.3.2.

Тематический план (примерный)

подготовки личного состава караулов на год

 

№ темы Наименование темы Количество часов
Всего из них на занятия
классно- групповые практи- ческие
Общественно-государственная подготовка
1. Тема 1. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России. Задачи МЧС России на 20__ учебный год.      
2. Тема 2. Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с личным составом. Система работы по укреплению служебной дисциплины и правопорядка в подразделении.      
3. Тема 3. Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о структуре и порядке формирования органов государственной власти. Особенности избирательного процесса и участия личного состава в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.      
4. Тема 4. Россия третьего тысячелетия; ее место и роль в современной мировой истории.      
5. Тема 5. Современный терроризм: история возникновения, классификация. Участие МЧС России в мероприятиях по ликвидации последствий террористических актов.      
6. Тема 6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.      
7. Тема 7. Государственная политика в области патриотического воспитания граждан России.      
8. Тема 8. Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации. Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»      
9. Тема 9. Психология коллектива. Психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления      
10. Тема 10. История подразделения      
11. Контрольные (итоговые) занятия за период обучения (учебный год)      
Всего по предмету:      
Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
12. Тема 1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».      
13. Тема 2. Организация территориальной (региональной службы пожарной охраны, службы пожарной охраны субъекта Российской Федерации, службы пожарной охраны муниципального образования и службы пожарной охраны закрытого административного территориального образования) и дежурной службы.      
14. Тема 3. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества.      
15. Тема 4. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Последствия воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека.      
16. Тема 5. Тактические возможности подразделений ГПС по тушению пожаров и ликвидации ЧС.      
17. Тема 6. Основные (главные) действия подразделений по тушению пожаров и проведению АСР.      
18. Тема 7. Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (АСР).      
19. Тема 8. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.      
20. Тема 9. Работы по тушению пожаров и ликвидации ЧС в непригодной для дыхания среде.      
21. Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация ЧС в неблагоприятных климатических условиях.      
22. Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС при недостатке воды.      
23. Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС в условиях особой опасности для личного состава.      
24. Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте.      
25. Тема 14. Тактика тушения пожаров и проведения спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.      
26. Тема 15. Действия специализированных подразделений и формирований при выдвижении к местам тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в зоне обслуживания.      
27. Тема 16. Проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях.      
28. Тема 17. Первоочередные аварийно-спасательные работы (ПАСР).      
29. Тема 18. Оперативно-тактическое изучение района выезда, объектов (участков).      
1-й объект (название, адрес) (2)   (2)
2-й объект (название, адрес) (2)   (2)
3-й объект (название, адрес) (2)   (2)
4-й объект (название, адрес) (2)   (2)
5-й объект (название, адрес) (2)   (2)
6-й объект (название, адрес) (2)   (2)
7-й объект (название, адрес) (2)   (2)
8-й объект (название, адрес)      
30. Тема 19. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
31. Тема 20. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
32. Тема 21. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
33. Тема 22. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
34. Тема 23. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
35. Тема 24. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
36. Тема 25. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
37. Тема 26. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
38. Тема 27. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
39. Тема 28. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
40. Тема 29. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
41. Тема 30. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
42. Тема 31. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
43. Тема 32. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
44. Тема 33. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
45. Тема 34. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
46. Тема 35. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
47. Тема 36. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
48. Тема 37. «Тушение пожара в...» (Название и адрес объекта)      
Всего по предмету:      
Пожарно-профилактическая подготовка
49. Тема 1. Организация государственного пожарного надзора.      
50. Тема 2. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.      
51. Тема 3. Обеспечение безопасности людей при пожаре.      
52. Тема 4. Основы анализа взрывопожароопасности технологических процессов.      
53. Тема 5. Противопожарный режим при эксплуатации газовых нагревательных приборов.      
54. Тема 6. Порядок проверки противопожарного состояния жилого сектора.      
Всего по предмету:      
Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование.
55. Тема 1. Введение в курс «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование».      
56. Тема 2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.      
57. Тема 3. Пожарные насосы.      
58. Тема 4. Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.      
59. Тема 5. Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения.      
60. Тема 6. Специальные пожарные автомобили.      
61. Тема 7. Автоматические стационарные установки пожаротушения.      
62. Тема 8. Средства связи и автоматические установки пожарной сигнализации.      
63. Тема 9. Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент.      
64. Тема 10. Противопожарное водоснабжение.      
Всего по предмету:      
Пожарно-строевая подготовка
65. Зачетное занятие по проверке знаний материальной части закрепленных СИЗОД, практических умений и навыков их использования и технического обслуживания      
66. Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».      
67. Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.      
68. Тема 3. Подготовка личного состава работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.      
69. Тема 4. Пожарно-прикладной спорт.      
70. Тема 5. Подготовка к развертыванию, предварительное и полное развертывание      
71. Тема 6. Развертывание от места пожара к водоисточнику      
72. Тема 7. Развертывание с забором воды при помощи одного, двух гидроэлеваторов      
73. Тема 8. Развертывание с установкой лафетного ствола      
74. Тема 9. Развертывание с подачей воздушно-механической пены низкой и средней кратности      
75. Тема 10. Развертывание с подачей воды вперекачку      
76. Темам 11. Развертывание с подачей стволов по ручным пожарным лестницам      
77. Тема 12. Развертывание с преодолением различных препятствий      
78. Тема 13. Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки      
79. Тема 14. Подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам и с помощью спасательной веревки      
Упражнения для проведения тренировок в СИЗОД
80. Тема 16. Тренировка в теплодымокамере      
81. Тема 17. Надевание, снятие и укладка СИЗОД. Проведение проверок. (Тренировка в СИЗОД на свежем воздухе)      
82. Тема 18. Отработка правил работы в СИЗОД на чистом воздухе и в непригодной для дыхания среде. Расчет потребления воздуха. (Тренировка в СИЗОД на свежем воздухе)      
83. Тема 19. Отработка обязанностей постового на посту безопасности (Тренировка в СИЗОД на свежем воздухе)      
84. Тема 20. Отработка практических действий в сложных условиях (Тренировка в СИЗОД на свежем воздухе)      
85. Тема 21. Отработка приемов отыскания людей в задымленных помещениях. Обнаружение очага пожара, вынос «пострадавших» одним и двумя пожарными (Тренировка в СИЗОД на свежем воздухе)      
86. Тема 22. Отработка практических действий при неисправностях в СИЗОД (Тренировка в СИЗОД на свежем воздухе)      
87. Тема 23. Оказание первой доврачебной помощи газодымозащитнику при несчастных случаях в задымленной зоне и на чистом воздухе. (Тренировка в СИЗОД на свежем воздухе)      
Всего по предмету:      
Физическая подготовка
88. Тема 1. Подтягивание на перекладине      
89. Тема 2. Подъем переворотом      
90. Тема 3. Силовое комплексное упражнение      
91. Тема 4. Спортивные игры      
Всего по предмету:      
Противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка
92. Тема 1. Организационная структура гражданской обороны республики (края, области, города)      
93. Тема 2. Сигналы оповещения гражданской обороны и действия личного состава при получении сигналов      
94. Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения      
95. Тема 4. Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование      
96. Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля      
97. Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий гражданской обороны      
98. Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения      
99. Тема 8. Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники      
100. Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях      
101. Тема 10. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи      
102. Тема 11. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок      
103. Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника      
104. Тема 13. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях      
105. Тема 14. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях      
106. Тема 15. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и опасными химическими веществами      
Всего по предмету:      
Охрана туда
107. Семинарское занятие в объеме Правил охраны труда      
108. Тема 1. Основные требования законодательства Российской Федерации о труде и охране труда      
109. Тема 2. Требования нормативных правовых актов Российской Федерации к порядку расследования и учету несчастных случаев на производстве      
110. Тема 3. Требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов МЧС России к возмещению работодателями вреда, причиненного сотрудникам (работникам) увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых (служебных) обязанностей      
111. Тема 4. Требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов МЧС России к проведению обязательного личного страхования военнослужащих, граждан, лиц рядового и начальствующего состава ГПС      
112. Тема 5. Требования безопасности при ведении действий подразделений по тушению пожаров и проведении аварийно-спасательных работ      
113. Тема 6. Требования безопасности к объектам пожарной охраны      
114. Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике и пожарно-техническому вооружению и оборудованию. Порядок и сроки испытания пожарно-технического оборудования и вооружения      
Всего по предмету:      
Всего часов:      
Самостоятельная подготовка:
115. Тематика курса выбирается с учетом раздела 5 Программы подготовки, а также анализа состояния профессиональной подготовки личного состава подчиненных подразделений

 

 

Занятия по дисциплине «Общественно–государственная подготовка» проводятся в каждой дежурной смене каждое третье–четвертое дежурство (в рабочие дни руководителя занятий) в течение учебного часа в часы, предусмотренные распорядком дня по тематическим планам, в объеме 20 часов в год, разрабатываемым руководством подразделения ГПС на учебный год, с учетом тематики, ежегодно направляемой в подразделения органом его управления, а также профессиональной специфики и особенностей социально-экономического развития страны. Организация и проведение указанных занятий возлагаются на заместителя начальника подразделения ГПС по работе с кадрами, а при его отсутствии в штатах подразделения – непосредственно на начальника подразделения. Занятия учитываются в журнале учета занятий по подготовке личного состава дежурных смен, посещаемости и успеваемости личного состава. План проведения занятия утверждается начальником подразделения ГПС.

При изучении дисциплины «Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» должно обеспечиваться выполнение следующих задач:

приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

Программа основ организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ должна включать в себя основы тактики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также рекомендуемый перечень занятий по решению пожарно-тактических задач.

При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий не менее двух учебных часов. Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли руководителя тушения пожара на практических занятиях выступают:

начальник караула (дежурной смены);

начальник отдельного поста и начальник пожарного расчета (для отдельных постов).

В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику караула (дежурной смены).

С личным составом отдельного поста занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

Перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта Российской Федерации (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС. Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для подразделений ГПС, на территории которых имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.

Рекомендации по выбору объектов, на которых необходимо проводить занятия по решению пожарно-тактических задач, разрабатывает начальник пожарной охраны субъекта Российской Федерации (начальник пожарной охраны муниципального образования) с учетом оперативно-тактических особенностей охраняемой пожарной охраной территории и доводят их до подразделений ГПС в сроки, обеспечивающие своевременную разработку документов по планированию основной подготовки.

Занятия на объектах, где в условиях пожара возможно значительное задымление, выделение едких или токсичных паров и газов, следует совмещать с тренировками газодымозащитников. При наличии радиоактивных, сильно действующих ядовитых и химически опасных веществ необходимо применять специальные средства защиты. Порядок использования звеньев ГДЗС, приборов и специальных средств защиты отражается в плане и конспекте проведения занятия. При проведении занятий на объектах необходимо учитывать отраслевые правила охраны труда и производственной санитарии, планы ликвидации аварийных ситуаций и аварий.

К участию в занятиях необходимо привлекать аварийные службы и администрацию объекта, ведомственные пожарные команды и пожарные дружины. Привлечение на занятия указанных подразделений (формирований) в каждом конкретном случае согласовывается с руководителями объектов.

При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на противопожарное состояние объекта, принимать меры к устранению выявленных недочетов или информировать о них соответствующие структуры исполнительной власти области (города).

Во время решения пожарно-тактической задачи руководитель занятия обязан обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь и связь на пожаре.

Занятия по решению пожарно-тактических задач рекомендуется проводить по следующей схеме:

проведение инструктажа по правилам охраны труда и производственной санитарии;

изучение оперативно-тактической характеристики объекта и особенностей развития пожара;

решение пожарно-тактической задачи;

разбор и подведение итогов занятия.

Порядок организации и содержание пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач (далее - пожарно-тактические учения и занятия) регулируется Программой [17], если иное не установлено МЧС России. В планах профессиональной подготовки (графиках проведения пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач) должно быть обеспечено наглядное отличие (использоваться специальные символы, иной цвет и т.п.) видов учений и занятий, а также учений и занятий, планируемых к проведению в ночное время; указываться по каждому учению и занятию должностное лицо, выступающее в роли РТП;

Пожарно-тактические учения и занятия, не предусмотренные планом профессиональной подготовки (графиками их проведения), планируются планами основных организационных мероприятий органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления муниципальных образований), подразделений ГПС и их органов управления.

При изучении дисциплины «Пожарно-профилактическая подготовка» должно обеспечиваться выполнение следующих задач:

информирование личного состава подразделений ГПС о порядке осуществления государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведению пожарно-профилактического обслуживания;

раскрытие сущности технологических процессов производства и их пожарной опасности;

обучение применению знаний правил пожарной безопасности и строительных норм в условиях ведения боевых действий по тушению пожаров.

Подбор и содержание тем при разработке документов по планированию основной подготовки в части, касающейся данного предмета, определяются с учетом функций и задач, решаемых подразделениями ГПС, а также на основе анализа состояния и внедрения, современных организационно-технических решений, обеспечивающих пожарную безопасность обслуживаемого района (объекта). Теоретические разделы ряда тем могут изучаться личным составом самостоятельно. Перечень таких тем, объем, и содержание определяет руководитель подразделения ГПС с учетом подготовленности личного состава дежурной смены на данном этапе обучения.

При изложении учебного материала, контроле и оценке знаний обучаемых основное внимание следует уделить приобретению личным составом твердых навыков применения теоретических положений в условиях ведения основных (главных) действий по тушению пожаров. Построение и распределение излагаемого материала, постановка контрольных вопросов, логический переход от теории к решению практических задач, вероятные ошибки в действиях обучаемых и т.д. должны представлять собой обучающую программу и находить отражение в плане и конспекте проведения занятия по предмету обучения.

На практических занятиях, в том числе по пожарно-тактической подготовке, необходимо обращать внимание личного состава на важность умения личным составом анализировать и оценивать взрывопожароопасность технологических процессов, причин разрушения зданий и их строительных конструкций, причин и условий, затрудняющих эвакуацию людей и успешное тушение пожаров.

Темы 1, 3, 4 являются обязательными. Занятия по ним проводит заместитель начальника подразделения по профилактике (при его отсутствии - старший инженер части), по остальным - начальник дежурной смены и (или) лицо из числа профилактического состава.

При изучении темы 5 рекомендуется довести до обучаемых особенности применения газовых баллонов в быту и промышленности (установка, эксплуатация), условия их безопасного хранения, обратить внимание на скоротечность процессов разрушения конструкций баллонов при пожаре, физические и пожароопасные свойства газов, применяемых в газовых нагревательных приборах.

При изучении дисциплины «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование» должно обеспечиваться выполнение следующих задач:

дать личному составу знания в области устройства, технических возможностей пожарной и аварийно-спасательной техники и особенностей работы ее механизмов;

совершенствовать умения и навыки обучаемых по эффективному использованию пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и специального оборудования при тушении пожаров.

Программой данного курса предусматривается изучение материальной части, технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения, оборудования и специальных агрегатов, приобретение обучаемыми навыков их практического использования с учетом знаний, полученных в период прохождения курсовой подготовки. Занятия, на которых изучают образцы приборов, агрегатов и механизмов, проводят в специальных классах (при их наличии), а также в условиях практической эксплуатации этих приборов, механизмов, агрегатов на учебно-спортивных площадках, полигонах, объектах. Необходимо широко пользовать плакаты, макеты и другие методические пособия.

Перед началом практических занятий необходимо провести инструктаж по соблюдению соответствующих требований безопасности и добиваться их соблюдения. Теоретические положения следует раскрывать с учетом уровня подготовленности обучаемых и в объемах, необходимых для лучшего понимания устройства пожарной и аварийно-спасательной техники и условий ее эффективного использования при тушении пожаров.

Изучение курса в новом учебном году необходимо начать с входного контроля знаний личным составом классификации пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, элементов конструкции и тактико-технических характеристик пожарных и аварийно-спасательных автомобилей основного и специального назначения, находящихся на вооружении подразделения ГПС, территориальной пожарной охраны. Учет такого контроля ведется в журнале учета занятий по основной подготовке, посещаемости и успеваемости личного состава.

Проверка знания личным составом табеля положенности пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения (специального оборудования), его размещения на пожарном и аварийно-спасательном автомобиле должно осуществляется при приеме и сдаче дежурства путем устного опроса. Проверка знаний назначения, устройства и принципа действия пожарных стволов, генераторов для получения воздушно-механической пены, ручных пожарных лестниц, пожарных гидрантов и пожарной колонки, порядка и содержания испытания оборудования осуществляется на занятиях, как по данному предмету, так и по пожарно-тактической, пожарно-строевой подготовке и на итоговых зачетах.

Обязательным является обучение (совершенствование навыков) личного состава практическим действиям при использовании гидроэлеватора при всех схемах гидроэлеваторной системы, пуске в работу установок пожаротушения, выполнении работ с механизированным пожарным и аварийно-спасательным инструментом, установке пожарной насосной станции на водоисточник.

На занятиях по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» должно обеспечиваться выполнение следующих задач обучения:

обеспечение системное формирование и доведение до необходимой степени совершенства профессионально-прикладные умения и навыки работы с пожарно-техническим вооружением, приборами, средствами и агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

формирование у обучаемых волевых и морально-психологических качеств, обусловленных спецификой профессиональной деятельности личного состава;

приобретение навыков слаженной работы в составе пожарного (аварийно-спасательного) расчета, дежурной смены;

обеспечение единства обучения по пожарно-строевой и пожарно-тактической подготовке.

Пожарно-строевая подготовка проводится путем индивидуального обучения в составе пожарного (аварийно-спасательного) расчета, дежурной смены, сдачи нормативов, проведения спортивных соревнований по пожарно-прикладному спорту, конкурсов профессионального мастерства.

Занятия по пожарно-строевой подготовке проводит начальник дежурной смены или помощник начальника дежурной смены (начальник расчета) под его руководством.

На каждое занятие соответствующим руководителем составляется план проведения занятия (упражнения), включающего в себя: цель, задачи и организационно-технические мероприятия и состоящего из подготовительной, основной и заключительной частей. При составлении плана особое внимание следует уделить расчету времени на решение учебных задач и отработку каждого учебного вопроса, выбору методов (методических приемов) обучения и тренировки, факторов, способствующих приобретению и совершенствованию навыков, а также мерам безопасности при обучении и тренировке. Необходимо также определить содержание действий помощника начальника дежурной смены (начальника расчета).

Содержание занятий, объем, и последовательность изучения тем ежегодно обновляются с учетом подготовленности личного состава и совершенствования учебной материально-технической базы.

К практической отработке упражнений личный состав может приступить только после уяснения соответствующих требований правил по охране труда, предварительного изучения (повторения) устройства аппаратов, механизмов, приборов и приспособлений, которые намечено использовать при проведении занятий. Особое внимание следует обратить на обеспечение безопасных условий работы на высотах, со спасательной веревкой, механизированным инструментом.

Теоретические разделы и индивидуальные упражнения ряда тем могут изучаться и отрабатываться обучаемыми самостоятельно. Перечень таких тем и упражнений определяет руководитель подразделения индивидуально для каждого обучаемого с учетом его подготовленности на данном этапе обучения. Контроль осуществляется в установленном порядке.

При подборе упражнений руководители подразделений ГПС самостоятельно определяют степень их сложности, схемы развертывания и их разновидности. Указанные особенности должны учитываться при составлении расписания занятий.

Личный состав, допущенный к работе в СИЗОД, может приступить в новом учебном году к практической работе в них только после сдачи зачета на знание материальной части противогаза (аппарата) и правил работы в них. Результаты приема зачетов оформляются протоколом в 3 экземплярах: один экземпляр остается в подразделении, второй и третий направляются соответственно начальнику газодымозащитной службы территориального и местного гарнизонов пожарной охраны для обобщения и контроля. Средний и старший начальствующий состав сдает зачет один раз в два года в порядке, определяемом органом управления ГПС. Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в процессе тренировочных занятий, как на свежем воздухе, так и в непригодной для дыхания среде. Закрепление знаний материальной части дыхательных аппаратов осуществляется при их техническом обслуживании (проведении проверок).

Общее количество времени, отводимого на учебные занятия и сдачу контрольных нормативов для рядового и начальствующего состава ГПС МЧС России, по дисциплине «Физическая подготовка» составляет 100 часов.

Физическая подготовка в дежурной смене проводится в часы плановых занятий в объеме, предусмотренном Программой [17], а также в количестве 20 часов в год в отведенное распорядком дня время на спортивные мероприятия. Продолжительность занятия – один-два часа. Отдельные упражнения и контрольные нормативы отрабатываются и сдаются вне службы по планам спортивно-массовых мероприятий органа управления (подразделения) ГПС (в объеме 60 часов). Личный состав, несущий службу по сменам, к сдаче контрольных нормативов готовится самостоятельно с учетом рекомендаций специалистов по физической подготовке.

Личный состав ежегодно проходит медицинское освидетельствование и для сдачи контрольных нормативов распределяется с учетом возраста и состояния здоровья на медико-возрастные группы.

Тематика занятий в дежурной смене определяется тематическим планом и расписанием занятий с учетом индивидуального уровня общей и специальной физической подготовки личного состава. В целях повышения уровня специальной физической подготовки личного состава, в особенности газодымозащитной службы, необходимо включать в тематический план комплексы специальных упражнений.

При изучении предмета «Противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка» необходимо обеспечить выполнение следующих задач:

совершенствование готовности личного состава к действиям при угрозе применения боевых действий противников и при ликвидации последствий таких действий;

обучение личного состава слаженным, умелым и быстрым действиям в условиях тушения массовых пожаров, а также пожаров в очагах химического и радиоактивного заражения, районах стихийных бедствий, катастроф;

обучение личного состава правилам и приемам защиты от поражающих факторов современных средств поражения;

обучение личного состава основным приемам оказания пострадавшим первой медицинской помощи.

Решение задач по курсу «Противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка» позволяет использовать накопленный в области (республике, крае) опыт по проблемам военно-мобилизационной работы, учесть результаты деятельности функциональных подсистем и звеньев Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Обучение личного состава следует осуществлять с использованием средств защиты, приборов контроля и разведки и другого военно-химического имущества, методических пособий и технических средств, проводя мероприятия по совершенствованию и дальнейшему развитию учебной базы в соответствии с реальными потребностями. При этом главное внимание необходимо сосредоточить на практическом освоении ими своих функциональных обязанностей в условиях военного времени. В основу подготовки должны быть положены практические занятия.

В целях повышения эффективности и качества учебного процесса необходимо вносить ежегодно в методические планы проведения занятий, учебно-тематические планы и программы изменения и дополнения, учитывающие специфику местных условий и особенности производственно-хозяйственной деятельности объектов, расположенных на территории области, города (района), а также изменения, происходящие в структуре гражданской обороны.

Содержание обучения в новом учебном году должно обновляться с учетом тематики, рекомендуемой Программой [17] для обучения личного состава подразделения. Контрольные нормативы отрабатываются и сдаются в порядке, определяемом начальником подразделения ГПС, с учетом требований Программы.

Тематическим планом по данной дисциплине, в том числе для малочисленных подразделений, должно быть предусмотрено 10 часов учебного времени на изучение и отработку вопросов оказания первой медицинской помощи. Занятия должны быть спланированы и проведены комплексно, в начале учебного года в возможно короткий период. В последующие годы занятия по медицинской подготовке должны быть направлены на совершенствование этого вида обучения.

При проведении занятий основное внимание должно быть обращено на практическую отработку учебных вопросов, с тем, чтобы личный состав твердо усвоил и умел практически выполнять приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим. В целях закрепления приобретенных навыков рекомендуется планом проведения занятий по пожарно-тактической, пожарно-технической и пожарно-строевой подготовке предусматривать действия личного состава (вводные) по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему. Материальное оснащение занятий должно обеспечивать практическую работу обучаемого с использованием технических средств обучения, фантомов, муляжей и т.д. Для проведения занятий рекомендуется привлекать специалистов-медиков.

При обеспечении учебного процесса необходимо активно пропагандировать положительный опыт обучения, самоотверженные действия и поступки людей при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Занятия по темам 1, 2, 6 проводятся начальником подразделения или его заместителем – начальником штаба ППС ГО.

Дисциплина «Охрана труда» в подразделениях ГПС изучается в полном объеме в период специального первоначального обучения. Дальнейшее совершенствование знаний в данной области обеспечивается на занятиях по подготовке личного состава дежурных смен (на каждом практическом занятий) в объеме изучаемой темы. Конкретные вопросы, подлежащие повторению или отработке, формулируются руководителем занятия и отражаются в обязательном порядке в плане проведения занятия.

В начале нового учебного года начальник подразделения ГПС со всем личным составом проводит двухчасовое семинарское занятие в объеме Правил охраны труда в подразделениях ГПС[10]. При этом особенно внимательно следует рассмотреть требования безопасности при выполнении основных (главных) действий по тушению пожаров, несении караульной службы, проведении специальных работ на пожаре, а также требования безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.