Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живые удочки.






Обитатели в море встречаются удивительные. Раз мы вытащили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. Это хищная рыба — удильщик. Живет эта рыба в глубинах морей и ловится редко. На конце удочки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глу­пые рыбешки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы.

Дифференциация ч — ц

1. Назовите первый звук в словах чайка, цапля. Охарактеризуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции, назовите сходство и различие.

2. Прочитайте слоговые цепочки. Повторите их, как запомнили.

ча – ца – ча ца – ча – ца

ча – ца – ча – ца ца – ча – ца – ча

3. Прочитайте буквы слитно. Повторите получившиеся звукосочетания.

ч ц ч ц

а а о а е о и у

ц ч ц ч

4. Прослушайте слоги. Запишите:

а) первую букву каждого слога:

ча, чо, ца, чу, цо, цы, чи, це, че

б) последнюю букву каждого слога:

ач, ац, уц, уч, оц, ыц, оч, ич, иц, ец, еч

5. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

ача, учу, уча, ица, ечо, ецо, юца, уче, уце, ечи

6. Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последователь­ности.

цу — чу — цу чу — цу — цу — чу цо — чо — цо — чо

чу — цу — чу цу — чу — чу — цу чо — цо — чо — цо

цы — чи — чи — цы чи — цы — цы — чи

7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую — с буквой ч, во вторую — с буквой ц.

ча, цу, ач, уц, чу, чи, еч, це, оц, ца, яч, яц; чре, цве, чле, цвё, чте, чти, чмо, ача, аца, учу, уце, еце, ица, учи, уче, аце

8. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч — ц в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц в словах. За­пишите их.

а) в начале слова:

цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит

Слова для объяснения: чтит, цукаты.

б) в середине слова:

пчелка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцветает, цикады

Слово для объяснения: цикады.

в) в конце слова:

огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, матрац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец

2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц. (Вспомните, как пи­шутся ча, чу.)

а) из начала слова:

чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки

б) из конца слова:

грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кру­жевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница

в) из середины слова:

кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оцепили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отечество

3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами разного цвета.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: огурец, палец, стручок, очки, цепь, сморчок, ножницы и т.д.

3. Закончите слова, вставляя в них слог ча или ца.

ули... да... мельни... пугови... зада…

столп... уда... ку... пти...

кру... кори... ту... больни... горли...

5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слова третьего столбика раздели те на слоги.

огур… ­кала... умель... ту... гра...

паль... вра... уда... щип... от...

красави... москви... стрель... рукодельни... сквор...

6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица — уличный, овца — овечка.

рукавица—... луковица—... кольцо—... крыльцо—...

огурец —... лицо —... пуговица—... водица—...

цветок—... улица—... страница —... птица —...

синица —... теплица —... щипцы —...

7. Измените слова по образцу.

Образец: лиса — ли-сич-ка, ли-си-ца.

сестра—...—... коса—...—... вода—...—...

куры—...—... земля —... —... лук —... —...

лик—...—... лиса—...—...

8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составь­те схемы этих слов. Надпишите буквы ч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Разделите слова на слоги.

цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, ученица, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточки, чесночница, чертежница, летчица, пулеметчица

9. Спишите слова, вставляя пропущенную букву ч или ц.

...ерта,...епь,...веты,...ерешня,...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., та...ка, ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка.-.иха, пож­ни...ы, ветре...ный, но...ная, ме...татель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере...ни...а,...ирка...,...ти...а,...емодан...ик, за...епо..ка,...е...еви...ная, пе...ено...ный,...ыплято...ки, вол...и...а, буфет...и...а,...епо...ка,...вето...ек

Дифференциация ч — ц в предложениях

1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

проточная водица черная курица

крошечная царапина узорчатое полотенце

четырнадцатое число отличная оценка

2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и запишите предложение.

горячая бабочки

разноцветные яичница

чудесная сердечко

чужие горшочек

цветочный цыплята

чуткое сказочка

3. Составьте словосочетания, используя слова первой и второй строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Запишите их.

а) кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, коло­кольчики

б) печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются

4. Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.

Снесла курочка.... Летом целый день печет.... Лисица охоти­лась на. ... Куница утащила.... Среди колокольчиков стрекочут....... Аленушка печалится о... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет... число. Из малень­кого цыпленка вырастет большая....

5. Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы ч, ц.

волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цапля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак

Дифференциация ч — ц в связных текстах

1. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.