Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карточка № 1. Дуйте вдудки, бейте вложки!






Матрешки.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешки румяные.

Подбери к выделенным словам проверочные.

Обрати внимание, как пишется слово деревянные, запиши его по слогам.

Карточка № 2.

Подружки.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешка.

К выделенным словам подбери проверочные.

Карточка № 3.

Скороговорка.

У нас в реке живут бобры,

Бобры добры, бобры добры.

Подчеркни парные согласные.

19. Проверочные диктанты.

Пруд был широк. Низко над водой склонилась ива. На берегу рос большой дуб. Около дуба беседка. У берега стояла лодка. Вдали был глубокий овраг. К лесу вела узкая дорожка.

Лето.

Ребята бегут на пруд. На берегу большой луг. Там идет покос. Весь колхоз на работе. Дед Иван кладет сено на воз. Петя влез на воз. Женя повел лошадь во двор.

Осень.

Целый день идет дождь. У крыльца грязь и лужи. С поля давно убрали хлеб и картофель. Медведь залез в берлогу. Скоро зима.

Пруд.

Около нашего лагеря пруд. От дома к нему ведет узкая дорожка. По берегам пруда растут березки и дубки. На пруду мы часто катаем­ся на лодке. Вода в пруду чистая и гладкая. В тихой воде мелькают рыбки.

20. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы словами из текста.

Зима.

Пришла зима. Петя надел теплую шубку, шапку и варежки. Вы­шел в сад. В саду на дорожках лежал снег. У беседки намело сугроб. На пруду блестел гладкий лед. По льду мальчики катались на коньках. Петя сел в салазки и съехал с горки. Вопросы: Какое время года наступило?

Как оделся Петя?

Куда он вышел?

Где лежал снег?

Где намело сугроб?

Что блестело на пруду?

Что делали мальчики?

Что сделал Петя?

Дифференциация с — ш

1. Выделите из слов сани, шапка начальные звуки. Назовите первый звук в сло­вах сани, шапка. Охарактеризуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции. Скажите, чем похожи эти звуки, в чем их отличие.

2. Из данных звуков назовите похожие по артикуляции: о, с, п, у, ш.

3. Произнесите, затем запишите буквы с, ш, опираясь на кисть руки логопеда. (Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука с язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднима­ется вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, то произносим звук ш, вниз — звук с.)

Запишите буквы с, ш, опираясь на стрелки.

Методические указания. Логопед на доске пишет стрелки, направленные вверх и вниз, учащиеся записывают букву с или ш.

Образец: ¯ ­ ¯ ­

с ш с ш

в) Запишите буквы с, ш под диктовку логопеда.

г) Запишите буквы с, ш по условным значкам.

(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука с губы растягиваются в улыбке, при произнесении звука ш губы округляются. На условныйзнак — пишем букву с, на О — ш.)

Образец: — О — О О — О — —О

с ш с ш ш с ш с с ш

4. Прочитайте слоги и звуковые сочетания.

а а а а

о о о о

ш ш ш

у у у у

и ы и ы

с ш с ш

а о у и о е и и

ш с ш с

Дифференциация с — ш в слогах и звукосочетаниях

1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

са – ша ша – са аса – аша оша – оса

со – шо шо – со осо – ошо аша – асо

су – шу шу – су усу – ушу ашу – асу

си – ши ши – сы иси – иши ашо – асо

се – ше ше – се есе – еше аше - осе

Скажите, какими звуками отличаются эти пары.

2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

са, ша, шу, су, ши, си, сы, се, ше, шо, со, сё; сла, шла, шло, сли, ска, шко, шка, спа, шпа,

шпу, слё, шти

3. Прослушайте звукосочетания, выпишите только согласные.

аша, аса, ушу, усу, усы, ыши, уси, еси, еша, юса, уше

4. Прослушайте, запомните, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

са — ша — са ша — са — ша са — ша — са — ша

со — шо — со шо — со — шо шо — со — шо — со

су — шу — су шу — су — шу су — шу — шу — су

5. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну — с буквой с, в другую — с буквой ш.

са, се, ше, су, шу, ши, си, шо, сё, сю, ша, ста, шла, шпо, ела, слу, шлу, ска, шка, шку, ску, аша, ушу, усу, усе, усы, иси, ише, оси, оши

6. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку. (Использовать материал предыдущих задании.)

Дифференциация с — ш в словах

1. Прослушайте слова, выделите звуки с, ш, запишите соответствующие буквы.

а) из начала слова:

сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол, шутка, шар, сыр

б) из середины слова:

маска, кошка, миска, мошка, катушка, масло, лист, мышка, каска, уши, усы, басня, крышка

в) из конца слова:

душ, квас, наш, грош, нос, камыш, малыш, фокус, голос, галош, волос, голыш, кактус, лес

2. Спишите слова. Подчеркните в них слоги с ш, с.

сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша, Маша, ношу, носи, паши, несет, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, подушка, осин­ка, косичка, косилка, ватрушка

3. Определите наличие и место звуков с, ш в названияхкартинок. (Картинки подбирает логопед.)

4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти пары слов? С каждым словом устно составьте предложение.

басня – башня крыса – крыша уши - усы

каска – кашка шутки – сутки мишка – миска

5. Закончите слово, добавив слоги.

а) са или ша:

ли-… ко-… Ми-… коле-… но-…

ка-… су-… кры-… колба-… ро-…

б) сы или ши:

ли-… у-… но-… ро-… шала-… воло-…

ко-… у-… мы-… кры-… камы-… малы-…

6. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с, ш в них. Составь­те схемы этих слов, надпишите буквы с, ш над нужным слогом, а под схемой — соответствующее ей слово.

старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косынка, ват­рушка, шишки, братишка, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно

7. Спишите слова, вставьте пропущенные в них буквы с или ш.

а) игру...ка, пе...трый,...каф, кру...ина, кра...ивый,...катулка,..тальной,...ить, голо..., маку...ка, ме...то, ри...к,...агать, кро...ить,..крепка, камы...,...о...тав, плю...ка, пи...к, каранда..., вы...ивать, реди...ка, марты.., ка,...пу...тил...я,...ур...ит, кро...ки, голо...и...тый,...и...ка

б)...тра...но,...е...ть, пу...и...тый, пу...ты...ка,...ме...инка,...у...ки, па...ту...ок, ма...ини...т,...у...трый, бес...тра...ный,...у...укал...я, ве...ну...ки,...ти...ок

8. Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков с, ш в словах. Запишите слова-ответы.

Кто ведет поезд?

Нто светит днем?

Как называется человек, который пасет стадо коров?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ?

Как называются маленькие крапинки на лице?

Как называется дорога, по которой едут машины?

Слова для справок: машинист, солнышко, пастух, шер­стью, сушки, смешной, веснушки, шоссе.

9. Закончите предложения.

Да здравствует мыло....

И полотенце....

И зубной....

И густой....

Слова для справок: душистое, пушистое, порошок, гре­бешок.

10. Словарные диктанты

Методические указания. Логопед предлагает ученикам:

а) начертить схему слова и надписать буквы с, ш над соответствующим сло­гом; б) написать слова, деля их на слоги; в) писать слова, проговаривая их по слогам.

а) шапки, сушняк, слышен, шуршат, посыпались, пушистые, услышал, рассмешил, весна, пушок, шумный, весы, галоши, самолет, велосипед, автобус, астра, пошел, нашел, брошка, пешка, крылышко, сторонушка, спешка

б) стишок, стихи, дедушка, соловушка, головушка, наслушался, послушался, непослушный, шерстяной, шестеренка, поспеш­но, слышно, шерсть, шест, шествие, нашествие, путешествие, наступила, ландыши

в) используются слова из пункта а или б по выбору логопеда.

Дифференциация с — ш в предложениях

1. Измените словосочетания по образцу

а) ты носишь - я ношу; б) я ношу – ты носишь

ты просишь - … я прошу - …

ты спешишь - … я спешу - …

ты спишь - … я гашу - …

ты гасишь - … я рисую - …

ты рисуешь - … я сыплю - …

ты сыплешь - … я сею - …

ты сеешь - …

2. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

кашка - каска Гоше дали....

У пожарников железные....

мишка – миска Соне купили плюшевого....

Дай собаке... с супом.

крыша - крыса Надо менять старую....

Мы видели большую страшную ….

уши – усы У слона большие....

У дедушки пушистые....

башня – басня Мы видели Кремлевскую....

На уроке мы читали... Крылова.

3. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ш — черным.

а) веселый шоссе б) высокая овёс

ясное пастушок синий башня

сухое солнышко шерстяной шар

интересное кошка сушеный шарф

серая путешествие пушистый снег

4. Составьте и запишите предложения, подбирая к словам первого столбика водящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы с и ш.

а) сосна спешит б) листья пасет

Соня сохнет старушка шьет

мыши шумят солнышко сушит

камыши шуршат пастушок осыпаются

5. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

вкусная лапша сосновая шишка душистый ландыш

шесть шаров семь машин восемь матрешек

катаешься на санках моешься под душем красишь стену

вишневый сад десять шарфов старший машинист

посылаешь письмо торопишься в школу

6. Закончите предложение, вставив пропущенное слово с буквами с, ш, под­черкните вставленные буквы.

Саша уступил место.... Петушок, петушок, золотой..., масли­на..., шелкова.... Кошка сидит на... и греется на.... У Саши в диктанте всего одна.... Ласточка свила гнезды...ко под.... Саша и Леша братья. Леша моложе Саши, а Саша... Леши. Саня учится в новой.... Машины мчались по....

7. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с, ш.

Куку...ка ве...ело кукует,...а...а не...ет гру...и. Па...ту...ок...пе...ит домой....е...тра...шила...а...е руба...ку.

Ма...а не...ет бабу...кину...умку....а...е...тра...но. Он тру...и...ка. Как по...тели...ь, так и по...пи...ь....тоит Анто...ка на одной ножке.

Шутка.

Ве...елая...тару...ка У...тала...ить...тару...ка

Ве...ь день...егодня...ьет. И...ела у ворот,

За кругленькой кату...кой А с кругленькой кату...кой

...ледит пу...и...тый кот. Играть пу...тил...я кот.

8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу. Запишитеполучившиеся предложения.

Саша, под, собирать, шишки, сосной. Сухие, шелестят, под, листья, ногами. Покрыты, пушистый, снег, кусты. В, спешит, Саша, школа. Полянке, на, лесной, ландыш, душистый, растет. Сонина, рассказывает, бабушка, сказки, хорошо. Красную Шапочку, слу­шали, про, мы, сказку. Старушке, помогли, перейти, Саша и Шура, шоссе, через.

Дифференциация с — ш в связных текстах

1. Послушайте скороговорки. Запомните их, запишите по памяти.

Шишки на сосне, шашки на столе.

 

Наша серая кошка сидела на крыше,

А ваша серая кошка сидела выше.

 

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

 

На ходули встали мыши,

Чтобы стать как можно выше.

 

2. Диктанты. Зрительные диктанты

Пушок.

У нас есть кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка остренькие, усы длинные, шерстка пушистая, шелковистая.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.