Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заноза.






Соня срезала розу в саду. У розы шипы. У Сони заболела рука. Это была заноза. Мама вытащила занозу и смазала ранку йодом.

Творческие рассказы

1. Составьте рассказы, используя данные словосочетания.

Знойный день. Река Серебрянка. Раскаленный песок. Звонкие голоса. Загорелые спины. Вернулись домой. Заботливая сестра.

Морозный воздух. Озеро замерзло. Заиндевелые деревья и кусты. Звери в лесу. Зимняя спячка.

2. Составьте рассказ по опрным словам.

рассвет, проснулись, засверкала, застрекотали, запели, стрекозы пора спать, сестренка, не засыпает, просит рассказать, Сережа, интересная сказка, слушает, спокойно засыпает

Дифференциация б — п

1. Выделите начальные звукииз слов банка, палка.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т. Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактеризуйте эти звуки.

3. Выделите начальные звуки в словах Боря — Поля, бык — пыль, баня — память.

Дифференциация б — п в слогах

1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся слоги.

а а я я

о о ё ё

б п б п

у у ю ю

ы ы и и

2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно.

б п б п

о а а у а е у ю

п б п б

3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ба — па па — ба бя — пя пя — бя би — пи

бо — по по — бо бе — пе пе — бе пя — бя

бу — пу пу — бу бю — пю пю — бю бе — пе

бы — пы пы — бы би — пи пи — би пю - бю

4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого слога.

па, ба, бо, по, пы, пу, бя, пя, бу, бы, пе, бе; бло, пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля.

5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

апа, аба, оба, опа, упа, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо, упу, убу

6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности.

па – ба – па пу – бу – пу па — ба — па — ба

ба – па – ба бу - бу - пу ба — па — ба — па

пу — бу — бу — пу

бу — пу — пу — бу

7. Прочитайте, запомните повторите слоговые вялы.

Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно ряд за рядом они закрываются. Дети воспроизводят слого­вой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произнесение звон­ких и глухих согласных.

по — бо — по по – бо – по – бо бо – по – бо – по

би — пи — би пи – би – би – пи па – ба – па – ба

пя — бя — пя бу – пу – пу – бу бы – пы – бы – пы

бе — пе — бе бе – пе – пе – бе би – пи – би - пи

8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с бук­вой б, во вторую — с буквой п.

ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, опе

9. Выделите слоги с б и п из слов, запишите эти слоги.

пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугаи, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, плу­тишка, братик, плывет

Дифференциация б — п в словах

1. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п.

Образец: а) в слове палка — звук п, он находится в начале слова;

б) в слове забор — звук б, он находится в середине слова.

а) пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блузка, плакать, пилотка, блуждать

б) забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

палка — балка, башня — пашня, бела — пела

3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове звуков б, п.

Приблизительный перечень картинок: платье, брошка, грибы, сапоги, плита, бутылка, заплатка, забор.

4. Выделите из данных слов буквы б, п. Надпишите буквы б, п над схемой слов.

бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, букаш­ка, лопата, барабан, сапоги

5. К данным словам добавьте приставку по. Запишите получившееся слово.

Образец: белить — побелить.

белить—..., плакать—..., бороться—..., плыть—..., бродить—..., беседовать—..., бежать—..., петь—..., бы-зать—..., благодарить—..., будить—..., бегать—..., беспокоить —...

6. Вставьте в слова пропущенные слоги.

а) по или бо            
...ты ...ка ...жар...лото ...нес ...гас са...ги ра...та
...ле ...вар ...лет ...шел ...лел ...бер за...та за...ры
б) па или ба ры… ла... ар...     ...кет ...нан ...ран   ...гаж ...гор ...мять   ...бочка ло...та ры...ки
ли... ...ром ...рень ...зары
лам... ...лет ...мятник ...рады
в) пу или бу            
…сы ...ля ...ря ...чок ...тон...мага ...кашка...зырек...ренка ар...зы по...гай ре...сы
...кет ...лемет ...зина гло...сы
...динг ...ран ...говица ис...гать
...дильник ...мажка ...ровая раз...дить
г) пе или бе            
…ро ...лый ...рег ...карь ...чет ...жит ...да ...пел ...сок по...да за...гал за...вал
...нал ...рет ...ред по...жать
д) пи или би …лот ...тон ...нокль …ла   ...та ...лить...сать …дон   ...точки...рюза ...оны …онер   со...рать за...рать от...рать от…вать

 

7. Вставьте пропущенные в словах буквы.

а)...ок,...ол, су..., зу...ы,...лины, за…ор, …елка, та…очки,...ольшой,...удка, ка...ли, хло...ок,...латок, …лузка, …альто, …антик, то...ор, о...ои

б)...а...очка,...о...лавок,...о...елка,...о…ольше,...о...утный, …о…еда,...о...оище,...ро...олка,...о...итый, …о…ороть, …оку…ка

8. Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Подчерк­ните последний слог.

Образец: гриб — гри бы.

(Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

зуб—... гриб—... хлеб—... краб—... карп—... столб—... тулуп—...

куб—... клуб—... дуб—... голубь—... степь—... ястреб—... суп—...

боб—... зябь—...

9. Измените слова по образцу: карпы — карп, зубы — зуб.

столбы - … клубы - … голуби - …

тулупы - … супы - … проруби - …

хлеба - … грибы - … бобы - …

крабы - … кубы - … лбы - …

10. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., ло..., шта..., кар..., ра..., сно...

Слова для объяснения: потоп, зоб, раб.

11. Поднимите карточку с буквой б или п, когда услышите эти звуки в слове. Запишите эти слова.

плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брошка, пузы­рек, браслет

12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б, 10 слов с буквой п. Подчеркните буквы б, п разными карандашами.

13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержатся звуки б или п. Сделайте подписи к картинкам.

14. Запишите слова в три колонки: в первую — слова с буквой б, во вторую — с буквой п, в третью — с буквами б, п. Выделенные слова разделите на слоги.

побеспокоится, беседа, просьба, просить, благодарить, побла­годарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, по­бежать, победа, беда, палуба, пакет, блузка, пальто, платок, букаш­ка, балалайка, будильник

15. Ответьте на вопросы одним словом. Определите наличие звуков б, п в этих словах. Запишите слова.

Вопросы: Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

У какого дерева листья сильно пахнут после дождя?

У какого зверька на ушках кисточки?

Кто поедает вредителей в саду?

Где растут клюква и брусника?

Где растут рожь и пшеница?

Какой день наступает после четверга, после пятницы?

Как называется первый день недели?

16. В названиях каких профессий есть звуки б или п?

Слова для справок: портниха, бухгалтер, повар, уборщи­ца, певец, плотник, рыбак, сапожник.

17. В названиях каких учебных принадлежностей содержатся звуки б или п?

Слова для справок: портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка.

18. Прослушайте загадки. Отгадайте их. Скажите, в каких словах слышатся звуки б, п. Запишите эти слова.

На кустах белеют чашки,

А в них нитки и рубашки.

Деревянная река,

Деревянный катерок,

А над катером струится

Деревянный дымок.

Два братца

В воду глядятся,

Никак не сойдутся.

Уличный мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

В поле лестница лежит.

Дом по лестнице бежит.

Как взялась кума за дело,

Запилила и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Узловат Кузьма,

Развязать нельзя.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам.

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Отгадки: хлопок, поезд, берега, рубанок, воробей, пила, бел­ка, цепь.

19. Диктанты.

Слуховые диктанты

1. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученики чертят его графи­ческую схему, надписывают букву б или п над соответствующим слогом, затем пишут слово под этой схемой.

брови, бумага, путь, запутал, заборы, букашка, запоры, бабушка, попугай, бублики, побелка, напугать, брусника, пальто

2. Методическое указание. Логопед произносит слово, ученикизаписывают егопо слогам, проговаривая каждый слог.

болото, полотно, заплатка, басня, бутон, пакет, бутылка, платок, барабан, сапоги, попугай, забота, победа, побелка

3. Методическое указание. Логопед показывает картинки, не называя их.Ученики проговаривают слова по слогам и записывают их в тетради.

Приблизительный перечень картинок: грибы, береза, пироги, платок, бусы, барабан, пальто, рыба, памятник, облака, тополь.

4. Прослушайте и запишите слова с буквой б в одну колонку, с буквой п — в дру­гую.

липа, бумага, зубы, букет, полки, брат, рабочий, прыгал, бежал, торопился, спал, белый, плотный, прутик, будильник, погода, яблоко

Дифференциация б — п в предложениях

1. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками б, п. Запишитеих.

Арбуз и капуста — овощи. В парке было много лип. На березе набухли почки. Бочка по морю плывет. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

2. Спишите загадку и рассказ. Подчеркните буквы б, п.

Показался желтый бок, Покати — не тронусь с места.

Только я не колобок, Приросла к земле я крепко.

Не из мягкого я теста, Назови меня. Я....






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.