Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация согласных звуков






На первом занятии логопед дает детям понятие о звонких и глухих согласных. Сравнивая пары звуков з — с, б — п, д — т, в — ф, г — к, ж — ш, объясняет, что каждая пара звуков очень схожа по артикуляции и различается только тем, что при произнесе­нии звуков з, б, д, в, г, ж участвует голос, а при произнесении звуков с, п, т, ф, к, ш голос не участвует. Поэтому одни звуки называются звонкими, другие глухими.

Затем логопед может предложить детям ощутить работу голосо­вых связок (тыльной стороной ладони) при произнесении звонких согласных. После чего логопед говорит детям, что они не всегда правильно различают эти звуки, поэтому делают на письме ошибки, и предлагает им научиться правильно различать эти звуки.

 

 

Дифференциация з—с

1. Выделите начальные звуки из слов сани, зайка.

2. Из ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: с, к, з, у. Назовите сходства и различие звуков з, с. Дайте характеристику этих звуков.

3. Соотнесите звуки с, з с буквами.

4. Назовите начальные звуки в словах сани, зайка. Соня, Зоя, сыр, зубы, зонт, стол.

(Логопед называет звуки, дети поднимают буквы; логопед называет звуки, дети пишут буквы.)

5. Назовите начальные звуки в названиях картинок. (Логопед только предъяв­ляет картинки.)

Приблизительный перечень картинок:

а) зубы, сук, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, забор,

самовар;

б) стакан, звонок, стул, знамя, змея;

в) зебра, сетка, зеркало, семечко, сено, сирень, сеялка.

6. Назовите звуки з, с, если услышите в словах. Запишите соответствующие

буквы.

Методические указания: а) логопед называет слово, учащиеся называют звук

з или с, затем записывают букву с или з;

б) логопед показывает картинки, не произнося слова, учащиеся называют звуки, затем записывают буквы.

Приблизительный перечень слов: роса, гусак, возок, песок, поясок, музыка, осина, красивый, музей, воздух, рези­новый, полезно, веселый.

Приблизительный перечень картинок: коса, ро­за, лиса, хвост, береза, косы, усы, гуси, куст, свинья.

 

Дифференциация з – с в слогах

1. Образуйте слоги. Прочитайте их.

а а я я

о о ё ё

з с з с

у у ю ю

ы ы и и

2. Образуйте слоги. Прочитайте их.

з с з с

а о о у о е е ы

с з с з

3. Прочитайте слоги парами.

за-са са-за зя-ся ся-зя се-зе

зо-со со-зо зё-сё сё-зё зе-се

зы-сы сы-зы зи-си си-зи сю-зю

зу-су су-зу зе-се се-зе зю-сю

Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

4. Прослушайте: а) слоги, запишите начальные звуки каждого слога:

за, са, зы, сы, су, зо, зе, си, се, зё, сё, зи, зю, сю; злу, слу, зло, сло, слы, злы, зли, сли, сле, слё, зле, ска, зля;

б) звукосочетания, запишите только согласные:

аза, осу, азы, осо, озу, асы, изы, есы, езы, язы, ёсы, ёзы, узу, узы.

5. Прослушайте ряды слогов. Запомните и повторите их в той же последовательности. Запишите эти слоги по памяти.

за-са-за зи-си-зи су-зу-су сю-зю-сю са-за-са-за

са-за-са си-зи-си зу-су-зу зю-сю-зю за-са-за-са

ся-зя-ся зо-со-зо зы-сы-зы сё-зё-сё зы-сы-сы-зы

зя-ся-зя со-зо-со сы-зы-сы зё-сё-зё сы-зы-зы-сы

6. Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности. (Дается время на прочтение слогов одной цепочки, затем слоговой ряд закры­вается и т. д.)

са-за-за за-са-са са-за-са-за зу-су-зу-су

ся-зя-зя зя-ся-зя си-зи-си-зи зю-сю-зю-сю

7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой з, во вторую - с буквой с.

за, зу, са, зо, сы, зы, си, зи, зе, се, ею, зю, зо, со, аса, аза, узу, усы, узи, узе, усе, осо, озо, ызы, езу

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.