Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансирование и развитие: важность конференции






1. Предстоящая международная конференция, посвященная теме «Финансирование развития - обзор внедрения в жизнь Монтеррейского Соглашения», которая пройдет в Дохе с 29 ноября по 2 декабря, представляет собой отправную точку процесса пересмотра, инициированного Генеральной Ассамблей ООН при участии гражданского общества, содержания и реализации Документа по финансированию развития, принятого в 2002 в Монтеррее. Документ известен как «Монтеррейское Соглашение», он состоит из шести глав, посвященных важнейшим вопросам финансирования развития: мобилизация внутренних ресурсов; движение частного капитала; международная торговля; общественное содействие развитию; проблема внешней задолженности; наконец, не менее важный системный вопрос: как придать силу и целостность всемирной денежной, финансовой и торговой системе, чтобы оказывать содействие развитию.

В соответствии с процедурами ООН, пересмотр Документа завершился в начале 2008 года разработкой нового документа («Doha Draft Outcome Document»), который мало-помалу обсуждался и дорабатывался, чтобы к закрытию Конференции в Дохе подготовить документ, по которому все участники конференции могли бы достичь консенсуса.

В последние месяцы к этому сложному процессу переговоров добавилось нарастание всемирного финансового кризиса, корни которого - в системе ипотечного кредитования в США. Долго зарождавшийся кризис начал распространяться в начале сентября 2008, вовлекая в свою орбиту новые секторы финансовой системы и создавая трудности во все большем числе стран, финансовое положение в которых, при отсутствии внешних столкновений, не обещало долговременных проблем.

К росту цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, происходившему в начале 2008 года, теперь добавился финансовый кризис, в некоторых отношениях драматичный, одно из его отрицательных последствий: тема финансирования развития может отойти на второй план.

2. В этой ситуации представляется необходимым, чтобы правительства и международные организации предприняли шаги, чтобы блокировать дополнительное распространение нынешнего финансового кризиса: в самом деле, многие страны приняли решения, радикально противоположные тенденции, преобладавшей еще в недавнем прошлом, - довериться способности финансового рынка к саморегуляции. Правительства стран, затронутых финансовым кризисом, предприняли ряд шагов, знаменующих массированное возвращение общественного сектора на те же самые финансовые рынки, которые в последние десятилетия пережили отмену регулирования, приватизацию и либерализацию.

Поскольку политические акции такого рода могут быть успешными, если страны не будут продвигаться вперед, распыляя свои усилия, но будут координировать свои инициативы, 15 ноября 2008 была созвана чрезвычайная встреча в верхах великих держав: G-20, с участием наиболее влиятельных стран. Встреча G-20 проходила двумя неделями ранее, чем Конференция в Дохе, созванная под эгидой ООН, многие государства, не участвовавшие во встрече в верхах, не без оснований опасались, что первое событие, затронувшее ограниченное число стран, но привлекшее все внимание международного общественного мнения, может лишить конференцию в Дохе ее политического воздействия.

Две крупных международных встречи, близкие по времени, затрагивали похожую тему - финансы и кризис, финансы и развитие, даже если их политическое значение и задачи сильно друг от друга отличаются. Обе встречи сохраняют свое значение.

Все хотели бы, чтобы государства, представители которых собрались в Вашингтоне 15 ноября, принимали во внимание конференцию в Дохе и способствовали ее успеху. По сути, цель не в том, чтобы правительства достигли официального согласия по шести главным темам Монтеррейского соглашения, но и в том, чтобы поступательно развивалось общее чувство, совместная оценка проблем, появляющихся в области финансирования развития.

Если необходимо противостоять, также и на политическом уровне, возникающим чрезвычайным финансовым обстоятельствам, то не менее важно внимательно следить за мировым контекстом и взаимосвязями проблем, не только с точки зрения экономически развитых стран, но и в подлинно глобальной перспективе. Далеко не всегда самые горячие проблемы являются самыми важными! Напротив, гораздо более необходимо расставить приоритеты, когда ситуация усложнится.

Нет никакого сомнения в том, что нынешняя чрезвычайная финансовая ситуация сложилась после длительного периода, на протяжении которого ставилась цель немедленного получения краткосрочных финансовых результатов и игнорировались собственные измерения финансов: их подлинная природа, по сути, состоит в том, чтобы способствовать использованию сбереженных ресурсов там, где они содействуют реальному сектору экономики, благосостоянию, развитию всей человеческой личности и всех людей (Павел VI, Populorum progressio, 14). Конференция в Дохе таким образом дает шанс, который не может упустить международное сообщество - поставить в центре крайне важные вопросы, затрагивающие общее благо человечества: финансирование развития - это один из них.

Важные вопросы, затронутые в «Предварительном документе»

3. В том, что касается «Предварительного документа», представляется удачным рассматривать его, осознавая два аспекта современного финансового кризиса, с одной стороны, это чрезвычайная ситуация на рынках развитых стран, а с другой стороны, - хроническая нехватка ресурсов, предназначенных на поддержание развития: оба они поднимают бесспорный нравственный вопрос.

В кризисные моменты, подобные нынешнему, полезно задавать себе вопросы, которые во времена благоденствия игнорируются или высмеиваются. Как мы оказались в этой катастрофической ситуации после десятилетия, когда множились рассуждения об этических аспектах бизнеса и финансов, развивалось принятие этических кодексов? Почему мы не обратили должного внимания на события, которые должны были навести нас на размышления?

Отвечая на эти вопросы, надо признать, что этическое измерение экономики и финансов является не чем-то второстепенным, но существенным, его следует постоянно принимать во внимание и выяснять, действительно ли мы внедряем правильные, прозрачные и способствующие прогрессу политические и экономические процессы.

В этой перспективе социальное учение Церкви со всем богатством ее нравственных принципов может и должно внести свой вклад реализма и надежды как в проблемы сегодняшнего дня, например, финансовый кризис, так и в вопросы, которые хотя и остаются жизненно важными для значительной части мира, не привлекают к себе того внимания, которое заслуживают. Необходим новый пакт для восстановления международной финансовой системы; стоит вопрос об оффшорных финансовых центрах и связи между финансированием развития и налогообложением; вопрос о финансовом рынке и его регулировании; вопрос о роли гражданского общества в финансировании развития.

Новое международное финансовое «соглашение»

3.a Нынешний финансовый кризис - это в первую очередь кризис доверия. Сегодня причинами кризиса считают чрезмерное применение операторами финансовых «рычагов» и недостаточную оценку связанных с этим рисков. Особенно же подчеркивают трещину, возникшую между необходимостью для финансов исполнять свою «реальную» роль моста между настоящим и будущим и временным горизонтом рекомендаций операторов рынка, связанных в первую очередь с настоящим временем. Иначе говоря, всемирный финансовый кризис сделал чрезвычайно важными рефлексию и действия по шестому пункту «Предварительного документа», то есть по системным вопросам.

Оказались ли мы перед необходимостью простого пересмотра или настоящих преобразований системы международных экономических и финансовых институтов? Многие частные лица и общественные деятели требуют чего-то вроде нового Бреттон-Вудского соглашения (международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 году, на этой конференции было положено начало таким организациям, как МВФ и МБРР - прим. перев.). Независимо от использованного оборота, кризис несомненно вывел на первый план необходимость поиска новых форм международного сотрудничества в денежной, финансовой и торговой сфере.

Сегодня представляется ясным, что национальный суверенитет недостаточен; даже крупные державы осознают, что невозможно достичь национальных целей только при помощи внутриполитических средств: соглашения, нормы и международные институты совершенно необходимы. Следует избегать вхождения в спираль взаимного протекционизма; напротив следует укреплять сотрудничество в сфере прозрачности и контроля финансовой системы. Возможно, как это показывает история европейской интеграции, даже прийти к «долевому суверенитету» в решении конкретных проблем, разделяя общее видение мира и процветания, укорененное в общих ценностях..

Переформулирование международной политики и международных институтов также ставит перед нами крайне важный нравственный вопрос. В частности, важно, чтобы политическая конфронтация, зачастую необходимая, между «самыми богатыми» странами не привела к решениям, основанным на эксклюзивных договоренностях, но дала место для открытого сотрудничества. Эта открытая для всех сфера сотрудничества особенно важна для финансирования развития.

Финансовым потокам между развитыми странами и странами с низкими доходами присущи по крайней мере два парадоксальных элемента. Первый из них - в глобализированном мире именно «бедные» страны финансируют страны «богатые», получающие выгоду как из утечки частных капиталов, так и от правительственных решений, направленных на создание общественных резервов в форме «безопасных» финансовых активов, размещенных на развитых финансовых рынках или в оффшорных зонах. Второй парадокс: денежные средства, которые эмигранты отправляют на родину (наименее либерализированная составляющая процесса глобализации), на макроэкономическом уровне существенно превосходят объемы общественной помощи развивающимся странам. То есть можно сказать, что бедняки «Юга» финансируют богачей «Севера» и эти бедняки с «Юга» вынуждены эмигрировать и работать на «Севере», чтобы обеспечить выживание своих семей на «Юге».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.