Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 5. Предмет, задачи и методы патопсихологии.






2) Патопсихология – это отрасль психологии, пограничная между психологией и психиатрией, которая изучает закономерности протекания психической деятельности при различных формах патологии, в сопоставлении с нормой.

Е.Т. Соколова:

  • Патопсихология как теоретическая дисциплина занимается разработкой следующих проблем:

o Биологические и социокультурные закономерности аномального развития;

o Механизмы симптомообразования;

o Индивидуальные, личностные и мотивационные факторы в детерминации структуры и динамики психопатологических синдромов (маниакальные, депрессивные, галлюцинаторно-бредовой и т.д.).

§ Как прикладная наука патопсихология используется в психиатрии в качестве диагностических критериев при установлении степени интеллектуального снижения, при проведении экспертизы, оценки эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств.

3.1. Предмет и практические задачи патопсихологии. Отличие психопатологии от патопсихологии.

Патопсихология (от греч. pathos – страдание) – область клинической психологии, пограничная между психологией и психиатрией.

Первые попытки патопсихологического исследования относятся к сер. XIX в., и связаны с запросами практики. Вопросы:

1. Как понять в чем состоит роль психологических факторов в возникновении душевных расстройств?

2. Как описать структуру психических нарушений в понятиях психологии?

3. Как можно психологически помочь психически больному человеку?

Т.о., психологи начинают в единичных случаях работать в психиатрических больницах (см. ниже).

Т.к. патопсихология тесно связана с материнскими дисциплинами, надо указать на качественные особенности этих связей. Вопрос: зачем? Ответ:

· Чтобы вычленить круг задач, доступных специалистам данного профиля

· Это важно для методологии патопсихологии

· Это нужно для адекватного подбора практического инструментария

В связи с этим целесообразно обратиться к предметам материнских дисциплин:

Ø Психиатрия – это область знания, занимающаяся диагностикой психических заболеваний, их этиологией (т.е., причинами), патогенезом (т.е., течением), а также лечением и профилактикой психических расстройств. Общая психопатология – раздел психиатрии. Она оперирует общемедицинскими понятиями (симптом, синдром, этиология, патогенез и т.д.) и использует общемедицинские критерии оценки психического состояния (анализ крови, ЭЭГ и т.п. + критерии по классификациям МКБ или DSM). Основной метод психопатологии – клинико-описательный: соединение длительного наблюдения и клинической беседы.

Ø Психология – наука о порождении, структуре и функциях психического отражения реальности в процессах деятельности индивида (А.Н. Леонтьев). Возможны и другие определения.

Патопсихология – это отрасль психологии, изучающая закономерности протекания психической деятельности при различных формах патологии (психической и соматической), в сопоставлении с нормой. Т.о., «Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов и свойств личности больных и сопоставляет их с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме» (Блейхер, 1976, с. 9).

Психопатология ≠ патопсихология. Объект у патопсихологии с психиатрией – общий, т.е. расстройства психики! А вот концептуальный аппарат и методы – психологические! Предмет:

  • Психиатрия: болезнь
  • Патопсихология: человек и его функционирование в социуме.

Практические задачи патопсихологии (Б.В. Зейгарник, В.М. Блейхер, В.В. Николаева, Н.К. Корсакова):

1. Участие патопсихолога в установлении диагноза заболевания. НО диагноз никогда не ставится одним специалистом… Виды диагностики (по Н.К. Корсаковой):

¨ Топическая диагностика – определение места расположения очага (опухоли, кровоизлияния, травматического повреждения) в пределах головного мозга. Вообще-то это задача нейропсихолога, но всё же…

¨ Нозологическая диагностика (основная для патопсихологии). Психолог помогает врачу с определением диагноза. Роль психолога важна, если есть слабые, неотчетливые, размытые, диффузные симптомы и проявления отклонений психики. Пр.: при внешне иногда оформляющейся по неврозоподобному типу клинической картине заболевания патопсихолог при специальном исследовании находит характерные для шизофрении расстройства мышления и эмоциально-личностной сферы.

¨ Функциональная диагностика. Здесь проблема диагноза не рассматривается. Врач обращается к психологу, чтобы тот определил когнитивные и личностные профили больного («психологический портрет пациента»). Это вид диагностики предполагает, что субъект будет вовлечен в процесс фармакологического и/или психотерапевтического лечения, в ходе которого надо оценивать как бы в лонгитюде изменения когнитивных процессов и эмоционально-личностных характеристик. Т.о., здесь речь идет об оценке эффективности лечебных процедур (см. ниже) + требуется длительное отслеживание пациента.

¨ Индивидуально - личностная типологическая диагностика. Диагностируется личность больного. Для чего? Подобная диагностика нужна для профилактических задач предупреждения психической патологии в отношении т.н. «групп риска». Задача: на основе полученных данных не допустить актуализацию патологизирующих защитных механизмов личности, выйти на функционирование сознательных механизмов совладения, напр., при СПИДе и онкологических заболеваниях. Пр.: нужно ли сообщать больному, что у него рак? Всё зависит от данных диагностики!!!

2. Экспертная задача. Примеры экспертиз:

1. Трудовая экспертиза. Решаются вопросы о назначении группы инвалидности, допуске к определенной сфере деятельности. Здесь очень важна диагностика экспертных установок:

ü Аггравация – установка пациента на преувеличение, имеющихся у него нарушений.

ü Диссимуляция – преуменьшение (напр., для того, чтобы побыстрее выписаться из больницы и т.п.).

Так же психолог в этой связи может участвовать в подборе новых видов деятельности, не снижающих прежний социальный статус пациента, но в тоже время щадящих.

2. Военная экспертиза. Вопрос: «Может ли человек находится в определенных, жестких условиях?». 1) Вопрос о возможности службы; 2) Вопрос о продолжении службы кадровых военных. Здесь также важен учет экспертных установок + симуляция. Не берут: шизофреников, эпилептиков, психопатов, людей с ЗПР и олигофренией.

3. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Психологи принимают участие в этой экспертизе с целью решения вопросов о вменяемости клиента в момент совершения преступления. Решение принимается судом. Здесь уже возможна симуляция психической болезни.

4. Медико-педагогическая экспертиза. Психолог участвует в оценке возможностей ребенка относительно обучения. Речь идет о детях, имеющих сенсорную дефицитарность, расстройства, связанные с повреждением двигательной сферы (ДЦП), мозговые нарушения, олигофрению и т.д. В какой школе должен учиться ребенок?

5. Гражданская экспертиза. Развод родителей: с кем остается ребенок? Важны психологические особенности личности детей и родителей.

3. Описание, характеристика структуры психического дефекта. Здесь имеются в виду научные цели: в последнее время начали появляться заболевания, которые мало изучены. Пр.: острые стрессовые расстройства и ПТСР, связанные с терактами и т.п. Это надо исследовать, чтобы правильно построить психотерапию и организовать экстренную психологическую помощь. Другой пример: плохая экология, скученность людей, монотония, серые пространства, высокие серые стены, дефицит архитектурных изысков и природы приводят к апатии и депрессиям (причем соматизированным, с болями и т.п.).

4. Оценка эффективности лечения (психофармакологическими средствами или психотерапией) больных с психической патологией. Фармакологическое лечение больных с психическими расстройствами (психозы, депрессии, пограничные расстройства) сейчас развивается очень интенсивно. Как проводить подобное исследование? Берутся две группы больных с одной и той же патологией, одной группе (контрольной) даются таблетки-пустышки (чтобы снять эффект плацебо), а другой (экспериментальной) – препарат.

5. Участие в реабилитационной работе. Восстановление положение психически больного в обществе, семье, на производстве. Это также и профилактика инвалидизации (при шизофрении, органических поражениях мозга). Принципы:

o Ориентация на сохранные элементы личности и когнитивных функций.

o Индивидуальный подход.

o Изучение «социального климата», который окружит больного после выписки; на основе этого строится и психотерапия.

o Систематичность.

6. Участие в психотерапии. Аспекты:

I. Роль патопсихолога в медицинской психотерапии:

1) Психодиагностика. Она позволяет выбрать те или иные формы психотерапии.

2) Выявление особых свойств психики (в частности личностных особенностей), на которые должен обратить внимание врач при проведении психотерапии. Пр.: применение проективных методов.

II. Психологическая психотерапия. Могут применяться при:

o Неврозах

o Соматических заболеваниях

o Пограничных личностных расстройствах

 

 

В патопсихологии все не так структурировано и однозначно как в нейропсихологии. В самом общем виде:

Патопсихологический симптом – единичный феномен нарушения психической деятельности, проявляемый в патопсихологическом обследовании (при этом, вне экспериментального обследования он может и не проявляться). Пр.: соскальзывание, искажение процесса обобщения, неадекватная ассоциация и т.д.

Есть первичные, вторичные и третичные симптомы.

o Первичные. Связаны с патологией мозга.

o Вторичные. Компенсация первичных – психологические механизмы.

o Третичные. Тоже компенсация, но уже на другом уровне – психологические механизмы.

Пример: патопсихологический синдром при эпилепсии. Ведущий синдрмообразующий фактор - нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов.

1. Первичные нарушения:

ü изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность),

ü сужение объема внимания, трудности его распределения,

ü отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ,

ü общее снижение когнитивных способностей.

2. Вторичные нарушения. Возникают как компенсация первичных дефектов:

  • конфабуляции при запоминании,
  • резонерство,
  • комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм.

3. Третичные нарушения

- хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки),

- завышенная самооценка, как компенсация хронического неуспеха.

Патопсихологический синдром – это закономерное сочетание симптомов (выраженных в психологических понятиях), вызванное наличным психическим расстройством.

Есть другие понимания.

В.В. Гульдан: Патопсихологический синдром – это сочетание признаков нарушений психической деятельности, ее сохранных сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами функционирования личности.

Ф.С. Сафуанов: Патопсихологический синдром – это совокупность нарушений или особенностей познавательных процессов, эмоциональных и поведенческих реакций, которые относительно специфичны для той или иной клинической нозологии и имеют в своей основе определенные психологические механизмы.

Ю.Ф. Поляков: есть психопатологические и патопсихологические синдромы. Чем они отличаются? Отличия:

Ø Психопатологические синдромы. В них просто констатируется наличие тех или иных патологических проявлений психики. Пример: парафренный психопатологический синдром включает бред величия, бред преследования, психические автоматизмы и аффективные расстройства.

Ø Патопсихологические синдромы. Здесь должны быть показаны механизмы!

Такое различение между психопатологическими и патопсихологическими синдромами вытекает из той же разницы между психопатологией и патопсихологий (см. выше).

Классификации патопсихологических синдромов:

I. По Б.В. Зейгарник: нарушение операциональной стороны мышления, нарушение динамики мышления, нарушение мотивационного компонента, личностного и т.д. То, что это патопсихологические синдромы, сказал Блейхер (1976), но потом (в 2002 г.) он пересмотрел свои взгляды – это чересчур обобщенные синдромы.

II. Нозоспецифический подход к патопсихологическим симптомам. Как для нейропсихологии центральной задачей является постановка топического диагноза, для патопсихологии основной задачей является задача определения нозологической принадлежности больного (нозологическая или дифференциальная диагностика). Поэтому, патопсихологические синдромы должны давать информацию о нозологии (см., например, определение патопсихологического синдрома по Сафуанову).

1) И.А. Кудрявцев, работал в Институте им. Сербского. Выделил следующие патопсихологические синдромы:

§ Шизофренический (диссоциативный). Неадекватность эмоций (формальность и выхолощеннсть), использование при обобщении латентных признаков или субъективных критериев, резонерство, явления разноплановости, соскальзывания в суждениях, вычурные высказывания, искаженное толкование переносного смысла, колебания внимания, снижение активности.

§ Органический. Низкий уровень обобщений, конкретность ассоциаций, непонимание условного смысла, трудности установления логических связей, обстоятельность, склонность к излишней детализации, снижение объема запоминания, колебания внимания и снижение активности, утомляемость, замедленность темпа психической деятельности.

§ Олигофренический.

§ Психопатический. Эмоциональная насыщенность ассоциаций, претенциозность суждений, склонность к оценочным комментариям, аффективное рассуждательство, аффективная логика, возможно использование латентных признаков, искажение переносного смысла.

§ Психогенной дезорганизации.

2) В.М. Блейхер. Ввел понятие «регистр-синдрома». Регистр-синдромы:

- Шизофренический

- Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют МДП и функциональные аффективные психозы позднего возраста)

- Олигофренический

- Экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют поражения головного мозга вроде атеросклероза, последствия ЧМТ, токсикомании и т.д.)

- Эндогенно органический (в клинике – истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге)

- Личностно-аномальный (акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции)

- Психогенно-психотический (реактивные психозы)

- Психогенно-невротический (невротические расстройства, невротические реакции).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.