Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрыв компетентности






XIX век. Дворянская усадьба. В комнате горят свечи.

Звучит прекрасная музыка.

Входит молодая девушка, опирается плечом о стену

и внимательно слушает.

Затем подходит к юноше, играющему на рояле, кладет руки ему на плечи.

- Вольдемар, скажите, это Бах или Моцарт? -Да нет, отсебятину фигачу!

Анекдот

Что же происходит? В любой компании наверняка кто-то компетентный есть. Или когда-то был. А как иначе? Если в компании никто не умеет работать, она не


выживет. Однако чем дальше от этого «центра компетенции», тем более размыты знания людей, тем больше «отсебятины» они должны придумывать, чтобы хоть как-то выполнять свои функции. Возникает разрыв компетентности.

1/1 вот получается, что каждый работает «как умеет», и компания напоминает уже не стройную вооруженную и обученную армию, а отряд, наскоро сколоченный из ополченцев, которые только и успели похватать свои вилы и дедовские бердан­ки. А их выпускают прямо в бой на танки противника. Нерадостная картина...

В чем причины? Вариантов может быть несколько.

В компании нет культуры управления знаниями: руководители считают ком­петенции (знания и навыки) чем-то само собой разумеющимся, незначительным, чему не надо уделять внимания. Знания могут быть самыми разными: о том, как привлекать клиентов, как их обслуживать и разрешать конфликтные ситуации, как выполнять ту или иную технологическую операцию. То есть о бизнес-процессах компании.

Компания очень быстро растет. А это значит, что массово нанимают персо­нал и «бросают его в бой», толком не обучив и не проведя потом аттестацию. Как известно, «нет ничего более постоянного, чем временное», и спустя год такой «не­доучка» считается уже опытным сотрудником, порой его даже повышают в долж­ности. И он транслирует эту модель дальше.

ПРИМЕР 94. Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь: «Опять же случай из нашей жизни. Когда мы только открывали свое первое кафе, не было возможности вырастить администраторов из работни­ков. Поэтому брали более-менее подходящих по личностным каче­ствам людей, давали им необходимые знания и отправляли на работу. Через некоторое (короткое) время они по разным причинам покида­ли компанию, а мы повышали еще не прошедших полное обучение работников. Был жуткий бардак. Прошел, наверное, год с момента открытия, пока нам удалось воспитать первого действительно разби­рающегося в своей работе администратора».

Руководители не в полной мере владеют навыками делегирования. Особен­но это относится к начинающим боссам, хотя не только: в России, увы, не столь много профессиональных управленцев.

Здесь бывает несколько вариантов. В худшем случае руководитель ставит под­чиненным задачи, вообще не рассказав, как их решать: «Сам разберешься, зря я тебе, что ли, деньги плачу!» Увы, эта наивная вера обычно приводит к разочарова­ниям: сначала в конкретном подчиненном, а затем в работниках вообще - я очень часто встречаю руководителей, которые потеряли веру в людей.

Чуть лучше, если шеф дает алгоритм неких действий, но не говорит, зачем они нужны. Человек исполняет эту задачу, как «болванчик», а ему потом говорят:


«Ты что, не мог догадаться, как надо делать правильно? Что у тебя - головы на пленах нет?» Трудно действовать разумно, если не понимать цель.

• Отдельно стоит сказать о ситуации, когда руководитель исповедует принцип
«разделяй и властвуй».
То есть бизнес-процесс сознательно делится на автоном­ные звенья, и «всю поляну» видит только руководитель, а каждому сотруднику и/
или подразделению выделяется максимально автономный кусок, чтобы он, не дай
Бог, не смог собрать у себя в голове картинку того, как работает процесс в целом.
Западные консультанты называют это «грибной менеджмент»1: «Держите их в тем­
ноте, кормите навозом и ждите, пока вырастут! Не дождетесь!»2.

Так, в одной известной девелоперской компании замдиректора решил не про­водить обучение управлению проектами: «Это зачем мне тут " менеджеров" выра­щивать? Я столько лет выстраивал систему, которую понимаю только я! А у каж­дого сотрудника - свой кусок процесса».

Причина, как правило, одна: руководитель, тайно или явно, боится за свое ме­сто и свою исключительность и потому готов многократно снизить эффективность всей системы, лишь бы сохранить свое «теплое место». Создает свое «удельное княжество», а всех «вассалов», держит на «максимально коротком поводке».

Если вы владелец бизнеса или топ-менеджер и кто-то из подчиненных вам ру­ководителей среднего звена практикует «грибной менеджмент», я бы на вашем месте сильно подумал, насколько он вам нужен.

Сопротивление персонала. Рыба ищет, где глубже. А наемный работник -
обустраивает себе «уютное гнездышко» и стремится сохранять его любой ценой.
Новые сотрудники представляют для него угрозу. Поэтому часто «старослужащие»
изо всех сил стараются оградить их от «лишних» знаний, крупных клиентов и т.д.

Ваша задача как руководителя - предотвращать появления подобной «дедов­щины».

Г. Эмерсон (1911 год): «Для того чтобы производственное или всякое иное предприятие шло вперед, необходимо не только учитывать все успехи, но и тща­тельно, систематически закреплять их письменно. На каждом заводе, в каждом учреждении имеется множество обычных, вошедших в постоянную практику при­емов, укореняющихся все глубже. Это обычное, неписаное право, понимаемое и толкуемое всеми, кого это касается, совершено произвольно. Сплошь и рядом все традиции сосредотачиваются в голове какого-нибудь старого служащего, ко­торый и передает их новичкам. Так, в древние времена единственным источником исторических знаний была память стариков-бардов.

Мы знаем случаи, когда мастера прямо отказываются сообщать новым служа­щим, как делается та или иная работа. Производственная техника считается лич­ной тайной мастера. История медеплавильного дела переполнена такими тайнами. Один инструментальщик-англичанин уверял, будто узнает хорошую сталь по за­паху, и владельцы дела верили ему»г.

1 Mushroom management

2 Keep them in dark, feed them manure, expect them to grow: It never happens!

3 Гаррингтон Эмерсон. «Двенадцать принципов эффективности».







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.