Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система лицензирующих органов в РФ. Структура, деятельность лицензирующего органа Красноярского края






В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128 от 08.08.01г. Правительство РФ Постановлением «О лицензировании отдельных видов деятельности» №135 от 11.02.02г. утвердило перечень федеральных органов исполнительной власти и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

В перечне федеральных органов исполнительной власти, определенно, какие виды деятельности лицензируются конкретными федеральными органами исполнительной власти.

В этом перечне указан ряд Министерств (например: МВД России осуществляет лицензирование негосударственной (частной) охранной, сыскной деятельности, Минздрав России лицензирует деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, МЧС России, деятельность по предупреждению и тушению пожаров, и т.д.), Государственных комитетов (Госкомспорт России осуществляет лицензирование такого вида деятельности как, организация и содержание тотализаторов и игорных заведений), Государственных комиссий (так Гостехкомиссия России осуществляет лицензирование такого вида, как деятельность по технической защите конфиденциальной информации).

Таким образом, создана целая система лицензирующих органов, в которую вошли как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.

На примере Лицензионной палаты Красноярского края, более подробно рассмотрим деятельность лицензирующего органа субъекта РФ.

В соответствии с Постановлением администрации края «О Лицензионной палате Красноярского края» № 206-п от 26.03.2001 года в структуре органов администрации края образована Лицензионная палата Красноярского края.

Создание Лицензионной палаты преследовало целью проведение единой государственной политики в области лицензирования на территории Красноярского края. До образования Лицензионной палаты деятельность по лицензированию осуществляли: Управления здравоохранения, Комитет по фармацевтической деятельности, ГУРЭП, Управление торговли, Управление оптового рынка и услуг, Жилищная инспекция Красноярского края, Государственное учреждение " Региональная государственная инспекция по надзору за эффективным использованием нефти и нефтепродуктов по Красноярскому краю".

Во исполнение Постановления администрации края от 26.03.2001 № 206-п «О Лицензионной палате Красноярского края». Сначала, Распоряжением администрации края от 18.04.2001 года №392-р была утверждена структура Лицензионной палаты, включающая 6 отделов, затем было принято Распоряжением администрации края от 10.07.2001 года №732 вносящее изменения, в нем в частности изменились названия отделов.

 отдел лицензирования социальной сферы;

 отдел лицензирования потребительского рынка и услуг;

 отдел лицензирования отдельных видов деятельности;

 контрольно-аналитический отдел;

 финансовый отдел;

 отдел обеспечения работы персонала.

Возглавляет Лицензионную палату Красноярского края председатель палаты, имеющий двух заместителей.

Штатная структура палаты включает 38 единиц государственных служащих и 8 единиц технических работников.

Основными задачами, стоящими перед Лицензионной палатой являются:

 проведение и обеспечение на территории края единой государственной политики при осуществлении лицензирования, направленной на защиту прав и законных интересов граждан, нравственности и здоровья населения, развития цивилизованного предпринимательства и установление правовых основ единого рынка;

 защита потребителей товаров и услуг от действий недобросовестных предпринимателей;

 защита предпринимателей от незаконной конкуренции, создание благоприятных условий для развития добросовестного предпринимательства, исключение ведомственного монополизма;

 обеспечение режима наибольшего благоприятствования предпринимательской деятельности с целью создания цивилизованного рынка товаров, работ и услуг, повышения качества обслуживания населения;

 государственное регулирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории края при осуществлении ими лицензируемых видов деятельности;

 организация работы по выявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию на территории края, без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий.

В соответствии с возложенными функциями, в настоящее время Лицензионная палата осуществляет лицензирование 11 видов деятельности на территории Красноярского края. В том числе:

 медицинская деятельность;

 фармацевтическая деятельность;

 ветеринарная деятельность;

 производство дезинфекционных, дезинфекционных и дератизационных средств;

 розничная торговля алкогольной продукции;

 производство и оборот произведённой алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объёма готовой продукции;

 организация и содержание тотализаторов и игровых заведений;

 заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

 заготовка, переработка и реализация лома чёрных металлов;

 публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;

 деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения (генерирующими).

Одновременно, в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона " О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. №128-ФЗ, постановлением Правительства РФ 11.02.2002 г. № 135 " О лицензировании отдельных видов деятельности", федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий. Таким образом, перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, Лицензионной палатой не является исчерпывающим и может быть изменена в сторону увеличения.

Лицензионная палата осуществляет свои полномочия на территории края в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.01 №128 " О лицензировании отдельных видов деятельности", федеральными законами, регламентирующими лицензировании отдельных видов деятельности, положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации.

Функциями Лицензионной палаты являются:

o Участвует в разработке проектов краевых и федеральных нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования.

o Осуществляет лицензирование.

o Ведет единый реестр лицензий на территории Красноярского края.

o Публикует, а также предоставляет всем заинтересованным лицам информацию об установленных правилах и порядке государственного лицензирования, о выданных, приостановленных и аннулированных лицензиях.

o Осуществляет приобретение, учет и хранение бланков лицензий и других документов строгой отчетности.

o Организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам лицензирования.

 

o Организует проведение квалификационной и независимой экспертной оценки готовности соискателей лицензии к осуществлению заявленной деятельности в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

o Осуществляет контроль за соблюдением лицензионных требований и условий всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.

o Участвует в развитии обще краевой системы помощи предпринимателям, включая консультационное, информационное и организационное содействие в осуществлении лицензируемых видов деятельности, в том числе самостоятельно осуществляет издательскую, консультационную, методическую, экспертную и информационную деятельность по вопросам лицензирования.

o Изучает и обобщает российский и зарубежный опыт лицензирования предпринимательской деятельности, готовит предложения по оптимизации процесса лицензирования в крае, по поручению администрации края участвует в межрегиональных и международных мероприятиях по обмену опытом по вопросам лицензирования.

o Участвует совместно с другими органами государственной власти края и местного самоуправления в разработке и организации исполнения краевых и федеральных программ, направленных на социально-экономическое развитие Красноярского края и отдельных муниципальных образований.

Из перечисленных функций представляется, что приоритетными задачами, стоящими перед Лицензионной палатой Красноярского края являются:

 разработка предложений для органов государственной власти Российской Федерации Красноярского края по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего порядок лицензирования и соблюдения лицензионных условий;

 осуществление контроля, за соблюдением и выполнением требований лицензионного законодательства на территории края;

 расширение взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также правоохранительными, контрольными и надзорными органами по проведению единой государственной политики в сфере лицензирования на территории края;

 развитие информационной сети Лицензионной палаты и базы данных по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности на территории края.

 проводить проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий по всем видам деятельности лицензируемым Лицензионной палаты;

 расширить практику проведения документальных проверок соблюдения лицензионных требований и условий с приглашением лицензиатов в Лицензионную палату;

 практиковать проведение совместных проверок с правоохранительными органами и органами административного контроля и надзора по соблюдению лицензиатами при осуществлении отдельных видов деятельности лицензионных требований и условий.

На основании Распоряжения администрации края от 10.07.2001 года №732 определена компетенция.

В целях эффективного осуществления возложенных задач и реализации функций Палата в праве:

o На основании действующего законодательства предоставлять лицензии.

o Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соблюдения лицензионных требований и условий.

o Запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок.

o Составлять на основании результатов проверок акты с указанием нарушений, выносить предупреждение, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений, решения о приостановлении, аннулировании, возобновлению лицензий.

o Запрашивать и получать, в соответствии с действующем законодательством, необходимую информацию от федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.

o Направлять должностных лиц Палаты в любые организации по вопросам лицензионной деятельности.

o Участвовать в подготовке соглашения Администрации края с органами исполнительной власти Российской Федерации о передачи полномочий по лицензированию.

o Разрабатывать, согласовывать, вносить замечания и предложения по проектам нормативных правовых актов, программных документов, разрабатываемых органами государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по вопросам отнесенным к компетенции палаты.

o Вносить на рассмотрение Губернатора края предложения по вопросам организации и осуществления лицензирования отдельных видов деятельности.

o Привлекать на договорной основе для проведения экспертиз, и иных работ коммерческие и некоммерческие организации, отдельных экспертов.

o Создавать коллегии, научно- методические, научно-технические, экспертные и иные советы.

o Создавать и развивать информационные сети и базы данных по вопросам лицензирования.

o Учреждать свои подразделения и филиалы, которые действуют на основании и в пределах Положений, утверждаемых Палатой. Руководители обособленных подразделений и филиалов назначаются председателем Палаты и действуют на основе её доверенности.

o Осуществляют другие права, необходимые для реализации установленных задач и функций.

С вступлением в силу с 10.02.2002 года Федерального закона от 08.08.2002 г. № 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" исключены из сферы лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе: деятельность по социальному обслуживанию населения; риэлтерская деятельность; деятельность по содействию занятости населения; деятельность по оказанию ритуальных услуг; деятельность по эксплуатации автозаправочной станций; деятельность ломбардов.

Отсутствие этих видов деятельности среди лицензируемых, думается негативно скажется в ближайшем будущем. Во-первых, это ограничит отчисления поступающие в бюджет, а как мы видим из вышеприведенной таблицы эти виды деятельности имели наибольший вес в структуре выданных лицензий, во-вторых, с отсутствием лицензирования, скажем риэлтерской деятельности, исчез и контроль со стороны лицензирующих органов, призванных выявлять и удалять с рынка недобросовестных предпринимателей, что, безусловно, приведет к их появлению.

 

 

На основании приведённых данных, отмечается относительное снижение в 2001 году общего числа выданных лицензий по отдельным видам деятельности (розничная торговля алкогольной продукцией, фармацевтическая, медицинская, риэлтерская деятельность, торговля транспортными средствами и номерными агрегатами). Данное обстоятельство связанно с выдачей лицензий до мая 2001 на каждый территориально-обособленный объект, а не на вид деятельности, что значительно усложняло процедуру получения лицензий и не соответствовало нормам законодательства о лицензировании. В настоящее время выдача лицензий осуществляется по субъектам лицензируемых видов деятельности, что в целом привело к снижению общего количества выданных лицензий в 2001 году.

Прогнозируя изменения ситуации в сфере лицензирования на период 2002 года, следует отметить, что в течение 1998 – 2000 гг. лицензирующими органами края было выдано более 15 тысяч лицензий, срок действия которых составил от 3-х до 5-ти лет и заканчивается в 2002 – 2003 гг.. Соответственно в текущем году динамика поступления заявлений на продление срока действий лицензий будет носить положительный характер.

Прошедший 2001 год стал годом формирования Лицензионной палаты, как единого лицензирующего органа на территории края. Итогом этой работы явилось появление государственного лицензирующего органа в структуре администрации Красноярского края, соблюдающего единую для всех видов деятельности методологию лицензирования, осуществляющего независимую экспертную оценку, ведение реестра лицензий, контроль за поступлением в краевой бюджет лицензионных сборов и платежей, выявлению субъектов осуществляющих безлицензионную деятельность на территории края.

Большинство специалистов Лицензионной Палаты Красноярского края считают, что с вступлением в силу в феврале 2002 года Федерального Закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности", на лицензирующие органы возложено осуществление контроля за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Поэтому в целях повышения его эффективности в 2002 году, необходимо:

1. Увеличить количество проводимых проверок, с выездом сотрудников Лицензионной палаты по месту осуществления деятельности лицензиатами. Ежемесячно планировать их проведения.

2. Расширить практику проведения документальных проверок, с приглашением лицензиатов в лицензирующий орган.

3. Разработать памятки-инструкции для проверяющих по организации проведения проверок по видам деятельности.

4. Внести изменения в бланк акта проверки, в соответствии с нормами 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности".

5. Планировать проведение совместных проверок с правоохранительными органами и заинтересованными органами административного контроля (надзора).

6. Проводить контрольные проверки устранения лицензиатами выявленных нарушений лицензионных требований и условий деятельности при вынесении Лицензионной палатой решений о предупреждении лицензиатов, либо приостановлении действия лицензии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.