Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические предпосылки возникновения восточнославянского государства.






Возникновение древнерусского государства

 

Социально-экономические предпосылки возникновения восточнославянского государства. - Северная конфедерация племен. - «Киевский каганат». - Образование государства в правление Олега. - Роль скандинавов, норманнская проблема. - Происхождение названия Русь.

Социально-экономические предпосылки возникновения восточнославянского государства.

Наряду с внешними факторами, способствовавшими консолидации восточнославянского общества, такими как агрессия соседей с севера и с юга (норманны, хазары и возможно венгры), для возникновения государства необходима была внутренняя готовность.

Ко второй половине IX в. восточные славяне прошли уже несколько этапов в своем развитии – от эгалитарного (первобытного) общества к ранжированному и, наконец, стратифицированному. Показателем развития таких обществ выступает не социальная или имущественная, а функциональная дифференциация[1]. Собственно наличие в обществе разделения по выполняемым ее членами функциям и позволяет называть общество ранжированным. Оно характеризуется тем, что «число статусов повышенной ценности ограничено так, что далеко не все, обладающие способностью занимать данный статус, имеют его»[2]. Еще в эгалитарном обществе выделяется вождь, на новом же этапе наблюдается иерархия вождей, возникшая в силу соподчиненности территориальных образований различного уровня: местных, областных и т.д. Каждый вождь на своем уровне выполняет общие социальные, политические, экономические и религиозные функции, обеспечивающие жизнь общества. В отличие от государственной организации, права и обязанности вождей одного уровня одинаковы, но расширяются при переходе на следующий уровень. Формирование потестарно-политических структур напрямую увязывается с перераспределением избыточного продукта, доступ к которому обеспечивает выделение и укрепление института вождей и формирование племенной аристократии. Важнейшим отличием политического устройства ранжированного общества является выделение центральной власти, обособленной от массы населения. Центральная власть в лице вождя стоит над внутриобщинным управлением и выполняет различные функции, главным образом, контроль над распределением избыточного продукта, поддержание экономических и социальных структур, сложившихся в обществе, организацию общественного труда[3].

Статус и ранг вождя, чья власть постепенно превращается в наследственную, растет там, где для нормального функционирования общества или даже для его выживания важную роль играют совместные работы, внешние обстоятельства (враждебное окружение, натиск соседей), т.е. там, где повышается роль организаторской функции[4].

Непосредственно стоящие на пороге государственности потестарно-политические структуры в политической антропологии получили наименование chiefdom – «вождество». В современной исторической науке принято считать такой политический строй универсальным в период разложения родоплеменного строя. Стадиально он предшествует как рабовладельческим, так и феодальным государствам[5].

В вождествах получение избыточного продукта достигалось различными путями: увеличением производительности труда, участием в обмене и торговле, военной деятельностью, – но именно этот последний из названных путей получил наиболее яркое выражение. В случае удачи он позволял максимально быстро наращивать прибавочный продукт и, что также важно, значительно усилить авторитет вождя. Статус вождя предполагал в первую очередь руководство военной деятельностью, при этом сохранялись и другие элитарные статусы (старейшин, жрецов). Этим обстоятельством объясняется повсеместное возрастание военной активности при переходе от вождеств к государству[6]. Именно это обусловило широкое распространение в науке обозначения – вслед за Л. Морганом – переходного периода от родоплеменного общества к государству эпохой военной демократии[7].

Первоначально формируясь в рамках этнически однородного организма – племени – вождество постепенно включает в свой состав другие племена на основе конфедерации, завоевания или подчинения в форме обложения данью. Потестарные образования этого уровня характеризуют, как стратифицированные общества. Стратифицированные общества стоят уже непосредственно на пороге государственности.

Основным процессом, приводящим к становлению государства, необходимо считать процесс социальной дифференциации или стратификации общества, который в советской исторической науке принято было называть классообразованием. Необходимой предпосылкой социальной дифференциации было появление регулярного прибавочного продукта, отличие которого от избыточного продукта заключается в большей стабильности и гарантированности, меньшей зависимости от экологической обстановки[8]. Особенностью политической системы зарождающегося государства является формирование органов управления центральной власти из представителей военной организации – княжеской дружины. Она наряду с чисто военными функциями – подчинение новых территорий и их интеграцию в государственную систему, охрану «своей» территории и организацию завоевательных и грабительских походов – осуществляет сбор прибавочного продукта, его перераспределение и непосредственное управление[9]. Особая роль военной организации (славянской «дружины») позволила ряду англо-американских антропологов назвать такой тип государства «военным» (military), Е.А. Мельникова считает более уместным термин «дружинное» государство[10].

Экономической основой новой власти становилась постоянно функционирующая система налогообложения. Важнейшей характеристикой нарождающегося государства называется переход от родоплеменного деления к территориальному. В ходе расселения славян старые родовые связи нарушались, новые оказывались основанными на ином принципе. Территориальное деление в основе административной структуры способствовало усилению власти вождя-князя и резко ослабляло влияние традиционной родоплеменной знати[11]. Однако разрушение родовых связей не было одномоментным событием, они еще долгое время будут оказывать значительное влияние на все стороны жизни восточнославянского общества.

Дальнейшее прогрессивное развитие общества предполагало формирование качественно новой политической структуры – государства. Государство следует рассматривать не как репрессивную машину, в рамках которой государственная власть является выражением интересов господствующего класса, а как систему, обеспечивающую жизнедеятельность общества, являющегося единым политическим организмом. Основными признаками государства называются: наличие отчужденной от народа власти, функции которой выполняются особой системой органов и учреждений; наличие права, закрепляющего систему норм, которые обеспечивают функционирование общества; наличие территории, на которую распространяется государственная власть[12]. К приведенным выше признакам добавляют также наличие постоянно функционирующей системы налогообложения, естественно вытекающей из необходимости содержания институтов власти[13].

Появление государства вовсе не означает синхронного возникновения феодальных отношений или любой другой формации, как еще недавно было принято считать в советской исторической науке[14]. Общество восточных славян еще долгое время оставалось родоплеменным[15], в нем окончательно не оформился ни один из способов производства и сочетались разные уклады: патриархальный с родовыми и территориальными общинами, рабовладельческий (патриархальное рабство), зародыши феодального[16]. В зависимости от конкретных исторических условий один из укладов становился доминирующим[17].

Поддержание новой организационной структуры требовало значительного объема прибавочного продукта и значительно более эффективного механизма его сбора. Увеличение производства материальных ресурсов было возможным, если тому благоприятствовали природные условия. Благодаря совершенствованию орудий труда, введению эффективных форм землепользования можно было добиться повышения урожайности, однако необходимым условием являлось наличие плодородных почв. Существовали и другие возможности получения средств для содержания административного аппарата (или дружины), который становился все более обширным: участие в военных мероприятиях, и, что особенно важно для севера Восточной Европы, включение в международную торговлю. Экономический эффект от международной торговли в раннем средневековье был незначительным, но в то же время она стимулировала социальное развитие, способствуя социальной стратификации общества. Лица, контролировавшие торговлю, концентрировали в своих руках богатство, что позволяло еще более укреплять их положение[18]. Такие же последствия имели военная деятельность и сбор приношений соплеменников (первоначально добровольных, но со временем принудительных и фиксированных).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.