Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декабря. День 8. Пятый выход.





Пока астронавты спали, специалисты центра управления “Хабблом” выполняли тестирование корректирующей оптики, и к 17:00 EST подтвердили прохождение функциональных тестов. Отмечена была, однако, потеря канала телеметрии с бортового компьютера DF— 224, хотя проведенные до этого функциональные тесты сопроцессора прошли успешно. Сопроцессор был отключен, и специальная группа начала анализ телеметрии, чтобы выяснить, идет ли речь о неисправности компьютера, или, что более вероятно, просто о неполадке на линии связи.

Операции, запланированные на пятый выход, было решено сохранить, но изменить их порядок для того, чтобы дать инженерам центра управления телескопом в Годдардовском центре больше времени на анализ ситуации. Первой задачей оставалась замена блока электроники привода первой солнечной батареи SADE-1, управляющего ее ориентацией на Солнце. На замену поставленного Европейским космическим агентством блока отводилось 1.5 часа. После этого Масгрейв и Хоффман должны были установить защитные крышки на старые магнитометры. Наконец, астронавтам предстояла установка дополнительного блока переключений и кабеля для годдардовского спектрографа (GHRS Redundancy Kit) (1 час).

Подъем экипажа в восьмой день полета “Индевора” состоялся в 18:57 под звуки народной песни, выбранной швейцарцем Клодом Николлье.

Около 21:27 EST (02:27 GМТ) Кови и Бауэрсокс выполнили коррекции орбиты шаттла при помощи двигателей системы RCS с тем, чтобы подготовиться к выведению “Хаббла” на немного более высокую орбиту. При одном из включений двигатель пришлось аварийно выключить, поскольку началась вибрация “Хаббла” в грузовом отсеке. “Это было очень интересное включение,” — прокомментировал ситуацию Кови. Тем не менее высота орбиты “Индевора” была увеличена до 593x595 км. Выведение КТХ планируется выполнить 10 декабря в 01:57 EST.

Готовясь к пятому выходу, астронавты “Индевора” не были уверены в том, что он будет последним. В худшем случае по результатам анализа отказа связи могло потребоваться отключение сопроцессора или замена компьютера на запасной, и это повлекло бы организацию шестого выхода. Томас Эйкерс немедленно “застолбил” эту операцию за собой. “К.Т. и я в резерве на завтра,” — предупредил он ЦУП. “Ну и жадные же вы,” — отозвался Хьюстон.

Уже во время выхода выяснилось, что потеря канала телеметрии была вызвана неточной ориентацией антенны Ки-диапазона “Индевора” на спутник-ретранслятор TDRS, которая приводила к периодическим сбоям связи центра управления с телескопом.

Пятый выход начался в 22:30 EST.

Работа по замене SADE-1 включала выполнение многочисленных электрических соединений. За время ее от астронавтов пытались улететь три винта. Два удалось поймать Масгрейву, третий был схвачен в грузовом отсеке благодаря слаженным действиям оператора манипулятора Клода Николлье и Джеффри Хоффмана. В итоге работа заняла три часа — вдвое больше запланированного — и была закончена к 02:00 EST. “Ох уж эти чертовы винтики, — пожаловался Масгрейв, объясняя, на что ушло так много времени. — Одна настоящая трудность, которую мы не отработали: все эти соединения лезут вам в лицо.” “С ними множество проблем, — добавил Хоффман, — с которыми мы не никогда сталкивались, хотя и предвидели.”



Пока астронавты возились с SADE-1, наземные специалисты столкнулись с невозможностью выполнить подготовительную операцию по развертыванию новых солнечных батарей. Механизм развертывания батарей телескопа не выполнил команду на поворот штанг крепления из вертикального в горизонтальное положение, после которого можно было бы выполнять процедуру разматывания самих панелей. По-видимому, заели замки. После двух часов безуспешных попыток развернуть штанги автоматически ЦУП поручил разобраться в ситуации Масгрейву и Хоффману. Клод Николлье поднял их к узлам крепления батарей. Масгрейв слегка потянул каждую штангу вниз и “помог” им храповым ключом. После этого механизм поворота штанг был выведен из состояния застревания, и штанги медленно опустились в заданное положение. “Невероятно,” — только и сказал астронавт.

Тем временем специалисты НАСА пришли к окончательному выводу о том, что в замене компьютера “ Хаббла” необходимости нет, и шестого выхода не потребуется.



К 03:30 EST Хоффман и Масгрейв закончили установку дополнительного блока переключений и кабеля для Годдардовского спектрографа высокого разрешения. (Этот блок содержит цепи перекрестной подачи тока от блока питания стороны В на сторону А. Блоки питания сторон А и В дают ток для ультрафиолетовых детекторов №1 и №2 соответственно. Кроме того, блок питания стороны А питает интерфейс научных данных с обоих детекторов и блок формирования данных для передачи на Землю. Проявившиеся в 1991 году периодические отказы блока питания стороны А не только исключили использование детектора №2 (отличающегося от №1 спектральными характеристиками), но и поставили под угрозу передачу данных с первого детектора. Руководители проекта КТХ предпочли готовить “примочку” для Годдардовского спектрографа перспективе изменения конфигурации всей Системы обработки команд и данных научной аппаратуры для использования стороны В в качестве основной.)

После этого астронавты переместились к верхней части телескопа и установили две самодельные майларовые крышки на два старых магнитометра “Хаббла”, чтобы предотвратить отделение от них любых обломков или загрязнений и защитить от деградации под действием ультрафиолета. “Отсюда можно видеть весь австралийский континент. Жуть!” — произнес Масгрейв, бросив взгляд на Землю. Менее часа спустя Хоффман смог различить при ночном проходе над западными районами США города Сан-Франциско, Лас-Вегас, Финикс и Альбукерке.

Находясь на площадке манипулятора “Индевора”, Стори Масгрейв горячо поблагодарил специалистов, которые готовили астронавтов к работам с “Хабблом”. “Вы в наших сердцах, — сказал Масгрейв, — вы в наших мыслях. То, что мы уже сделали, и то, что мы еще собираемся сделать, есть просто отражение того, что вы дали нам.”

Вскоре центр управления телескопом передал экипажу подтверждение того, что дополнительный блок для Годдардовского спектрографа успешно прошел проверку. “Некоторых моих друзей-астрономов это сделает счастливыми, — сказал Хоффман. — Отличная, отличная новость.”

В оставшееся до развертывания солнечных батарей время астронавты начали укладку оборудования и инструментов. Когда в 04:52 EST “Индевор” вышел из тени на 106-м витке, Хоффман в свободном плавании и Масгрейв на якоре манипулятора работали у основания Космического телескопа.

Астронавты остались в грузовом отсеке наблюдать за развертыванием солнечных батарей Космического телескопа. Для этого космический аппарат был повернут стороной, несущей первую батарею, к кабине.

Операции по развертыванию начались над Южной Атлантикой в 05:06 EST. Две широкие ленты полотна батареи разматывались с барабана в две противоположные стороны. Четыре полоски боковых опор выдвигались, как лента из рулетки. Первая батарея была развернута за 6 минут и оказалась слегка перекручена; перекручивание было в пределах допустимого и должно было пройти после пары витков. “Кто бы мог поверить?” — недоверчиво произнес Хоффман.

Телескоп был повернут на рабочем столе на 180°. Развертывание второй панели началось в 05:29 EST над Индийским океаном и потребовало около 5 минут. “Все в порядке!” — прокричал Хоффман. Золотистые панели солнечных батарей великолепно смотрелись на фоне серебристого корпуса космического аппарата.

После того, как развертывание батарей было успешно завершено, Масгрейв и Хоффман упаковали инструменты, использованные при работах в грузовом отсеке.

Астронавты закончили свой выход в 05:51 EST. Продолжительность выхода составила 7 часов 21 минуту. За пять выходов астронавты “Индевора” проработали в грузовом отсеке 35 часов 28 минут. Хотя рекорд Эйкерса и остался не побитым, и Масгрейв, и Хоффман тоже перевалили за сернановские сутки: Масгрейв набрал 26 часов 21 минут, а Хоффман — 25 часов 12 минут.

“Великолепная работа, абсолютно выдающаяся работа,” — передал Хьюстон экипажу шаттла. “Все хорошее когда-нибудь кончается,” — добавил Грегори Харбо от себя.

В 06:55 EST состоялось развертывание двух остронаправленных антенн Космического телескопа имени Хаббла. В ходе брифинга, начавшегося в 07:00, руководители проекта КТХ сообщили, что функциональные проверки электроники привода солнечных батарей SADE близки к завершению и пока успешны. Разворот батарей на Солнце был выполнен успешно.

Полет “Индевора” должен быть закончен в 02:12 EST в понедельник 13 декабря.

Время сна на борту шаттла наступило в 10:57 EST.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал