Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декабря. День 5. Второй выход.







Вечером 5 декабря — в 18: 57 — семеро астронавтов “Индевора” были разбужены песней “Битлз” “С помощью моих друзей” (“With a Little Help from My Friends”). “Мы готовы ко второму выходу. Эпопея продолжается, ” — отозвался Ричард Кови.

Второй выход для ремонта КТХ, в ходе которого астронавты Эйкерс и Торнтон должны были заменить обе солнечные батареи Космического телескопа, должен был по уточненному плану начаться в 22: 47 EST. Перед этим — в 21: 20 — специалисты центра управления телескопом планировали снять питание с электронных блоков солнечных батарей и подготовить их к замене.

Новая пара солнечных батарей изготовлена по заданию ЕКА компанией “Бритиш Аэроспейс” в Бристоле. Эта же фирма изготовила первый комплект батарей, который отличался склонностью встряхивать весь космический аппарат при резком их охлаждении или нагревании. По этой причине замена солнечных батарей, первоначально планировавшаяся на 1996 год, была передвинута на первый полет к “Хабблу”. Для эксплуатации КТХ со старыми батареями пришлось использовать специальную программу бортового компьютера, занимавшую приличную часть его памяти.

Новые батареи переделаны из запасной пары старой конструкции. Гибкие панели изготовлены из тефлона, армированного стекловолокном. Развертываемые боковые металлические опоры защищены от резких изменений температуры спиральным рукавом. Он состоит из одной тысячи покрытых алюминием тефлоновых дисков, закрепленных с помощью лазерной сварки. Сложная система шкивов, предназначенная для поддержания полотна батареи в натянутом состоянии, заменена пружинами. Каждая из двух батарей имеет длину 12 м и ширину 2.8 м и несет 25000 преобразующих элементов. Батареи обеспечивают суммарную мощность 4.5 кВт.

В 22: 25 Томас Эйкерс и Кэтрин Торнтон (“четная пара”) разгерметизировали шлюзовую камеру и в 22: 29 EST (03: 29 GMT) вышли через люк ШК в грузовой отсек. Торнтон стала первой женщиной, выходящей в открытый космос во второй раз. Кроме нее, за бортами своих кораблей работали по одному разу еще две женщины — Светлана Савицкая и Кэтрин Салливэн.

В самом начале выхода выяснилось, что радиоприемник в скафандре Торнтон для связи с ЦУПом не работает, и Кэтрин может слышать только своего напарника. Хотя это и осложняло работу, было принято решение продолжать выход. Все команды с Земли и из кабины шаттла для Торнтон должен был “ретранслировать” Эйкерс.

Торнтон зафиксировалась на якоре манипулятора, и Николлье подвез ее к телескопу. Около 23: 30 астронавтка прикрепила к правой панели специальную треугольную рукоятку для ее переноски. Эйкерс отсоединил батарею от корпуса телескопа, разорвав электрические соединения. Эта операция производилась на теневой стороне 58-го витка с тем, чтобы батарея не вырабатывала тока. Гибкая панель изгибалась и дрожала от каждого движения.

Отделение дефектной батареи было запланировано выполнить не ранее 23: 43. Клод Николлье поднял манипулятор с Торнтон на 7.5 м над кораблем. Кэтрин подняла 160-килограммовую панель над головой. В 23: 51 EST, когда “Индевор” встречал рассвет над южной частью Красного моря, Кэтрин тихо отпустила ее. “Не держу. — Она пошла, ” — сказали Торнтон и Эйкерс. После этого Николлье начал отводить манипулятор с астронавткой и опускать ее в грузовой отсек, а Кови и Бауэрсокс выполнили маневр отвода корабля от летящей панели. Обломок “Хаббла” летел, как воздушный змей, слегка кувыркаясь и отражая солнечные лучи. Провожая долгим взглядом скрученную панель, астронавты и зрители на Земле увидели, как вздрогнули гибкие полотнища солнечных батарей в момент включения двигателей корабля. Расширяющиеся газы реактивной струи двигателя достали панель и на расстоянии в несколько десятков метров. “Она похожа на птицу. Том, посмотри, ” — сказала Кэтрин Торнтон. Красочная операция удаления солнечной батареи была заснята астронавтами на пленку.

“Птица” Торнтон стала еще одним из примерно 6700 кусков “космического мусора”. В каталоге космических объектов НОРАД панель получила порядковый номер 22920 и (поскольку она являлась частью именно “Хаббла”, а не “Индевора”) обозначение 1990-37С. Несмотря на значительную высоту орбиты, панель должна сойти с нее и сгореть в атмосфере примерно через год.

В 00: 17 6 декабря Торнтон при помощи рукоятки для переноса извлекла из контейнера новую правую батарею, которая даже в сложенном состоянии имела 4.5 м в длину. Она доставила батарею к месту установки, и астронавты установили ее менее чем через час после начала операции. Затем телескоп был повернут на 180°, Торнтон и Эйкерс сняли левую батарею, и около 03: 00 Эйкерс закрепил ее на месте временного хранения. Только левая батарея будет возвращена на Землю для анализа.

Незадолго до 04: 00 астронавты закончили установку второй солнечной батареи. Через некоторое время (по плану электрический тест батарей должен был продолжаться 23 минуты) центр управления КТХ подтвердил, что обе новые батареи подключены к сети и работоспособны. Развертывание панелей должно произойти по окончании последнего выхода 9 декабря.

Завершая выход, Торнтон и Эйкерс установили в новые положения якоря для фиксации астронавтов. Благодаря этой операции Масгрейв и Хоффман в третьем выходе смогут быстрее начать замену широкоугольной и планетарной камеры.

Когда примерно в 04: 43 “Индевор” встречал над Атлантикой рассвет на 61-м витке, Эйкерс находился уже у шлюзовой камеры, а Торнтон еще стояла на якоре манипулятора. Астронавты вернулись в шлюзовую камеру “Индевора” и закончили выход в 05: 05 EST. Он продолжался 6 часов 36 минут.

Перед самым концом выхода оператор связи Грегори Харбо поздравил Эйкерса с установлением нового рекорда суммарной длительности выходов с борта шаттла. Вместе с двумя выходами 13-15 мая 1992 года Эйкерс набрал 22 часа 50 минут, превысив достижение Джерри Росса на 1 минуту. “Спасибо, но я боюсь, что он проживет недолго, ” — отозвался Эйкерс.

В шлюзовой камере Кэтрин Торнтон почувствовала неприятные ощущения в ухе. Поэтому шлюзовая камера была разгерметизирована вновь, после чего наддув ее до 530 мм рт.ст. производился с меньшей скоростью.

Во время проведенного в понедельник брифинга для прессы руководители проекта КТХ хвалили работу экипажа. “Думаю, первая цель достигнута, — сказал руководитель полета “Хаббла” Джо Ротенберг (Joe Rothenberg). — Мы можем выполнять обслуживание на орбите и мы можем справляться с непредвиденными обстоятельствами.”

Время отдыха экипажа началось в 10: 57.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.