Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.






Храм к этому времени наполнился хоть и больше, чем в начале, но все равно полупуст, правда много народу толпится у амвона. Сразу последовала сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Ектении с поминовением усопших в такие праздники обычно не бывает, а потому сразу последовала ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон о.Алексий Кульнев кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, ни пасхальное торжество, ни архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..». После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. До пения Молитвы Господней и закрытия Царских врат литургия идет, как и всегда. По закрытии хоры по очереди поют Богородичные песнопения.

Причастников на ранней литургии было относительно много, так что причащение шло на две чаши. В центре причащал сам правящий архиерей. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился. Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

После этого духовенство вышло в центр и само пропело тропарь и кондак, а также величание праздника. Заканчивается литургия. Владыка Феогност произносит отпуст. После этого он произнес проповедь на тему праздника.

Рождество Твое, Богородице Дево, /радость возвести всей вселенней: /из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, /и разрушив клятву, даде благословение, /и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Воистину, Рождение сей девы, именем Мариам, явилось радостью. ибо этим было положено начало спасению падшего человеческого рода. Бог, желая прийти в мир с спасти людей, приготовил себе сей кивот и от рождения питал и вел сию деву, очищая и освящая, готовя ее для великого ее служения – быть ВРАТАМИ, через которые Бог войдет в мир. В начале люди, прельстившись на лживые обещания змия, не преступили повеление Божие и отвергнув покаяние, даже сваливали вину друг на друга и видя их нераскаянность Бог изгнал их из рая. Так грех вошел в природу человека, став частью ее, повредив его. Смерть явилась следствием этого и Бог попустил это, в противном случае, люди, будучи бессмертными, стали бы подобными демонам, кои, сохранив бессмертие и огромную, данную им силу, ожесточились до полной невозможности покаяния. Но употребив наказание, Бог дал обещание спасения, обещая, что семя жены сотрет главу змия, уязвляющего человека от начала. Возможно, люди думали, что спасение будет совсем скоро и не принимали мер для очищения и борьбы с нарастающим грузом греха. Но вот, сын Адама Каин из зависти убивает собственного брата и сила греха над поврежденной человеческой природой становится очевидной, да и впервые Адам видит смерть. Начинается время ожидание человеком обещанного спасения. И вот, повторяется чудо, некогда явленного праотцам Аврааму и Сарре, теперь старцы Иоаким и Анна становятся родителями. Бог являет чудо не просто ради чуда, но дабы родителями стали не молодые люди с их еще бурлящими страстями и похотями, рулящими в молодости человеком, как им угодно, но убеленные сединами и опытные в духовной жизни и борьбе со страстями и похотями, люди. И если ранее плодом духовной брани явился Исаак, от которого пошел весь еврейский род, многочисленный, по слову Божию. как песок морской, то теперь плодом такой же духовной брани явилась Мариам, плод чистоты и сосуд, очищенный и освященный, как сосуд Божества. Она, по преданию Церкви, была первой, давшей обет безбрачия и впоследствии на ней Бог явил чудо – без мужского семени, а значит и без содействия плотской похоти и всей, сопутствующей этому, нечистоты (так что для удержания в узде этих стихий человеческого естества и был введен брак), был рожден сын – Господь Иисус Христос – Спаситель мира, совершивший то, что было обещано еще Адаму. В этом-то и суть нашего веселия – празднуя рождения девы Мариам, мы вспоминаем, что этим положено начало спасения, ибо придя в мир, Господь своей кровью даровал нам вход в Царство Небесное, куда с грехопадения людей вход был закрыт. Теперь эти врата открыты – нужно лишь употребить усилия, дабы войти через них, хоть и не все из нас радеют этим. Но рождением сей Девы и положено началу этого спасения. И народ русский, бывший одним из тех овец, «яже не суть от двора сего», призванный в числе многих, особенно возлюбил этот праздник, так что очень много других праздников приходится на этот день. Много икон Божией Матери прославляется в этот день и в этот же день мы вспоминаем годовщину Куликовской битвы – битвы одной из первых, когда русское воинство победило угнетавших Русь татар. Это не сравнить даже со Сталинградской битвой, ибо после нее будут еще века ига. После этого сменивший темника Мамая «законный» хан Тохтамыш занял и сжег Москву и русские княжества снова начали платить дань Орде. Но начало было положено и этим Бог явил милость людям своим. Когда-то Бог попустил захватчикам разорить и покорить землю нашу ради лютых междоусобиц, за века до этого разорявших Русь, когда русские люди грабили русские города, жгли дома, разоряли храмы Божии и убивали таких же русских людей, вменяя это. как некие великие победы и запечатлевая даже эти «победы» в своих летописях. Иной раз князья ради победы над своими соплеменниками даже приглашали иноземные орды и те разоряли и грабили Русь. И теперь Бог, как некогда Израиль, попустил Руси претерпеть от захватчиков и потерпеть иго, дабы, угнетаем от врагов видимых и невидимых (наводящих людей друг на друга и порождающих всякую брань меж людьми), народ покаялся и обратился к Богу, оставив диавольское дело вражды и злобы. И народ покаялся и именно в то тяжкое время более, чем когда-либо строилось на Руси храмов и монастырей, ибо татарский аркан заставлял человека вспомнить Бога, которого он забывал в годы благополучия. И по молитвам Божией Матери и святых угодников Божиих, преподобного Сергия и Никона Радонежских, святителей Феогноста, Алексия, Киприана московских, и многих других, Бог помиловал землю Русскую и дал ей самостоятельность. Не потому ли этот праздник особенно любим на Руси и ему посвящалось особенно много храмов и монастырей? Увы, в годы благополучия м часто забываем Бога и предаемся всякому злу и плотской страсти и Бог попускает тем самым духам злобы, чью волю мы подчас творим, мучить нас и тогда нас посещают скорби, болезни и даже междоусобицы и войны. Вспоминая уроки нашей истории, да не забываем о спасении нашем и о том, отчего нас посещают сии скорби.

Окончив Слово, он под пение многолетие уходит в алтарь. Царские врата закрываются, а вышедший о.Евгений Кузнецов отмечает, что сейчас будет совершаться поздняя литургия. Ее, вероятно, будет совершать о.Сергий Лукин.

Поцеловав Крест и приложившись к образу праздника, я выхожу со двора. Лимузин правящего архиерея еще стоит во дворе, а во двор входит о.Виктор Еремин…. Праздник продолжается и празднование будет длиться, как и было выше написано, до 25 сентября (кстати, подлинной даты основания нашего с вами города).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.