Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторское право. Основы и предпосылки возникновения авторского и изобретательского права




Объективные основания возникновения авторского и изобретательского права неразрывно связаны с творческой трудовой деятельностью. Желание человека извлекать из окружающей природы наибольшее количество благ при наименьшей затрате сил является объективным фактом и независимо от его сознания приводит его в состояние непрекращающейся творческой деятельности, ибо никогда человек, достигнув какого-либо результата, не бывает им удовлетворен, он всегда ищет пути и средства этот результат улучшить, использовать для достижения каких-то новых целей.

Одновременно с началом сознательной деятельности у человека возникло желание сохранить и закрепить за собою преимущества и выгоды, получаемые вследствие действия на природу или создания художественных произведений.

Так, уже на заре человечества тщательно оберегался и передавался из рода в род секрет добычи огня, в строжайшем секрете египетские жрецы держали технические средства «сотворения» различных религиозных чудес, свое умение предсказывать затмения Солнца и Луны, на этом они в значительной степени строили свое влияние на все слои общества.

В дальнейшем сохранение в тайне секретов производства (например, тайна изготовления венецианского стекла, многих красок и эмалей, производство некоторых видов стали) давало их создателям определенные преимущества и до XVI—XVII вв. являлось по существу единственным средством их охраны.

После промышленной революции XVI—XVII вв. сложилась обстановка сосредоточения на мануфактурах большого числа рабочих, не обязанных хранить секреты производства, всякое техническое новшество быстро становилось предметом гласности и любой предприниматель мог его использовать. Зачастую секреты производства переставали быть секретами сразу, как только товар, изготовленный на их основе, поступал на рынок.

Капиталисты, в основном выходцы из среднего сословия, прекрасно понимая и оценивая возможности обогащения в результате развития техники, смогли заставить государственную власть ввести в законодательном порядке охрану их имущественных интересов, возникающих в связи с созданием и применением технических новшеств.

Таковы коротко объективные причины, вызвавшие к жизни правовой институт — изобретательское и авторское право, которое в наши дни приобрело значение фактора не только экономического, но и политического, служащего основой для проведения таких коммерческих операций, масштабы и значимость которых выходят далеко за пределы лишь научно-технического обмена и экономических отношений.

На страже интересов авторов должны стоять законы об охране интеллектуальной собственности.

Человек, профессионально занимающийся творчеством, должен получать плату за свой труд.



Как и все др. сферы ИС, авторское право касается охраны произведений, созданных человеческим интеллектом (плакат 9).

В ст.2 Бернской конвенции 1886 г, которая является старейшей международной конвенцией, регулирующей авторское право, говорится: «термин литературные и художественные произведения охватывает все произведения в области литературы, науки, техники, искусства вне зависимости от способа и формы их выражения. Это книги, брошюры, лекции, проповеди; драматические, музыкальные, и хореографические произведения. В настоящее время согласно ДАП 1996 г к объектам ИС, регулируемым авторским правом, отнесены и произведения, основанные на высоких технологиях, например программы для ЭВМ и электронные базы данных, которые также защищаются авторским правом».

Не существует никакого требования, чтобы литературное или художественное произведение было хорошим или обладало художественными достоинствами. Однако оно должно быть оригинальным. В разных странах это требование варьируется по-разному. В странах общего права требуется очень мало – чтобы произведение не было копией другого произведения и автор мог продемонстрировать минимум мастерства, профессионализма и самостоятельности суждений при его создании. В странах, следующих традиции Гражданского права (США), это требование зачастую строже, например, произведение должно нести отпечаток индивидуальности автора. Может потребоваться творческий уровень, превышающий обычное мастерство, профессионализм или самостоятельность мышления. Поэтому, если Вы пишите статью или книгу и хотите опубликовать их за рубежом, то прежде необходимо узнать требования, предъявляемые к публикациям в данной стране.



Ст.2 Бернской конвенции предусматривает также охрану для так называемых производных произведений, которые получены из других уже существующих источников, например: перевод романа, музыкальная аранжировка, постановка фильма на основе романа, а также компиляция лит. и худ. произведений (энциклопедии, антологии), оригинальность которых заключается в подборе и расположении материала.

Что же представляют авторские права?

 

Обладатель авторского права на охраняемое произведение имеет исключительное право: может использовать произведение так, как он желает, и может воспрепятствовать другим лицам использовать это произведение без своего разрешения (плакат 9).

Юридической основой форм эксплуатации охраняемых произведений является:

1 право контроля за воспроизведением (изготовлением, копированием) произведения;

2 право разрешать распространение –это выдача лицензий, заключения договоров на распространение, а также на прокат программ для ЭВМ, аудиовизуальных произведений и фонограмм; право разрешать публичное исполнение, передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения своих произведений.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал