Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания.






  1. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), ф. 609, оп. 1, д. 397.Л.1.
  2. Если бы заграждение, как пишет Н.В.Новиков, состоявшее из гальванических мин с зарядом по 75 кг пироксилина в каждой, было приведено в боевую готовность, то германский крейсер «Гебен», который маневрировал на этом заграждении во время обстрела Севастополя, неизбежно оказался бы уничтоженным (см.: Новиков Н.В. Операции флота против берега на Черном море в 1914—1917 гг. М.: Воениздат, 1937. С. 19-21).
  3. Бой фактически свелся к поединку двух кораблей — русского линкора «Евстафий» и «Гебена». Потеряв в результате 14 попаданий снарядов различного калибра убитыми 105 и ранеными 59 человек, немецкий крейсер вышел из боя и удалился в базу. На его ремонт потребовалось две недели. На «Евстафий» в результате четырех попаданий было убито 33 и ранено 25 человек (см.: История первой мировой войны 1914-1918. М.: Наука, 1975. Т. I. С. 434).
  4. РГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, л. 877, л. 61.
  5. История первой мировой войны 1914-1918. Т. 2. С. 275.
  6. Морской атлас. Т. 3. Ч. I. Л. 40; Там же. Описания к картам. С. 812; История военно-морского искусства. М.: Воениздат, 1963. Т. I. С. 313 (схема).
  7. Флот в первой мировой войне. М.: Воениздат, 1964. Т. I. С. 474, 476, 479.
  8. Павлович Н.Б. Развитие тактики Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1983. Ч.З. С. 181.
  9. В 1916 г. противник потерял на Черном море 3 миноносца, 4 подводные, 3 канонерские лодки, 6 транспортов, 16 пароходов и буксиров, 4 моторных и 865 парусных судов (История первой мировой войны 1914-1918. Т. 2. С. 280).
  10. РГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 397, л. 8.
  11. Быков П.Д. Военные действия на Северном русском морском театре в империалистическую войну 1914— 1918 гг. Л.: Военмориздат, 1939. С. 37.
  12. История первой мировой войны 1914-1918. Т. 2. С. 398.

 

 

  Программа конференции «Балтийский флот накануне и в годы Первой мировой войны»  
c 6 по 7 июня 2013 Калининградская область

 

П Р О Г Р А М М А

всероссийской научной конференции

«БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

К 100-летию начала Первой мировой войны

6-7 июня 2013 года

Место проведения: головное здание Калининградского областного историко-художественного музея, ул. Клиническая, 21, г. Калининград, Россия.

6 июня

9.30 - 10.00 – регистрация участников конференции.

В рамках программы конференции работают выставки:

– «Балтийский флот в Первой мировой войне (по материалам Центрального военно-морского музея, г. Санкт-Петербург)». Подготовлена Калининградским областным историко-художественным музеем.

– редких книг и периодических изданий по теме «Балтийский флот в Первой мировой войне». Из собраний библиотеки Балтийского военно-морского института им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

– «Основные награды моряков Балтийского флота в годы Первой мировой войны». Из частной коллекции Коровного Александра Федоровича (Калининградская региональная общественная организация «Балтийский союз коллекционеров»).

- «Личные жетоны и предметы форменной одежды моряков Российского императорского флота периода Первой мировой войны». Из частной коллекции Мекелиты Сергея Владимировича (Калининградская региональной общественная организация «Балтийский союз коллекционеров»).

- «Балтийский флот в Первой мировой войне (по материалам газеты ДКБФ «Страж Балтики», г. Калининград)». Подготовлена ответственным редактором газеты Богатырем Валерием Николаевичем.

10.00 – открытие конференции. Приветственное слово министра культуры Калининградской области Кондратьевой Светланы Анатольевны.

Пленарное заседание.

(10.00-16.00).

Заседание ведет Амусин Борис Михайлович.

Доклады:

регламент -20 мин.

1. «Реформирование Балтийского флота в 1991-2000 гг. по опыту Первой и Второй мировых войн» (Егоров Владимир Григорьевич – кандидат военных наук,

Почетный командующий Балтийским флотом, советник Губернатора Калининградской области, адмирал, г. Калининград)

2. «Балтийский флот накануне Первой мировой войны» (Литвинов Виктор Иванович - научный сотрудник филиала ЦВММ (г. Санкт-Петербург) «Музей Балтийского флота», вице-адмирал, г. Балтийск)

3. «Инженерно-строительные органы Балтийского флота накануне и в ходе Первой мировой войны (1906-1918 гг.)» (Урюпин Михаил Борисович – кандидат военных наук, заместитель начальника Балтийского военно-морского института им. адмирала Ф.Ф. Ушакова по учебной и научной работе, полковник, г. Калининград)

4.«Деятельность командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. Эссена в годы Первой мировой войны» (Кинякин Игорь Николаевич – кандидат военных наук, доцент кафедры тактики Балтийского военно-морского института им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Калининград)

5. «Эволюция планов применения флота Балтийского моря в преддверии Первой мировой войны. 1906-1914» (Козлов Денис Юрьевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заместитель начальника Научно-исследовательского института военной истории ВА ГШ ВС РФ, капитан 1 ранга, г. Москва)

6. «Развитие военно-морского искусства в годы Первой мировой войны. 1914-1918 гг.» (Петросян Владимир Николаевич – кандидат военных наук, доцент,

профессор кафедры истории войн и военно-морского искусства ВУНЦ ВМФ «ВМА», капитан 1 ранга, г. Санкт-Петербург)

Кофе-пауза

(12.00-13.00)

__________________________________________________________________

7. «Разведка Балтийского флота в Первой мировой войне» (Кикнадзе Владимир Георгиевич - кандидат военных наук, доцент, начальник отдела Научно-исследовательского института военной истории ВА ГШ ВС РФ, капитан 2 ранга, г. Москва)

8. «Опыт Балтийского флота по обороне минно-артиллерийской позиции в Рижском заливе. 1915 г.» (Рукавишников Евгений Николаевич – доктор военных наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Балтийского военно-морского института им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Калининград)

9. «Балтийский флот в годы Первой мировой войны: обзор фондов РГАВМФ» (Лисицкая Анна Александровна – ведущий специалист Российского государственного архива военно-морского флота, г. Санкт-Петербург)

10. «Эскадренные миноносцы Балтийского флота в Первой мировой войне» (Геманов Виктор Степанович – действительный член Академии военно-исторических наук, профессор Балтийской государственной академии, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, капитан 2 ранга в отставке, г. Калининград)

Кофе-пауза

(14.30-15.00)

15.00-16.00 – дискуссия

16.00-18.00 – обзорная экскурсия по историческим местам г. Калининграда.

Полную программу конференции можно посмотреть на сайте https://westrussia.org/(в разделе " Афиша").

www.museum.ru/N49871
Ваше мнение»»

 

»» Калининградский областной историко-художественный музей
Адрес: Калининградская область, г. Калининград, ул. Клиническая, 21
Проезд: От площади Победы - трамв. №№ 3, 5 до ост. " Дом быта"; все автобусы и троллейбусы, идущие к Южному вокзалу и площади Победы, до ост. " Гостиница " Калининград"
Телефоны: (4012) 453-844, 453-710
URL: www.westrussia.org
EMail: museum_2006@mail.ru



Смотрите также:
· афишу: музея, города, региона

Первая мировая война на море

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2013; проверки требуют 15 правок.

Для термина «Первая мировая» см. также другие значения.

Первая мировая война
Линкор королевского флота HMS «Irresistible», погружающийся после взрыва морской мины в битве у Дарданелл
Дата 28 июля 1914 — 11 ноября 1918
Место Европа, Африка и Ближний Восток (недолго в Китае и островах Тихого океана)
Причина экономический империализм, территориальные и экономические притязания, торговые барьеры, гонка вооружений, милитаризм и автократия, баланс сил, локальные конфликты, союзные обязательстваевропейских держав.
Итог Победа Антанты. Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии. РаспадГерманской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии. Начало проникновения американского капитала в Европу.
Противники
Антанта и её союзники: Российская империя/республика · РСФСР (до 3 марта 1918) Франция Британская империя Сербия Бельгия Черногория Италия (с 1915) Румыния (с 1916) США (с 1917) Греция (с 1917) Центральные державы: Германская империя Австро-Венгрия Османская империя Третье Болгарское царство (с 1915)
 

 

Командующие
неизвестно неизвестно
 

 

Силы сторон
неизвестно неизвестно
 

 

Потери
неизвестно неизвестно
 

 

 

 

[скрыть] Первая мировая война
Западная Европа • Восточная Европа • Италия • Балканы •Кавказ и Ближний Восток • Африка • Китай и Океания •Война на море

 

[скрыть] Первая мировая война на море
Северное море и Атлантика Атлантика • Гельголанд (1) • «Абукир», «Хог» и «Кресси» •Ярмут • Скарборо • Доггер-банка • Ютландское сражение •Гельголанд (2) • Затопление немецкого флота Балтийское море Готланд • Рижский залив • Моонзундские о-ва •Ледовый поход Средиземное море «Гёбен» и «Бреслау» • Анкона • Имброс Чёрное море Мыс Сарыч • Босфор • Бой у Босфора Тихий и Индийский океан Занзибар • Мадрас • Пенанг • Кокосовые о-ва • Папеэте •Коронель • Руфиджи • Фолклендские острова

Военные действия на море в Первую мировую войну в основном заключались в морской блокаде флотамиАнтанты Германии и попытках Германии нарушить британское и французское судоходство с помощью подводных лодок и рейдеров.

Содержание

[убрать]

· 1 Предыстория

· 2 Технологии

o 2.1 Раскрытие германского кода

· 3 Театры военных действий

o 3.1 Северное море

o 3.2 Ла-Манш

o 3.3 Атлантический океан

o 3.4 Средиземное море, Адриатика, Дарданеллы

o 3.5 Чёрное море

o 3.6 Балтийское море

§ 3.6.1 Захват «Магдебурга»

§ 3.6.2 Начальный период войны

§ 3.6.3 Оборона Рижского залива в 1915

§ 3.6.4 Бой за Рижский залив 1917

§ 3.6.5 Революция

o 3.7 Тихий и Индийский океан

· 4 См. также

· 5 Источники

· 6 Ссылки и примечания

Предыстория[править | править вики-текст]

Военно-морская гонка вооружениймежду Британской империей иГерманской империей была одной из важнейших причин Первой мировой войны. Германия хотела увеличить свой военный флот до величины, которая позволила бы германской заморской торговле не зависеть от доброй воли Британии. Однако увеличение германского флота до величины сопоставимой с британским флотом неизбежно ставило под угрозу само существование Британской империи.

Технологии[править | править вики-текст]

Основным типом боевого корабля в Первую мировую был линейный корабль, построенный по образцу дредноута. Военно-морская авиация только начинала своё развитие. Большую роль приобрели подводные лодки и морские мины.

Раскрытие германского кода [править | править вики-текст]

Основная статья: Комната 40

26 августа 1914 года российские крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватилисигнальную книгу с германского лёгкого крейсера Магдебург, севшего на мель вблизи острова Осмуссаар в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии огромное влияние как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Театры военных действий[править | править вики-текст]

Северное море [править | править вики-текст]

Северное море было основным театром войны для надводных кораблей. Здесь друг другу противостояли британский Гранд-Флит и германский Флот открытого моря. Значительно больший по численности британский флот поддерживал блокаду Германии, отрезав её от заморских ресурсов. Немецкий флот в основном оставался в гавани, ожидая, не возникнет ли выгодная ситуация для боя.

Было несколько крупных сражений: сражение при Гельголанде, сражение при Доггер-Банке, Ютландское сражение, и Второе сражение при Гельголанде. В целом, британский флот, хотя и не всегда добивался тактических успехов, смог поддерживать блокаду и удерживать немецкий флот в гавани, хотя до конца войны германский флот оставался серьёзной угрозой, приковывавшей к себе большинство британских сил.

Ла-Манш [править | править вики-текст]

Атлантический океан [править | править вики-текст]

Основная статья: Битва за Атлантику (1914—1918)

В то время как Германия испытывала значительные трудности из-за британской морской блокады, британская метрополия сильно зависела от импорта продовольствия и сырья. Немцы обнаружили, что их подводные лодки, хотя и малоэффективны против надводных боевых кораблей, хорошо справляются с торговыми кораблями и могут легко патрулировать Атлантику даже при господстве британских сил на поверхности моря. В 1915 году немцы попытались установить блокаду Британии с помощью подводных лодок. Им удалось нанести значительный ущерб британскому судоходству, но не удалось прекратить его.

Средиземное море, Адриатика, Дарданеллы [править | править вики-текст]

Основная статья: Первая мировая война на Средиземном море

Чёрное море [править | править вики-текст]

Броненосцы Черноморского флота на рейде Севастополя, 1910 г.

См. также: Бой у мыса Сарыч, Прорыв Гебена и Бреслау иКавказский фронт

В начале войны ни у Российской, ни у Османской империи не было дредноутов на Чёрном море. Два дредноута, строившихся для турецкого флота в Англии, были с началом войны реквизированы и включены в королевский флот под названиями HMS Erin и HMS Agincourt. Осенью 1914 Германия передала Османской империи линейный крейсер SMS Goeben и легкий крейсер SMS Breslau. Намного превосходя броненосные корабли ЧФ России, «Гебен» сыграл решающую роль в дальнейших событиях.

Боевые действия на Чёрном море началась в октябре 1914 года с бомбардировки германо-турецкими силами прибрежных русских городов, при этом «Гебен» и «Бреслау» атаковали главную базу ЧФ — Севастополь. Эта бомбардировка привела к объявлению Россией войны Турции и, соответственно, вступлению последней в войну на стороне Центральных держав. 5 ноября 1914 главные силы ЧФ внезапно встретили «Гебен» и «Бреслау» в районе Ялты. Несмотря на благоприятное для русских стечение обстоятельств, добиться решающего результата не удалось — после обмена залпами противник смог уйти (См. Бой у мыса Сарыч). Вплоть до начала 1916 «Гебен» и «Бреслау» оставались костью в горле российского флота. Лишь в начале 1916 годучерноморский флот получил первые линкоры-дредноуты — «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», что радикально изменило соотношение сил в пользу ЧФ России.
Вскоре после большевистского переворота в Петрограде и наступившей вследствие этого анархии Черноморский флот потерял боеспособность. По Брестскому мирному договору между правительством Ленина и Германией, главная база флота в Севастополе перешла под контроль немцев.

Балтийское море [править | править вики-текст]

Балтийское море рассматривалось ведущими морскими державами — Великобританией и Германией — как второстепенный театр. Британцы считали, что русский флот, медленно восстанавливающийся после поражения в Русско-японской войне 1904—1905 годов, не сможет оказать сколько-либо существенной помощи британскому флоту, а немцы опасались в первую очередь флота Великобритании, поэтому держали на Балтике лишь устаревшие корабли. Основной боевой задачей русского флота являлось сопротивление проникновению противника в Финский заливпутём боя на заранее подготовленной позиции. Для решения этой задачи была назначена оборонительная позиция в узости залива, образуемой островом Норген и мысом Поркалла-Удд — так называемая центральная минно-артиллерийская позиция. Военные действия на Балтике начались 31 июля. В 6.56 русские минные заградители под прикрытием линкоров начали ставить первые мины.

Захват «Магдебурга» [править | править вики-текст]

Минный [торпедный] отсек ПЛ.1916

26 августа 1914 на Балтике произошло событие, оказавшее значительное влияние на дальнейший ход войны. В Финском заливе у острова Осмуссаарсел на мель германский легкий крейсер«Магдебург». Попытки спасти корабль закончились неудачей и вскоре он был захвачен подошедшими русскими крейсерами «Богатырь» и «Паллада». Главным успехом были поднятая из моря сигнальная книга крейсера, которая затем была переданы британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

Начальный период войны [править | править вики-текст]

11 октября торпедой немецкой подводной лодки U-26 был потоплен крейсер«Паллада». В середине октября на Балтику прорвались две британских подводных лодки. 17 ноября подорвался на минах и затонул немецкий крейсер «Friedrich Carl». В конце 1914 года были достроены четыре новых линкора «Полтава», «Гангут», «Петропавловск» и «Севастополь», что изменило соотношение сил в Балтийском море.

Линкор «Полтава», 1915

25 января 1915 года подорвались на минах и получили повреждения немецкие крейсеры «Augsburg» и «Gazelle».

19 июня 1915 года произошёлГотландский бой между русским и немецким отрядами крейсеров. Был потоплен немецкий минный заградитель «Альбатрос».

Оборона Рижского залива в 1915 [править | править вики-текст]

Основная статья: Оборона Рижского залива

8 августа 1915 года немецкие силы, состоящие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли броненосец «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. В 4 часа утра немецкие тральщики начали делать проход в минном поле. Их заметили русские самолёты, вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» и эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам. В 10 часов 30 минут броненосец «Слава» прибыл к месту боя и вступил в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими линейными кораблями — «Эльзас» и «Брауншвейг». Потеряв два тральщика T-52 и T-58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. 10-15 августа минный заградитель Амур поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе.

16 августа немецкие силы повторили попытку прорваться через Ирбенский пролив. В течение дня немцам удалось протралить Ирбенский пролив, хотя они потеряли тральщик T-46. «Слава» была вынуждена отойти после боя с немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». В ночь на 17 августа германские эсминцы «V-99» and «V-100» проникли в Рижский залив. В бою с русским эсминцем «Новик» V-99 был повреждён, а затем подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа «Слава» снова вступила в бой с линкорами «Нассау» и «Позен», получила три попадания и отошла к Моонзунду. 19 августа подорвался на минах и затонул немецкий эсминец «S-31», а британская подлодка E-1 торпедировала немецкий крейсер «Мольтке». После этого германские силы ушли из Рижского залива.

Бой за Рижский залив 1917 [править | править вики-текст]

Основная статья: Операция «Альбион»

12-20 октября 1917 года произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на островаЭзель, Моон и Даго, захватил их и, протралив минные заграждения в Ирбенском проливе, прорвался в Рижский залив.Но они вновь потеряли много тральщиков, а фарватер был закрыт затопленым броненосцем Слава.

Революция [править | править вики-текст]

После Октябрьской революции русский флот полностью потерял боеспособность. ПоБрест-Литовскому мирному договору русская армия и флот должны были оставитьбереговые укрепления в получавших независимость Финляндии и Эстонии. В мае 1918 года состоялся Ледовый поход Балтийского флота: корабли были выведены через льды из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Переход был совершён по инициативе командующего флотом адмирала А. М. Щастного вопреки приказу большевистского правительства. За нарушение приказа о сдаче флота немцам 22 июня 1918 года адмирал Щастный был расстрелян по личному указанию большевистского Наркомвоенмора Л. Д. Троцкого

Тихий и Индийский океан [править | править вики-текст]

Небольшая часть германских морских сил, расположенная в Тихом океане, с началом войны участвовала в рейдерских операциях. Германский крейсер «Эмден» в бою при Пенанге неожиданной атакой в порту уничтожил русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Mosquet» («Мушкет») и потопил около тридцати торговых судов в рейдовых операциях, прежде чем был потоплен в бою у Кокосовых островов.

Германская Восточноазиатская крейсерская эскадра адмирала Максимилиана фон Шпее в сражении при Коронеле разгромила крейсерскую эскадру контр-адмирала К. Крэдока, потопив броненосные крейсера «HMS Good Hope» и «HMS Monmout». В декабре 1914 года эта эскадра была уничтожена в сражении при Фолклендских островах.

Германский крейсер «Кёнигсберг» в начале войны находился в Дар-эс-Саламе, столицеГерманской Восточной Африки. Он также провёл несколько операций: захватил английский пароход в Аденском заливе, обстрелял побережье Мадагаскара; 20 сентября 1914 года в порту острова Занзибар потопил в бою английский крейсер «Пегасус». 11 июля 1915 года «Кёнигсберг» был потоплен в дельте Руфиджи в бою с четырьмя английскими кораблями.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.