Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.

ПРЕДМЕТНОСТ Ь — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных предметов.

ЦЕЛОСТНОСТ Ь выражается в том что образы отображаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик.

КОНСТАНТНОСТЬ постоянство в восприятии которое обуславливается знанием физических свойств предмета.

СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство воспринимаемые человеком предметы писывать словесными понятиями.

Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ способность человека воспринимать лишь те предметы которые для него представляют наибольший интерес.

Теории восприятия:

По Немову.

Теория восприятия согласно которой все что связано с восприятием связано с работой чувств и мозга человека. Это органическая теория восприятия. Есть теория в которой утверждается что процесс восприятия зависит от того что образ восприятия не возникает а как бы конструируется сознанием человека отсюда название теории конструктивная теория восприятия. Это представляется таким образом что человек получая ощущения от того или иного воспринимаемого предмета конструирует образ этого предмета и проверяет его правилен ли он опять же через дополнительные ощущения которые он принимает от ощущаемого предмета или действия с ним. Есть так же экологическая теория восприятия которая предложена гибсоном суть её в том что само по себе окружающее человека пространство содержит в себе достаточно информации для формирования правильных образов воспринимаемым человеком предметов и явлений ничего дополнительно ему со своей стороны конструировать не нужно.

Теории восприятия по учебнику

Первая теория - Структурализм - школа Вундта - метод аналитической интроспекции. Все образы рассматриваются как структуры элементарных ощущений. Эта гипотеза получила название гипотезы суммации ощущений. Главный тезис этой гипотезы- каждый раз, когда те же самые стимулы попадают на ту же самую часть сенсорного органа, могут быть обнаружены одни и те же " чистые ощущения". Восприятие представляет собой комбинацию этих ощущений (структуралисты говорят, что образ состоит из следов памяти). Критику школы Вундта высказывает

Вторая теория - Гештальтпсихология - Макс Вертгеймер - поезд - мысль - прибор - он открыл фи- феномен (кажущееся движение), где целое (движение) не равно сумме частей (двух неподвижных световых лучей), а значит, восприятие не может быть объяснено суммацией ощущений. Гештальтпсихологи противопоставляют суммации ощущений перцептивную организацию

Пример: рисуем квадрат, состоящий из семи клеток по горизонтали и семи клеток по вертикали. Мы его будем воспринимать как простые горизонтальные или вертикальные ряды. Затем вводим дополнительный фактор перцептивной организации: закрашиваем четвертые клетки по горизонтали и вертикали и уже воспринимаем рисунок по - другому.

 

19 Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Теории внимания.

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.

Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания: Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания

распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

По активности человека в организации внимания различают 3 вида:

· Произвольное – управляется сознательной целью, оно тесно связана с волей человека, основной функцией является активное регулирование протекания псих.процессов;

· Непроизвольное – наиболее простое и генетически исходное, оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей;

· Послепроизвольное – это сосредоточивание на объекте, в силу его ценности для личности.

По местонахождению объекта:

· Внешнее

· Внутреннее

Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция – есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.

Второй подход выдвигали ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют мене интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.

Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе (возможно на уровне таламуса) происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.

Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе, который утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Узнадзе называл «объективизацией».

Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс – поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.

Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.

 

К синтетическим представлениям о природе внимания можно отнести концепцию внимания П.Я. Гальперина, состоящую из следующих положений:

1. Внимание – есть один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности человека.

2. Главная функция внимания – контроль над содержанием действия или психического образа.

3. Внимание не имеет самостоятельного результата и является обслуживающим процессом. Как самостоятельный акт внимание выделяется только тогда, когда действие становится умственным и сокращенным.

 

20 Память как познавательный процесс.

Мнемозина - греческая богиня памяти. Отсюда - мнемические процессы и мнемотехника - методы развития памяти.

В самом широком смысле память - это способность изменяться под влиянием различных воздействий и сохранять следы этих изменений.

В соответствии с этим выделяют три уровня памяти:

1) биологическая память - носители - молекулы ДНК - видовая память;

2) историческая память - преемственность прошлого всего человечества;

3) индивидуальная память - ее хранилище - это мозг.

Психологи пишут: самая стойкая - биологическая память, менее стойкая - историческая память, самая ранимая, самая нестойкая - индивидуальная память.

Мы будем изучать только индивидуальную память.

Память представляет собой запечатление, сохранение, и воспроизведение человеком своего опыта.

На то, что человек переживает здесь и теперь, оказывает влияние то, что он некоторое время назад переживал в прошлом.

В этом состоит феноменология памяти.

Таким образом, память представляет собой активный процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности субъекта или возвращение в сферу сознания.

Исследование Рубинштейна

Самые умные люди - Самые глупые люди

Хорошая память - Плохая память

Функции памяти:

1) Использование прошлого для идентификации своей личности (позволяет сохранять постоянство своей личности - Джеймс). Есть имплицитная память - скрытая от сознания, но постоянно оказывающая влияние на наше " Я" (средний человек в состоянии вспомнить себя до четырех лет; Фрейд объяснял это инфантилизацией памяти, когнитивные психологи - объясняют это по - другому: отсутствием когнитивных схем. Человек может вспоинить то, чего с ним никогда не было: Пиаже- вспоминая себя в два года: коляска - попытка похитить ребенка, а в 15 лет нянька сообщила, что она это все сочинила).

2) Свое прошлое мы используем для пострения будущего, для развития личности (на этом основывается вся психотерапия - чтобы изменить свое будущее, надо изменить свое отношение к прошлому). Найсер " Экология памяти" - исповедь - глубокая психотерапия.

3) Использование личной памяти для других людей (например, дача свидетельских показаний; на дачу показаний влияет состояние, установка, предубеждения человека - предмет юридической психологии).

4) Усвоение и сохранение чужого опыта (умный учится на чужих ошибках).

5) Прямое обращение к памяти, специальные задачи запоминания; в некоторых профессиях требуется развитие памяти: например, актер, адвокат.

6) Наша память включается в повседневную деятельность непроизвольно.

7) Любой психический процесс связан с памятью.

Виды памяти.

Первая классификация видов памяти: на основании временного критерия:

Оперативная память Кратковременная память Долговременная память
зона риска забывания архив

-​ Первый блок: оперативная память - одна четвертая секунды,

-​ Второй блок: кратковременная память - примерно двадцать секунд,

-​ Третий блок: долговременная память, которая подразделяется на:

-​ 1) зона риска забывания,

-​ 2) архив.

В памяти человека может разместиться большой объем информации. По последним исследованиям считается, что в памяти сохраняется все, что человек узнавал, на что обратил внимание и т.д.

Вторая классификация видов памяти: на основании материала, который заучивается:

-​ образная память,

-​ моторная память (память движений),

-​ эмоциональная память,

-​ слуховая память.

У разных людей эти виды задействованы по-разному.

Третья классификация видов памяти: по наличию или отсутствию мнемических средств(узелок на память - внешние средства; некие знаки - внутренние средства) память бывает:

-​ непосредственная память,

-​ опосредованная память - опирается на план, на образ.

Четвертая классификация видов памяти: по наличию или отсутствию мнемической цели:

-​ непроизвольное запоминание,

-​ произвольное запоминание.

По характеру психической активности (П.П.Блонский):

-​ двигательная (моторная) память;

-​ эмоциональная память;

-​ образная память;

-​ словесно-логическая память.

В зависимости от сочетания различных видов памяти выделяют следующие типы памяти:

1)​ наглядно - образная память (лучше запоминают зрительные образы; наиболее развита у женщин),

2)​ словесно - логическая память (лучше запоминают словесные формулы; развита у мужчин).

Это связано с мозговой организацией: у женщин более развито правое полушарие, у мужчин - левое полушарие коры головного мозга. У женщин развита эмоциональная память.

Процессы памяти. Психологические механизмы запоминания.

Три процесса:

1)​ запоминание,

2)​ сохранение,

3)​ воспроизведение.

Антипроцесс - забывание.

Запоминание - это процесс, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Методика: два ряда слов.

кукла играть
курица яйцо
ножницы резать
лошадь сани
книга учить
бабочка муха
щетка зубы
барабан пионер
снег зима
петух кричать

8-9 пар слов из 10 пар слов - хороший уровень

жук кресло
перо вода
очки ошибка
колокольчик память
голубь трамвай
лейка отец
гребенка ветер
сапоги котел
замок мать
спички моль

4 5 - средний уровень

Для успешности запоминания надо включить материал в систему объективных связей. Осмысленный материал запоминается лучше. Эта методика позволяет узнать, какая память доминирует у испытуемого: логическая или механическая.

Процесс осмысленного запоминания включает ряд логических операций:

-​ смысловая группировка,

-​ выделение опорных пунктов,

-​ составление плана и т.д.

Механизм запоминания основывается на временных связях, отражающих внешнюю сторону явления.

Л.С.Выготский - взрослый человек сначала мыслит, потом помнит, а ребенок - наоборот. (Чтобы запомнить фразу, нужно понять ее смысл: Плавание было отложено, потому что не разбилась бутылка.)

Эксперимент Блюмы Вульфовны Зейгарник - одна из русских учениц Курта Левина - известного гештальтпсихолога.

Эксперимент заключался в следующем: участнику давали двадцать заданий, некоторые он доводил до конца, а некоторые в процессе выполнения прерывали.

Спустя некоторое время человека просили вспомнить, что он делал, человек чаще вспоминал недоделанные задания (семь плюс - минус два). Эффект Зейгарник заключается в том, что незаконченное действие запоминается лучше, чем завершенное.

Следующий процесс - сохранение. При сохранении важна установка на долговременное запоминание материала. Например, если учить материал только для того, чтобы сдать экзамен, то он быстро забудется.

На этом этапе может включиться антипроцесс - забывание, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Забывание биологически целесообразно.

Последний процесс - воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. При актуализации могут действовать два разных механизма:

1)​ узнавание - это воспроизведение объекта в условиях повторного восприятия: две таблицы с частично повторяющимися элементами,

2)​ собственно воспроизведение - воспроизведение без повторного восприятия; иногда у человека возникают трудности с воспроизведением какого - либо материала, тогда включаются следующие механизмы:

-​ припоминание - воспроизведение, связанное с трудностями,

-​ ассоциация; в классической психологии существует три вида ассоциаций (Аристотель):

-​ первый вид - ассоциации по смежности (один образ соединяется с другим благодаря близости по месту и времени) - пример: человек и его имя;

-​ второй вид: ассоциации по сходству - одно впечатление вызывает в сознании сходное впечатление по какому - либо признаку.

-​ третий вид: ассоциация по контрасту - одно впечатление вызывает в сознании противоположное: например, юг - север.

Исследование памяти в психологии. Опыты Эббингауза. Изучение памяти как высшей психической функции: подход Л.С.Выготского.

Самым первым исследователем памяти в психологии был Эббингауз - он изучал память как репродуктивный процесс.

До него изучали сложившиеся ассоциации, исследователи пытались определить природу уже сформировавшихся связей, но это сложно, и увидеть какую - либо закономерность не удавалось.

Эббингауз подошел к изучению памяти с другой стороны: надо изучать законы памяти как бы с нуля.

Он вводит новый прием - создание бессмысленных слогов. Суть - бессмысленные слоги не связаны с прошлым опытом, и их запоминание позволяет изучить, как человек усваивает абсолютно новый опыт.

Эббингауз создал три основных метода запоминания:

1)​ Метод заучивания - повторение до первого правильного воспроизведения. Показатель - число проб: сколько раз надо повторить, чтобы запомнить полностью.

2)​ Метод сбережения или экономный. Человек сначала заучивает материал с помощью первого метода. Спустя какое -то время он делает ошибки. Эффект сбережения - повторное заучивание требует меньше проб.

3)​ Метод антиципации или подсказки - испытуемому зачитывают набор слогов, и когда он начинает воспроизводить их, ему подсказывают при ошибке.

В результате своих исследований Эббингауз вывел следующие закономерности:

1.​ Объем памяти - если человек должен воспроизвести материал сразу после однократного предъявления без последующего повторения, то он может запомнить 6 - 8 элементов (семь плюс - минус два).

2.​ Увеличение объема материала, который нужно запомнить, требует увеличения числа проб для запоминания. Общее количество повторений увеличивается пропорционально квадратному корню числа элементов заучиваемого ряда.

3.​ Количество проб при первоначальном заучивании влияет на качество запоминания следующим образом: чем больше проб при первоначальном заучивании, тем меньше их нужно при повторном заучивании.

4.​ Успешность воспроизведения материала или эффективность памяти зависят от характера распределения повторения материала во времени. Если материал сложный, его надо заучивать не за один раз, а количество повторений распределить во времени. Концентрированное во времени обучение менее эффективно, чем распределенное во времени.

5.​ Кривая забывания Эббигауза (по горизонтали - время, а по вертикали - процент сбережения).

См. график (через 20 минут - 60% сбережения; через 1 час - 40% сбережения; 9 часов -; 31 час -)

Со временем процесс забывания замедляется.

6.​ Фактор края - лучше всего запоминаются последние элементы и первые. Хуже всего - средние.

Критика Эббингауза

1.​ Эббингауз изучал только произвольную непосредственную память человека. Опосредованное запоминание он не изучал.

2.​ Он выделил только механистические процессы образования опыта, а все активное в человеке (личностные свойства, эмоции, настроение) осталось в стороне.

3.​ В центре внимания Эббингауза механическое непосредственное запоминание.

Среди отечественных ученых память изучал Лев Семенович Выготский.

Он рассматривал память как высшую психическую функцию (ВПФ).

Он предложил разделить все психические функции на два вида:

-​ натуральные психические функции - присущи и животным и, как правило, непроизвольны;

-​ высшие психические функции - это функции, присущие только человеку, и они произвольны по своему характеру.

Методика, которую использовал Л.С.Выготский для изучения закономерностей памяти - Методика двойной стимуляции:

-​ слова, которые зачитывали испытуемым - их он назвал стимулы- объекты;

-​ графические изображения или стимулы - средства.

Эксперимент проходил в два этапа, в трех возрастных группах:

1)​ на первом этапе испытуемым зачитывали слова, примерно двадцать, затем просили их воспроизвести;

2)​ на втором этапе - читали слово - затем надо было найти карточку с условным изображением, а потом на предъявленную карточку просили вспомнить слова.

Выводы Выготского при изучении памяти:

Параллелограмм ВПФ (две кривые: с опорой и без опоры на внешние средства). По горизонтали – возраст - дошкольный, младший школьный возраст и взрослые, по вертикали - эффективность запоминания.

1.​ В дошкольном возрасте внешние средства слабо влияют на эффективность запоминания (а иногда даже мешают).

Отсюда важный вывод: обучение всегда должно опираться на имеющийся уровень развития.

2.​ В младшем школьном возрасте внешние средства очень сильно повышают продуктивность запоминания.

Отсюда вывод: Выготский вводит понятие " зона ближайшего развития" - это то, что ребенок не может пока сделать сам, но может сделать с помощью взрослого или с опорой на внешнее средство.

Из практики Юлии Борисовны Гиппенрейтер - ребенок не мог одеться на улицу, постоянно путал последовательность одевания - психолог предложил опираться на ЗБР, то есть опираться на схему: одежда была пронумерована, и ребенок перестал путаться.

На заре человечества люди постоянно запоминали с помощью вешних средств. Таким образом, в качестве внешних признаков выступают знаки: узелки, зарубки.

3.​ У взрослых внешние средства почти не влияют на продуктивность запоминания. Дело в том, что эти внешние средства стали внутренними.

Процесс преобразования внешних средств во внутренний план называется интериоризация.

Обратный процесс - экстериоризация (термины Выготского).

Тест 1 опосредованное запоминание (не только задание на память, но и на внимание)- испытуемым читают слова, они должны подобрать к ним прилагательные и записать эти прилагательные, а потом дописать к ним существительные.

Тест 2 - запомнить ряд чисел: 2, 15, 3, 12, 4, 9.

Тест 3 (обманное задание, проверяют внимание) - читают ряд чисел, а испытуемые, не дослушав до конца и не выслушав задание, начинают говорить, что это невозможно запомнить, а надо было всего лишь назвать самое большое и самое маленькое число.

Тест 4 - У папуасов Новой Гвинеи есть обычай: когда молодой папуас женится, он дарит своей избраннице ветку зеленого эвкалипта в знак вечной преданности и верности.

Семь человек вышли за дверь: потом передавали друг другу этот текст.

Исследование памяти в когнитивной психологии

Когнитивная психология включает в себя совокупность все познавательных процессов (от восприятия до мышления), т.е. она имеет дело с тем как мы получаем, усваиваем информацию, как она хранится и трансформируется в знания и как эти знания исп. в действиях. Познание – процессы переработки, хранения, извлечения информации для определенных целей в рамках определенных структур.

1) процессуальный подход.

2) функциональный.

3) наличие структур:

а) структурный подход (структуры для хранения) и

б) уровневый подход (уровни переработки).

(А) предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности.

(Б) предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения.

Когнитивную психологию интересуют процессы, с помощью которых можно понять закономерности обработки определенного рода перцептивных сигналов, которые лежат в основе перцептивных систем, мнемических и мыслительных процессов. Ее главная роль - раскрыть совокупность процессов, при помощи которых индивид понимает звуки, создает предложения и способен решать разные проблемы. Именно такое представление процессов получения и обработки информации лежит в основе совремменой когнитивной психологии. Ее основу заложили Миллер и Найсер, первые подробно и научно обоснованные эксперименты по памяти - Эбингауз. Различие механизмов (первичная и вторичная память), введенное Джеймсом, стало предвестником современных теорий двойственности памяти. Он впервые выделил два механизма памяти при описании потока сознания. Это первичная (непроизвольная память о недавнем или предвосхищение последующего, связь внешних и внутренних впечатлений, постоянно меняется) и вторичная (относительно не зависит от времени, находится в области предсознательного) память. Первая современная теория которой была разработана Норманом и Во (Первичная память и Вторичная память), которые представили также данные о том, что на забывание в КП больше влияет интерференция, чем затухание (список из 16 цифр - пробная цифра - звуковой сигнал, назвать ту цифру, которая после него; ось Y - % верных ответов, Х - кол-во элементов).

Аткинсон и Шифрин - модель памяти на базе информационного подхода (состоит из фиксированных структур п. и гибких управляющих процессов). Теория. трехуровневой памяти (Аткинсон и Шифрин) - модель памяти на базе информационного подхода (состоит из фиксированных структур памяти и гибких управляющих процессов). Они говорят, что важно отличать структуры и системы памяти - УКП, КП, ДП.

Док-во Э. Сперлинга (док-во УКП): таблица с 9 цифрами (по три в каждом ряду) предъявляется в течение 50 мс. Обычно испытуемый повторял лишь 4-5 букв. Но возможно он видит все буквы, а некоторые забывает. Метод частичного ответа карточка с точкой... Испытуемый всегда правильно называет отмеченную точку. Но эта способность снижается и после интервала в 500 мс. ~ 50 %. То же самое наблюдается и при исследовании эхоической памяти: с цифры с приставкой «О».

Эксперимент Норман-Во (метод. зонда. Ряд из 16 цифр, а задача сказать какая из них была дважды в ряду).

Эксперим. Петерсонов (док-во КП): испытуемые запоминали 3 буквы, а спустя 18 сек. их воспроизводили. В этом промежутке они вели обратный счет тройками. После 2-3 сек. % воспроизведений резко падал, а после 6 выходил на подобие плато. Это объясняется небольшой емкостью КП.

Беверли: 2 блока КП (на основе экспериментов).

А) входной регистр (функция: запасание вербальных входов), проговаривание еще не осмысленного материала.

Б) буфер ответа / артикуляционная петля (подготовка вербальных выходов), повторение и осмысливание. + В) блок управления и контроля над переработкой материала.

(3) ДП – хранение элементов для опознания. Единица – когнитивная схема, карта. Обеспечение субъекта концепцией окружающего мира и представлением о его законах, сохранение единства субъекта, возможность идентифицировать себя в процессе развития и саморазвития.

Докозательством теории двойственности служит эксперимент по запоминанию с первого раза 20-40 слов, а затем произвести. Были обнаружено, что лучше запоминаются первые и последние (эффекты превичности и недавности).

Теория уровневой обработки - память - это побочный продукт различных видов анализа входных стимулов и что длительность следа в памяти определяется сложностью/глубиной этого анализа (Крейг и Локхард): эффективность, стойкость следов в ДП зависит от того, на каком уровне переработки они находятся. Их теория включает в себя:

А) разнопр. проц. перераб. (объективн. - внешн, и...); 2 типа проц.- автомат. (медл. чувств. и интерф., треб. усилий, осознаваемости, изменчивы, подчин. прямому контролю) и сознат. контрол.; следы п. - рез. продукта перец. перераб., а прочность и его длит. - функция глубины ур.пернераб. Уровни (на примере сенсорн. модальнойстей): сенс. анализраспознавание паттернасемантико-ассоц. стадия обогащенного стимула. Память является побочн. продуктом обраб. инфо. и сохр. следов завис. от ур. перер. В соих экспеприм. они пыт. выяснить завис. непроизв. запомин. от ур. перераб.

Исп. должны были решать задачи с разн. ур. перер. (2 на контр. и 2 на сознат. ур). а. рецепт. (слова с заглав. и строчн. букв). б. фонетич. (слова с роеди кот. встреч слова рифм. с заданными). в А и Б спрашивали что помнит; в. семантич. (40 предлож. в кот. пропущ. заранее заданое слово - нажать кнопку когда оно будет соотв. по смыслу); в. самооценка (прилагат, опис. характеристики челов., нажать кнопку когда появ. твоя). неприз. запомин. > на сложн. ур. Тульвинг рассматривает п. как мультисис-му, сост. из систем и з-нов, и делит п. на процедурную, семантическую и эпизодическ.

Крейк Ф (уровневый подход): Память – функция способа переработки информации, определяется типом задачи и активностью испытуемого по его решению. Время – главный критерий выделения блоков. Процесс переработки информации непрерывен, т.к. обычно каждый блок связывался с определенным видом кодирования, но эта связь относительна. Эксперимент Крейка: опыт с отрицательным эффектом недавности. Заучивание 10 списков по 15 слов. Регистрация эффектов в каждом списке. Поочередное заучивание – обычный эффект недавности в каждом списке. По окончании – воспроизведение всего заученного материала. Элементы, запомненные ранее лучше, воспроизводятся хуже. Вывод: эти элементы не прошли глубокой переработки на всех уровнях.

Эксперимент Гандуса: предъявление слов с большим периодом (5 с). Фиксация действий испытуемого во время интервала. Результаты: повторение одного слова, слов из списка, повторение родственных слов. Вывод: прочность следа зависит от степени его разработки.

Эксперимент Крейка-Тулвинга: запомнить 60 слов с помощью 3 типов вопросов: 1) как написано? 2) с чем рифмуется? 3) к чему относится? Эффективность воспроизведения зависит от характера вопросов (max – 3) и от контекста.

Отличие когнитивной психологии от бихевиоризма:

1) обращается внимание на процесс познания, а не на реакцию организма на определенный раздражитель, т.е. важна вся совокупность психологических когнитивных процессов, а не связь S-R. Поведенческие акты здесь рассматриваются с точки зрения возможного получения информации о связях с ними психологических когнитивных процессов. Ее интересуют способы и формы, с помощью которых сознание человека организует имеющийся у него опыт. Наиболее распространенный метод анализа здесь - измерение времени реакции, а один из путей теоретического объяснения - создание моделей переработки информации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обучению детей правильному поливу комнатных растений. | Online-магазин




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.