Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проективное интервью в структуре диагностической беседы






Проективную часть диагностической беседы ребенок не должен воспринимать как механическое прерывание разговора. Если психологу удается создать атмосферу игры, способствующей спонтанным проявлениям ребенка, то это не внушает ребенку роль испытуемого. Такая тактика проведения беседы может содействовать созданию богатого выбора вариантов интервью, из которых психолог выбирает наиболее оптимальный в данной ситуации исследования.

Использование проективных элементов в беседе с ребенком направлено, главным образом, на исследование глубинно-психологических источников динамики личности.

Проективное интервью (ПИ) состоит из нескольких тем, которые могут использоваться либо в ходе одной беседы, либо как дополнения в ходе последующих встреч с этим ребенком. Студентам предлагается следующий набор проективных ситуаций-тем, которые необходимо включить в состав беседы-знакомства с ребенком.

Субтест 1. «Твое имя». Знакомясь, психолог спрашивает ребенка о его имени и фамилии. Затем можно развернуть отношение ребенка к своему имени. Для этого психолог задает ряд уточняющих вопросов: «Тебе нравится твое имя?» — «Как тебя называют дома?» — «Представь себе, что ты можешь выбрать себе другое имя. Какое имя ты бы себе выбрал?» — «Почему?»

Обсуждение этой темы выводит на понимание самоотношения ребенка, его обращенности к другому, опыта общения и понимания. Об имени метафизически и психологически очень точно сказано А.Ф. Лосевым: «Имя есть всегда имя личности... Имя само всегда живо... Смысл имени есть живой и индивидуальный смысл личности... Имя - откровение личности, лик личности, живая смысловая энергия жизненно утвержденной индивидуальности... Имя — личностный символ, орудие индивидуально-личных взаимообщений» (Лосев, 1993, С. 820—821).

Личностное обращение психолога к ребенку по имени способно утвердить возникающее доверие, удерживать контакт и понимание. Отношение ребенка к своему имени обращает внимание на проблемы поиска своей идентичности в самом широком смысле.

Субтест 2. «Золотой возраст». Вопрос психолога о возрасте ребенка может сопровождаться уточнением: «А вот если бы можно было выбирать себе возраст, сколько бы ты хотел, чтобы тебе было лет?.. Почему?»

Отношение к своему возрасту, стремление к акселерации или инфантилизации — важнейшие характеристики внутреннего хронотопа ребенка. Каждый возраст несет в себе символическую характеристику, свое смысловое значение для ребенка. Желание занять иную точку в координате времени, возможно, говорит о скрытых проблемах принятия себя, неумения справиться с возникающими задачами возраста.

Субтест 3. «Пол». Дополнительно в разговоре-знакомстве с ребенком можно предложить ему ситуацию, затрагивающую отношение к полу. Например, в беседе с мальчиком это могло бы звучать так: «Ты хотел бы быть девочкой?.. Почему… [Как бы ее могли звать?.. Сколько ей лет? ]… Представь, один мальчик, проснувшись однажды утром, увидел, что он стал девочкой. Почему это могло случиться с ним?.. Как он к этому отнесся?.. Что он думал об этом?.. А по-настоящему бывает, что люди могут превращаться: девочка в мальчика, мальчик в девочку?.. Почему?..»

Представления о поле, о стабильности имеющегося пола выражают стержневые переживания в личности ребенка. Через этот субтест можно обратиться к проблеме половой идентификации ребенка, принятию своего пола.

Субтест 4. «Животное». В ходе беседы психолог предлагает ребенку пофантазировать о превращениях. «Если бы ты мог превращаться, в какое животное ты бы захотел превратиться?.. А почему?.. Представь себе, что какой-то волшебник может превращать людей в животных, в кого бы ты не хотел, чтобы он тебя превратил?.. Почему?»

При подобных идентификациях с образами животных ребенок опосредованно описывает свой внутренний мир. Важнейшими фактами становятся его ответы о причинах выбора привлекательного и непривлекательного животного.

В интерпретации идентификаций ребенка с образами животных можно использовать оценку полярности по шкале привлекательности-непривлекательности, полученную в исследованиях Й. Шванцара и др. (1978) (Приложение 3). Эти данные надо рассматривать только как общую основу в интерпретации, т.к. в нашей культуре и в индивидуальном опыте ребенка могут проявляться иные критерии оценки образов животных.

Стоит отметить, что идентификация с моллюсками, пресмыкающимися, червями, насекомыми и небольшими грызунами часто бывает высоко отрицательной. Такую идентификацию надо рассматривать как признак какой-либо проблемы. Идентификации с антропоморфизированными персонажами сказок, книг, мультфильмов будет отличаться стереотипной аргументацией, социальной нормативностью. При этом надо попытаться получить от ребенка как можно белее развернутый рассказ об этом животном и побудить ребенка к ассоциациям.

Субтест 5. «Три желания». Использование в исследовании сюжета о выполнении желаний активирует ту стадию чувства реальности, на которой инструментальное действие мыслится ребенком как наделенное исключительной волшебной силой (Ференци, 2000) и вводит в сказочный культурный пласт, где три загадки и три желания осуществляют превращения самого героя (Пропп, 1998).

Психолог предлагает ситуацию: «Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты бы мог исполнить три своих желания, чтобы ты загадал?.. Почему?..»

Важно было бы уточнить, что лежит за выполнением какого-либо желания ребенка, как он мотивирует свое желание. В ответах можно проследить эгоистическую или альтруистическую направленность желаний, а иногда социальные влияния. В целом тема «волшебной палочки и желаний» может указать на основные тенденции в личности ребенка, складывающиеся отношения со своими потребностями и возможностью их удовлетворения. В роли человека, обладающего возможностью исполнения желаний, ребенок может вмешиваться в какие-либо социальные, семейные и межличностные отношения и причинно-следственные связи и изменять их по своему представлению.

Субтест 6. «Сказка». Ребенку предлагается придумать какую-либо сказку и рассказать ее. После этого психолог может попросить ребенка подробнее охарактеризовать персонажей сказки и пояснить, в случае необходимости, сам сюжет.

Рассказанная сказка может быть заимствована ребенком из книги и мультфильма. При этом психолог может напомнить ребенку о необходимости придумать именно свою сказку.

В рамках этого субтеста можно также использовать иную процедуру составления сказки. Например, достаточно информативным может оказаться метод сказки Жаклин Руайе (Руайе, 1995). Общее количество сюжетов в этом методе 22, среди которых есть также сюжеты, связанные с принятием возраста и пола, пересекающиеся с общей схемой проективного интервью. Можно было бы использовать часть сюжетов Ж. Руайе для уточнения возникших по поводу ребенка гипотез, для углубления данных других методик.

Рассказывание сказок, в целом, является адекватной детскому восприятию процедурой исследования, содержащей в себе воспитательный и терапевтический аспекты. Информация о ребенке, получаемая через сказочный рассказ, отражает ребенка в языке, который соответствует ему. Сказка дает психологу два ключа в понимании ребенка — речь и сюжет.

Субтест 7. «Две планеты». Ребенку предлагается пофантазировать и мысленно совершить путешествие на две планеты — Белую и Черную, а затем вернуться домой. Белая планета — самая лучшая из всех планет, Черная планета — самая плохая. «Что там происходит?.. Что ты увидел?.. Кто там живет? И т. д.» Ребенок сам выстраивает сюжет какой-либо истории, происходящей на планетах, ему нужно только помочь в разворачивании повествования.

Данный субтест позволяет раскрыть особенности взгляда ребенка на мир в целом, понять его детскую «картину мира». Это также является ключом к разговору о социальных проблемах, взаимоотношениях людей, отношении к злу, бедности, нарушениям правопорядка и т. д.

 

В заключение следует отметить, что субтесты проективного интервью необходимо включать в ряд первых встреч с ребенком, а не давать их одним блоком. Это позволяет не перегружать ребенка и в каждой встрече иметь возможность чередования более или менее напряженных заданий. Сочетание беседы по субтесту ПИ и, например, рисования представляется наиболее оптимальным.

Данные по проективному интервью углубят получаемый в других методиках портрет ребенка.

 

Литература:

1. Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. — М., 1993, — С. 802—880.

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки // Пропп В.Я. Собрание трудов. — М.: Лабиринт, 1998, — С. 112—436.

3. Руайе Ж. Проективные методики исследования детской психики: тест сказок. Часть II. — Ижевск, 1999. — 36 с.

4. Ференци Ш. Ступени развития чувства реальности // Ференци Ш. Теория и практика психоанализа / Пер. с нем. — СПб., 2000, — С. 48—64.

5. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага: Авиценум, 1978. — 388 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.