Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные индикаторы качества жизни населения.






Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни.

Разработка подходов к построению обобщающих показателей, позволяющих дать количественную оценку уровня и качества жизни, является задачей статистики социальной сферы. В настоящее время ООН разработана концепция уровня жизни, в которую включены следующие основные составляющие:

1. Здоровье:

- качество системы здравоохранения;

- обеспечение здоровой жизни человека.

2. Обеспечение получения знаний:

- обучение детей;

- возможность обучения личности;

- возможность поддержания знаний;

- удовлетворенность человека от уровня своего развития.

3. Сохранение и обогащение культурного уровня.

4. Занятость и качество трудовой жизни.

5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами:

- уровень личного дохода и владение собственностью;

- степень равенства в распределении доходов и собственности;

- качество, разнообразие и доступность услуг для личного и общественного потребления.

6. Состояние окружающей среды.

7. Личная безопасность и правосудие.

8. Участие в общественной жизни.

Для изучения такой составляющей уровня жизни, как здоровье населения, необходимо иметь информацию о продолжительности жизни, уровне смертности, распространенности и частоте возникновения заболеваний по населению в целом и его демографическим группам, уровне развития лечебно-профилактической помощи населению. Показателями уровня развития лечебно-профилактической помощи населению являются число медицинских учреждений, число больничных коек, а также численность медицинского персонала на 10 тыс. че­ловек и ряд других показателей.

Для характеристики состояния образования в стране используются такие показатели, как численность и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, численность и качественный состав преподавательского состава, обеспеченность техническими средствами обучения, библиотечными фондами и др. Уровень образования населения измеряется следующими показателями:

- число грамотных на 100 человек в возрасте от 9 до 49 лет;

- число лиц, имеющих определенный уровень образования (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное) на 1000 человек в возрасте от 15 лет и старше. Уровень образования определяется для всего населения, для мужчин и женщин и для различных возрастных групп населения.

Важным аспектом изучения уровня благосостояния населения является характеристика его обеспеченности информацией, степени развития сети учреждений отдыха и туризма, сети спортивных сооружений, учреждений культуры и искусства.

Огромное влияние на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим, необходима информация о качестве среды обитания: воды, почвы, воздуха, о соответствии фактических уровней их загрязнения нормативным показателям.

В последние годы XX в. стала широко обсуждаться концепция человеческого развития, в которой подчеркивалась необходимость создания условий, в которых жизнь людей была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Основная проблема при изучении человеческого развития — построение наиболее полной системы показателей оценки, поскольку понятие «человеческое развитие» является чрезвычайно разносторонним.

В качестве обобщающей характеристики используется индекс человеческого развития ИЧР, который, однако, не может отразить все аспекты жизнедеятельности человека и является альтернативным показателем ВНП на душу населения, который служит измерителем благосостояния, экономического благополучия.

Индекс человеческого развития рассчитывается на основе базовых показателей, определяемых для всех стран по сопоставимой методике, каждый из которых характеризует одно из направлений человеческого развития — долголетие, достигнутый уровень образования и уровень жизни; ИЧР позволяет не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.