Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты государственного потребления и факторы его определяющие






Эффективный спрос это совокупная платежеспособная потребность экономических агентов, соответствующая, при определенном уровне рыночных цен и при условии достижения полной занятости, производству максимально возможного объема ВНП (эффективного ВНП).

Структура эффективного спроса включает потребительский спрос домохозяйств и инвестиционный спрос предпринимателей. Анализ этих составляющих важен для выявления пропорций распределения национального дохода и ВНП, оценки действенности воспроизводственных механизмов экономического развития, для определения возможности достижения макроэкономического равновесия.

Первым доминантным субъектом эффективного спроса выступают домохозяйства, чья доля потребления в российском ВВП составляет 50%2.

Исследование критериев распределения их доходов в макроэкономике проводят путем: а) выявления экономического содержания категорий, входящих в структуру дохода (потребления (С) и сбережения (S)); б) субъективно-психологической оценки факторов определяющих долю потребления и сбережения в доходе и выбор в качестве приоритета текущего или будущего дохода; в) функционального анализа; г) графического анализа.

Определяя экономическое содержание категорий потребления и сбережения, можно отметить, что под потреблением понимают часть национального дохода, направляемую на удовлетворение текущих потребностей или совокупность расходов на товары и услуги с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. По данным аналитиков, на потребление направляется от 2/3 до 3/4 национального дохода, остальную его часть составляют сбережения3.

Сбережения - отложенный спрос на товары и услуги. Они возникают в силу субъективных факторов, например, из-за предпочтения ликвидности, из-за консерватизма потребления, обусловливающих возникновение непотребленного остатка дохода или в результате принятия рационалистических решений о формировании целевых фондов будущих потребительских или инвестиционных расходов. В последнем случае сбережения принимают форму накоплений.

Исходя из характеристики потребления и сбережений, можно сделать вывод о делении дохода на две части:

где Y- располагаемый доход, С - потребление; S- сбережение.

Наряду с потребительскими расходами значительное место в структуре эффективного спроса занимает инвестиционный спрос, составляющий по расчетам аналитиков 20% совокупных расходов. Анализ инвестиционного спроса важен потому, что в структуре эффективного спроса он выступает самой неустойчивой величиной.

Инвестиционный спрос - это спрос бизнеса на инвестиционные товары. Результатом его реализации является восстановление изношенного оборудования, его модернизация и реконструкция, затраты на капитальное строительство, на переобучение и повышение квалификации работников.

Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей.

Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде.

Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y = C + S, где Y – располагаемый доход (национальный доход за вычетом чистых налогов).

Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения.

В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей, т. е. определяют функции потребления и сбережений.

К числу основных объективных факторов потребления относятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей.

В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т. д.

В отличие от представителей классической школы, Кейнс считал, что распределение дохода на потребление и сбережение зависит не отпроцентной ставки, а от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.

Желание людей сберегать часть дохода обусловлено:

• стремлением обеспечить резерв на случай непредвиденных обстоятельств;

• стремлением обеспечить свою старость, дать образование детям необходимостью содержать иждивенцев;

• желанием обеспечить доходы в форме процента;

• желанием наслаждаться чувством независимости;

• намерением обеспечить необходимые средства для коммерции;

• желанием оставить наследство;

• просто скупостью.

К такому выводу Кейнс пришел исходя из «знания человеческой природы» и «детального изучения прошлого опыта».

Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению. Но величина дохода меняется: растет или сокращается. Реакцию потребителя на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Термин «предельный» используется для обозначения дополнитель­ных, добавочных величин.

 

Среди всех перечисленных факторов наиважнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом.

Предельная склонность к потреблению (MPС) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода.

Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению. Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений.

Количественно она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода.

Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после уплаты налогов всегда равна единице:

МРС + МРS= 1.

Наряду с понятиями «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережению» экономическая теория оперирует понятиями «средняя склонность к потреблению» и «средняя склонность к сбережению».

Средняя склонность к потреблению (АРС) – это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу.

Средняя склонность к сбережению (норма сбережений) (APS) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу.

3. АРС+АРS=1

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.