Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Забытое искусство конспектировании и усвоения информации






Очень часто я наблюдаю, как дети и взрослые мучительно пытаются делать записи. Как ни грустно, но мне кажется, что нас никогда не учили конспектировать и вообще учиться. Обычно предполагается, что мы сами освоим это искусство в процессе учебы в школе, но очень часто подобные ожидания не оправдываются или оправдываются не в той мере, как нам бы хотелось. Как вы уже наверняка поняли, я твердо убежден в том, что наибольших успехов в школе и в жизни добиваются не обязательно самые умные, но обязательно те, кто учится с умом.

Они знают, что действительно важно, и умеют отбрасывать несущественное.

Когда я учился в колледже, мой сосед по комнате почти не спал. Он все время занимался; заглядывая через плечо в его учебники, я видел, что он подчеркивает почти все. Он не умел отличать важное от неважного и сосредоточиваться только на необходимой информации. Ему казалось, что запомнить нужно все; к любой информации он относился одинаково. И вместо того, чтобы отделять то, что нужно запомнить надолго и извлекать по первому требованию, от того, что можно отбросить, он пытался запихнуть в память все целиком. Это как если бы я попытался накрепко запомнить все без исключения числа, фигурирующие в моем алгоритме перемножения двузначных чисел. Поистине это невозможно.

Из-за своей неспособности отличить конструктивное от, откровенно говоря, деструктивного для памяти он усваивал очень мало, и суть вещей в его голове терялась под грудами мусора. И учился он, скажем прямо, не слишком хорошо. Его задевало, что я при минимальных затратах времени на занятия умудрялся получать отличные оценки. Мне всегда было его жалко, но в то время я еще не знал, как можно ему помочь. Теперь же я мог бы дать ему несколько указаний и начал бы с того, что не нужно перегружать мозг таким количеством информации.

Когда речь идет о разборе и усвоении большого количества информации — главы из учебника или часовой лекции, — то умение отличить главное от второстепенного нарабатывается практикой, методом проб и ошибок. Иногда кажется, что отличить существенное от несущественного совсем несложно. В других случаях это бывает непросто и приходится пройти длинный путь, прежде чем удается найти оптимальный путь. Мой сосед шел этой дорогой слишком долго. Если вы видите, что застряли и что ваши бесконечные усилия запомнить важную информацию пропадают втуне, значит, пора остановиться и вернуться на шаг назад. Не забывайте, что не обязательно знать все, что есть секреты, помогающие отличить существенное от несущественного, и что забывать некоторые детали — это нормально. Помните также, что невозможно запоминать все, с чем столкнулся в жизни, и что мозг жаждет порядка и свободного пространства. И во многих отношениях искусство забывать представляет собой ключ к остальным навыкам, которым я пытался вас научить. В начале этой главы я упомянул, что забывание позволяет стать настоящим экспертом по ментальной организации; кроме того, именно оно служит фундаментом, на котором строится искусство сосредоточения и концентрации.

Упражнения, приведенные в этой главе, не имеют на первый взгляд прямого отношения к конспектированию, усвоению информации или зазубриванию полного годового курса истории перед экзаменом. Тем не менее, они на подсознательном уровне помогут вам нарастить умственные «мышцы», позволяющие отбрасывать информацию, которая либо не нужна вообще, либо уже не нужна. Вот еще несколько советов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.