Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маленький урок из большой биологии мозга






Когда я говорю, что считаю мозг главным органом своего тела, я очень серьезен, — и я делаю все возможное для сохранения его способностей. Я всеми силами лелею свой мозг. Вы можете возразить мне, что настоящий ключ к жизни — это сердце или, скажем, «душа», но для меня тайна жизни кроется в старом добром мозге. А тот факт, что мозг способен меняться в любом возрасте, делает ежедневную работу по его тренировке и сохранению еще более важной. Способность человека изменять собственный мозг — фундамент моей работы.

Если существует одна определяющая черта, отличающая человека от всех прочих биологических видов, то это наша поразительная способность думать. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и птицы, к примеру, не слишком много «думают». Вместо этого они сосредоточены на повседневных делах: собирают пищу, едят, пьют, спят, размножаются, защищают себя и свое потомство. Эти задачи особых размышлений не требуют. Это инстинктивные действия, поэтому самыми крупными в мозгу этих животных являются центры, отвечающие именно за «автоматические» функции. С помощью нашего «рептильного мозга» мы тоже выполняем такие функции. Но в ходе эволюции в мозгу человека появились дополнительные отделы, позволяющие нам совершать существенно большее, чем то, на что способны жук или птица. Мы умеем думать с определенной целью и намерением, формировать язык, умеем планировать будущее, высказывать суждения и анализировать информацию и внешние сигналы способами, присущими исключительно человеку. Поразительные возможности человеческого мозга вращаются вокруг его способности загружать в себя ежедневно миллионы бит самой разной информации. Кроме того, мозг должен уметь хранить и преобразовывать эту информацию. Для этого выполняются следующие операции: оценка, сортировка, расчет и перенаправление информации в зависимости от последовательностей и соотношений. Мозг отбрасывает ненужные единицы информации и заполняет свободные места информацией из своих запасов.

При рождении человек имеет примерно столько же клеток мозга, сколько и во взрослом состоянии, но в раннем возрасте эти клетки растуг, достигая максимального размера примерно к шести годам. За первый год жизни мозг новорожденного увеличивается в размерах втрое. (Неудивительно, что у младенцев такие большие головы!) После этого мозг почти не увеличивается в размерах, хотя мы усваиваем все больше информации; всю ее нам приходится хранить примерно в полутора килограммах мозгового вещества. Однако при этом заметно увеличивается число связей между нейронами (нервными клетками) и усложняется нейронная сеть. Взрослый мозг содержит от 15 млрд до 200 млрд нейронов, и тот факт, что мы даже не знаем наверняка, сколько их в среднем у взрослого человека, наглядно демонстрирует, как много мы еще не знаем о собственном мозге и его возможностях. Многие свойства мозга — до сих пор загадка. Но одно мы знаем наверняка: упражняя мозг (как вы делаете, к примеру, в настоящий момент, сосредоточив

шись на чтении), мы стимулируем создание новых нейронов. Всякий раз, когда мы что-нибудь вспоминаем, или когда у нас возникает новая мысль, мы создаем где-то в мозгу новое соединение, повышающее его общую мощность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.