Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология урока производственного обучения 6.2.1. Конструирование урока производственного обучения






Урок производственного обучения является ве­дущей организационной формой формирования профессиональ­ных умений и навыков. Как правило, планируется урок производ­ственного обучения один раз в неделю и, в отличие от урока тео­ретического обучения, его временные рамки — шесть учебных часов. Проводятся уроки производственного обучения в учебной мас­терской, где за каждым учащимся закреплено рабочее место. Ве­дет урок мастер производственного обучения; в первую половину дня урок проводится для одной подгруппы, во вторую — для дру­гой подгруппы учащихся. Методика проведения урока зависит от содержания учебно-производственных работ. Однако структура уро­ка производственного обучения не зависит от содержания про­граммы и включает определенные элементы (табл. 17).

Таблица 17

 

  Структура урока производственного обучения  
№ п/п Структура занятия Продолжи­тельность, мин
  Организационный момент (проверка присутствия учащихся, состояния одежды, обуви, головных уборов)  
  Вводный инструктаж. Ознакомление с темой и целью урока. Проверка теоретической подго­товки учащихся. Проверка домашних заданий. Подведение итогов по ответам учащихся. Введе­ние в тему. Показ операций и объяснение. Напо­минание о технике безопасности. Проверочные вопросы и подробное выполнение операций одним или несколькими учащимися. Дополни­тельное объяснение. Повторный показ операций в рабочем темпе (при необходимости)  

Окончание табл. 17

 

№ п/п Структура занятия Продолжи­тельность, мин
  Распределение ученических работ, документации, материалов, инструментов, приспособлений  
  Текущий инструктаж учебно-производственной деятельности учащихся. Наблюдение за ходом работы и дисциплиной труда, соблюдение техники безопасности. Целевые обходы Зависит от времени выпол­нения учебно-производ­ственных работ
  Сбор работ 10-15
  Уборка рабочих мест  
  Заключительный инструктаж. Подведение итогов занятий с указанием успехов и недостатков. Демонстрация лучших работ, видов брака. Обсуждение и оценка работ. Ответы на вопросы учащихся  
  Ознакомление с темой следующего занятия  
  Домашнее задание  

К формам организации деятельности учащихся на уроках про­изводственного обучения относятся: индивидуальная, групповая (фронтальная) и бригадная (звеньевая).

При индивидуальном обучении учащийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему. Индивидуальная форма характерна для обучения непосредственно на производстве. В за­висимости от особенностей производства учащийся работает вме­сте с рабочим на одном рабочем месте или отдельно на выделен­ном для него месте (станке, машине, агрегате) поблизости от наставника.

Групповая, или фронтальная, форма характерна для организа­ции процесса обучения в мастерских профессиональных учебных заведений.

Фронтальная форма организации работы учащихся заключает­ся в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. Мас­тер может руководить одновременно работой всей группы, при­меняя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок. Таким образом, методическое руководство учебным процессом облегчается, однако при этом есть и свои трудности. Так, напри­мер, не всегда удается обеспечить всех учащихся одинаковыми заданиями из-за отсутствия материалов, эффективность обучения зависит от темпа работы учащихся.


Бригадная, или звеньевая, форма организации обучения уча­щихся предполагает деление группы на бригады по три-четыре человека, каждая бригада выполняет свое задание. При этом про­исходит разделение труда как между звеньями, так и внутри звена. Например, при монтаже квартирной проводки каждая бригада получает свое задание. При этом в бригаде все работы по монтажу распределяются между учащимися, т. е. каждый получает задание на выполнение определенных операций или комплекса операций, а затем собранная бригадой схема испытывается.

При выполнении заказа предприятий партия продукции мо­жет оказаться большой. В таком случае целесообразно весь техно­логический процесс разделить на части и каждой бригаде пору­чить выполнение определенной части работы, при этом все чле­ны бригады выполняют одинаковую работу.

При бригадной форме усложняется руководство учебным про­цессом со стороны мастера, которому приходится осуществлять одновременно контроль за выполнением разнообразных работ. Эта трудность преодолевается путем применения письменных инст­рукций, которые подготавливаются для каждой бригады и содер­жат подробные указания для самостоятельной работы учащихся. В зависимости от содержания и целей урока структура занятия меняется. В производственном обучении различают следующие уро­ки: формирования профессиональных умений и навыков; трени­ровочные; контрольно-проверочные; производительного труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.