Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема методов производственного обучения






Исследования методов обучения велись при изучении предме­тов теоретического обучения в основном на примерах общеобра­зовательных дисциплин. Выявленные в исследованиях закономер­ности применялись в методике обучения общеотраслевым дис­циплинам и производственном обучении.


В профессиональной педагогике существуют две точки зрения на методы производственного обучения. Одни ученые утвержда­ют, что формирование теоретических знаний и производствен­ных умений и навыков — сходные процессы. Вследствие этого в теоретическом и производственном обучении применяются одни и те же методы, специфика лишь в форме их реализации. Другие указывают на специфику процесса формирования производствен­ных умений и навыков. Причем подчеркивают, что для производ­ственного обучения характерна репродуктивная деятельность. Уча­щиеся вынуждены повторить несколько раз одну и ту же опера­цию, чтобы закрепить формируемое умение. Согласно данной точке зрения, для производственного обучения характерны практиче­ские методы: лабораторные работы, упражнения и т.д.

Для объяснения сущности методов производственного обуче­ния необходимо рассмотреть связь содержания с характером дея­тельности обучаемых.

Еще раз подчеркнем, что деятельность учащихся при теоре­тическом обучении носит преимущественно познавательный ха­рактер. Результатом ее является формирование понятий, развитие технического мышления. Каждому понятию соответствует опреде­ленный знак (символ), поэтому внешней стороной учебно-по­знавательной деятельности учащихся является знаковая деятель­ность.

Деятельность учащихся в производственном обучении связа­на с разнообразными орудиями труда: от простейших слесарных инструментов до сложных измерительных комплексов. Учебно-производственная деятельность носит преобразующий характер. Результатом учебно-производительного труда являются матери­альные объекты (собранные механизмы, блоки радиоаппарату­ры, приготовленные блюда и др.). Другой особенностью деятель­ности учащихся на уроках производственного обучения является то, что на каждом этапе урока они самостоятельно решают хотя бы небольшие производственные задачи. Поэтому самостоятель­ная работа — основная форма учебно-производственной деятель­ности учащихся.

Решение поставленной учебно-производственной задачи пред­полагает несколько вариантов получения результата. Учащийся, исходя из своего опыта производственной деятельности, знаний, выбирает тот или иной вариант решения. Вследствие этого резуль­таты деятельности учащихся на уроке производственного обуче­ния индивидуальны. Иначе говоря, содержание производственно­го обучения дает широкие возможности для организации разно­образной деятельности учащихся.

Организации этой деятельности способствуют методы произ­водственного обучения. В номенклатуру методов производствен­ного обучения входят как отдельные методы теоретического обу-


чения, так и специальные, направленные на формирование профессиональных умений. Применение методов теоретического обучения обусловлено содержанием деятельности мастера и уча­щихся на отдельных этапах урока. Например, на вводном инструк­таже, когда формируется теоретическая основа предстоящей тру­довой деятельности, можно применить методы теоретического обу­чения. Однако вряд ли правомерно на уроках производственного обучения применение монологического или показательного ме­тодов, т.е. методов, обобщающих репродуктивную мыслительную деятельность учащихся. Вместо показательного в методике произ­водственного обучения широко применяется метод показа трудовых действий.

Беседа как прием обучения широко распространена на уроках производственного обучения, поэтому на этапе повторения теоре­тических знаний целесообразно применять диалогический

метод.

В условиях, когда в учебных мастерских невозможно полнос­тью воспроизвести производительный процесс или аварийные режимы работы электрооборудования, широко применяют тре­нажеры, имитирующие все стадии производственного процесса. В этом случае используется тренировочный метод, органи­зующий процесс формирования производственных умений с по­мощью имитационных упражнений.

С широким внедрением тренажеров в производственное обуче­ние особую роль в процессе формирования профессиональных умений приобретает алгоритмический метод.

Роль этого метода велика в процессе обучения учащихся тех­нической диагностике. Он помогает решать задачу обучения уст­ранению неисправностей того или иного технического объекта.

Рассматривая проблему методов производственного обучения, нельзя не остановиться на проблемных методах, которые приме­няются в виде трех упражнений:

- проектировочного, предполагающего задачи на построение
технологического процесса (обработку деталей, электромонтаж

и т.д.);

- регулировочного, предполагающего задания на устранение
условного или заданного на тренажере отклонения технологиче­
ского процесса и установление нормального режима работы;

-диагностического, предполагающего поиск причины неисп­равности устройств.

Если рассмотреть структуру деятельности мастера и учащихся в про­цессе предъявления и выполнения каждого из трех упражнений, то мы получим разновидность эвристического метода обучения.

Итак, в методике производственного обучения применяются следующие методы: показ трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмический и эвристический.


 

4.2.2. Конструирование деятельности мастера производственного обучения по реализации методов обучения Метод показа трудовых действий.Правила применения этого метода даны в табл. 11. Диалогический метод.Структура диалогического метода была подробно рассмотрена выше. Здесь мы укажем лишь на некоторые специфические особенности его применения на уроках производ­ственного обучения. Данный метод не является ведущим в формировании практи­ческих умений, ему отводится вспомогательная роль. Он исполь­зуется в вводном инструктаже на этапе повторения теоретических знаний в процессе работы учащихся с инструкционной картой. Этот метод целесообразно применять в процессе текущего инст­руктажа, когда мастер производственного обучения в беседе с учащимися выявляет причины допускаемых ошибок. Тренировочный метод.Деятельность мастера производственно­го обучения по реализации этого метода описана в табл. 12. Таблица 11 Правила применения метода показа трудовых действий

Деятельность мастера


 

Деятельность мастера Деятельность учащихся
Объяснение назначения формируемых умений Уяснение значимости трудового процесса в профессиональной деятельности
Показ всего трудового процесса в нормальном темпе Наблюдение, целостное восприятие трудового процесса
Выделение операций, приемов и действий в трудовом процессе Анализ состава и структуры трудовой деятельности
Показ отдельных операций, приемов и способов их выполнения по инструкционной карте Уяснение способов выполнения каждой операции, приемов работы с инструкционной картой
Постановка вопроса для анализа инструкционной карты Ответы на вопросы
Показ всей изучаемой деятельности в замедленном темпе Мысленное восприятие
Вызов одного или двух учащихся для воспроизведения показанных операций Наблюдение, анализ
Повторение всего трудового процесса в нормальном темпе Мысленное воспроизведение трудовой деятельности

 


Таблица 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.